Население мира


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum.doc64.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по теме «Численность и воспроизводство

населения мира».

Тип урока: первичного закрепления знаний и формирования умений.

Форма урока: практикум с элементами семинарской практики.

Оборудование: Политическая карта мира, географический атлас, статистические материалы; компьютерная презентация; карто-схемы и графики учебника Максаковского; раздаточный материал.

Цель: закрепление знаний о динамике численности населения и особенностях воспроизводства населения в разных странах.

Задачи:

1. Обучающие:    

  •  Закрепление понятий, связанных с воспроизводством населения;
  • Изучение динамики численности населения Земли;
  • Закрепление знаний об особенностях воспроизводства населения в развитых и развивающихся странах;
  • Закрепление знаний о влиянии демографических процессов на половой и возрастной состав населения;
  • Конкретизировать знания о качестве жизни населения в разных странах.

2. Развивающие:

  • Развитие умений обучающихся объяснять причины изменения динамики численности населения;
  • приводить примеры стран с различными показателями численности и воспроизводства населения;
  • анализировать половозрастные пирамиды;
  • Развитие умений семинарской практики: формулировать выводы на основе анализа различных источников географической информации, выступать с сообщениями, отвечать на вопросы разного уровня сложности, составлять  план-конспект по ходу изучения материала и т.д.
  • Развитие умений анализировать статистические материалы, карто-схемы, графики, таблицы; отбирать необходимый материал;
  • Развитие умений и навыков, необходимых для подготовки обучающихся к ГИА в форме ЕГЭ: решать тесты; вычислять показатели ЕД населения: ЕП, Р, С; определять и объяснять демографические процессы в разных странах.
  • Развитие логического мышления.

3. Воспитательные:

  • Развитие познавательного интереса,
  •  творческой активности,
  • самостоятельности.
  • Расширение кругозора.
  • Осуществление психологической подготовки обучающихся к ГИА.

                        

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Применение ИКТ

1. Оргмомент.

2. Мотивация.

Учитель задает вопросы обучающимся:

- На предыдущем уроке мы узнали о некоторых особенностях населения мира. Каких?

- Какое значение для нашего курса имеют знания о населении, какая связь населения и экономики?

Уч-ся отвечают на вопросы учителя.

(Население, участвующее в труде, рассматривается как главная производительная сила общества, и вместе с тем человек и главный потребитель всех создаваемых благ).

С1. Тема урока.

3. Целеполагание.

- А сейчас у нас урок-практикум по данной теме.

Какова цель практических занятий?

- Какие умения? (обращает внимание на опорные слова на доске).

Уч-ся отвечают на вопрос. (Формировать и развивать умения).

- закрепить знания…

- анализировать…

- вычислять…

- сравнивать…

- формулировать…

С2. Цели урока.

4. Ход урока.

- А сейчас приступим непосредственно к выполнению заданий.

Откройте раздел учебника «Блок добывания знаний и умений». Задание №1 с.84.

- Какой вывод можно сделать?

Уч-ся анализируют график динамики численности населения и таблицу №11 Приложения «Рост численности населения мира».

Объясняют изменения в численности населения Земли.

(Рост численности населения до 17 в. увеличивался очень медленно. Это объясняется большой зависимостью человека от природы, низким уровнем производства, частыми войнами, эпидемиями, недостаточно развитой медициной. С  середины 17 в. до конца 20 в. быстрый рост населения. Наибольшие темпы троста пришлись на 60-80-е гг. 20в., когда численность возросла более чем в 1,5 раза. Такой демографический взрыв явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения мед.обслуживания…)

С3. Динамика численности населения.

- Каждый день рождается…

Изучают информацию на слайдах, записывают примеры в тетрадь.

С4, С5. Темпы прироста населения.

Задание №2.

По таблице №14 Приложения с.388 Определите крупнейшие по населению страны мира и покажите их на карте. Запишите их в тетрадь.

Работают с таблицей, записывают в тетрадь. Один ученик показывает их на карте.

С6. Численность населения стран мира.

- Какова численность населения Земли в настоящее время? Каковы прогнозы на будущее?

Отвечают на вопрос на основе данных таблицы в Приложении.

(по данным 2006 г. человечество достигло 6,5 млрд. чел. По прогнозам ООН численность населения земного шара к сер.21 в. достигнет 10 млрд. чел. Население Индии превзойдет численность населения Китая).

- Встает резонный вопрос «Грозит ли человечеству перенаселение?».

Этой проблемой еще в 18 в. занимался ученый-экономист Мальтус. В чем же суть его теории?

Один учащийся выступает с сообщением о теории Мальтуса.

С8. Мальтус и его теория.

- На предыдущем уроке мы познакомились с теорией демографического  перехода. Что она гласит об изменении демографических показателей?

- По мере развития экономики в современном мире будет снижаться рождаемость. Видимо наступит сначала стабилизация, а затем и сокращение. Так пик дем. взрыва был пройден в 1970-е ее.

С9. Теория демографического перехода.

- Тем не менее рост населения еще будет расти.

Какие проблемы это повлечет? И как можно их решать?

Уч-ся отвечают на вопросы.

(продовольственную – нехватка продуктов питания в некоторых регионах где высокие темпы прироста. В целом по миру недоедает 500 млн. чел.;

Истощение земель;

Сведение лесов;

Загрязнение окружающей среды

Нехватки чистой воды;

Жилищная;

Сокращение обрабатываемых земель в рез-те строительства и т.д.)

С10. проблема глода в Африке.

Задание № 3.

По таблице 2 с.62 учебника определите в каких регионах мира произошел демографический взрыв?

Уч-ся анализируют таблицу отвечают на вопрос, записывают в тетрадь.

(в странах Азии, Африки и Латинской Америки).

- Каковы главные причины, влияющие на численность населения?

Задание № 4.

Практическое задание на вычисление ЕП в разных регионах мира.

- Естественное движение – рождаемость, смертность, ЕП.

Учащиеся выполняют задание. Формулируют вывод, записывают его в тетрадь.

С11. Воспроизводство,  формула ЕП.

С12. Практическое задание.

С13. Вывод к заданию.

Задание №5.

Определение естественного движения в Ивановской области. (Задание уровня В из сборника по подготовке к ЕГЭ).

Вычисляют ЕП в Ивановской области на 2005г. Объясняют причины снижения.

С14. Численность и ЕП Ивановской области.

- Мы убедились, что в разных регионах планеты численность населения растет по-разному. Чем это можно объяснить?

Уч-ся отвечают на вопросы учителя. ( Различным типом воспроизводства населения).

Характеризуют различие показателей 1 и 2 типа воспроизводства по половозрастным пирамидам.

С15. Половозрастные пирамиды.

- Почему во всем мире в структуре населения пожилой возрастной группы преобладают женщины?

- В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения?

- Какие страны лидируют по продолжительности жизни?

-Каковы причины долголетия японцев?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Один учащийся выступает с мини-сообщением о причинах долголетия японцев.

Физкультпауза. Электронная гимнастика для глаз.

Задание № 6.

Определить каким странам соответствуют половозрастные пирамиды.

Анализируют половозрастные пирамиды, определяют страны.

С16.Практическое задание на определение стран по половозрастным пирамидам.

С17.Половозрастные пирамиды отдельных стран.

Задания № 7,8.

Определить страну по статистическим данным. (Задания уровня С из сборника по подготовке к ЕГЭ).

Решают задачу, отвечают на вопрос.

Рефлексия.

Учащиеся решают тест с выбором ответа. Затем сверяют свои ответы с ответами на экране (самопроверка); проставляют баллы.

С17-24. Тестовые задания с выбором ответа.

Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

Выставление оценок за работу на уроке.

Запись домашнего задания.

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам: