КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ «ИСТОРИЯ КАК НАУКА» И «ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»

Артемьева Светлана Геннадьевна

Задание для самостоятельной работы студентов колледжа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы по теме «Первобытное общество»


1. Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей? Каковы его черты?



2. Около 30 тыс. лет назад человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников.



Как назывались такие коллективы? Укажите основные признаки такого коллектива. *Чем новые коллективы людей отличались от человеческого стада? Какая судьба ожидала первобытного человека, изгнанного из коллектива?



3.Фридрих Энгельс сказал, что человека создал труд.



Как вы понимаете эти слова? Объясните их смысл. Расскажите о развитии первобытных людей в процессе труда.



4.Около 100 тыс. лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников.



Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы. Назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями. Как изменилась жизнь первобытных людей с изменением природных условий?



5.Древнейшие люди знали много животных, растений, в том числе лекарственных растений, из которых изготовлялись настойки, мази и порошки.



Каким образом, по-вашему, у них появились эти знания? *О чем свидетельствует тот факт, что они научились давать названия не каждому отдельному животному, а виду животных, например волкам, тиграм, слонам и т. д.



6. В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные жилища, площадью в 150 - 200 кв. м.



Как вы можете объяснить этот факт? *Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?



7. В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако древнейшие люди часто голодали.



Попытайтесь объяснить, в чем заключались причины частых голодовок первобытных людей. Каким признаком первобытнообщинного строя объясняются частые голодовки? Обоснуйте свое мнение. В каких случаях охота первобытных людей могла быть удачной?



8.Фридрих Энгельс характеризует овладение огнем как «гигантское, почти неизмеримое по своему значению открытие».



Объясните слова Энгельса. Расскажите, как первобытные люди добывали огонь. Почему потеря огня была огромным несчастьем для людей? Можно ли считать, что овладение огнем способствовало выделению людей из мира животных? *Докажите свое мнение.



9. В пещере «Трех братьев» во Франции есть странное изображение на скале. Со стены в танцевальном движении глядит непонятное существо: полуолень, получеловек. На голове рога, на подбородке борода. Тут же изображены другие животные со следами ран. 



Объясните, о чем свидетельствует рисунок первобытного художника. Может ли первобытное искусство служить источником наших знаний о жизни первобытных людей? Докажите свое мнение.



10. В схватке с крупным животным копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие.



Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копье было ненадежно? Благодаря каким изобретениям людей охота их стала успешнее? *Как и почему изменилась жизнь первобытных людей с началом потепления на Земле? Какие изменение были самыми главными?


Контрольная работа  по темам «История как наука» и «Первобытное общество»

1.Человек современного вида появился
          а) 2—1,5 млрд лет назад
          б) 4—3 млн лет назад
          в) 100—40 тыс. лет назад
          г) 6—5 тыс. лет назад

2.На рубеже IV—III тыс. до н. э.
          а) возникли первые цивилизации
          б) началась неолитическая революция
          в) появился человек современного вида
          г) зародилась религия

3.Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для
          а) цивилизационных теорий
          б) исторической антропологии
          в) теорий модернизации
          г) сравнительного изучения истории

4.Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему
          а) тотемизм
          б) анимизм
          в) фетишизм
          г) магия

5.Эволюционная теория происхождения человека создана
          а) А. Тойнби
          б) Ч. Дарвином
          в) М. Блоком
          г) Ф. Энгельсом

6.Палеография изучает
          а) авторство, время и место создания письменного источника
          б) историю денежного обращения
          в) даты исторических событий и явлений
          г) значение гербов

7.Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей
          а) тотемизм
          б) анимизм
          в) фетишизм
          г) магия

О какой форме первобытной религии идет речь в каждом описании?

Из книги Дж. Фрезера «Золотая ветвь»

      1. Индейцы британской Колумбии питаются в основном рыбой, которой изобилуют их моря и реки. Если рыба не приходит в нужное время и наступает голод, шаман племени делает чучело рыбы, опускает его в воду в направлении, откуда обычно приходит рыба. Этот обряд, сопровождаемый молитвой, призван побудить рыбу незамедлительно появиться. 
      
2. Все первобытные народы соблюдают запрещение будить спящего; ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснется без души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у души было время вернуться...
      3. Малайцы-патани воображают, что, если разрисовать лицо человека во время сна, отошедшая душа его не узнает и сон будет продолжаться до тех пор, пока с лица не смоют краску. 
      4. Когда охотники, выехавшие на байдаре, находят стадо моржей, сидящих на льду, и байдара, ударяясь о мелкие льдины, производит шум, тогда человек, произносящий заклинание, говорит: «О, моржи! Я кладу ваши уши на широкую железную сковородку, чтобы вы не могли услышать шуршащего звука подъезжающей байдары». 
      5. Когда на острове Ниас попадается в ловушку дикая свинья, животное извлекают из западни и натирают ему спину девятью упавшими листьями в уверенности, что как девять листьев упали с дерева, так девять других диких свиней попадут в западню. 
      6. Однажды кто-то из аборигенов убил ворону. Три или четыре дня спустя умер человек по имени Лерри из клана Вороны. Хворал он уже несколько дней, но умерщвление вороны ускорило его кончину. 
      
7. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи. 
      8. Когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом заклинания. 
      9. На двух экваториальных островах... где в полдень предметы очень мало или совсем не отбрасывают тени, жители придерживаются правила в полдень не выходить из дома. 
      10. На молодом вожде, мальчике лет одиннадцати, была маска в виде волчьей головы. Члены каждого клана имеют обыкновение носить на себе какую-нибудь часть своего животного.