Выступление на педагогических чтениях " Сестра милосердия"

Теребенина Алена Владимировна

Благотворительность в России имеет глубокие исторические корни. Она формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Важным источником благотворительности являлась народная традиция взаимопомощи. Как правило, любой, кто помогал попавшему в беду или нуждающемуся, давая ему работу и деньги, знал, что, оказавшись в подобной ситуации, он может рассчитывать на помощь других.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сестра милосердия Теребенина А.В. Учитель истории Гимназия №9

Слайд 2

Образован в соответствии с указом от 3 мая 1867 г. «Устав состоящего под высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Общества попечения о раненых и больных воинах». Занимался организацией помощи пострадавшим от неурожая 1898 г., контролировал деятельность сельских участковых попечительств. Упразднен на основании Декрета СНК от 9 января 1918 г. «О передаче имущества и капиталов учреждений Красного Креста и Всероссийского союза городов в государственную собственность». Документы за 1867-1891, 1913-1918 гг. на хранение не поступали. Циркуляры главного управления Российского общества Красного Креста за 1900-1904 гг. Отчеты о работе комитета, содержании столовых для бедных по волостям Шадринского уезда. Журналы заседаний комитета. Ведомости о сборе денежных сумм в помощь голодающим. Заявления желающих стать сестрами милосердия. Списки на получение ссуд. Переписка об организации попечительств, помощи населению, пострадавшему от неурожая в волостях. Шадринский уездный комитет Российского общества Красного Креста (1867-1918 гг.)

Слайд 8

Бежала на фронт и гимназистка Нина Морозова из Перми. Её отец подполковник Морозов был тяжело ранен, один брат также ранен, второй убит. Нина сражалась под именем Василия Морозова, была награждена за храбрость двумя Георгиевскими медалями. О том, что она девушка, узнали только на перевязочном пункте, когда Нина получила ранение. Её уговорили вернуться домой. До конца войны Нина работала в военном госпитале сестрой милосердия.



Предварительный просмотр:

Сестра милосердия.

Выступление на педагогических чтениях

Теребениной А.В.

Благотворительность в России имеет глубокие исторические корни. Она формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Важным источником благотворительности являлась народная традиция взаимопомощи. Как правило, любой, кто помогал попавшему в беду или нуждающемуся, давая ему работу и деньги, знал, что, оказавшись в подобной ситуации, он может рассчитывать на помощь других.

Постепенно благотворительность стала приобретать организованный характер. По инициативе сословных, в основном купеческих и мещанских организаций, отдельных лиц начинают возникать общества и заведения, оказывающие благотворительную помощь нуждающимся, чаще всего в рамках определенного сословия.

Впервые в России женский труд для ухода за больными был использован при Петре I. В соответствии с царским указом в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых служили женщины. Однако, в дальнейшем, привлечение женщин для работы в больницах было отменено, и роль сиделок была отведена отставным служащим. Вновь женский труд в гражданских больницах начали использовать в середине 18 века. Осуществляли его «бабки - сидельницы» До конца века специальных сестёр по уходу за больными не было, поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г. с появлением служб «сердобольных вдов». В том же 1803 г. в Москве, а следом и в Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих. В 1824 г. по распоряжению Марии Фёдоровны из петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах приглашаются и направляются в больницы женщины для ухода за больными, и императрица каждую присягнувшую из этих женщин отмечает особым знаком - «Золотой Крест», на одной из сторон которого было написано "Сердолюбие". В 1818 г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах организуются курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.

За основу были взяты традиции Красного Креста и Красного Полумесяца.

Надо сказать, что постоянный комитет Российского Общества Красного Креста существовал в Шадринске еще с 1900 года. Шадринский комитет состоял под Высочайшим покровительством Императрицы Марии Федоровны. Он осуществлял работу по предупреждению заболеваний в разных направлениях: печатались воззвания к обществу, проводились разъяснительные беседы с населением, мероприятия благотворительного характера, такие как праздник «Белого Цветка», лозунгом которого стал призыв «Все на борьбу с чахоткой». Символом праздника была ромашка, распространявшаяся среди горожан, которые сдавали свои средства для борьбы с туберкулезом.

Вот ромашка, наш символ стремлений

И сочувствия братьев залог…

Уделите ж без ложных стеснений

Вашу лепту на «Белый цветок».

Эти слова из стихотворения М.А. Полозова, призывали население Шадринска и уезда внести посильную лепту в борьбу с чахоткой.

В 1912 году в селе Усть-Карабольском на средства «Белого Цветка» была открыта больница для больных чахоткой. Башкирское село Усть-Карабольское, в западной части Шадринского уезда, при устье реки Синары, благодаря своему красивому местоположению, получило законное право на кумысолечение. Уже десятки лет сюда съезжались для лечения кумысом. Неудивительно, что Шадринский комитет Красного Креста выбрал это село местом устройства лечебницы.

Именно местный комитет Российского Общества Красного Креста положил начало в январе 1913 года деятельности Шадринского отдела Лиги для борьбы с туберкулезом, действие которого распространялось как на город, так и на территорию уезда. Отдел перенял от Комитета Красного Креста деятельность по сбору средств для борьбы с туберкулезом. Сдавшему 50 копеек выдавался билет действительного члена Шадринского отдела Лиги.

Отдел Лиги направлял больных туберкулезом летом каждого года в село Усть-Карабольское. Для них снимались квартиры на 15-18 человек, принятым на лечение предоставлялись содержание и кумыс, а за больными наблюдал особый врач. По регистрации Отдела, в Усть-Карабольское собиралось лечащихся в 1913 году 155 человек, в 1914 году 148 человек, в 1915 году 71 человек.

В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну, унесшую миллионы жизней. В войну, которую назвали вначале Великой, Второй Отечественной. Эту войну можно воспринимать как угодно, но она стала важной исторической вехой в жизни страны и отдельных регионов.

Влияние Первой мировой войны на жизнь Пермской губернии освещено в исторической литературе незначительно. Пермская губерния находилась в тылу войны, но её жители были на полях сражений, своим трудом обеспечивали армию всем необходимым.

Местные комитеты Российского Общества Красного Креста появились на Урале еще в 70- е годы 19 века. В Пермской губернии было 4 филиала: Пермский и Кунгурский местные управления Красного Креста, Екатеринбургский и Нижнетагильский местные комитеты. При некоторых комитетах были созданы общины сестер милосердия, наиболее известная  из них - Пермская (Надеждинская). Пермские сёстры милосердия хорошо зарекомендовали себя в военных лазаретах периода Русско-Японской войны. В периоды военных действий почти в каждом городе Пермской губернии создавались госпитали и лазареты.  

В оказании медицинской помощи солдатам результативной оказалась работа комитетов Всероссийского земского союза и Всероссийского союза городов. С начала войны учреждения ВЗС несли основную нагрузку во врачебно-санитарной деятельности по сравнению с другими общественными организациями, в том числе комитетами ВСГ. Ими была создана сеть оборудованных лазаретов, обеспеченных кадрами среднего и высшего медицинского персонала. Пермский Губернский Комитет ВЗС помощи больным и раненым воинам был образован в  августе 1914 года. В состав Пермского Губернского Комитета ВЗС вошли также представители двенадцати уездных комитетов: Верхотурского, Екатеринбургского, Ирбитского, Камышловского, Красноуфимского, Кунгурского, Осинского, Оханского, Пермского, Соликамского, Чердынского и Шадринского. Солдатам, проходившим лечение в земских госпиталях, оказывались медицинские услуги, позволявшие абсолютному большинству из них возвращаться в строй действующей армии, что свидетельствовало об эффективности деятельности лечебных учреждений Земского Союза.  В Пермской губернии в начальный период Первой мировой войны работа комитетов ВЗС и ВСГ заключалась в принятии на излечение эвакуируемых с фронта больных и раненых воинов, подготовке местных госпитальных учреждений. Уже на конец августа 1914 года организациями ВЗС в Пермской губернии были оборудованы лазареты, условия которых позволяли принимать свыше 1500 раненых в месяц.

Часть лазаретов в уездных городах, так же, как и в Перми, была открыта и содержалась за счет средств частных лиц. Каждый уездный комитет собирал пожертвования деньгами, вещами и продуктами на содержание местных лазаретов, снабжал выписывающихся из госпиталей воинов, отправлял подарки в армию.

Однако врачей и фельдшеров для работы в возросшем количестве госпиталей не хватало.  Связано это было  и с тем, что большинство врачей было мобилизовано в действующую армию.

Земские управы совместно с комитетами Красного Креста создавали специальные курсы по подготовке сестер милосердия, на которые принимали девушек, имевших образование не ниже четырех классов гимназии. Окончившие курсы девушки и женщины работали в госпиталях. Многие из них попали во фронтовые  лазареты. Сёстры милосердия военного времени представляли собой помощниц штатных сестер, причем в РОКК не велось систематического учета ни тем, ни другим. Наряду с названием «сестра военного времени» использовались наименования «временные сестры», «сестры ускоренного выпуска». В период войны в формулировках удостоверений сестер милосердия добавилось слово «доброволица».

В Пермской губернии руководство комитетами осуществлялось представителями  непривилегированных  слоев.  Как правило, это были лица с активной общественной позицией, обладающие авторитетом среди населения.

Уральским общинам, в том числе, общинам пермской губернии  было свойственно принимать женщин вразрез с уставными требованиями. Грамотность, уровень и характер образования не были определяющими параметрами принятия в общину: достаточным фактором оказывалась «политическая благонадежность».

С начала военных действий уральские красно-крестные отделения стали участвовать в эвакуационной работе Общества, оказывая транспортируемым раненым и больным военнослужащим санитарно-медицинскую помощь.

Другими организациями, созданными под эгидой РОКК, были дамские кружки, приюты, санитарные поезда, кареты скорой помощи.

К, сожалению,  к начиная с 1916 года стали наблюдаться процессы упадка в сестринском движении. Если недисциплинированность сестер была, скорее, обычным явлением на протяжении всей истории Общества, то явное разложение идейных основ службы было феноменом, характерным для Первой мировой войны. Уральские общины сообщали о получении сестрами подъемных денег и уклонении от службы, отмечались, в частности, торговля открытками, рассылка общинами  фальшивых подписных листов для сбора средств. По данным, приводимым архивами Пермской губернии в годы Первой мировой войны исключения сестер милосердия из уральских красно-крестных учреждений ежегодно в среднем не превышало 1 % от общей численности женского медицинского персонала, но было выше, чем в целом по стране.

Поскольку Первая мировая война затрагивала так или иначе большинство людей в России, в том числе и в Пермской губернии, то патриотический подъем, особенно в начале войны, был довольно сильным. С целью сбора средств на нужды армии в городах и селах уездов устраивались благотворительные спектакли и концерты.

Многие народные хоры Пермской губернии выступали с концертами.

Патриотические настроения формировали и поддерживали с помощью лекций, которые проводили  во время войны различные общественные организации. Так при Пермском научно-промышленном музее в 1915—1916 годах проводились народные чтения и просветительские лекции, посвященные истории европейских стран и европейскому влиянию на Россию.

В годы войны заметно возросла социальная активность женщин, особенно в сфере благотворительности. В Пермской губернии, как и в целом в России, при уездных комитетах ВЗС была создана целая сеть Дамских кружков, в состав которых входили лица из различных слоев населения. В обязанности кружков входила работа по пошиву госпитального белья и теплой одежды.  Дамские комитеты готовили  также подарки воинам, оказывали помощь беженцам, занимались организациями детских яслей и приютов.  Особенно активно работал  Екатеринбургский дамский кружок. На фронт отправляли белье, рубашки, кисеты, сапоги, носки, а также продукты - крендели, сахар, чай.

Пермская епархия в годы войны активно поддерживала патриотические настроения в обществе. Проповеди священников военных лет носили патриотический характер, в них говорилось о том, что для России это была война оборонительная, справедливая.

В 1914 году Пермское епархиальное женское училище уступило своё здание под лазарет, многие ученицы работали в российском отделении Красного Креста, а также шили бельё для солдат. В среднем на училище в год приходилось до 3000 предметов сданного белья.

С началом I Мировой войны Шадринский Комитет Красного Креста, совместно с местным Дамским комитетом, осуществляли деятельность по сбору добровольных пожертвований деньгами и вещами для фронтовиков. Каждому из сдавших средства для нужд Красного Креста выдавалась особая квитанция. Эти организации приняли на себя обязанность и по заготовке белья и продуктов для раненых. Особенно были нужны для лечебных учреждений Красного Креста военного времени нижеследующие предметы, по возможности новые, не бывшие в употреблении: мужское бельё, одеяла, фуфайки, туфли, теплое платье, валенки, башлыки. Из пищевых продуктов собирали: чай, кофе, сахар, крепкое вино (коньяк, мадера, херес), красное вино, консервы, галеты, сгущенное молоко, шоколад, какао. Также принималось для нужд фронтовиков мыло, табак и папиросы.

Неудачи на фронте вызвали новый подъём патриотических чувств, охвативших и женщин и совсем юных девушек.  Они рвутся на фронт, чтобы поддержать боевой настрой в армии. Количество женщин, желающих стать добровольцами, исчисляется сотнями.  Гимназисток снимают с поездов, идущих в прифронтовые области.

Бежала на фронт и гимназистка Нина Морозова из Перми. Её отец подполковник Морозов был тяжело ранен, один брат также ранен, второй убит. Нина сражалась под именем Василия Морозова, была награждена за храбрость двумя Георгиевскими медалями. О том, что она девушка, узнали только на перевязочном пункте, когда Нина получила ранение. Её уговорили вернуться домой. До конца войны Нина работала в военном госпитале сестрой милосердия.