Информационное наполнение интерактивной доски.

Абдурахманова Ольга Сергеевна

  В современном мире широко внедряются технические новинки.  Данная тема возникла в связи с интересом преподавателей о целесообразном использовании интерактивных систем, появившихся в образовательных учреждениях. Целесообразное использование интерактивных систем предполагает целый ряд аспектов, включающих владение инструментарием доски, умение готовить адекватные материалы для разных этапов урока и, соответственно, различных задач, навыки организации групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_v_shik.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

        ГБОУ СПО ЛО «Тихвинский медицинский колледж»

преподаватель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Абдурахманова Ольга Сергеевна

Информационное наполнение интерактивной доски.

  В современном мире широко внедряются технические новинки.  Данная тема возникла в связи с интересом преподавателей о целесообразном использовании интерактивных систем, появившихся в образовательных учреждениях. Целесообразное использование интерактивных систем предполагает целый ряд аспектов, включающих владение инструментарием доски, умение готовить адекватные материалы для разных этапов урока и, соответственно, различных задач, навыки организации групповой работы.

                Преподаватель, планируя свой очередной урок, стремится, чтобы он был не только эффективным и качественным, но и живым и ярким, ведь то, что интересно ученикам запомнится больше всего.

               На современном этапе развития общества практически любая научная дисциплина прямым или косвенным образом имеет отношение к компьютерным технологиям. Система образования не существует обособленно от общества и науки, являясь их отражением, она испытывает влияние процесса глобальной информатизации. Широкое внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой жизнедеятельности соответствующим образом отражается в содержании образования, формах и методах обучения. (1)

Как показывают отечественные (Н.В. Апатова, И.В. Борисов, Б.С. Гершунский, Т.В. Добудько, А.П. Ершов, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, И.В. Роберт, Б.Е. Стариченко, М.С. Иванова) и зарубежные (Р. Вильяме, А. Вэтьен, Б. Кёршан, Р. Кёте, Г.М. Клейман, К. Маклин, С. Пейперт, Б. Хантер,) исследования, компьютерные технологии обучения при правильном их использовании обеспечивают ряд преимуществ:

• реальная индивидуализация учебного процесса по содержанию материала, объемам и темпам его усвоения;

• активизация учащихся при усвоении учебной информации за счет работы с ними в интерактивном режиме;

• повышение эффективности использования учебного времени в плане скорости формирования знаний, умений и навыков;

• массовость контроля знаний за счет простоты организации и компьютерной обработки результатов;

• изменение характера труда преподавателя, в частности, сокращение часто повторяющихся рутинных действий по контролю знаний учащихся, поиску информации, составлению печатных пособий и т. д.

                В решении данных задач помощниками могут выступать современные средства обучения, которые находятся в каждом колледже.

                Электронные интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения, т.к. легко обеспечивают обратную связь между учебной программой и студентом, предоставляют широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т. д. (3)

                Слайды, выведенные на большой экран – это тот наглядный материал, который применяется для оживления урока, мотивации к обучению и эмоционального восприятия материала. Материал может быть разным.

              В данной работе речь идёт об информационном наполнении интерактивной доски, о критериях отбора информации.

              Использование ИД может улучшить планирование, темп и течение урока, так как файлы и страницы можно подготовить заранее.

             Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски был разработан алгоритм, следуя которому преподаватель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

  • Определить тему, цель и тип занятия.
  • Продумать этапы урока, на которых необходимы инструменты интерактивной доски.
  • Из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства.
  • Рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
  • Отобранные материалы оценить по времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала.
  • Составить временную развертку (поминутный план) урока.
  • Из найденного материала собрать презентационную программу. Для этого написать ее сценарий.
  • Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием интерактивной доски.
  • Апробировать урок.

                Средством интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации работы учителя является интерактивная доска, которая позволяет создавать и демонстрировать материалы к урокам. Для проведения уроков с применением такой доски, заранее создаем флипчарты (рабочие области с материалами для уроков). На страницах флипчарта пишем текст, создаем рисунки, используем рисунки из других программ, воспроизводим фильмы. Так же интерактивную доску используем для написания примечаний, пометок, для решения задач.

           Простота использования и разнообразие этих ресурсов увлекает учащихся больше, чем традиционные занятия. Однако, учителям часто приходится тратить достаточно много времени на поиск необходимых материалов.

           При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации.

             Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности учащихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.

               При отборе материала для зрительного ряда избегать дальних планов и мелких деталей.

              Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану.

               Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков, выделение маркером.

В использовании интерактивной доски есть свои особенности как положительные, так и отрицательные.

Демонстрация личного профессионального опыта,  выражающаяся в умении излагать материал, овладение навыками  информационной компетентности.

Использование позволяет экономить время на уроке (заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается его плотность).

Многократное использование (все наглядные материалы и ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя)

Привлечение учеников к сотрудничеству в разработке ресурсов и тем самым мотивировать их к изучению предмета, организация внеклассной деятельности.

Минусом может явиться затраченное время на подготовку к урокам. Однако со временем это может перейти в плюс, если есть накопленная медиатека

Ограниченный набор готовых ресурсов, либо нет возможности использовать готовые шаблоны из-за конфликта кодировок. Для предупреждения данной проблемы рекомендуется проводить уроки в одной и той же аудитории.

У студентов при работе с интерактивной доской повышается инициативность, активность, мотивация ученика. Более качественная наглядность приводит к лучшему восприятию информации. Появляется возможность увидеть динамические процессы в укрупненном виде.

Минус выражается в перегруженности визуального канала восприятия информации. Уменьшается время "живого" общения на уроке, поэтому учитель должен держать связь с аудиторией.

Методические рекомендации:

Подводя первые итоги работы с интерактивной доской, хотелось бы отметить

следующие моменты:

  • Освоение приемов работы с доской не вызывает трудностей благодаря

четкой структуре и наглядному интерфейсу.

  • Составление презентации с использованием доски происходит технологично и не занимает много времени.
  • Использование в презентации материалов из других сторонних источников расширяет возможности работы при составлении презентаций.
  • Возможность распечатать материалы также создает дополнительные удобства в работе.
  • Высокое качество картинок и шаблонов слайдов позволяет создавать

яркие и привлекательные материалы, воспитывающие в детях эстетический вкус.

  • Работа с интерактивной доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности.

Итак, интерактивные доски влияют на образовательный процесс комплексно. Они существенно увеличивают степень вовлеченности ученика в процесс обучения, стимулируют его интерес и вызывают желание учиться. Использование педагогами интерактивной доски помогает более эффективно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994. — 228 с.
  2. Бордовский Г.А. Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения. СПб, 1995. — 240 с.
  3. Журавлев А.П. Диалог с компьютером. М., 1987. — 205 с.
  4. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. — 1990. — №1. — с. 3-9.