Исследовательская деятельность как средство формирования творческой активности школьников на уроках географии

Бурматнова Ольга Алексеевна

Данная статья раскрывает роль исследовательской деятельности , способствующей творческому процессу узучения географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность как средство формирования творческой активности школьников на уроках географии

Авторы:
Бурматнова Ольга Алексеевна

Новые образовательные технологии построены на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Данное описание определяет пути трансформации развития интеллектуально-творческого потенциала личности ученика в саморазвитие. Исследование понимается как процесс поиска неизвестного, выработки новых знаний, обучения школьников специальным знаниям. Исследовательское обучение в современной образовательной практике включает в себя исследовательское поведение и культуру, а важным условием формирования и развития творческой активности школьников является исследовательская деятельность. Под способами и приемами исследовательской деятельности понимаются такие виды, как: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты.
На примерах творческих проектов раскрыты способы и приемы исследовательской деятельности.

Ученик учится лишь тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Если он не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. Использование современных образовательных технологий позволяет учителю мотивацию учения благодаря возможности регулировать задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Они стимулируют познавательную деятельность  и самостоятельность обучающихся. обучение в системе «ученик – учитель» создает возможности для решения творческих заданий. Новые образовательные технологии построены на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.

Мой опыт работы с детьми позволяет определить пути трансформации развития интеллектуально-творческого потенциала личности ученика в саморазвитие. Разрабатывая технологию решения творческих задач, ученики развивают познавательные потребности и способности.

Поставленные перед образованием задачи заставляют нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. Новизна заключается в том, что разрабатываются новые подходы к терминам и понятиям как «исследовательская культура», «исследовательское поведение», «исследовательское обучение», «исследовательские (или продуктивные) методы обучения».

В зарубежной практике они используются давно, а в нашей стране они разрабатываются пока фрагментарно.

Вот поэтому используя концепцию развития исследовательских способностей учащихся, можно развивать исследовательские учения и навыки на уроках географии. Более результативной  эта работа будет при подготовке учащихся к географическим олимпиадам.

Психологи утверждают, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Основой исследовательского обучения является поведение ученика, направленное на поиск и приобретение новой информации. На базе этого выстраивается поисковая активность. А вот исследовательская деятельность не исчерпывается только наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов,  оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез), можно сюда присовокупить и моделирование – коррекцию исследовательского поведения.

Для успешного  осуществления исследовательской деятельности требуются исследовательские способности.

Можно выделить учение «активное» и учение»пассивное» но настоящие время происходит активизация интереса к обучению посредством исследовательского обучения, т.е. посредством собственного опыта. Главная задача состоит в том, чтобы у учащихся формировались способности к тому, чтобы он мог самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности. В связи с этим в процессе обучения развивается интеллектуальная инициатива, способная вглубь и вширь побуждать учащихся к  совершению самостоятельного бескорыстного познавательного действия.

Развитие у учащихся навыков исследовательской работы по географии целесообразно начинать с шестого класса.  Вот поэтому новая технология развития творческого мышления помогает формировать у школьников основы культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения в области географии.

Как с педагогической так и психологической точки зрения творчество определяют в человеке, способном видеть проблемы, а это способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Это позволяет увидеть то, что ранее ускользало от взгляда, и не было замечено другими.

Представим какие-то объекты или явления в другом цвете. Ни для кого не секрет, что одни и теже предметы при разном освещении выглядят и воспринимаются по-разному. Красивый куст сирени в нежных лучах утреннего солнца, ночью может показаться страшным чудовищем. Одним из базовых умений исследования является умение выдвигать гипотезы, строить предположения.  Почему  в лесотундре низкорослые деревья? Меняется ли климат Земли? Почему в лесу деревья разной высоты? Что может привести к глобальному потеплению климата? Вот здесь рождаются гипотезы. Чем больше событий, тем больше гипотез. Изначально гипотеза не истинна и не ложна. Она проста не определена. Выдвижение гипотез – важная мыслительная операция, обеспечивающая исследовательский поиск. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих осуществленных признаков. Наблюдения можно без преувеличения квалифицировать как самый доступный метод исследования географической науки. Постоянно используется наблюдение человеком и в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных данных. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность и отличает наблюдение от простого созерцания. Я с учащимися часто выполняю разнообразные исследовательские проекты, требующие длительного наблюдения, сравнения, выявления сходного и различного в объектах и явлениях. Многое зависит от творчества, т.е. той деятельности, которое порождает что-то новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Прилагаю творческие исследовательские работы учащихся в области охраны водных ресурсов и исследования почв и почвенного разреза своей местности х. Заливский Октябрьского района Волгоградской области.

Итак, на всех этапах исследовательской работы мы должны четко осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие психики ребенка. Речь идет не только об интеллектуальном и творческом развитии, но и развитии психосоциальной сферы ребенка. Кроме развития когнитивных потребностей и способностей, мы должны заботиться о расширении детского кругозора, о приобретении ребенком знаний, умений, навыков.

Но все же педагогический результат – это, прежде всего, опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания, умения, навыки.