Рабочая программа по внеурочной деятельности " Моя малая Родина"

Основная цель данной программы:создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой  деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на м/о учителей начальных классов

протокол №___«____»____________2011года

Руководитель м/о начальных классов

__________Р.Г.Гнатюк

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор МОУ СОШ №11

__________Г.А.Труженникова

«_____»__________2011год

Программа по внеурочной деятельности

(военно-патриотическое направление)

«Моя малая Родина»

Разработала

Коблева  Сусана  Байзетовна,

 учитель адыгейского языка и литературы

МОУ СОШ№11 села Красногвардейского

Программа по внеурочной деятельности

(военно-патриотическое направление)

«Моя малая Родина»

  1. Возраст детей: 7–8 лет.
  2. Срок реализации программы: 1 год.
  3. Автор программы: Коблева Сусана Байзетовна, учитель адыгейского языка и литературы, высшей категории, педагогический стаж работы – 14  лет.
  4. Образовательная программа « Моя малая Родина »реализуется на базе  муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 села Красногвардейского Красногвардейского  района Республики Адыгея.

Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

Изучение малой Родины  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. “Малая родина” ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места села, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия села, это и известные люди, гордость и слава нашей республики.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению « малой родины» является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к изучению Красногвардейского  района .

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры своего района служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой  деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • научить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
  • совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий.

Развивающие:

  • привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучить детей активно участвовать в конкурсах, соревнованиях;
  • развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей желание к совместной деятельности;
  • воспитывать у детей чувство патриотизма.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Моя малая Родина», следует отметить ее достоинство от других программ в практической значимости:

  1. Представлена комплексная интегрированная программа для начальной общеобразовательной школы, которая является результатом многолетнего творческого сотрудничества педагога и родителей.
  2. С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный объем материала.
  3. При этом важно отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Тематические циклы

Весь материал разбит на циклы. Отбор материала по циклам произведен с учетом возрастных особенностей детей. Отбирался материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близок ребенку и личностно значим для него.

«Я»

  • осознание себя как личности и своего места в окружающем мире;
  • осознание себя частью природы, членом общества, жителем села.

«Моя семья»

  • осознание родственных связей и отношений в семье;
  • игровое освоение традиций общения в семье;
  • знакомство с основами генеалогии.

«Мой дом»

  • формирование личного отношения к дому как ценности и части культурного наследия;
  • расширение горизонтов видения мира и своего в нем: Земля – наш дом.

«Моя Адыгея»

  • обогащение понятия «село» историко-культурным и экологическим содержанием;
  • наполнение понятия «улица» культурологическим содержанием, способствующим выработке личного отношения к ней, как своеобразному продолжению собственного дома, как к общему достоянию.
  • пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;

«Моя  Россия»

  • осознание неразрывной связи истории и развития села и республики с историей и развитием всего нашего государства.

2. Учебно-тематический план (1 год обучения)

Последовательность тем и корректировка часов в учебно-тематическом плане может меняться в зависимости от материальной базы, времени года, уровня подготовленности детей.

Ожидаемые результаты

К концу первого класса учащиеся должны знать:

  • наиболее выдающиеся достопримечательности села Красногвардейского;
  • названия наиболее известных улиц и площадей села Красногвардейского;
  • свой точный адрес;
  • названия населенных пунктов и  Красногвардейского  района ;
  • наиболее выдающиеся достопримечательности Адыгеи и России.

Уметь:

         

  • самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  • составлять устный рассказ о своих предков, их Ф.И.О.;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные        результаты;
  • составлять устный рассказ о школе.

Иметь:

  • желание вести поисковую работу.

Раздел

Метод

обучения

Средства обучения

Формы

занятий

Название темы

Количество

часов

Теория

Экскурсия

Познай себя.– 5ч.

Объясни-тельно-

иллюстративный.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

Беседа.

Игра.

1. Здравствуй, школа!

1

2. Моё хобби.

3.Я познаю себя.(тренинг)

4.Дерево живёт корнями, а человек – друзьями.

5.Посещение школьного музея.

1

1

1

1

Моя семья - 7ч.

Частично-поисковый.

Объясни-тельно-

иллюстративный.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

Беседа.

Практическая деятельность по составлению родословной.

Поисковая работа.

Практические занятия.

1. Мать и отец - хранители семейных традиций.

1

2.  Корми деда на печи: сам будешь там.

3. Фотографии из семейного альбома.

1

1

4.Нравственные ценности моей семьи.

2

5. Знакомство со своей родословной.

6.Родословный цветок.

1

1

Мой дом - 7ч.

Частично-поисковый.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

Игра.

Устные ответы.

1.Улицы моего села.

2

2.Моя улица.

2

3.Мой дом - моя крепость.

1

4.Гостеприимство.

1

1

Моя Адыгея - 8ч.

Частично-поисковый.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

Беседа.

Практические занятия.

1.Моё село.

2.Моё село через 10 лет. (Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем).

3.Посещение  районного музея.

1

1

1

4.Герб Красногвардейского района.

1

1

5.Майкоп- столица Адыгеи.

2

6-7. Символика Адыгеи.

1

Мой Россия-7ч.

Частично-поисковый.

Рабочая тетрадь, цветные карандаши

Игра.

Устные ответы.

1. Москва- столица нашей Родины.

2.Москва – что гранит, никто Москву не победит.

2

3.Символы  России.

1

4. Россия- наш общий дом.

1

1

Итого:  34ч.

26

8