Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям

Сегодня важным является воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Воздействуя только на ум ребенка, такой цели достичь невозможно. Необходимо призвать на помощь его чувства, затронуть его душу.

Общечеловеческие ценности – это нравственность и высшие идеалы жизни. Они воплощены в понятии духовной культуры и накоплениях культуры. Будущее человечества – это культурное или высоконравственное человечество.

Каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Ценности играют важную роль в формировании личности - члена социума, выполняя две основные функции:

- являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку;

- ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям

Сегодня важным является воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Воздействуя только на ум ребенка, такой цели достичь невозможно. Необходимо призвать на помощь его чувства, затронуть его душу.

Общечеловеческие ценности – это нравственность и высшие идеалы жизни. Они воплощены в понятии духовной культуры и накоплениях культуры. Будущее человечества – это культурное или высоконравственное человечество.

Каждое общество создает свою специфическую систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Ценности играют важную роль в формировании личности - члена социума, выполняя две основные функции:

- являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку;

- ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие. Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность».

Попытка определить ключевые ценности, скорее даже не ценности, а области ценностей хорошо представлена в нашем образовании. И здесь ценностные ориентации рассматриваются как элемент качества образования, один их показателей его результата.

Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в побуждении их к самовоспитанию.

Так, в рамках культурно-исторической линии содержания выделены такие ценности, как признание самоценности личности, права каждого человека на индивидуальность, личная ответственность за свои действия, развитость чувства причастности культуре своего народа как составной части мировой культуры, признание ценности общественного богатства, труда как средства самовыражения и формы общественной деятельности и т.д.

Наибольшими возможностями в плане развития системы личных ценностей обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и литература. Это учебные дисциплины, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в конфликтных ситуациях, их эмоционального переживания.

Целью нашей педагогической деятельности является - определение путей приобщения школьников к общечеловеческим ценностям.

           Объект изучения - процесс воспитания школьников, процесс познания ими общечеловеческих ценностей.

          Предметом работы являются педагогические условия, способствующие формированию общечеловеческих и национальных ценностей.  

Гипотеза – гуманитарные предметы являются оптимальным способом приобщения школьников к общечеловеческим ценностям, поскольку литература и история являются неотъемлемой частью повседневной жизни, а также наиболее эффективным инструментов в развитии духовного роста личности.

Задачи:

  1. Создание условий для осознанного выбора учащимися общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, способствующих развитию личности.
  2. Предоставление учащимся широких возможностей выбора индивидуальной организации самостоятельной подготовки к определению жизненного пути.

Многие темы в курсах истории и литературы содержат богатый «ценностный фундамент». Перед учителем стоит вопрос, как построить образовательный процесс и отношение к ученику, исходя из необходимости воспитания его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей.

      В школе существуют различные формы урочной деятельности, различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, презентаций, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков. Кроме того, в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления : урок-конференция, урок  – экскурсия (видеоэкскурсия), урок - творческий отчет (учащихся); урок с групповой формой работы и т.д. Данные уроки способствуют формированию у учащихся общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей, приобщают к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей, воспитывают интерес  и уважение к  культуре и истории  нашего народа.

Урок формирует у учащихся уважительное отношение к истории нашего прошлого, к национальному наследию наших предков; приобщает к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Представления о воспитании связывались с идеями «служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных форм общения.     

            Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

            Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Знакомясь с историей родного края через разные виды деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.

       Сухомлинский В.А. в своей системе воспитания всесторонне развитой личности постоянно работал над формированием у школьников неутолимой любознательности, стремления к практической готовности к образованию и самообразованию. Неоднократно в своих работах он обсуждает проблему воспитания у детей правильного гармоничного взаимоотношения материальных и духовных потребностей, культуры желаний, раскрывает пути формирования психологической готовности к труду. Ситуация приобщения подростка к книжной культуре, в наши дни, по-видимому, радикально меняется. В процессе социализации личности подростка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: "визуальная", "видеокультура", "электронная культура". Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека.

          Будучи убежденным в том, что познание человека это основа жизни коллектива и личности, Сухомлинский В.А. выстраивал учебно- воспитательный процесс таким образом, чтобы его воспитанники на уроках и внеклассных занятиях, постигая суть человека, его деяния, любуясь и восхищаясь красотой и величием этого ни с чем несравнимого чуда природы, всматриваясь в себя с позиции познанного, постепенно «проходили» тяжелый путь к себе; чтобы всесторонне познавая себя и одухотворяясь, стремясь быть совершеннее, «строили» свое «Я». Формирование  национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире, реализую и через

внеурочную деятельность, проведение праздничных мероприятий, кружки, факультативы,

участие в конкурсах – эти и другие формы внеурочной деятельности применяются для повышения творческих способностей учащихся.

             Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся. Большие возможности для развития учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Приобщение учащихся к гуманистическим ценностям организуется также на уроках обществознания и классных часах.

На уроках обществознания в ходе изучения темы «Человек Индивид Личность» проводятся занятия по организации деятельности, направленной на выявления интересов подростков, понимания ими себя на основе самоанализа внутренней свободы. 

Упражнение «Самопрезентация».

Учащиеся называют по очереди самые любимое и нелюбимое дело в жизни.

Создание условий для формирования личностных качеств, необходимых для специальной и личностной успешности способствуют упражнения:

Упражнение « Я – индивидуальность».

Учащиеся, передавая по кругу цветок, произносят свое имя и называют качества присущие им, которые начинаются с букв, имеющихся в имени.

Изучая тему «Потребности человека» мы знакомимся с  пирамидой потребностей Маслоу: Первый уровень: Материальные потребности (еда, одежда)

Второй уровень: Потребность в защите (родные, семья, здоровье)

Третий уровень: Потребность в общении (друзья, коллеги)

Четвёртый уровень: Потребность в признании (творчество, работа, слава, успех)

Пятый уровень: Самореализация и самоудовлетворение.

При этом формируются личностные ценности школьников.

Основой гуманистической педагогики Сухомлинского В.А. является любовь и уважение, доброта и чуткость, доверие и бережное отношение, неподдельная человечность и разумная требовательность к ребенку. На этих основах, по его убеждению, должна строиться жизнь школы, основываться отношения учителя и ученика.

Воспитание гуманистической направленности и формирование ценностных ориентаций человека практикуется и на классных часах.

Игра «Импульс» поздоровайся с соседом

Рукопожатие, различные формы приветствия - «Я рад тебя видеть»

Второе рукопожатие «Здравствуйте»

Похлопывание по плечу «Привет, привет, привет»

Похлопывание ладошками по кругу.

 Анкета «Мои представления».

По предложенному списку качеств личности отметить качества, которые не нравятся в людях; качества, которые характеризуют личность (идеал); качества, характерные для себя и для будущей профессии.

список качеств

человек, который меня раздражает

человек, в котором я вижу идеал

мои качества личности

качества для профессии (название)

Список качеств: агрессивный, глупый, инициативный, несдержанный, болтливый, веселый, приветливый, упрямый, конфликтный, способный, хитрый, активный, общительный, честный, грубый, пассивный, послушный, трудолюбивый, наглый, своевольный, аккуратный, беззащитный, ответственный, замкнутый, лидер, ленивый, равнодушный, скромный, неряшливый, дерзкий, независимый, умеющий слушать, злой, внимательный, невоспитанный, исполнительный, отзывчивый, доверчивый.

   Как подлинный гуманист Сухомлинский В.А. прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании. 

На наш взгляд, в первую очередь необходимо перейти к гуманистическому воспитанию, исходной позицией которого является признание права каждого ученика на выработку собственной системы ценностей, принципов их реализации, в конкретных видах деятельности. Современное образование должно не навязывать те или иные ценности, а создавать условия для их узнавания, понимания и осознанного выбора, стимулировать этот выбор и последующую внутреннюю работу ученика над своими действиями и поступками.

Источники:

  1. В.А.Сухомлинский. Сто советов учителю.
  2. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1969.
  3. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1990.
  4. Сухомлинский, В.А. Не только разумом, но и сердцем / В.А. Сухомлинский // Сборник статей и фрагментов из работ. М.: Молодая гвардия, 1986.
  5. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1987.
  6. Формирование личности старшеклассника. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1989.