Программа внеурочной деятельности "Я и компьютер"

Борня Татьяна Сергеевна

Новизной данной программы является оптимальное построение педагогического процесса – попытка раскрытия межпредметных  связей. Программа позволяет применять знания из разных предметных областей,  кото­рые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обес­печивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в лю­дях, обладающих нестандартным мышлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_po_informatiki.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 п.Лебединый «МО «Алданский район»»

Утверждаю___________________ Ведерникова Р.А.                                                                                 Утверждаю ____________Гордиенко С.И.

Руководитель МО «естественно-математического цикла»                                                                        Директор МКОУ СОШ №10 п.Лебединый

«_____»____________________ 2014г.                                                                                                              «_____»____________________ 2014г.

Программа внеурочной деятельности

«Я и компьютер»

для 3 – 4 классов

Срок реализации программы 2 года.

Составитель: учитель информатики и ИКТ

МКОУ СОШ №10 п.Лебединый

Борня Татьяна Сергеевна

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Микроша» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с использованием следующих первоисточников:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы.
  2. Авторская программа Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4 классов.
  3. Примерное содержание курса информатики в начальной школе (из письма Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13)

Программа данного курса рассчитана  на 2 года. Курс включает 68 занятий: 1 занятие в неделю, в третьем классе - 34 занятия, во четвёртом - 34 занятия за учебный год.

Актуальность программы.

В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере,  необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Педагоги могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

 В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Новизной данной программы является оптимальное построение педагогического процесса – попытка раскрытия межпредметных  связей. Программа позволяет применять знания из разных предметных областей,  которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.

Основная цель программы:

формирование основ информационно-коммуникационной компетентности.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс).
  • Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.
  • Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
  • Научить учащихся работать с программами Word, Paint, Power Point.
  • Научить учащихся работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого.
  • Обучить учащихся основам алгоритмизации и программирования.
  • Научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.

Развивающие:

  • Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий

Воспитательные:

  • Воспитывать настойчивость, собранность, организованность, аккуратность
  • Воспитывать культуре общения, введению диалога, уметь работать в минигруппе
  • Бережно относиться к школьному имуществу.

Организация учебного процесса

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут.  Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровнего и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами ее организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • фронтальной- подача учебного материала всему коллективу учеников
  • индивидуальной – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействия выработки навыков самостоятельной работы
  • групповой – когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

 Результатом работы является: приобретенный учащимися объем знаний, умений, навыков, развитие способностей детей. Умение учащихся самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники. Формирование элементарного умения работы на компьютере; готовности к работе с информацией с использованием средств коммуникаций. Расширению круга понятий учащихся в области информатики и ИКТ.

Формы подведения итогов предусматривает выполнение творческих работ.

Примерная структура занятия:

  1. Организационный момент (1-2 мин)
  2. Разминка (6-8 мин)
  3. Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий (8-10 мин)
  4. Физкультминутка (1-2 мин)
  5. Работа за компьютером (10-15 мин)
  6. Подведение итогов занятия (3 мин)

Учебно-тематический план 1-й год

Наименование разделов и тем

Общее

 количество учебных

 часов

в том числе

теоретических

практических

1

Вводный раздел. Компьютерная грамотность

11

7

1.1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ

1

1

 

1.2

Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?

2

1

1

1.3

Понятие и назначение курсора. Управление мышью.

1

0,5

0,5

1.4

Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»

3

0,5

2,5

1.5

Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы.

4

1

3

2

Формальное описание предметов

9

 6

2.1

Выделение существенных признаков предмета

1

 

1

2.2

Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное

2

1

1

2.3

Выявление закономерностей в расположении предметов

2

2

2.4

Понятие множества

1

1

 

2.5

Вложенность и пересечение множеств

3

1

2

3

Введение в логику

12

6

6

3.1

Упражнения на развитие внимания

2

1

1

3.2

Логика и конструирование

2

1

1

3.3

Симметрия

2

1

1

3.4

Пропедевтика отрицания

2

1

1

3.5

Закономерность в ряду предметов или чисел

2

1

1

3.6

Выявление причинно-следственных связей

2

1

1

4

Повторение

2

1

1

Итого

34

14

20


Учебно-тематический план 2-й год

Наименование разделов и тем

Общее

 количество учебных

 часов

в том числе

теоретических

практических

1

Компьютерная грамотность

13

5,5

7,5

1.1

 Правила ТБ. Краткая история создания ПК.

Назначение и принципы работы. Загрузка ОС  и порядок завершения работы.

1

0,5

0,5

1.2

Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач.

2

1

1

1.3

Окно — как основное понятие. Режим работы окна.

2

1

1

1.4

Представление о файловой системе. Каталоги. Папки.

3

1

2

1.5

Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.

3

1

2

1.6

Буфер обмена. Работа с группой объектов.

2

1

1

2

Логика и информация. Информация

10

 4

2.1

Что такое информация?
Виды информации

2

1

1

2.2

Способы передачи и получения информации

1

 

2.3

Кодирование и декодирование информации

2

1

1

2.4

Логические концовки

2

1

1

2.5

Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"

3

1

2

3

Алгоритмы и исполнители

9

 4

3.1

Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов

2

1

1

3.2

Алгоритмы в математике и русском языке

2

1

1

3.3

Способы записи алгоритмов

1

1

 

3.4

Работа в алгоритмической среде

4

1

3

4

Повторение

2

1

1

Итого

34

14,5

19,5

Содержание программы:
Первый год обучения (34 часа)

Вводный раздел. Компьютерная грамотность (11 часов)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора.  Управление мышью. Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки»

Формальное описание предметов (9 часов)
Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств

Введение в логику (12 часов)
Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика отрицания. Закономерность в ряду предметов или чисел. Выявление причинно-следственных связей.

Повторение (2 часа).

Второй год обучения (34 часа)

Компьютерная грамотность (13 часов).
Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон различных типов. Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой объектов.

Логика и информация. Информация (10 часов)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Логические концовки. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование и декодирование информации.

Алгоритмы и исполнители (9 часов)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.

Повторение (2 часа).

Результаты изучения курса

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД

Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Нравственно-этическое  оценивание

Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности», создание различных информационных объектов с помощью компьютера. Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Информатика специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.

Регулятивные УУД

Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Планирование  и  целеполагание

Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.

Контроль и коррекция

Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способов действия и его результата. Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости.

Оценивание

Задания, для самостоятельного выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

  1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
  2. Знаково-символическое моделирование:
  • составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
  • использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
  • табличные моде;
  • опорные конспекты – знаково-символические модели.

        Смысловое чтение:

  • анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
  • работа с различными справочными    информационными источниками.

       Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости

           от конкретных условий: составление алгоритмов формальных

           исполнителей.

  1. Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.

Логические универсальные действия

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.
  2. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов: решение заданий на создание алгоритмов упорядочивания объектов.
  3. Синтез как составление целого из частей в виде схемы, в форме объёмного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы.
  4. Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.
  5. Построение логической цепи рассуждений:
  • введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания;
  • сложные высказывания;
  • задания на составление логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

  1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
  2. Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий.

Планируемые результаты изучения курса

К концу обучения программы будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их развития.

Выпускник научится:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включать, выключать компьютер;
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
  • Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
  • Основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
  • Устанавливать аналогии;
  • Строить логическую цепь рассуждений;
  • Осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • Обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей.
  • Работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • Свободно набирать информацию на русском  и английском регистре;
  • Запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • Работать с программами   Word, Paint, Excel, Power Point;
  • Работать с электронной почтой;
  • Создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
  • Составлять и защищать творческие мини-проекты.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • Осознанно владеть общими приёмами решения задач;
  • Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Список литературы

Рекомендуемая для учащихся:

Тур С. Н., Бокучава Т. П. Учебник-тетрадь по информатике для 1 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 112с: ил.

Используемая литература:

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005. (Игровые методы обучения) ISBN 5-89144-549-2
  2. Большая  энциклопедия начальной школы. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 416с.
  3. Волина В. Занимательная математика для детей. – СПб.: Дидактика, 1994
  4. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь для 1 класса в 2-х частях.- Изд. 2-е, испр. М.: Баласс, 2006. Образовательная система «Школа 2001»)
  5. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2006.
  6. Зыкина О.В. Компьютер для детей: - М.: Изд-во Эксмо,2005.  
  7. Трутнев В. П. Считай, смекай, отгадывай. – СПб: Лань, 1994.
  8. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Методическое пособие по информатике для учителей 1 классов общеобразовательных школ. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 144 с.: ил. + CD
  9. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Учебник-тетрадь по информатике для 1 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 112с: ил.
  10. Фурсина О. В. Развивать фантазию, творческие способности. Математика и конструирование // Начальная школа. №6, 1995.

Медиатека

  1. Мир информатики 1-2 год обучения
  2. Мир информатики 3-4 год обучения

Сайты в помощь руководителю:

  • www.klyaksa.net
  • www.metod-kopilka.ru
  • www.pedsovet.org
  • www.uroki.net
  • www.intel.ru

Примерный комплекс упражнений для глаз:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.