Конспект урока "Что изучает физика?"

Борня Татьяна Сергеевна

На  просторах  планеты  Земля  раскинулось  прекрасное  царство. Имя ему – Природа. На просторах этого царства дуют ветры, шумят леса, вскипают морские валы и выплескиваются на песчаный берег, льются с небес дожди, а потом на небе вспыхивает прекрасная радуга. А ночью на небе видны мириады звезд. Звездное небо – великая книга Природы. Перед тем, кто сумеет ее прочесть, раскроются несметные сокровища. Франсуа Араго сказал: «Астрономия не нуждается в украшении: ее украшает звездное небо». Все, что нас окружает, – это Природа. Для кого существует эта красота? Ведь если красавице некому показать свой наряд и свою прическу, то зачем все это? Так ведь? Но у Природы есть не только внимательный зритель и слушатель, но и достойный соратник. Это – Человек – умный, внимательный; человек – романтик, человек – практик. Первые помощники человека – это различные  науки,  которые  помогали  человеку  изучать  и  использовать законы Природы. Какие науки вы знаете? Например, астрономия, зоология и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_izuchaet_fizika.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1/1
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ?

Цели: познакомить с предметом физики как науки о природе; развивать умение видеть в явлениях окружающего мира действие законов природы; воспитывать убежденность в познаваемости окружающего мира; формировать интеллект, кругозор, грамотную физическую речь.

Оборудование:  презентация  «Что изучает физика», комплект оборудования для демонстрации физических явлений.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

На  просторах  планеты  Земля  раскинулось  прекрасное  царство. Имя ему – Природа. На просторах этого царства дуют ветры, шумят леса, вскипают морские валы и выплескиваются на песчаный берег, льются с небес дожди, а потом на небе вспыхивает прекрасная радуга. А ночью на небе видны мириады звезд. Звездное небо – великая книга Природы. Перед тем, кто сумеет ее прочесть, раскроются несметные сокровища. Франсуа Араго сказал: «Астрономия не нуждается в украшении: ее украшает звездное небо». Все, что нас окружает, – это Природа. Для кого существует эта красота? Ведь если красавице некому показать свой наряд и свою прическу, то зачем все это? Так ведь? Но у Природы есть не только внимательный зритель и слушатель, но и достойный соратник. Это – Человек – умный, внимательный; человек – романтик, человек – практик. Первые помощники человека – это различные  науки,  которые  помогали  человеку  изучать  и  использовать законы Природы. Какие науки вы знаете? Например, астрономия, зоология и т. д.

II. Основная часть урока. Изучение нового материала.

А) Фронтальная беседа по вопросам:

1. Что такое природа?

2. Что такое физика?

3. Почему говорят, что физика – одна из наук о природе?

4. Каково место человека в царстве Природы?

Б) Рассказ учителя (или сообщения учащихся). Аристотель. М. В. Ломоносов.

В) Слово учителя. В природе постоянно происходят различные изменения – их называют явлениями. Приведите примеры таких явлений. Явления природы – это изменения, происходящие в природе. В физике изучают физические явления:

1) Механические – это явления, происходящие с физическими телами при их движении относительно друг друга (обращение Земли вокруг Солнца, движение автомобилей, качание маятника, течение жидкостей по трубам).

2) Магнитные – это явления, связанные с возникновением у физических тел магнитных свойств (притяжение магнитом железных предметов, поворот стрелки компаса на север).

3) Электрические – это явления, возникающие при появлении, существовании, движении и взаимодействии электрических зарядов (электрический ток, молния, притяжение и отталкивание наэлектризованных тел).

4) Световые – это явления, возникающие при распространении, преломлении и отражении света (отражение света от зеркала, миражи, появление тени, радуга на небе).

5) Тепловые – это  явления,  связанные  с  нагреванием  и  охлаждением физических  тел  (кипение  чайника,  образование  тумана,  превращение воды в лед).

6) Звуковые (например, поют птицы или певцы, грохочет гром и т. п.).

Демонстрация физических явлений.

– Где применяется то или иное явление, где вы могли его наблюдать?

Г) Объяснение физических терминов: вещество – физическое тело – физическое явление. 

Д) Подведение промежуточного итога. Работа с конспектом (см. опорный конспект к уроку 1, блок 1). Учащиеся должны сформулировать вопросы по материалу конспекта. Желающие могут продемонстрировать показательный ответ по конспекту.

Е) Как  люди  изучают  природу?  Давным-давно  люди  заметили,  что после дождя на небе вспыхивает радуга. Радуги не бывает без дождя, но дождь  бывает  и  без  радуги.  Наблюдения  показывали,  что  радуги  не бывает в пасмурный день. После этих наблюдений у человека появилась мысль,  что  капли  дождя,  солнечный  свет  и  радуга  каким-то  образом связаны  между  собой.  Капли  дождя  ведут  себя  по отношению к свету так же, как и стеклянная призма. А что если пропустить солнечный свет через призму? (Эксперимент.) Итоги  эксперимента  позволили  сделать  соответствующий  вывод. Таким образом, последовательность изучения явления  может  быть  следующей:  наблюдение  –  гипотеза  –  эксперимент  – вывод.

Ж) Промежуточное закрепление. Работа по конспекту (см. опорный конспект к уроку 1, блок 2).

III. Закрепление изученного.

Главная задача физики – открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений.

А) Фронтальная беседа по вопросам:

1. Hазовите тела, изготовленные из алюминия, стекла, пластмассы, стали.

2. Выберите из перечисленных примеров отдельно тела, отдельно вещества: вода, капля воды, гранит, воздух в камере футбольного мяча, молоко, молоко в стакане, гранитная плита.

3. Из  нижеперечисленных  примеров  выберите  физические  явления: кислород,  гром,  часы,  бетон,  радуга,  кипение  воды,  электрическая лампочка.

4. Какие из перечисленных явлений являются физическими: прокисло молоко, разбился стакан, в печке сгорели дрова, зазвенел будильник, на улице загорелись электрические фонари, сгнила луковица, нагрелась вода в кастрюле?

Б) Знакомство с технологией тестирования. Рассмотрите пример тестового задания (см. ниже).

IV. Подведение итогов.

– При изучении физики мы узнаем много нового о себе, об окружающем нас мире, научимся свои знания применять на практике. Является ли современный человек частью природы или природа целиком зависит от прихоти людей?

«Мы не можем ждать милостей от природы после того, что с ней сделали!» (Анатолий Рас).

И все же сейчас человек начал понимать, что он должен не покорять природу, а найти способ жить с ней в согласии.

Мы хотим природу обмануть,

Под себя сильней её прогнуть,

Но она такого не простит

И сполна за дерзость отомстит!

Бьём по ней ударом за удар,

И горят леса, в тайге пожар,

Загрязняем реки, льём мазут,

И война с природой там и тут.

И она болеет, и молчит,

Просто мы не слышим, как кричит,

Язвами на теле прорастает,

За собой живущих увлекает!  

Марк Львовский, учитель физики

    V. Домашнее задание: § 1, 2, ответить на вопросы; желающие могут подготовить показательный (то есть на «5») ответ по конспекту. Творческое задание: ответьте скептику, который сказал, что в изучении человеческого организма знания по физике не нужны.