Открытый урок "Глаз и зрение" в 8а классе с применением здоровьесберегающих технологий. Участие в V Всероссийском конкурсе "Школа - территория здоровья"

Храмова Светлана Юрьевна

Реализуемая программа: примерная программа, на основании которой  разработана учебная программа  по физике 7.1 АООП для обучающихся с ОВЗ.

Используемые УМК:

1.     А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.

2.     А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.

3.     Марон А.Е., Е.А Марон  Дидактический материал 7 класс.

4.     Марон А.Е., Е.А Марон  Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.

5.     В.И. Лукашик  Сборник задач по физике 7-9 класс.  

Место урока в изучении темы, предмета физика: урок по данной теме является завершающем уроком изучения нового материала в курсе физики 8 класса. Данный урок – это взаимосвязь физики и биологии. Учащиеся сами учатся определять фокусное расстояние и диоптрии для своего глаза, узнают какие линзы используются при дальнозоркости, а какие при близорукости: данные знания смогут применить на практике, в жизни.

Цель урока:  применяя различные  здоровьесберегающие педагогические технологии познакомиться с болезнями глаза и способами коррекции зрения, научиться применять знания из биологии к объяснению механизма зрения, установить взаимосвязь между строением глаза  и его способностью получать достоверную информацию об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_hramovoy_s.yu_.doc236.5 КБ
PDF icon dokument.pdf177.38 КБ
Microsoft Office document icon list_rassylki_nagrazhdenie.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon pr_spisok.doc56 КБ
Microsoft Office document icon rasporyazhenie_shtz-_itog2021.doc39.5 КБ
PDF icon dokument.pdf177.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" им.Героя Советского Союза С.С.Заруднева с.Августовка муниципального района Большечерниговский Самарской области

446281 Приволжский федеральный округ, Самарская область, Большечерниговский р-он, с.Августовка, пр.Ленина, д.15

Храмова Светлана Юрьевна, учитель

Наименование органа исполнительной власти в сфере образования: Южное управление Самарской области.

Тема урока: Глаз и зрение.

Класс: 8 «А».

Фамилия, имя, отчество автора: Храмова Светлана Юрьевна.

Должность: учитель.

Полное наименование образовательного учреждения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" им.Героя Советского Союза С.С.Заруднева с.Августовка муниципального района Большечерниговский Самарской области.

Юридический адрес образовательного учреждения: 446281, Приволжский федеральный округ, Самарская область, Большечерниговский р-он, с.Августовка, пр.Ленина, д.15.

Пояснительная записка

Характеристика класса: в классе 14 учащихся, из них 3 учащихся с ОВЗ. Возможности данного класса в целом удовлетворительные, в отдельности есть обучающиеся с высокой мотивацией к изучению физики- 2 отличника, 1 хорошист, 11 обучающихся имеют знания по физике ниже среднего, к ним относятся и учащиеся с ОВЗ. У большинства обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, воспитаны чувства долга, ответственности, взаимовыручки, сотрудничества и другие мотивы учения. На данном уроке учащиеся активно работали, это связано с тем, что ранее на уроке биологии они изучали строение глаза и им было интересно изучить данную тему и со стороны физики. Учащиеся в ходе урока проявили умения выделять главное, строить логические цепочки действий, сразу смогли применить полученные знания к различным ситуациям. Активность обучающихся адекватна. Работоспособность класса в целом достаточная. Атмосфера в классе дружеская, уровень словесно - логического мышления достаточный. Специфика состояния здоровья с ОВЗ -  это запоздалое психическое развитие (ЗПР) обучающихся в классе. 

Реализуемая программа: примерная программа, на основании которой  разработана учебная программа  по физике 7.1 АООП для обучающихся с ОВЗ.

Используемые УМК: 

  1. А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.
  2. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.
  3. Марон А.Е., Е.А Марон  Дидактический материал 7 класс.
  4. Марон А.Е., Е.А Марон  Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
  5. В.И. Лукашик  Сборник задач по физике 7-9 класс.  

Место урока в изучении темы, предмета физика: урок по данной теме является завершающем уроком изучения нового материала в курсе физики 8 класса. Данный урок – это взаимосвязь физики и биологии. Учащиеся сами учатся определять фокусное расстояние и диоптрии для своего глаза, узнают какие линзы используются при дальнозоркости, а какие при близорукости: данные знания смогут применить на практике, в жизни.

Дата проведения. 17.05.2021 г.

Цель урока:  применяя различные  здоровьесберегающие педагогические технологии познакомиться с болезнями глаза и способами коррекции зрения, научиться применять знания из биологии к объяснению механизма зрения, установить взаимосвязь между строением глаза  и его способностью получать достоверную информацию об окружающем мире.

Задачи.

Образовательные: работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе выяснить, какими знаниями по данной теме владеют обучающиеся; используя фронтальные экспериментальные задания, работу с текстом и личный опыт учащихся, определить значение оптической системы глаза для получения достоверной информации об окружающем мире.

Развивающие: развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать изучаемые факты и процессы, делать выводы из наблюдений и экспериментов, умения логически излагать свои мысли; развивать навыки критического и творческого мышления, умения размышлять и рассуждать; развивать эмоционально-волевую сферу учащихся, создавая на уроке ситуации эмоциональной включенности и используя яркие примеры.

Воспитательные: создавать условия для формирования таких качеств как уважение, самостоятельность и терпение; содействовать формированию положительной «Я - компетенции».

УДД:

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные. Умеют или развивают способность с помощью вопросов, а так же проведения экспериментальных заданий добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Способы «включения» обучающихся с ОВЗ в совместную с другими учащимися деятельность: индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная беседа.

Описание используемых  на уроке здоровьесберегающих технологий и способов оценки эффективности урока. Здоровьесберегающие технологии в обучении физики – это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

1. Комфортное начало урока (с  использованием стихотворных строк) обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.

2. Использование проблемно-диалогической технологии в качестве метода введения нового знания. На уроке не сразу сообщается тема урока, а вызывается к ней интерес у класса с применением мотивирующего приема «яркое пятно». Данный прием заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока.  Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

3. Парная и групповая формы работы снижают эмоциональную нагрузку на учащихся.

4. Физкультминутка, направленная на снятие утомления мышц, на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности.

5. Экспериментальные задания для развития любознательности. В процессе выполнения исследовательского задания учащиеся наблюдают, анализируют, работают с приборами, делают выводы. При объяснении опытов учащиеся также решают проблемные вопросы, дают объяснения опытов, наблюдаемых явлений.

6. Смена видов учебной деятельности: опрос учащихся, диалог, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задачи. Норма за урок  4-7 видов, так как однообразность урока способствует утомлению.

7. На уроке используются различные методы обучения:  наглядный (демонстрация опытов, презентация) для развития наблюдательности, активизации учебной деятельности; словесный (беседа, диалог)  для формирования теоретических и практических  знаний; проблемно-поисковый (фронтальный эксперимент, постановка проблемных вопросов, задания исследовательского характера) для формирования интереса учащихся к предмету.  На уроке  учащиеся приобретают навыки исследовательской деятельности, навыки общения со сверстниками, работы с физическими приборами, развивается речь учащихся.

8. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности здорового образа жизни. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Материально – техническое обеспечение урока.

На данном уроке использовались различные методические приемы, методы и средства: опрос, конспектирование, беседа, лабораторная работа, работа с мультимедиа.  Лабораторное оборудование: набор по оптике, лист бумаги с отверстием и цифрами вокруг, лист с текстом, карандаш, собирающая линза, экран, линзы, цветной мел, текст, листы бумаги, фломастеры, по 4 карандаша на парту, лента измерительная или линейки по 20-25 см.

Информационное обеспечение: интерактивная панель, презентация.

Форма урока: урок творческого поиска и микроисследования.

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

2.

Этап мотивации (определение темы урока, совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает обсудить притчу о шести мудрецах и назвать тему урока, определить цель.

Высказывают свое мнение. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

Операционно – исполнительный компонент

3.

Изучение нового материала, закрепление

Способствовать  к самостоятельному определению характеристик и особенностей человеческого зрения.

Предлагает организовать деятельность согласно этапам технологии Педагогических Мастерских.

Выполняют предложенные учителем задания. Работают индивидуально, в парах, в группах.

Личностные, познавательные, регулятивные

30 мин.

Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка, возможностей, способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы».

«Ступеньки роста». (При выходе из кабинета).

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

3 мин.

5.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске. Составить кластер.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

Этапы технологии.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся ОВЗ

Результат

1. «Индукция»

Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Нарисуйте слово «зрение»; Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком

Рисуют в тетрадях познавательный объект.
Составляют ассоциации

Создать потребность в познании. Создать мотив к познанию.

2. «Социализация»

Выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)

Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".

Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
 

Применение полученных знаний для решения практических задач.

3.

«Афиширование»

Вывешивание «произведений» - работ учеников в классе, ознакомление с ними

Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает, необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Представляют результаты работы групп. Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

Совершенствуются навыки логического мышления.

4. "Разрыв"

Внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

1. Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
2. Организует работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия.

3. Выполняют фронтальный эксперимент

1. Осознают возникшие познавательные противоречия.
2. Работают с источниками информации, выполняют ФЭЗ.
3. Закрепляют и применяют полученные знания.

Совершенствуются навыки логического мышления и понимания, что обеспечивает более прочное усвоение материала.


Содержание урока.

До начала урока на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудование, освещённость, при необходимости проветриваю помещение.

  1. Организационный этап (слайд №3) Приём здоровьесбережения Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.

Учитель:

          Прозвенел звонок весёлый.

          Все готовы?  Всё готово?

          Всё ль на месте,

          Всё ль в порядке,

          Ручка, книжки и тетрадка?       (Садитесь).

         Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей давай РАБОТАТЬ!!

  1. Этап мотивации. (слайд №4)

Приём здоровьесбережения: мотивация детей на изучение нового материала и повышение интереса к изучаемому материалу; технические средства обучения применяю в соответствии с гигиеническими требованиями; выработка внешней мотивации учащихся: радость от активности во время фронтальной работы.

Учитель. Мы продолжаем изучение главы «Световые явления»,  но вначале нам с вами надо вспомнить ранее изученный материал (аудиовизуальный метод – сочетание словесного и наглядного; на экране презентация)

Вопросы для повторения: (слайд №5)

1. Линзой называют...
а) Прозрачное тело, ограниченное сферической поверхностью.
б) Прозрачное тело.
в) Тело, ограниченное сферической поверхностью.

  1. На рисунке изображены стеклянные линзы. Какие из них являются собирающими?

http://festival.1september.ru/articles/645729/f_clip_image002.jpg             а) 1.           б) 2.                  в) 3.

  1. Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
    а) F;           б) О;                в) Д.
  2. В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
    а) мм;        б) кг;                в) дптр;
  3. Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
    а) собирающая                 б) рассеивающая.
  4. Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
    а) собирающая;                б) рассеивающая.

  6 прав. ответов – «5»;  5 прав. ответа – «4»;  4-3 прав. ответа – «3»; 2 прав. ответа – «2»

 Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить на очень важную тему. А на какую вы мне скажите сами, послушав притчу «Мудрецы и слон».

Притча. «Мудрецы и слон.» (Слайд №6)

Давным-давно в маленьком городе жили – были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привезли слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, тогда мы узнаем какой он – слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.

«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.

«Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!» Он говорил, так ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».

«Нет на веревку!» - «Змею»! – «Стену»! – «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. В этой притчи скрыт большой житейский и физический смысл. Как вы думаете какой? Были ли мудрецы действительно умными и мудрыми? (Обсуждение). Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. А надо уметь слышать и слушать других. И нам сегодня предстоит внимательно отнестись друг к другу, выслушать и понять своих одноклассников и найти истину. О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока. (Слайд№7)

  1. Изучение нового материала.

Приём здоровьесбережения: дифференциация знаний; создание ситуации успеха; учитель следит за правильной осанкой детей; выработка внутренней мотивации – стремления узнать новое; контроль правильного оформления записей в тетради.

Действительно, 90% информации мы получаем с помощью наших глаз. Даже народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Задача глаза – «передать» правильное изображение зрительному нерву.

Наверное, кто-то удивился, что эта тема изучается по физике. Дело в том, что глаз – это оптический прибор, состоящий из глазного яблока шаровидной формы диаметром 23-25 мм и вспомогательных структур: бровей, ресниц м век. Брови защищают наши глаза от пота; веки и ресницы – от яркого света, от пыли.

Учитель: Нарисуйте слово «Зрение», запишите ассоциации, которые вызывает у вас данное слово.(Учащиеся рисуют. Обмен информацией в парах, затем в группах. Выступления учеников, «афиширование» работ.)(слайд №8)

Учитель: Я, по праву главного художника, вместе с вами, составлю общую картину из ваших работ.    Учащиеся составляют и обсуждают.

Рассмотрим строение глаза (таблица и слайд №9). Снаружи глаз покрыт твердой оболочкой белого цвета – склерой. Она защищает глаз от повреждений. Посмотрите, друг на друга, и вы ее увидите. Передняя часть склеры – роговица, она прозрачна (толщина 0.5 мм), на ней свет преломляется, за роговицей – водянистая влага, затем радужная оболочка (у каждого человека окрашена в свой цвет). В центре радужной оболочки – зрачок. Зрачок – это отверстие. Через него в глаз поступает вся световая информация. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм в зависимости от света. За зрачком – хрусталик, двояковыпуклая линза, прозрачный, плотный. Он может изменять свою форму с помощью мышц, которыми удерживается. За ним – стекловидное тело – прозрачное студенистое образование. Свет проходит через него и попадает на сетчатку, которая состоит из множества окончаний зрительного нерва. На ней получается действительное, перевернутое, уменьшенное изображение предмета. (см. анимацию: ход лучей в  глазе). (слайд №10-12).  Вопросы классу:

1. С помощью чего можно получить  изображение? (ответ: собирающая линза).

2. Как нужно расположить предмет, чтобы его изображение было уменьшенным, действительным, обратным? (ответ: за двойным фокусом).

Почему же мы видим предмет таким, как он есть – не перевернутым? Процесс зрения корректируется мозгом. Английский поэт Уильям Блейк писал:

«Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум».

Мы рассматриваем, как удаленные, так и близкие предметы, т.е. расположенные на разном расстоянии. Если вы предмет будите располагать по отношению к линзе  на разном расстоянии, будет ли изображение предмета всегда уменьшенным и в том же месте? А как сделать так, чтобы изображение всегда было в одном месте и уменьшенным? За счет чего это достигается? (ответ: хрусталик может изменять свои размеры). На основе анимации показываю перемещение мышки по отношению к глазу и наблюдаем изменение формы хрусталика.

Учитель: Приступаем к фронтальным лабораторным  работам №1-5. (Приложение 1). (Слайд №13).

Решение задачи по рецепту врача (слайд №14-19)

И так, глаз – живой оптический прибор Мышцы глаза ученика за 1 учебный день испытывают такую же нагрузку, какую мышцы его рук, если бы он поднял штангу над головой весом, предназначенным для среднего профессионала атлета. Чтобы спасти глаза от напряжения, необходима специальная гимнастика.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (Приложение 2)

Проверка зрения учащихся  

Глаз обычного человека различает 160 цветов. У художника, красильщика – более 1000 цветов. Еще одним дефектом зрения является цветная слепота, когда глаз не способен различать красные и зеленые цвета. Химик Дальтон его исследовал, поэтому этот дефект  зрения получил название – дальтонизм (1% мужчин, 0,5% женщин). Дальтон в 26 лет обнаружил, что плохо отличает красные ягода от травы. Усилиями специалистов изготовлены очки, с помощью которых дальтоник может различать цвета.  Тест на дальтонизм (провести с учащимися класса).

 И еще одна особенность зрения – это зрительные иллюзии. Бывают случаи, когда мозг не всегда может оценить зрительную информацию, поэтому возникают зрительные иллюзии. Большинство иллюзий связано с тем, что некоторые предметы или их части воспринимаются не отдельно, а в связи с окружающими предметами.

Фронтальная лаб. раб. №6 «Утомление сетчатки»

На компьютере получить на черном фоне белый квадрат в середине, а под ним белую линию. Сосредоточив взгляд на белом квадрате вверху, приблизительно через 30с замечают, что нижняя белая полоса исчезает.

Видеофильм: «Иллюзия зрения». Презентация «Оптические иллюзии»

  1. Закрепление. 
  1. Давай повторим (слайд №20)
  1. Назовите основные элементы строения глаза.
  2. Чем является хрусталик с точки зрения физики?
  3. Где получается изображение и каким оно является?
  4. Где получается изображение при близорукости и как исправляется этот дефект зрения?
  5. Где получается изображение при дальнозоркости и как исправляется этот дефект зрения?
  6. Как вы понимаете слова У.Блейка

          Посредством глаза, а не глазом

          смотреть на мир умеет разум.                                                  

2) Закончи предложения «Как устроен глаз» (Приложение 3).

  1.  Подведение итогов, рефлексия.

И так мы с вами изучили строение глаза; выяснили особенности зрения; узнали,  какие дефекты зрения существуют и что делать, чтобы сохранить зрение.

Вопросы для учащихся:

  1. Что нового узнали на уроке…
  2. Было ли вам интересно на уроке…
  3. Как можно применить полученные знания…

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела знаний нет!                  
 (Фирдоус, перс. Поэт I в)

Каждому ученику вручается памятки «Гимнастик для глаз» и «Гигиена зрения».

  1. Домашнее задание.

1) доклад «Зрение животных», «Телескоп», «Фотоаппарат»

2) параграф 70 учить

Спасибо за сотрудничество.

Приложение 1

Лабораторные работы.

Фронтальная лаб. раб. №1 «Выявление формы хрусталика»

Лист белой бумаги 7x7 см с отверстием в середине. Вокруг отверстия по периметру написаны цифры. На классной доске – надпись.

Расположить лист так, чтобы цифры по периметру были хорошо видны. Закрыть один глаз, а вторым смотреть через отверстие  в бумаге на текст на доске. Цифры на листе бумаги кажутся размытыми, теряют резкость – они находятся как бы вне фокуса. Затем перевести взгляд на цифры на бумаге – запись на доске будет не четкой. Какую форму принял хрусталик, когда смотрели вдаль, когда вблизи? Способность глаза видеть как близкие, так и удаленные предметы называется аккомодацией. Наиболее чувствительное место на сетчатке – желтое пятно, расположенное приблизительно в центре сетчатки, диаметром 0.25мм. Чтобы хорошо рассмотреть предмет, мы стараемся расположить его напротив желтого пятна – вдоль оптической оси глаза. Когда мы щуримся, то отсекаем боковые лучи, поэтому падающие лучи идут вдоль оптической оси, попадают на желтое пятно, поэтому нам лучше видно. Но есть место, где зрительный нерв входит в глаз, там не возникает световых ощущений – это «слепое пятно», диаметром 1.8мм. Это значит, что с расстояния 1м, мы не можем увидеть предмет диаметром 10см, если его изображение попадет на слепое пятно. Если смотреть на небо, то остается невидимым пространство равным площади 120 дискам полной луны. Но наш глаз хорошо приспосабливается и с таким недостатком справляется, благодаря движению глаз и головы. (слайд №9).

ВОПРОС: 1. От чего зависят пределы аккомодации, расстояние наилучшего зрения?

Фронтальная лаб. раб. №2 «Определение слепого пятна»

На слайде нарисованы 2 кружочка диаметром 1,8 мм на расстоянии 5–7 см: один – зеленый, другой – красный. Закрыть левый глаз, поместите рисунок на расстоянии 20 см от правого глаза и медленно приближайте глаз к экрану компьютера, смотря на зеленый кружок слева, наступит момент, когда красный кружок исчезнет.

1668 г. Мариотт забавлял придворных короля Людовика 14. Двух вельмож сажали друг против друга и просили рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку. Тогда каждому казалось, что у другого нет головы.

Так как деформация хрусталика может происходить в определенных пределах, то существуют границы, называемые ближней и дальней точкой аккомодации, в пределах которой можно видеть предметы отчетливо.

Фронтальная лаб. раб. №3 «Определение ближней точки аккомодации»

Лист с надписью: «Лицом к лицу, лица не увидать». Приближать листок к лицу до тех пор, пока текст не будет видимым. Измерить расстояние глаза до текста, это и будет ближняя точка аккомодации. Как пояснить выражение: «Лицом к лицу, лица не увидать»? Какое преимущество дает видение двумя глазами? (видеть предметы более объемно, оценить расстояние до предмета). Левым и правым глазом человек видит по-разному (бинокулярное зрение).

Фронтальная лаб. раб. №4 «Видение двумя глазами»

Расположить карандаш на расстоянии вытянутой руки на луче зрения. Закройте один глаз и запомните, что увидели этим глазом. Теперь поменяйте глаза. Картина осталась той же или изменилась?

Вывод: наши глаза видят по-разному. Информация, которая поступает в мозг, не только обрабатывается, но и корректируется. Значит, мы воспринимаем информацию такой, как ее видит мозг.

И так, при нормальном зрении световые лучи от предметов проходят, преломляясь ,через оптическую систему глаза и дают изображение на сетчатке. 95% людей рождаются с нормальным зрением.

Опыт на доске (из набора по оптике) – демонстрация нормального зрения (слайд №10)

Но могут быть и 2 наиболее распространенных дефекта зрения: близорукость и дальнозоркость. Они бывают врожденные, но могут быть и приобретенными. При близорукости изображение получается перед сетчаткой.

Опыт (из набора по оптике, а также слайд №10) Показать, что лучи пересекаются перед сетчаткой.

Расстояние наилучшего зрения меньше 25см. Предметы расплывчаты. Причина – более удлиненное глазное яблоко (врожденная) или увеличенная кривизна хрусталика ( неправильный обмен веществ). Исправляется ношением очков с рассеивающими линзами.

Опыт по исправлению близорукости (из набора по оптике и слайд №10)

При дальнозоркости расстояние наилучшего зрения больше 25 см. Изображение получается за сетчаткой. Причины: глазное яблоко укорочено, малая выпуклость хрусталика, старение организма. Близкие предметы видят расплывчато. Исправляется ношением очков с собирающими линзами.

Опыт (из набора по оптике, слайд №10) по исправлению дальнозоркости.

Вопросы классу:

1. Врач выписывает очки с Д = 2 дптр. Какой дефект зрения?

2. Если человек близорукий, очки с какими линзами ему нужны?

3. Как определить фокусное расстояние линзы?

Фронтальная лаб. раб. №5 «Определение оптической силы очков»

На столах у учащихся лежат линзы. Нужно определить их оптическую силу.

Вопрос классу: прошу посмотреть на меня через линзу и определить, какой дефект зрения корректируется данной линзой.

Приложение 2

Гимнастика для глаз

 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

 2. Крепко зажмурить глаза (досчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (досчитать до 5). Повторить 4—5 раз.

 3. Смотреть вдаль перед собой — 2-3 секунды. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

4. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивал головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.

 5. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки — на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль — на счет 1 —6. Повторить 4—5 раз.

 6. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 1 —2 раза.

 7. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.

 8. Медленно переводить взгляд вверх — вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

 9. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

 10. На плакате, нарисован рисунок, который можно нарисовать одним росчерком, не отрывая карандаша от листа бумаги. Детям предлагается глазами «нарисовать» этот рисунок, или «нарисовать» носом в воздухе этот рисунок с движением головы.

Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал.

Приложение 3.

Закрепление материала. Закончи предложения «Как устроен глаз».

…… – волшебный теремок,

Круглый маленький домок,

Хитро он устроен –

Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон

Белой стенкой окружен,

Стенку эту белую

Называют ……...

Обойдем же дом скорей –

Ни крылечка, ни дверей,

Впереди кружочек тонкий –

…….., словно пленка,

Вся прозрачна, как стекло, -

В мир чудесное окно,

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый:

Впереди, пред белой склерой,

Яркой …….. кружок

Украшает глаз – домок.

В центре радужки – …….,

Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет – наш зрачок

Станет сразу же широк,

Коль светло – зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит

Маленький …….,

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Оболочкой гладкой -

Тоненькой ……….

Что же в домике внутри?

На картину не смотри –

В домике невидное

Тело …………, оно прозрачно как алмаз!

Ну, а как же видит глаз?

Глаз, зрачок, роговица, склерою, сетчаткой, хрусталик, радужки, стекловидное


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЛИСТ РАССЫЛКИ

распоряжение министерства образования и науки Самарской области

от                           №

 

«О награждении победителей регионального этапа

V Всероссийского конкурса среди образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам,

«Школа - территория здоровья»

Министерство образования и науки Самарской области

Руководитель

  1. Управление общего образования

Лапшова

  1. Руководители ТУ

  1. Департамент образования Администрации г.о. Самара

     Осипов

  1. Департамент образования Администрации г.о. Тольятти

      Лебедева

  1. государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Пылев

Главный специалист

управления общего образования                                                А.А.Ан



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕН

распоряжением министерства

образования и науки

Самарской области

от _______________ № _________

СПИСОК

победителей и лауреатов регионального этапа

V Всероссийского конкурса среди образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, 

«Школа - территория здоровья»

Номинация 1 «Лучшая здоровьесберегающая школа»

№ п/п

Образовательное учреждение

1

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа – интернат № 5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти»

2

Сызранский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Жигулевск»

3

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа – интернат № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти»

Номинация 2 «Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий»

№ п/п

ФИО

Образовательное учреждение

1

Шило Валентина Николаевна

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа – интернат № 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»

2

Рафейчик

Ольга

Александровна

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»

3

Минатдинова Гелия Талгатовна

государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени А. З. Акчурина с. Камышла

Номинация 3 «Лучший конспект тематического занятия»

№ п/п

ФИО

Образовательное учреждение

1

Власова Ася Викторовна

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти»

2

Макарова Наталья Анатольевна

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Малый Толкай»

3

Земскова Хайша Таскалиевна

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка»

Номинация 4 «Лучший конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий

в инклюзивном классе»

№ п/п

ФИО

Образовательное учреждение

1

Ватолина Наталья Владимировна

муниципальное бюджетное учреждение «Школа № 62 имени маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова» городского округа Тольятти

2

Храмова Светлана Юрьевна

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза С. С. Заруднева с. Августовка муниципального района Большечерниговский Самарской области

3

Курганова Людмила Анатольевна

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 «Центр образования» имени кавалера ордена Ленина Н.Ф. Шутова городского округа Сызрань Самарской области



Предварительный просмотр:

О награждении победителей регионального этапа

V Всероссийского конкурса среди образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам,

«Школа - территория здоровья»

В соответствии с распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 20.04.2021 №391-р в мае – июне 2021 года на территории Самарской области был проведен региональный этап V Всероссийского конкурса среди образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, «Школа - территория здоровья» (далее - Конкурс). По итогам Конкурса:

1. Утвердить прилагаемый список победителей и лауреатов Конкурса.

2. Директору государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее - СИПКРО) В.А.Пылеву обеспечить подготовку и вручение сертификатов участникам и дипломов победителям и лауреатам регионального этапа Конкурса.

3. Управлению общего образования министерства (Лапшовой) организовать отправку комплектов конкурсных документов победителей на федеральный этап Конкурса при поступлении соответствующего запроса Оргкомитета.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель министра

образования и науки     Самарской области

                                                                      Е.О.Пинская

Ан 3333042


Предварительный просмотр: