Имущественные права несовершеннолетних

Обществознание, 9 класс, коррекционной школы VIII вида. Цель: Формировать у учащихся знания об имущественных правах несовершеннолетних

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imushchestvennye_prava_nesovershennoletnikh.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание (коррекционная школа VIII вида)  9 класс.

Учитель: Малахова Е.П.

Тема: «Имущественные права несовершеннолетних».

Цель: Формировать у учащихся знания об имущественных правах несовершеннолетних.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с правовыми документами в которых закреплены имущественные права несовершеннолетних; какими имущественными правами наделены несовершеннолетние.

Коррекционная: способствовать формированию у учащихся умений давать собственную оценку событиям; привлекать учащихся к диалогу.

Воспитательная: формировать у учащихся уважительное отношение к закону.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

(самоопределение к учебной деятельности)

Был звонок. Ребята, проверьте, у всех ли на столе есть учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Здравствуйте. Садитесь.

Повторение пройденного материала

Цель: выяснить насколько усвоен пройденный материал.

Задачи:

Образовательная: проверить усвоение пройденного материала;

Коррекционная: развитие и коррекция памяти и мышления (умение устанавливать связь между законом и поступками людей; анализировать)

Воспитательная: воспитывать в учащихся чувство ответственности.

Какую тему изучали на прошлом уроке?

  1. Что такое собственность?

  1. Назовите известные вам виды собственности. Чем они отличаются друг от друга?

  1. Какая разница между «владеть», «пользоваться» и «распоряжаться»?

  1. Как по-вашему, можно ли пользоваться вещью, не владея ею?

  1. Может ли быть так, что человек владеет вещью, но не имеет права пользоваться ею.

Сообщение темы: Собственность и имущественные отношения.

Собственность – это отношение человека к принадлежащей ему вещи.

Собственник имеет власть над принадлежащей ему вещью. Собственность – это ещё и отношения между людьми по поводу этой вещи (если вещь моя, то для всех других она чужая).

Собственность бывает движимая и недвижимая, материальная и интеллектуальная.

(поясняют, чем отличается,; дополняют ответ одноклассников)

Владение – это фактическое обладание вещью, нахождение её в ваших руках, признание вашего права на неё, закреплённого юридическими документами. Вы, и только вы, имеете право на эту вещь.

Пользование – это использование потребительских свойств вещи, возможность извлекать из неё пользу.

Распоряжение – это возможность изменить юридическую судьбу вещи. Другими словами, право распоряжаться дает владельцу возможность дарить, продавать, отдавать в залог, внаём и т.д.

Да. Например, родители дают детям пользоваться вещами, которые с юридической точки зрения им не принадлежат (несколько примеров).

Да. Например, если владелец вещи не достиг совершеннолетия. (несколько примеров)

Актуализация, объявление новой темы

Имеют ли несовершеннолетние право владеть собственностью? В каких случаях они имеют право ею распоряжаться? С какого возраста наступает имущественная ответственность несовершеннолетнего?  

Сегодня на уроке мы с вами ответим на эти вопросы.

Слайд 1. И так, тема нашего урока: «Имущественные права несовершеннолетних».

Записывают в тетрадь тему: Имущественные права несовершеннолетних.

Изучение нового материала

Физкультминутка

Слайд 2. В настоящий момент имущественные права несовершеннолетних закреплены в Семейном и  Гражданском кодексе.

Слайд 3. Статья 60 Семейного кодекса  наделяет ребенка следующими имущественными правами:

а) правом на получение содержания от своих родителей;

б) правом собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

в) правом владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей).

(уточнить, что понимают учащиеся по каждым из этих пунктов)

Слайд 4. Малолетние дети в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе согласно ст. 28 Гражданского кодекса самостоятельно совершать только следующие сделки:

а) мелкие бытовые сделки (покупка продуктов питания, школьных принадлежностей и т. Д.);

б) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, (принятие в подарок игровой приставки, компьютера, одежды и т. Д.);

в) сделки по распоряжению средствами (то есть дети могут получать деньги от родителей или других законных представителей и расходовать их на свои нужды. Посторонние лица могут предоставлять ребенку денежные средства только с согласия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов).

Все другие сделки за малолетних совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Имущественную ответственность по всем сделкам малолетнего, несут его родители (усыновители или опекуны). Эти лица в соответствии с законом также отвечают и за вред, причиненный малолетними.

Отложите в сторону ручки, сядьте на стуле по удобнее, руки опустите вниз. Подняли плечи вверх, отвели назад, опустили вниз. – 3 раза.

Слайд 5.  Внимательно следим глазами за передвигающимся объектом на экране (тренажер Базарного). По окончании упражнения – закрыли глаза. Открыли. Молодцы! А теперь продолжим наше знакомство с имущественными правами несовершеннолетних.

Рассмотрим ситуацию: Алексею (11 лет) родители купили компьютер. Он решил поменяться со своим другом Сергеем (14 лет) у которого был спортивный велосипед, подаренный ему на день рождения.

Является ли подобная сделка законной?

В каком случае эта сделка была бы правомочна?

Слайд 6. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе:

а) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки;

б) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

в) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

г) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

д) быть членами кооперативов (по достижении шестнадцати лет).

Все остальные сделки несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершаются только с письменного согласия своих законных представителей – родителей (усыновителей) или попечителей. В случае нарушения этого требования сделка, совершенная несовершеннолетним, может быть признана судом недействительной по иску родителей (усыновителей) или попечителя.

В отличие от малолетних несовершен-нолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с требованиями ГК. Они также могут быть привлечены к самостоятельной имущественной ответственности за причиненный ими вред в порядке, установленном гражданским законодательством.

Рассмотрим ситуацию: Николай (14 лет) увлекается фотографией. Он работал все лето и на заработанные деньги купил цифровой фотоаппарат. Спустя полгода он меняет его на старый пленочный аппарат, который валялся без дела на чердаке у одноклассника.

Имел ли юридическое право Николай на подобную сделку? Докажите это.

Запись в тетрадь:

Имущественные права несовершеннолетних закреплены в Семейном кодексе, Гражданском кодексе.

Дают ответы.

Запись в тетрадь:

Права несовершеннолетних:

От 6 до 14 лет:

а) мелкие бытовые сделки (покупка продуктов питания, школьных принадлежностей и т. Д.);

б) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, (принятие в подарок игровой приставки, компьютера, одежды и т. Д.);

в) сделки по распоряжению средствами (то есть дети могут получать деньги от родителей)

Коллективное обсуждение ситуации.  Подведение итога обсуждения (дают ответ).

Запись в тетрадь:

От 14 до 18 лет:

а) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки;

б)распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

в) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

г) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

д) быть членами кооперативов (по достижении шестнадцати лет).

Коллективное обсуждение ситуации.  Подведение итога обсуждения (дают ответ).

Первичное закрепление нового материала

Цель: проверить насколько понят изложенный материал.

(в случае если затрудняются ответить подвести учащихся к нужному ответу через наводящие вопросы; разбор примеров)

Слайд 7.

  1. В каких правовых документах закреплены имущественные права несовершеннолетних?
  2. Какими имущественными правами наделены несовершеннолетние?
  3. Каковы права ребенка, в возрасте от 6 до 14 лет, по распоряжению своей собственностью?
  4. В чем отличие между малолетними и несовершеннолетними?

  1. В чём отличие в правах по распоряжению своей собственностью у малолетних детей (от 6 до 14 лет) и несовершен-нолетних подростков (от 14 до 18 лет)?
  2. Несут ли несовершеннолетние имущест-венную ответственность по заключённым сделкам?

Дают ответ.

Дают ответ.

Дают ответ.

Обсуждение вопроса в парах. Одна пара дает ответ. Поясняют свою точку зрения. Другие дополняют.

Обсуждение вопроса в парах. Одна пара дает ответ. Поясняют свою точку зрения. Другие дополняют.

Дают ответ.

Подведение итогов, рефлексия

Цель: отметить выполнение домашнего задания, работу на уроке (умение сопоставлять факты из жизни с требованиями закона; умение давать аргументированные ответы). Выставить оценки.

Домашнее задание

Слайд 8. На самоподготовке внимательно прочитайте записи в тетради и постарайтесь ответить на вопросы:

  1. Какими имущественными правами наделены несовершеннолетние?
  2. В чём отличие в правах по распоряжению своей собственностью у малолетних детей (от 6 до 14 лет) и несовершен-нолетних подростков (от 14 до 18 лет)?
  3. Несут ли несовершеннолетние имущест-венную ответственность?

Индивидуаль-ное задание

(дифференцированное задание для слабо успевающих учащихся)

На самоподготовке внимательно прочитайте записи в тетради и постарайтесь ответить на вопрос:

  1. Какими имущественными правами наделены несовершеннолетние?