Инновационный подход в организации гражданско-патриотического воспитания музейными средствами
Гражданское образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетенции и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Это стержень всей учебно-воспитательной работы, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный подход в организации гражданско-патриотического воспитания музейными средствами
«Музей это дверь в прошлое и окно в будущее» - таков был девиз Международной Конференции 2008 года «Музеи и всемирное наследие».
Музей в образовательном учреждении может и должен стать важной составляющей в гражданско-патриотическом воспитании молодежи.
Гражданское образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетенции и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Это стержень всей учебно-воспитательной работы, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Создание музея в нашем образовательном учреждении началось с изучения литературы по музейной педагогике и знакомству с опытом работы школьных музеев нашего города. Анализируя работу лучших школьных музеев и следуя рекомендациям специалистов, мы пришли к выводу: школьный музей не должен быть оснащен табличками «Экспонаты руками не трогать». Только погружаясь в музейное пространство, имея возможность прикоснуться руками к предметам, экспонируемым в зале, можно наиболее полно ощутить «назначение данной вещи», понять ее роль в жизни человека, сравнить ее с аналогичными предметами нашего времени. И тут важен принцип: ученик - не потребитель музейного продукта, а его активный созидатель (в школьном музее не столько слушаем и смотрим, сколько делаем, общаемся, творим).
Как правило, в школьных музеях к исследовательской работе привлекаются учащиеся музейного актива. Мы стали искать пути привлечения наибольшего числа ребят к познавательной, творческой работе.
Один из вариантов решения этой проблемы - каждая экскурсия заканчивается предложением выполнить домашнее задание. Для учащихся начальной школы: нарисовать наиболее запомнившийся экспонат, возможно, это будут аппликации, лепка из пластилина и или любая другая творческая поделка. Для учащихся средней школы и старшеклассников – это эссе на тему «история экспоната». И конечно, обязательным является задание о составлении странички «Книги Памяти», где ребята делятся своими знаниями по биографическим данным своих родственников, жизнь которых проходила в суровые и героические дни Великой Отечественной войны.
Для достижения поставленной цели необходима сплоченная работа всех участников образовательного процесса. Один руководитель музея с этим не справиться. Только при поддержке классных руководителей, учителей- предметников, актива родительского комитета, педагога-организатора, библиотекаря и всех тех, кто заинтересован в решении вопросов гражданско-патриотического воспитания молодого поколения возможно выполнение миссии сохранения исторической памяти.
«Лишь тот достоин уважения,
кто чтит историю свою»
Руководитель музея
ГБОУ СОШ № 76
Выборгского р-на СПб
Семенютина В.М.
Список литератур
- Алексеева, Е. Школьные музеи в новой информационном пространстве / Е. Алексеева, П. Белкин // Директор школы. – 2006. - № 1. – С. 84-86.
- Беспалова, С. А. Использование музейной педагогики в преподавании гуманитарных дисциплин / С. А. Беспалова // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 1. – С. 194-197.
- Бикметова, В. Воспитательный ресурс школьного музея / В. Бикметова // Учитель. – 2010. - № 2. – С. 80-82.
- Сечин, А. Музей и школа : интегративный потенциал музейной педагогики / А. Сечин // Музей. – 2010. - № 11. – С. 20-24.