Рабочая программа по физике 8 класс
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 п.Лебединый «МО «Алданский район»»
Рассмотрено: Руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла ________________Р.А. Ведерникова Протокол №1«___»_______________ 2016г. | Согласовано: Замдиректора школы по УВР МКОУ «СОШ № 10 п. Лебединый» ___________ Т.А. Серватовская «____» __________________2016 г. | Утверждаю: _____________Н.И. Кутузова Директор МКОУ СОШ № 10 Пр. № ____________ «___»_________________2016 г |
Рабочая программа
по физике
8 класс
на 2016 – 2017 учебный год
к УМК А.В. Перышкина, Е.М. Гутник, 2 часа в неделю,
всего 70 ч. за год
Составитель: учитель физики
МКОУ СОШ №10 п.Лебединый
Борня Татьяна Сергеевна
Пояснительная записка к календарно – тематическому планированию по физике.
Рабочая программа по физике для 8 класса, составлена в соответствии с положениями:
- ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012
- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год)
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Примерной программы по учебным предметам «Физика 7 – 9 класс: проект» – Волгоград: «Учитель», 2015 г
- Программы по физике В.В. Пёрышкин – Волгоград: «Учитель», 2015 г
- Федерального перечня учебников на 2015 - 2016 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ;
- С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- БУП МКОУ «СОШ № 10 п. Лебединый».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Марон А.Е. Физика 8 класс: дидактические материалы/А.Е марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2013
- Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы/ А.Е марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. – М.: Дрофа, 2013
- Пёрышкин А.В. физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2015
- Пёрышкин А.В. рабочая тетрадь к учебнику А.В. Пёрышкин физика 8 класс/ А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2015
- Ханнова Н.К. Физика 8 класс: тесты/Н.К. Ханнова. – М.: Дрофа,2013
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели изучения физики:
• освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
• воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. В приведенном тематическом планировании предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе организационно-деловых игр, исследовательских лабораторных работ, проблемных дискуссий, интегрированных уроков с историей и биологией, проектная деятельность и т. д.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.
Спецификой учебно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить смысловой анализ текста; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показания измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
Содержание программы
1. Повторение (1 час)
2. Тепловые явления (11 часов)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Демонстрации:
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
3. Изменение агрегатных состояний веществ (13 часов)
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Явления плавления и кристаллизации.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины
4. Электрические явления (25 час)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Демонстрации:
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы.
Электризация через влияние.
Перенос электрического заряда с одного тела на другое.
Закон сохранения электрического заряда.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Электрический ток в электролитах. Электролиз.
Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
Электрический разряд в газах.
Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Лабораторные работы и опыты.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.
Изучение последовательного соединения проводников.
Изучение параллельного соединения проводников.
Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Измерение работы и мощности электрического тока.
5. Магнитные явления (6 часов)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Демонстрации:
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
6. Световые явления (11 часов)
Источник света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза Фокусное расстояние линзы. Построение изображений линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Разложение белого сета на цвета. Цвет тел.
7. Повторение (3 часа)
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных
учреждений основного общего образования по физике
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна.
• смысл физических величин: кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
• смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
• описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление и дисперсию света;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
• контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Литература:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 8 класс.
- Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебному компелекту А.В. Перышкина «Физика. 8 класс» - М.: ВАКО, 2007.
- Гутник Е.М., Рыбаков Е.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс». – М.: Дрофа, 2005.
- Изместьева Т.А. Формы учета и контроля знаний , умений и навыков по физике при разноуровневом обучении – г. Якутск, 1999.
- Интерактивные творческие задания по физике, 7 – 9 класс (компакт - диск).
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике – Москва «Просвещение», 2007.
- Открытая физика. Полный интерактивный курс физики (компакт - диск).
- Перышкин А.В. Физика 8 класс – М.: Дрофа, 2006.
- Рабочая тетрадь по физике 8 класс. М.: Просвещение, 2008.
- Тематическое планирование. Физика, астрономия, информатика (компакт - диск) – издательство «Учитель», 2008.
- Лабораторные работы по физике «Виртуальная физическая лаборатория», 8 класс (компакт - диск)
- 1С: физика 8 класс (компакт - диск)
- 1С: Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий.
- Физика 7 класс. Мультимедийное сопровождение уроков в 8 классе. Издательство Учитель.
Календарно – тематическое планирование по физике в 8 классе.
Количество недель: 35
Количество часов в неделю: 2
Всего: 70
I четверть: 9 недель, 18 часов
II четверть: 7 недель, 14 часов
III четверть: 10 недель, 20 часов
IV четверть: 9 недель, 18 часов
№ | Система уроков. Тема | Цели урока | Педагогические методы, формы, средства, демонстрации | Требования к базовому уровню подготовки | Требования к повышенному уровню подготовки | Домашнее задание |
1 | Повторение материала, изученного в 7 классе: «Строение вещества. Атомы и молекулы. Строение газов, жидкостей и твердых тел» | Информационно-развивающий. Беседа. | Уметь объяснять свойства вещества на основе представлений о молекулярном строении. | |||
Тепловые явления (11 часов) | ||||||
2 | Тепловое равновесие. Температура. | Дать понятие теплового движения молекулы; ввести понятие температуры; познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особым видом движения. | Частично-поисковый. Эвристическая беседа. Демонстрация принципа действия термометра. | Знать/понимать смысл физических величин: «температура», «средняя скорость теплового движения»; смысл понятия «тепловое равновесие». | Знать различные температурные шкалы – Ремера, Фаренгейта, Цельсия. Иметь понятие о принципах действия минимальных и максимальных термометров. | §1, задачник Лукашик № 915, 916. |
3 | Внутренняя энергия и способы ее изменения. | Ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия. Рассмотреть способы изменения внутренней энергии. | Проблемно-поисковый. Исследовательская работа. | Знать/понимать смысл физических величин: «работа», «количество теплоты», «внутренняя энергия». | Уметь описывать и объяснять процесс изменения внутренней энергии при совершении работы и при передаче количества теплоты. | §2, задачник Лукашик № 920, 921. |
4 | Виды теплопередачи | Ознакомить учащихся с видами теплообмена, научить их объяснять тепловые явления на основании молекулярно – кинетической теории. | Проблемно-поисковый. Эвристическая беседа. | Уметь описывать и объяснять явление теплопроводности, конвекции, излучения, приводить примеры практического характера. | §4 – 6, упр. 1 – 3. Доклад: «Виды теплопередачи в быту», «Теплопередача в атмосфере» и др. | |
5 | Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. | Углубить знания учащихся о видах теплообмена и их роли в природе и технике, рассмотреть примеры использования видов теплообмена в различных областях человеческой деятельности. | Творчески-репродуктивный. решение задач и вариативные упражнения. | Уметь определять, какими способами происходит теплопередача в различных случаях; объяснять/предлагать способы защиты от переохлаждения и перегревания в природе и технике. | Уметь для различных случаев определять/пред- | Задачник Лукашик №965, 976, 981 |
6 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | Определить аналитическое соотношение в определении изменения внутренней энергии. Ввести и выяснить физический смысл удельной теплоемкости. | Информационно-развивающий. Беседа. Справочная литература. | Знать/понимать смысл понятия «удельная теплоемкость»; уметь рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры тела. | Уметь решать задачи повышенной сложности. | §7,8; задачник Лукашик №1003, 1004 |
7 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | Определение способа расчета количества теплоты при теплообмене тел. | §9 | |||
8 | Решение задач | Отработка практических навыков при решении задач; развитие навыков устного счета. | ||||
9 | Топливо. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | Сформировать понятие об энергии топлива; рассмотреть физические основы горения веществ; обеспечить понимание учащимся физической сути удельной теплоты сгорания топлива. | Информационно-развивающий. Беседа, самостоятельная работа с учебной литературой. Справочная литература. | Знать/понимать, что такое топливо, знать виды топлива, уметь рассчитывать количество теплоты, выделяющееся при его сгорании. | Уметь решать задачи на составление уравнения теплового баланса. | §10, задачник Лукашик №1035 - 3039 |
10 | Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса. | Выяснить физическое содержание закона сохранения энергии для тепловых процессов; вывести уравнение теплового баланса. | §11, упражнение 6. | |||
11 | Контрольная работа по теме «Внутренняя энергия». | Оценить знания, умения и навыки учащихся по теме «Внутренняя энергия». | Репродуктивный. Индивидуальная работа. Сборники тестовых заданий. | Уметь решать качественные задачи по теме «Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи» | Уметь решать задачи повышенной сложности по теме «Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи». | |
Изменение агрегатных состояний вещества (13 часов) | ||||||
12 | Агрегатные состояния вещества. | Изучить физические особенности в строении и свойствах различных веществ. | §12, задачник Лукашик №1012 – 1013. | |||
13 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. | Научить учащихся понимать суть таких тепловых явлений, как плавление и кристаллизация; изучить особенности в поведении вещества при переходе из твердого состояния в жидкое и обратно. | Информационно-развивающий. Объяснение, демонстрации. | Уметь описывать и объяснять явление плавления и кристаллизации. | Уметь описывать и объяснять явление плавления и кристаллизации. | §13-14, упражнение 7. Дополнительно: задачник Лукашик № 1055 – 1057. |
14 | Количество теплоты, необходимое для плавления тела и выделяющееся при его кристаллизации. | Определить способ расчета количества теплоты в изучаемых процессах. | Репродуктивный. Выполнение упражнений по образцу, упражнения на тренажерах. Справочная литература, сборники тестовых заданий. | Уметь решать задачи на расчет количества теплоты, построение графиков и объяснение графиков изменения температуры. | Уметь решать задачи на составление уравнения теплового баланса, определение удельной теплоты плавления и массы расплавленного вещества. | §15, упражнение 8; задание 2. |
15 | Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкостей и выделение ее при конденсации пара. | Дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода из жидкого состояния в газообразное и наоборот; рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации. | Проблемно-поисковый. Эвристическая беседа, лабораторные опыты. | Уметь описывать и объяснять явления испарения и конденсации. | Уметь объяснять различную скорость испарения жидкостей на основе молекулярных представлений о строении вещества. | §16-17, упражнение 9. Дополнительно: доклады о практическом использовании процесса испарения в быту и технике. |
16 | Кипение. Расчет количества теплоты при парообразовании и конденсации. | Ознакомить учащихся с явлением кипения; научить объяснять процесс кипения на основании молекулярно - кинетической теории; рассмотреть физические особенности кипения. | Информационно-развивающий. Беседа. Решение задач. | Уметь описывать и объяснять явление кипения. | Знать/понимать смысл удельной теплоты парообразования. | §18, задачник Лукашик № 1109-1111. |
17 | Влажность воздуха. Насыщенный пар. Способы определения влажности воздуха. | Объяснить понятия влажности воздуха; показать практическое применение и влажность данной физической величины. | Информационно-развивающий. Беседа, демонстрация. | Знать/понимать понятие влажности воздуха, уметь определять влажность воздуха при помощи психрометра. | Уметь объяснить принцип действия психрометра; уметь описывать и объяснять образование тумана и выпадение росы. | §19 |
18 19 | Решение задач на расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества и при изменении температуры твердых и жидких тел. | Определить способы расчета тепла в изучаемых процессах. Закрепить знания учащихся по теме; сформировать навыки расчета количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. | Творчески-репродуктивный. фронтальная работа, упражнения на тренажерах. Справочная литература, дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий, сборники тестовых заданий. | Уметь решать задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | Уметь решать задачи на составление уравнения теплового баланса в общем случае. | §20, задачник Лукашик №1121 – 1123. |
21 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | Рассмотреть применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях на примере двигателя внутреннего сгорания. | Информационно-развивающий. Беседа. | Знать/понимать смысл понятий «двигатель», «тепловой двигатель». | Уметь объяснить принцип действия четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. | §21,22. Доклады: Первые паровозы; Изобретение автомобиля и паровоза и др. |
22 | Паровая турбина. Реактивный двигатель. | Объяснить учащимся устройство и принцип работы паровой турбины. | Информационно-развивающий. Беседа. | Знать различные виды тепловых машин, уметь приводить примеры их практического использования. | Знать/понимать преимущества и недостатки каждого вида тепловых машин. | §23. |
23 | КПД тепловых двигателей. Способы увеличения КПД тепловых машин. | Информационно-развивающий. Беседа. Справочная литература. | Знать/понимать смысл коэффициента полезного действия и уметь вычислять его. | Уметь решать задачи на определение КПД с использованием формул механической работы и теплоты сгорания топлива. | §24 | |
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления». | Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления». Организационно-деловая игра. Наглядные пособия, справочная литература, сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Тепловые явления». | Уметь творчески применять приобретенные знания и умения в предложенных ситуациях и заданиях | Подготовиться к контрольной работе. | ||
25 | Контрольная работа. | Оценить знания, умения и навыки учащихся по изученной теме. | Репродуктивный. Индивидуальная работа. Контрольно-измерительные материалы по теме «Тепловые явления». | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов. | ||
Электрические явления (25 часов) | ||||||
26 | Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. | Ознакомить учащихся с явлением электризации тел; доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие. | Информационно-развивающий. Лекция. Демонстрация электризации тел, существования двух видов электрических зарядов. | Знать/понимать смысл понятия «электрический заряд». | §25, 26; задачник Лукашик № 1169, 1171, 1172. | |
27 | Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда. | Ознакомить учащихся с устройством электроскопа; сформировать представление учащихся об электрическом поле и его свойствах; убедить учащихся в дискретности электрического заряда; дать представление об электроне как частице с наименьшим электрическим зарядом. | Проблемно-поисковый. Эвристическая беседа. Демонстрация переноса электрического заряда с одного тела на другое, устройства и принципа действия электроскопа. Демонстрация проводников и диэлектриков. | Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия электроскопа. | Уметь предложить способ изготовления электроскопа из подручных материалов. | §27 - 29 |
28 | Строение атомов. Схема опыта Резерфорда. | Ознакомить учеников со строением атома, планетарной моделью атома по Резерфорду. | Информационно-развивающий. Лекция, беседа. | Знать/понимать строение атомов, уметь объяснять на этой основе процесс электризации, передачи заряда. | Уметь описывать и объяснять различие в строении проводников и диэлектриков. | §30, задачник Лукашик № 1218, 1219 |
29 | Объяснение электрических явлений. | Систематизировать и обобщить знания об электризации тел; на основании электронной теории объяснить процесс электризации тел. | Проблемно-поисковый. | Уметь описывать и объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. | Уметь описывать и объяснять процесс электризации тел, передачи заряда и взаимодействия заряженных тел на основе представлений о строении вещества и строении атома. | §31 |
30 | Электрический ток и его источники. | Выяснить физическую природу электрического тока; закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока. | Информационно-развивающий. Лекция. Демонстрация действия электрического тока, источников тока. | Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источники тока». | Знать различные виды источников тока, уметь описывать и объяснять принцип их действия. | §32, подготовить доклад на тему «применение аккумуляторов в быту и технике». |
31 | Электрическая цепь и ее составные части. Направление тока. Л/р «Сборка простейшей электрической цепи». | Выяснить, из каких частей из каких частей состоит электрическая цепь; объяснить учащимся назначение каждой части электрической цепи; познакомить с особенностями электрического тока в металлах и электролитах. | Информационно-развивающий. Беседа, лабораторная работа по инструкции. Демонстрация составления электрической цепи, лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока. | Знать/понимать правила составления электрических цепей. Уметь собирать простейшие электрические цепи по заданной схеме, уметь чертить схемы собранной электрической цепи. | Уметь составлять схемы и собирать электрические цепи с заданными свойствами. | §33, 34, задачник Лукашик № 1248, 1250, 1251. |
32 | Сила тока. Амперметр. Л/р «Сборка электрической цепи и измерение силы тока»/ | Ввести новую физическую величину – силу тока и единицу ее измерения. Научит учащихся собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром, измерять силу тока. | Информационно-развивающий. Беседа, лабораторная работа по инструкции. | Знать/понимать смысл величины «сила тока»; знать правила включения в цепь амперметра, уметь измерять силу тока в цепи. | Уметь определять погрешность измерений. | §37, 38; задачник Лукашик № 1258, 1260, 1264 |
33 | Решение задач | |||||
34 | Напряжение. Вольтметр. Л/р «Сборка электрической цепи и измерение напряжения». | Ввести понятие напряжение и познакомить учащихся с единицей измерения напряжения. Научить учащихся подключать вольтметр, определять цену деления, измерять напряжение на разных участках цепи. | Информационно-развивающий. Беседа, лабораторная работа по инструкции. | Знать/понимать смысл величины «напряжение»; знать правила включения в цепь вольтметра, уметь измерять напряжение на участке цепи. | Уметь определять погрешность измерений. | §39 – 41; задачник Лукашик № 1266, 1273 |
35 | Решение задач. | |||||
36 | Электрическое сопротивление проводников. | Ознакомить учащихся с электрическим сопротивлением проводников как физической величиной; дать объяснение природе электрического сопротивления на основании электронной теории; показать зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника. | Информационно-развивающий. Беседа, индивидуальная работа. Демонстрация реостата и магазина сопротивлений, демонстрация зависимости силы тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении. | Знать/понимать смысл явления электрического сопротивления. | Уметь объяснять наличие электрического сопротивления проводника на основе представлений о строении вещества. | §43 – 45, задачник Лукашик № 1302, 1307, 1312. |
37 | Л/р «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах и от сопротивления». | Установить зависимость между силой тока и напряжением на однородном участке электрической цепи. | Проблемно-поисковый. Лабораторная поисковая работа. Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры. | Знать/понимать, от каких величин зависит сила тока в цепи. | Уметь описывать и объяснять, как и почему изменяется сила тока в цепи при изменении напряжения и сопротивления. | § 42. |
38 | Закон Ома для участка цепи. | Установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка. | Проблемно-поисковый. Исследовательская работа. Демонстрация зависимости силы тока в цепи от сопротивления и напряжения. | Знать закон Ома для участка цепи. Уметь использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи. | Уметь решать задачи на применение закона Ома для участка цепи в нестандартных ситуациях. | §42, 44, упражнение № 19 (1 - 4). |
39 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. | Ознакомить учащихся с устройством и использованием реостатов для регулировки силы тока в цепи; научить делать расчеты электрических сопротивлений проводников. | Информационно-развивающий. Беседа. Демонстрация зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. | Знать/понимать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. | Уметь описывать и объяснять причины зависимости электрического сопротивления от размеров проводника и рода вещества. | §46, 47; упражнения 20, 21. |
40 | Л/р «Регулирование силы тока реостатом. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | Научить учащихся определять сопротивление проводника, используя закон Ома; научить пользоваться реостатом для регулирования силы тока в электрической цепи, формировать умение собирать электрические цепи, измерять в них силу тока и напряжение при помощи амперметра и вольтметра. | Проблемно-поисковый. Лабораторная поисковая работа. Лабораторное оборудование: набор по электричеству, источники тока, амперметры, вольтметры, реостаты. | Уметь пользоваться реостатом для регулирования силы тока, уметь определять сопротивление проводника. | Уметь строить графики зависимости силы тока от напряжения и на основе графика определять сопротивление участка цепи. | |
41 | Решение задач на применение закона Ома для участка цепи. | Творчески-репродуктивный. Групповая и индивидуальная работа. Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Закон Ома». | Уметь решать задачи на применение закона Ома. | Уметь решать задачи повышенной сложности на применение закона Ома. | Повторить материал по теме «Закон Ома для участка цепи», Задачник Лукашик № 1319, 1320, 1330. | |
42 | Последовательное соединение проводников. Л/р № 11 «Изучение последовательного соединения проводников». | Ознакомить учащихся с последовательным соединением проводников и закономерностями, существующими в цепи с последовательным соединением проводников. | Проблемно-поисковый. Лабораторная поисковая работа. Демонстрация постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи; лабораторное оборудование: источники тока, амперметры, вольтметры | Знать/понимать, что такое последовательное соединение проводников; знать, как определяются сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при последовательном соединении проводников. | Уметь самостоятельно сформулировать законы последовательного соединения проводников. | § 48, упр. 22 |
43 | Параллельное соединение проводников. Л/р № 12 «Изучение параллельного соединения проводников». | Ознакомить учащихся с параллельным соединением проводников и закономерностями, существующими в цепи с параллельным соединением проводников. | Проблемно-поисковый. Лабораторная поисковая работа. Демонстрация измерения силы тока в разветвленной электрической цепи; лабораторное оборудование: источники тока, амперметры, вольтметры | Знать/понимать, что такое параллельное соединение проводников; знать, как определяется сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при параллельном соединении проводников. | Уметь самостоятельно сформулировать законы параллельного соединения проводников. | § 49, упр. 23 |
44 | Смешанное соединение проводников. Решение задач. | Закрепить знания учащихся о различных соединениях проводников и сформировать умения рассчитывать параметры комбинированных цепей. | Творчески-репродуктивный. Сборники познавательных и развивающих заданий. | Уметь решать задачи на применение законов последовательного и параллельного соединения проводников. | Уметь решать задачи на расчет цепей со смешанным соединением проводников. | Повторить § 48, 49, Задачник Лукашик № 1385, 1386, 1387 |
45 | Контрольная работа | Контроль знаний, умений и навыков учащихся по изученным темам. | Репродуктивный. Индивидуальная работа. Контрольно-измерительные материалы по теме «Электрические явления». | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов. | Уметь решать нестандартные задачи на применение изученных физических законов. | |
46 | Работа и мощность электрического тока. | Выяснить характер зависимости между энергией, выделяемой на участке цепи, электрическим током и опротивлениием этого участка цепи. | Информационно-развивающий. Беседа. | Знать/понимать смысл величин «работа электрического тока» и «мощность электрического тока» | § 50 – 52, задачник Лукашик № 1396, 1405, 1407. | |
47 | Л/р «Измерение работы и мощности электрического тока» | Закрепить знания учащихся о работе и мощности электрического тока; развивать их практические умения и навыки пользования приборами для измерения параметров электрических цепей; научить экспериментально определять работу и мощность электрического тока. | Репродуктивный. Лабораторная работа по инструкции. Лабораторное оборудование: источники тока, амперметры, вольтметры. | Уметь использовать физические приборы для измерения работы и мощности электрического тока. | ||
48 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. | Ознакомить учащихся с законом Джоуля – Ленца; показать универсальность закона сохранения и превращения энергии. | Информационно-развивающий. Беседа. Демонстрация теплового действия тока. | Уметь описывать и объяснять тепловое действие тока. | § 53, упр. 27. Доклад на тему: «Первое электрическое освещение свечами П.Н. Яблочкова», «Лампы накаливания и история их изобретения» и др. | |
49 | Лампы накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители | Выяснить причины перегрузки сети и короткого замыкания, объяснить учащимся назначение предохранителей; изучить устройства лампы накаливания. | Информационно-развивающий. Беседа. | Уметь приводить примеры практического использования теплового действия электрического тока. | Уметь описывать и объяснять преимущества и недостатки электрических нагревательных приборов. | § 54, 55, задачник Лукашик № 1443, 1444, 1446. |
50 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Электрические явления». | Закрепит знания учащихся о работе и мощности электрического тока, о тепловом действии тока; сформировать навыки расчета количества теплоты, выделяемого в различных электрических цепях. | Творчески-репродуктивный. Работа на тренажерах, вариативные задания. Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Электрические явления», сборники тестовых заданий | Уметь описывать и объяснять электрические явления, решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока. | Уметь описывать и объяснять электрические явления, решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока. Уметь производить расчет цепей с последовательным и параллельным соединением проводников | |
Магнитные явления (6 часов) | ||||||
51 | Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и установить связь между электрическим током и магнитным полем. | Информационно-развивающий. Объяснение. Демонстрация опыта Эрстеда, демонстрация магнитного поля тока. | Знать/понимать смысл понятия «магнитное поле»; понимать, что такое магнитные линии и каковы их особенности. | Знать/понимать, что замкнутость магнитных линий означает отсутствие магнитных зарядов в природе. | § 56, 57, задачник Лукашик № 1459, 1462, 1463 |
52 – 53 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | Ознакомить учащихся со свойствами постоянных магнитов; добиться понимания реального и объективного существования магнитного поля; пояснить происхождение магнитного поля Земли. | Проблемно-поисковый. Исследовательская работа | Знать/понимать, как характеристики магнитного поля зависят от силы тока в проводнике и формы проводника; уметь объяснять устройство и принцип действия электромагнита. | Уметь предлагать способы увеличения/уменьшения магнитного поля, создаваемого катушкой с током. | §58, 59, 60 |
54 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | Ознакомить учащихся с действием магнитного поля на проводник с током, с проявлением действия силы Ампера, объяснить учащимя устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока. | Информационно-развивающий. Беседа. Демонстрация действия магнитного поля на проводник с током, модель электрического двигателя. | Уметь описывать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током, понимать устройство и принцип действия электродвигателя. | Знать/понимать неразрывность и взаимосвязанность электрического и магнитного полей. | § 61 |
55 | Решение задач по теме «Магнитные явления». | Творчески-репродуктивный. Вариативные задания. Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Магнитные явления». | Уметь решать качественные и экспериментальные задачи по теме «Электромагнитные явления». | Уметь решать нестандартные качественные и экспериментальные задачи по теме «Электромагнитные явления». | Повторить тему «Электромагнитные явления» | |
56 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления». Кратковременная контрольная работа. | Контроль знаний, умений и навыков учащихся по изученным темам. | Творчески-репродуктивный. Решение задач. Индивидуальная работа. | Знать/понимать взаимосвязь электрического и магнитного полей, уметь описывать и объяснять взаимодействие электромагнитов и постоянных магнитов. Уметь рисовать форму и расположение магнитных линий. | Уметь выполнять творческие задания и задания повышенной сложности по данной теме. | |
Световые явления (11 часов) | ||||||
57 | Понятие электромагнитных волн. Свет – электромагнитная волна. Оптические явления. Геометрическая оптика как предельный случай волновой оптики. | Ознакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света; разъяснить закон прямолинейного распространения света ; объяснить природу солнечных и лунных затмений. | Информационно-развивающий. Лекция с элементами беседы. Демонстрация шкалы электромагнитных колебаний. | Знать/понимать смысл понятий «свет», «оптические явления», «геометрическая оптика». | Иметь представление об историческом развитии взглядов на природу света. | § 62, упр. 29. |
58 | Прямолинейное распространение света. Тень. Полутень. Солнечные и лунные затмения | Информационно-развивающий. Лекция с элементами беседы. Демонстрация прямолинейного распространения света, источников света. | Уметь строить область тени и полутени. Знать/понимать смысл закона прямолинейного распространения света | Уметь описывать и объяснять солнечные и лунные затмения. | § 62 | |
59 – 60 | Закон отражения света. Плоское зеркало. Принципы построения изображения и области видимости | Ознакомить учащихся с особенностями распространения света на границе раздела двух сред4 дать сведения о законах, которым подчиняется это явление. Раскрыть учащимся особенности зеркального и диффузного отражения света; научить применять законы отражения для построения изображения в плоском зеркале. | Информационно-развивающий. Беседа. Демонстрация отражения света, зависимости угла отражения света от угла падения. | Знать/понимать смысл закона отражения света, уметь строить отраженный луч; знать, как построением определяется расположение и вид изображения в плоском зеркале. | Уметь решать графические задачи на восстановление пропущенных фрагментов (например, определение положения зеркала по падающему и отраженному лучу). | § 63, 64, задачник Лукашик № 1547, 1551, 1554. |
61 | Преломление света. Призма.. | Углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред; ознакомить учащихся с законами преломления света. | Информационно-развивающий. Лекция с элементами беседы. | Знать/понимать смысл закона преломления света, уметь строить преломленный луч. | Понимать, в каких случаях происходит увеличение/уменьшение угла преломления света. Уметь строить приблизительный ход луча при переходе в среду с более высокой или более низкой оптической плотностью. | § 65, упр. 32 |
62 | Собирающие и рассеивающие линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений в тонких линзах. | Дать знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках. | Информационно-развивающий. Объяснение. | Знать/понимать смысл понятий «фокусное расстояние линзы», «оптическая сила линзы». Уметь строить изображение в тонких линзах. Уметь различать действительные и мнимые величины. | Уметь решать графические задачи на восстановление пропущенных фрагментов (например, определение положения линзы по известным положениям предмета и его изображения). | § 66 |
63 | Формула тонкой линзы. | Научить учащихся связывать фокусное расстояние линзы с расстоянием от предмета до линзы и от изображения до линзы; познакомить с понятием оптической силы линзы. | Проблемно-поисковый. Исследовательская работа. Чертежные инструменты. | Знать/понимать взаимосвязь между расположением предмета, оптической силой линзы и получаемым изображением. | Уметь выводить формулу тонкой линзы. | § 66 |
64 | Построение изображений, полученных с помощью линз. | Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом. | Проблемно-поисковый. Исследовательская работа. Чертежные инструменты. | Уметь решать задачи на построение изображений, применение формулы тонкой линзы, расчет фокусного расстояния и оптической силы линзы | Уметь решать нестандартные задачи на построение изображений, применение формулы тонкой линзы, расчет фокусного расстояния и оптической силы линзы | § 67, задачник Лукашик № 1592, 1593. |
65 | Решение задач на построение изображений в тонких линзах, применение формулы тонкой линзы. | Научить учащихся строить ход лучей в линзах, производить анализ изображений, полученных с помощью линз. | Творчески-репродуктивный. Решение задач и вариативных упражнений. | Повторить § 66 – 67, задачник Лукашик № 1597, 1599. | ||
66 | Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | Информационно-развивающий. Лекция. | Знать/понимать устройство и принцип действия оптических приборов, уметь описывать и объяснять процесс аккомодации глаза. | Уметь строить ход лучей в оптических приборах, уметь описывать и объяснять причины различий в строении органов зрения различных организмов. | Подготовиться к контрольной работе. | |
67 | Контрольная работа по теме «Геометрическая оптика» | Контроль знаний, умений и навыков учащихся по изученным темам. | Репродуктивный. Индивидуальная работа. Контрольно-измерительные материалы по теме «Геометрическая оптика». | Уметь решать качественные, расчетные и графические задачи по теме «Геометрическая оптика». | ||
Повторение (3 часа). | ||||||
68 | Повторительно-обобщающий урок | Творчески-репродуктивный | Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств; использовать уметь обосновывать высказываемое мнение, уважительно относиться к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ. | |||
69 | Повторительно-обобщающий урок | Творчески-репродуктивный | ||||
70 | Повторительно-обобщающий урок | Творчески-репродуктивный | ||||
