Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс

Князева Ольга Владимировна

Базовый уровень. Рассчитана на 34 часа. В основе программа Л.Н.Боголюбова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma_obshchestvoznanie_8.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 600

с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

 Обществознание

Класс 8

Учитель:  Князева Ольга Владимировна

Учебный год: 2012-2013

Количество часов по программе: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

Санкт-Петербург

2012

  1. Пояснительная записка к программе курса обществознание в 8 классе.

Программа представляет содержание обществоведческого курса, основой которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования, утвержденный Министерством Образования РФ. В отличие от 6 и 7-го класса, в 8 классе обществоведческий курс ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.

Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности),  социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

При составлении программы были использованы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования// Сборник нормативных документов. Обществознание // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2005
  2. Примерная программа основного общего образования по обществознанию // Сайт Минобразования РФ:  www.ed.gov.ru.
  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М.: Дрофа, 2005
  4. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по обществознанию / сост. Л.Н. Боголюбов. М.: Дрофа, 2005
  5. Программа курса “Обществознание” для 5-9 классов / Кравченко А.И. М.: ТИД “Русское слово”, 2006

Место программы по обществознанию в базисном учебном плане:

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. 

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами, такими как право, экономика, социология, философия и др.

УМК программы:

Базовый учебник для учащихся: «Введение в обществознание» Боголюбов Л.Н, Иванова Л. Ф, Матвеев А.И. – М: Просвещение, 2006.

КИМ: Лобанов. И.А. Обществознание. Тематический контроль- М:Национальное образование, 2012.

Литература для учителя:

  1. Е.А. Певцова Обществознание: книга для учителя – М.: Русское слово, 2000
  2. О.А.Чернышева, Р.В.Пазин Обществознание 8 класс: подготовка к государственной итоговой аттестации 2010 – Ростов-на- Дону: Легион, 2009
  3. А.В.Поздеев Поурочные разработки по обществознанию: в помощь школьному учителю – М.:ВАКО, 2009
  4. П.А. Баранов Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Обществознание 8класс – Москва-Владимир: Астрель, 2009

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на данном этапе являются:

• умение учеников сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• владение учащимися такими видами публичных выступлений как: высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• выполнение учащимися познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:

— использование элементов причинно-следственного анализа;

— исследование несложных реальных связей и зависимостей;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

— выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

— поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

— объяснение изученных положений на конкретных примерах;

— оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Курс призван помочь учащимся сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  5. формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  1. сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  3. выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  1. на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  1. на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  2. на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  3. на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  4. на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  5. на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  6. на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  7. на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

  1. извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  2. решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  3. формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  4. наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  5. оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  6. участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  7. конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в  моделируемых учебных задачах  и в реальной жизни;
  8. совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

2.1. Содержание курса

Общество

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Человек

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация.  Особенности подросткового возраста.

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества.  Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение  в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.  Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет.        Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.  Налоги, уплачиваемые гражданами.

 Социальная сфера

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.  Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

3.1. Тематическое (поурочное) планирование

№ п\п

Тема урока

Элементы содержания урока

Тип урока

Вид контроля

Домашнее задание

Введение в обществознание

Что такое обществознание. Повторение за 7 класс.

урок изучения нового материала

опрос, тест по остаточным знаниям

стр. 5 - 6, написать эссе по теме

Что делает человека человеком

Понятие человек. Отличительные черты человека от животного.

комбинированный

проверка эссе, опрос

стр. 8- 13, выполнить задания на стр. 13 - 14

Что человеку нужно

Потребности человека. Иерархия потребностей по Маслоу.

практикум

защита группового

проекта

стр. 15 - 18, сделать коллаж желаний

Способности человека

Понятие способности, гениальность, талант.

комбинированный

защита коллажа, опрос

стр. 19 -23, выучить понятия п.1-3, подготовиться к понятийному диктанту

Человек и человечность

Содержание понятия человечность. Анализ примеров из жизни.

урок изучения нового материала

понятийный диктант

стр. 24 - 26, написать рецензию на х.ф.

Человек и культура

Что такое культура? Функции, виды, значение культуры.

комбинированный

проверка рецензий

стр. 27 - 30, выполнить задания на стр. 30 - 31

Человек познает мир

Что такое познание? Виды познания. Примеры.

комбинированный

опрос

стр. 31 - 35, написать эссе к высказываниям на стр. 36- 37

Вечные вопросы

Основные вечные вопросы. Анализ философских трактатов.

комбинированный

опрос

стр. 37 - 41, повторить главу 1, подготовиться к тесту

Что такое человек

Повторение по теме «человек».

повторительно-обобщающий

тест

написать тезисы

Природа, общество, человек

Понятия природа, общество. Взаимосвязь человека и природы.

урок изучения нового материала

проверка тезисов

стр. 45 - 51, ответить на вопросы на стр. 50 -51

Цена прогресса

Что такое прогресс? Последствия НТР для природы.

комбинированный

опрос

стр. 52 - 55, выполнить задания на стр. 55 - 56

Природа под охраной закона

Анализ экологического законодательства РФ и Европы.

урок изучения нового материала

проверка заданий

повторить главу 2, подготовиться к тесту

Межличностные отношения

Что такое межличностные отношения. Виды.

комбинированный

тест

стр. 64 - 67, написать эссе по теме: "как я общаюсь"

Радости и сложности общения

Что такое общение? Его роль и значение.

комбинированный

проверка эссе

стр. 68 -72, ответить на вопросы на стр. 72 - 73

Малая группа

Понятие малая группа, конфликт, социальный статус, социальная роль.

урок - практикум

опрос

стр. 73 - 79, заполнить таблицу

Бесценный дружеский коллектив

Роль и значение коллектива в жизни человека.

комбинированный

проверка таблиц

стр. 79 - 83, письменно ответить на 1 вопрос на стр. 83

Про любовь

Определение любви. Мир спасет любовь.

игра

опрос

стр. 84 - 88, написать рецензию на ролики

Психологический климат в семье

Понятие семьи, ее виды. Значение семьи в жизни человека.

урок изучения нового материала

проверка рецензий

стр. 88 - 93, подготовить доклад на тему "Моя семья"

Человек среди людей

Принципы морали, нравственности.

комбинированный

проверка докладов

повторить главу 3, подготовиться к опросу

Человек и общество

Повторение по теме «Человек и общество»

повторительно-обобщающий

опрос

стр. 96 - 100, аргументируйте высказывания философов на стр. 101

Что такое экономика

Экономика как наука и как хозяйство. Ее роль в жизни общества.

урок изучения нового материала

опрос

стр. 102 -107, подготовиться к аукциону пословиц о труде

Человек в мире экономических отношений

Экономические отношения. Человек как субъект экономики.

комбинированный

аукцион

стр. 108 - 113, ответить письменно на вопрос: "зачем нужна конкуренция?"

Государство и экономика

Государственное регулирование экономики. Рыночная экономика.

комбинированный

опрос

стр. 114 - 119, выполнить задания на стр. 119 -120

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Страты, классы.

комбинированный

проверка заданий

стр. 120 - 127, ответить на вопросы на стр. 127

Нации и межнациональные отношения

Понятие нация и национальность, этнос, раса. Межнациональные конфликты.

урок изучения нового материала

опрос

стр. 128 - 133, подготовить доклад о межнациональных конфликтах

Связь поколений

Понятие поколение. Взаимосвязь поколений. Конфликт отцов и детей.

комбинированный

проверка докладов

стр. 135 - 138, работа с Конституцией РФ

Политика и политическая жизнь

Роль политики в жизни человека. Выборы.

практикум

опрос, выполнение заданий

стр. 139 - 145, выучить понятия

Гражданин и государство

Определение государство, гражданин. Права граждан в РФ.

комбинированный

понятийный диктант

стр. 146 - 153, работа с Конституцией РФ

Культура. Наука. Искусство.

Определение понятий культура, наука, искусство. Взаимосвязь их друг с другом. Значение.

комбинированный

опрос

стр. 155 - 159, заполнить таблицу

Человек и выбор жизненного пути

Смысл жизни. Выбор и ответственность.

семинар

проверка таблиц

стр. 161 - 166, написать эссе по высказываниям на стр. 167

Современный мир

Тенденции развития современного мира.

комбинированный

проверка эссе

стр. 167 - 172, подготовить презентации

Глобальные проблемы человечества

Анализ основных проблем человечества. Что такое глобальные проблемы. Как их преодолеть?

комбинированный

защита презентаций

повторить главу 4, подготовиться к тесту

Сферы жизни общества

Политическая, социальная, Экономическая, духовная сферы жизни общества. Их особенности, значение.

повторительно-обобщающий

тест

повторить главу 1 - 4, подготовиться к итоговой контрольной работе

Человек. Природа. Общество.

Повторение по всему курсу обществознания в 8 классе.

повторительно-обобщающий

контрольная работа

Не задано.

4.1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В завершении курса учащийся  должен уметь:

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации.

5.1. Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся

Устный ответ учащегося должен соответствовать следующим   требованиям:

  1. Знание фактического программного материала: основные понятия, определения, факты.
  2. Поставленные вопросы необходимо освещать логично, применять системный и сравнительно – исторический подходы, метод аналогии при характеристике социальных объектов.
  3. Ответ самостоятельный, осмысленный, а не пересказ учебника.
  4. Хорошо развита устная речь; отвечающий свободно  владеет терминологией, умеет точно и лаконично выразить свои мысли.
  5. Учащийся даёт различие фактов, интерпретаций и оценок общественного познания, приводит свои аргументы по наиболее актуальным проблемам различных сфер общественного развития.

Устные и письменные ответы учащихся оцениваются следующим образом:

        «5» - ученик  свободно владеет фактическим материалом в полном объёме, речь грамотная, научная; ответ изложен логично, не требует дополнительных вопросов; выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для  ответа; приводятся при необходимости различные точки зрения и оценки общественных явлений, аргументирована собственная точка зрения.

        

        «4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение экзаменационного материала недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретически знания и умения.

        «3» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное (пересказ учебника), не систематизированное и не последовательное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявляет, речь бедная.

        «2» -  главное содержание материала не раскрыто, ученик отказывается отвечать по теме или обнаруживает незнание   её основных положений.

6.1. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально- техническое обеспечение ученого предмета.

  1.  DVD- диски.
  2. Компьютер.
  3. Проектор

Учебно-методическое обеспечение предмета.

1.        Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы - М: Просвещение, 2006.

2.        Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание «Академический учебник» 5-11кл. - М: Просвещение, 2008.

 Интернет-ресурсы:

  1. http://www.kremlin.ru - Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации  
  2. http://www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html- Библиотека думающего о России
  3. http://old.russ.ru/ist_sovr/express- «Век в зеркале прессы»: ретроспектива газет от «Биржевых новостей» и «Правды» до «Независимой газеты» и «Завтра» по каждому десятилетию ХХ века
  4. http://www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век».
  5. http://praviteli.narod.ru- сайт-информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС.
  6. http://www.warheroes.ru- биографии Героев Советского Союза и России
  7. http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html-  Сайт Библиотеки Конгресса «Всесторонний анализ бывшего Советского Союза»
  8. http://www.wciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения
  9. http://www.levada.ru - Левада – Центр
  10. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
  11. http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» http://www.internet-school.ru – Интернет-школа издательства «Просвещение»: «Обществознание»
  12. http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание обществознания в школе»
  13. http://it-n.ru- российская версия международного проекта Сеть творческих учителей и др.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  ГБОУ школы № 600

Ореханова Н.М.

_____________________________