«Введение в китаеведение»

 Восточная гимназия – это уникальное учебное заведение, которое даёт учащимся базовое знание китайского языка. Исторические реалии современности  диктуют необходимость расширения культурных и  экономических связей с нашим Великим Восточным соседом. На смену эпохи откровенной вражды, ненависти, подозрительности и недоверия пришла эпоха взаимовыгодных контактов на всех уровнях: от  встреч глав государств до личных частных поездок. Отсюда   профессия синолога, т.е специалиста, владеющего китайским языком и знающего основы китайской культуры, истории и быта  особенно сейчас, необходима                  и востребована обществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vvedenie_v_istoriyu_i_kulturu_kitaya.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Китайский клуб при Восточной гимназии.

«КИТАЙСКИЙ КЛУБ»

ПРИ

ВОСТОЧНОЙ ГИМНАЗИИ.

Пояснительная записка об учебном курсе

«Введение в синологию»

 («Введение в китаеведение»)

       Восточная гимназия – это уникальное учебное заведение, которое даёт учащимся базовое знание китайского языка. Исторические реалии современности  диктуют необходимость расширения культурных и  экономических связей с нашим Великим Восточным соседом. На смену эпохи откровенной вражды, ненависти, подозрительности и недоверия пришла эпоха взаимовыгодных контактов на всех уровнях: от  встреч глав государств до личных частных поездок. Отсюда   профессия синолога, т.е специалиста, владеющего китайским языком и знающего основы китайской культуры, истории и быта  особенно сейчас, необходима                  и востребована обществом. Слово “синолог”,давшее название профессии, происходит от латинского слова “Sina”-  Китай, «логос» - от греческого «ведать или учение», т.о.  “синолог” означает профессию «китаеведа». Синолог должен быть яркой личностью, обладать качествами лидера, быть подготовленным, грамотным и образованным человеком с широким кругозором во всех гуманитарных областях, а особенно в ориентологии. Эта профессия синтезировала несколько профессиональных направлений. Синолог одновременно является и историком,          и искусствоведом, и этнографом, и лингвистом-филологом.  Но главное достоинство этой непростой, но интереснейшей профессии- постоянное соприкосновение с Таинственным и волшебным миром Востока.

Данная образовательная китаеведческая программа призвана занять существенное место в допрофессиональной подготовке школьных  групп                   и для  подготовки условий возникновения  «КИТАЙСКОГО КЛУБА» при Восточной гимназии, учащиеся которой уже сами выбрали для себя приоритеты в жизни               и готовы связать своё будущее с китайским языком, который, и это естественно, неотделим от китайской культуры и истории.  С другой стороны китайская культура и история практически не представлены в общегосударственных программах               по истории  и обществоведению. Два, максимум,  три часа в год – это всё,              что отведено   на изучение Китая по всем параллелям. Преподаватели китайского языка стараются восполнить дефицит историко-культурных знаний, но у них другие задачи и своя программа, именно по изучению языка, а не истории                  и культуры. Таким образом возникает дисбаланс: школьники знают язык народа, о котором имеют смутное представление.

      Новизна, актуальность и отличие её от других имеющихся китаеведческих программ состоит в том, что она даёт учащимся теоретические сведения                    об истории и культуре Китая, знакомит с историческими реалиями той или иной эпохи, изучает основные тенденции в этнологии, языке, архитектуре, религии, изменения в быту, а также воздействие и влияние Китая на мировую историю, науку и культуру. Программа помогает учащимся получить основы вероятной будущей профессии. Кроме того, она создаёт условия для интеграции с  другими образовательными программами (история, культурология, обществознание,

религиоведение  и, что, особенно важно для Восточной гимназии, теоретическое и практическое применение китайского языка и др.)

      Целевым назначением данной образовательной программы является создание условий для осознанного выбора дальнейшего профессионального пути.

      Поставленная цель достигается через выполнение следующих задач:

      1.Образовательные:

       1.1.Дать систематические знания о Китае и его культуре взаимосвязи             с мировой историей и историко-культурным пространством России;

       1.2. Обучить основам научной методики, научить работать                            с разнообразными литературными, видео и электронными источниками             при отборе теоретического материала, в том числе и на китайском  языке.

       1.3. Способности эффективно реализовать полученные знания на уроках китайского языка, истории и обществознания.      

      2.Развивающие:

       2.1.Развивать интеллектуальные способности учащихся (умения сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать информацию, полученную из основных и вспомогательных источников);

       2.2.Способствовать развитию творческого потенциала учащихся (умения применять знания и решать стандартные задачи на практике);

       2.3.Расширять кругозор в области истории и культуры Китая;

                    3.Воспитательные:

                  3.1.Поддерживать стремление и воспитывать навыки научно-     исследовательской работы;

        3.2.Побуждать к самостоятельному использованию и творческому переосмыслению литературных  и других источников;

        3.3.Воспитывать юных синологов в атмосфере творчества.

        3.4.Помочь адаптироваться к требованиям времени и необходимости этнологических знаний, как неотъемлемой части современной жизни культурного сообщества;

        3.5. Духовно обогащать внутренний мир и закладывать в учащихся основы исследовательской культуры.

        3.6. Воспитывать в учащихся чувство уважения к китайскому народу                      и к Великой китайской культуре, носителем которой он является.

Объём учебной программы и её состав.

   Образовательная программа рассчитана на обучение школьников ( 7 - 9 классов Восточной гимназии), не имевших ранее возможности получить углублённые систематические знания об истории и культуре Китая и желающих восполнить их.   Реализация предложенной образовательной программы рассчитана на 2 года                и  предполагает обучение в 2 этапа:

- 1-й год обучения: «Юный синолог I». Программа рассчитана на 1 год                 для учащихся 7 - 8  классов. Занятия проводятся один раз в неделю в  первый год обучения. ( 36- 40  часов в год). Группа 20 человек.

- 2-й год обучения: «Юный синолог II» - Программа рассчитана на 1 год               для учащихся 8 - 9  классов. Занятия проводятся один раз в неделю. ( 36- 40  часов     в год). Группа 20 человек.

Формы  занятий

Основные организационные формы его проведения:

                                 •лекции;

                                 •семинары;

                                 •беседы;

•разбор докладов, сообщений, вступлений учащихся.

•просмотр и обсуждение  видео электронных материалов.

•посещение музея «Этнографии народов мира» и действующих храмов.

                       

Итоги реализации:

В ходе реализации данной образовательной программы, учащиеся должны получить разносторонние знания о Китае, уметь рассматривать их во взаимосвязи                                                 с  мировой историей и историей России, понять значение Китая в мировой культуре, должны овладеть основами научной методики, которая позволит им применять полученные китаеведческие знания на практике во время проведения уроков китайского языка, уроков истории, обществознания и географии.                      У учащихся формируется готовность к адаптации в современном обществе,                   к осознанному выбору профессии и соответствующего профессионального образования, они ориентируются в тенденциях культуры, развивают коммуникативные способности и могут продолжать образовательную и научно-исследовательскую деятельность на основе сформированного интереса                         к конкретной области знаний при наличии базовых представлений и умений,                 и расширенных лингвистических способностях за счёт изучения китайского языка.    Учащиеся смогут практически заниматься историко-синологическим исследованием и участвовать в школьных, районных и городских конкурсах                  и олимпиадах по Ориенталистике, выступать с докладами на учебно-исследовательских конференциях, используя данные доступных историко-литературных источников.

Формой подведения итогов реализации данной образовательной программы является ежегодное  итоговое тестирование по пройденному курсу, защита реферата на тему, выбранную самими учащимися или педагогом-куратором.  

 Содержание изучаемого курса (авторские рекомендации организационно-методическому обеспечению программы)

Образовательная китаеведческая программа допрофессионалиной подготовки учащихся представляет собой педагогическую модель, которая органично вписывается в учебно-воспитательный процесс Восточной гимназии. Программа рассчитана на два года обучения и включает в себя теоретическую часть                       и практический курс (научная работа).

  Теоретическая часть предполагает рассмотрение основных информационных блоков, которые тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга:

географический  - блок знакомит со средой обитания китайского народа                и влиянием этой среды на менталитет , культуру и историю.

□  мифологический – блок знакомит с особенностями китайской мифологии.

исторический – блок знакомит с древней, средневековой и современной историей Китая в взаимосвязи с мировой историей.

□  религиоведческий – знакомит с основными. традиционными религиями Китая (даосизмом, конфуцианством, буддизмом)

культурный  - знакомит с достижениями и открытиями Древнего                              и современного Китая с его культурными памятниками мирового значения.

□   этно-бытовой  - раскрывает внутренний мир китайского менталитета и бытовой жизни китайцев.

лингвистический – блок формирует навык и умения использовать знания полученные на уроках китайского языка при изучении культуры и истории Китая.

Практический курс ставит своей целью овладение основными навыками научной  работы,  подготовку докладов и рефератов  – с последующей защитой и   анализом её результатов, подготовку к конкурсам и олимпиадам по истории Китая, отработку теоретических знаний китайского языка на практике при самостоятельном изучении текстов.

     

Краткая характеристика некоторых форм занятий.

По каждой теме используются различные формы проведения занятия: лекция, учебная, беседа, обсуждение, анализ учебной экскурсии и т.д.

А) Лекция является основным источником информации и даёт учащимся определённую систему знаний по истории и культуре Китая.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия (проблемная ситуация).
  3. Основная часть: раскрытие содержания темы с использованием иллюстраций, слайдов, схем. По ходу лекции педагог ориентирует учащихся в основных событиях той или иной эпохи.
  4. Вопросы учащихся и ответы педагога на них, дискуссия по проблематике.
  5. Логическим завершением лекции является объяснение домашнего задания. Которое способствует закреплению материала лекции и активному поиску учащимися нестандартных путей решения, т.е. ориентируют на творческую деятельность.

Б) Учебная экскурсия – представляет собой посещение музея, где в роли носителей информации выступают его сотрудники. На учебной экскурсии проходит знакомство с профессией синолога (первые уроки профессионального мастерства).

Ход занятия:

  1. Организация сбора учащихся и педагога в музее, соответствующего изучаемой теме.
  2. посещение музея  ( в роли экскурсовода –сотрудник музея или ученик).

  1. Организационное окончание экскурсии.

В) Анализ учебной экскурсии. Основным содержанием занятия по анализу учебной экскурсии является разбор учебной экскурсии в классе. Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сбор первых впечатлений учащимися о просмотренной экскурсии.
  3. Подбор учащимися иллюстративного материала. Повторное наглядное выстраивание пройденного экскурсионного маршрута.
  4. Поэтапный анализ отдельных остановок на маршруте несколькими учащимися ( на основе подготовленного дома письменного сообщения               по учебной экскурсии).
  5. Выводы и оценивание педагогом деятельности учащихся.
  6. Подведение итогов. Организационное окончание.

Г) Варианты проведения зачётов по отдельным темам.

                1) в устной форме:

- опрос общий (индивидуальные ответы);

- дискуссии по предложенной педагогом проблематике в рамках изученной темы

        (индивидуальные или подгрупповые ответы);

-  доклады и подготовленные выступления.

                2) в письменной форме:

- тесты;

- написание сочинения без предварительной подготовки (творческое задание на 10-  20 минут);

- написание реферата по соответствующей теме или проблеме и защита его.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  1. фронтальная беседа: педагог обращается к учащимся с вопросами, построенными в соответствии с логикой изучаемого материала, при этом                   в активное совместное обсуждение вносятся дополнения, уточнения, позволяющие максимально расширить информационную сторону лекции. Подобный прием способствует появлению единого темпа и общего положительного настроя.
  2. При работе в группе учащиеся приобщаются к согласованному                        и слаженному действию, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности (подготовка маршрутов заочных экскурсий небольшими группами с последующей их защитой).
  3. Индивидуальная работа (используется дифференцированный подход). Особое внимание уделяется развитию творческого потенциала учащихся             и их самостоятельной деятельности, выражающейся в подготовке докладов. Рефератов в соответствии с избранной темой. Данный прием предполагает квалифицированную помощь педагога.

Методы обучения.

При реализации данной образовательной программы используются следующие методы обучения:

*словесные. К словесным методам относятся: беседа, лекция, дискуссия, консультация, работа с литературой, экскурсии и др.

*наглядные. К наглядным методам относятся : подбор иллюстративного материала, наглядных пособий, макетов, просмотр фильмов, показ педагогом мультимедийных программ.

*практические. К практическим методам относятся: самостоятельная разработка научной работы по выбранной теме, а также встречи с носителями китайского языка и культуры.

Примерный тематический план занятий «Китайского клуба» в стадии становления по курсу «Введение в китаеведение»

1-й год обучения: «Юный синолог I» -  36- 40  часов.

 Тема 1.  География Китая (3часа).

Местоположение Китая на географической карте. Окружение Китая. Естественные рубежи Китая. Три естественные географические зоны Китая. Климат и его влияние. Великие реки Китая. Понятие «срединное государство». Среда обитания китайского народа.  

Тема 2.  Китайские мифы (10 -13 часов + посещение Музея этнографии народов мира).

Возникновение Земли. Появление людей. Происхождение культуры и человеческого общества. Миф о первом правителе. Мифы о появлении первых исторических династий. Пантеон богов и их функции. Чудотворное рождение. Войны богов. Смерть богов. Божественный рай. Мифы о потопах. Миф о всемирной огненной катастрофе. Мифы о засухе. Чужеземные народы в мифологическом творчестве китайцев.

Тема 3. Летоисчисление в Древнем Китае и традициооные праздники. (4часа)

 Праздники и обряды годового цикла. Новый год. Праздник Истинной Середины. День душ умерших. Праздник Середины Осени.

Тема 4. Император Китая (3 часа)

«Сын неба» - владыка поднебесной. «Государь – отец и мать народа». Священная личность императора. Вступление на престол. Престолонаследие. Поклонение императору. Символы императора.

Тема 5. Четыре великих открытия древнего Китая. (5 часов)

Бумага. Книгопечатание. Компас. Порох. Влияние этих изобретений на мировую историю.

Тема 6. Древнейшие сооружения Китая (5 часов).

Гробница Хуан ди. Великая стена. Дворец Гугун. Великий канал.

Тема 7. «Три учения» или «Три религии»(4-5 часов + посещение Буддистского храма)

Конфуцианство. Даосизм. Буддизм.

Тема 8. Китайские мудрецы о человеке, обществе, морали и человечности (1час).

Афоризмы и притчи.

Тема 9. Наука о Китае – синология.(1 час)

Обобщающая тема.

2-й год обучения: «Юный синолог II» -   36- 40 часов.

Тема 1.  Наука о Китае – синология.(1 час)

Вводная тема. Профессия синолога. Направления синологии. Основные особенности китаеведения, отличающие эту научную сферу от наук по изучению стран Запада. Проблемы и сложности. Значение Китайского языка .

Тема 2. История.  Древнейший Китай (5 часов).

Традиционное общество. Эпоха Ся. Эпоха Шан. Эпоха Чжоу. Династия Цинь. Династия Хань. Троецарствие (Вэй, Шу, У).

Тема 3. История. Средневековый Китай. (5часов)

Традиционное общество. Династия Сун. Династия Тан. Династия Юань.

Тема 4. История. Китай в Новое время. (5 часов)

Династия Цин. «Опиумные войны»,  Тайпин тянь го.  Восстание боксёров. Русские             в Китае. На пороге крушения традиционного Китая.

Тема 5. История.  Китай в новейшее время. (5 часов)

От Синьхайской революции до  конца XX века. От Сунь Ятсена до «культурной революции» и начала новой  модернизации.

Тема 6.  Современный Китай (4 часа).

Политика открытости Китая. Роль компартии КНР. Новая экономическая система. «Экономическое чудо».Официальные праздники.

Тема 6.  Китайская письменность (2 часа).

Китайские иероглифы. Особенности китайской письменности. Разнообразные стили.

Тема 7. Китайское национальное искусство (1-3 часа + посещение Музея этнографии народов мира).

Китайская живопись. Художественные промыслы. Пекинская музыкальная драма.

Тема 8.  Черты народного быта в Китае (1-3 часа + посещение Музея этнографии Народов мира)

Обычаи и обряды, связанные с рождением ребёнка, браком и смертью.

Тема 9.  Китайский Новый год. ( 2часа)

Китайский календарь. Празднование нового года в период империи Цин. Праздничное время препровождение.

Тема 10.  Китайские храмы (3часа).

Китайский пантеон. Изображение божеств и их значение. Изготовление образов божеств. Обряды в китайском храме. Храм Конфуция.

Тема 11. Китайские мудрецы о человеке, обществе, морали и человечности (1час).

Афоризмы и притчи.

Тема 12. Великая Культура и Великая История (1 час).

Обобщающая тема. Повторение.

Вопросы и критерии оценок знаний учащихся к ежегодному зачету по курсу “Введение в китаеведение”:

- ПЕРВЫЙ ВОПРОС: соответствует названию одной из тем,  заявленных в Тематическом планировании (смотрите выше). Использование системы Билетов.

- ВТОРОЙ ВОПРОС:

Доклад по подготовленному реферату  и защита основных тезисов.

- ТРЕТИЙ ВОПРОС:

Беседа по кругу научных интересов и прочитанной литературе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ

ПО КУРСУ “Введение в китаеведение”

1.      В ходе итогового испытания, проводимого в виде зачета,  учащимся  предлагается два основных вопроса и один дополнительный.

2.      Если полностью не раскрыты основные вопросы, опрос продолжать нецелесообразно.

3.      Частичный ответ на первый  вопрос считается удовлетворительным,                    если он раскрыт не менее чем на 75%.

4.      Дополнительные вопросы предназначены для уточнения общей общепрофессиональной и синологической готовности учащегося  продолжать обучение по избранной специализации.

5.      Если учащийся  удовлетворительно освоил менее 75% обязательной информации             по курсу , зачет переносится на следующий срок.

6.      Для уточнения уровня знаний преподаватель имеет право задавать и другие, кроме указанных в билетах, вопросы. Данные вопросы не должны выходить за рамки содержания программы курса и, кроме того, формулировки дополнительных вопросов должны в общих чертах соответствовать формулировкам, используемым в программе.

7.  Возможно выставление оценок для стимулирования познавательной деятельности.

8. Возможно награждение наиболее успешных работ призами из средств  клуба или китайского консульства, при условии возникновения контактов с консульством.

Примерные темы для этно-исторических исследований (итоговых рефератов, требующих защиты):

  1. Китайцы – кто это?  
  2. Материальная культура китайцев.
  3. Основные, традиционные религии Китая.
  4. Географические зоны Китая и их влияние на культуру.
  5. Мифология Китая.
  6. Основные исторические периоды истории Китая.
  7. Жилище. Планировка и строительные материалы. Региональные различия               в жилище.
  8.  Китайские мудрецы.
  9. Праздники и обряды годового цикла. Новый год. Праздник Истинной Середины. День душ умерших. Праздник Середины Осени.
  10. Обряды жизненного цикла (родильные, свадебные и похоронные обряды).
  11. Семья и клан, культ предков.
  12. Женщина и мужчина в Китае традиционном и современном.
  13. Тайные общества. Происхождение и социальные функции. Тайные общества           в современных условиях.
  14. Духовная культура.
  15. Традиционный образ мира. Ад и рай.
  16. Ушу.
  17. Народные религиозные верования. Медиумы и гадатели.
  18. Особенности психического склада и менталитета китайцев. Личность. Система ценностей. Нормы межличностного общения. Социальное поведение.
  19. «Экономическое Чудо» в современном Китае.

Методическое обеспечение программы «Введение в китаеведение».

Список литературы и пособий для преподавателя и учащихся:

 1. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н.

Этническая история китайцев в XIX - начале XX века. М., 1993.

2. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В.

Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987.

3. Малявин В.В.

Китайцы. - Календарные обряды и обычаи народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985.

4. Малявин В.В.

Китайцы. - Календарные обряды и обычаи народов Восточной Азии. Годовой цикл. М., 1988.

5. Стариков В.С.

Материальная культура китайцев северо-восточных провинций КНР. М., 1967.

6. Тертицкий К.М.

Китайцы: традиционные ценности в современном мире. Ч.1-2. М., 1994.

7.  Захарова Н.В.

Искусство китайской кулинарии. М., 1992.

8.  Крюков М.В. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.,1983

9. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1987.

10. Боррел Анна. Китайские мифы. М., 2005

11. История Китая с древнейших времён до наших дней. М., 1974.

12. Кочергин И.В. Страноведение Китая. М., 1999.

13. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. М.1999.

Оснащение кабинета:

1. Видеотехника.

2. Мультимедийный проигрыватель.

3. Компьютер.

4. Медиатека и видеотека.

5. Карта Мира. Карты Китая и Юго-Восточной Азии (возможно в электронном виде).

6. Классная доска.

Пояснительная записка

об учебном курсе

«Введение в синологию»

 («Введение

 в китаеведение»)

Кабинет истории. Преподаватель Смирнов М.В.