Второе полугодие 2020/2021 учебного года. Самоанализ работы по теме: «Применение инновационной технологии развития критического мышления (РКМ) на уроках Обществознания и Истории» Учителя Высшей категории Смирнова Михаила Вениаминовича

Второе  полугодие 2020/2021 учебного года Айсторика

Самоанализ   работы по теме:

«Применение инновационной технологии развития критического мышления (РКМ)  на уроках Обществознания и Истории»

Учителя Высшей категории Смирнова Михаила Вениаминовича

+ готовые разработки РКМ заданий 

для «Банка методических разработок гимназии №652.

 

«К одной и той же заветной  цели 

можно идти разными путями, 

я выбираю творчество, 

 гуманизм и критичность».

Айсторик

«Кофе, купленный на собственные

 заработанные потом и кровью  деньги, 

всегда ароматнее кофе, 

которым тебя угостили»

Айсторик

 

Современная концепция модернизации образования (гуманизация, гуманитаризация, информатизация, интернационализация) предполагает реформирование традиционной педагогической системы, которая не справляется                 с удовлетворением потребностей  общества в Информационную эпоху. Старые подходы не работают. Необходимость создания новой модели обучения вызвано еще и тем, что выпускники образовательных учреждений редко находят применение приобретенным в школе знаниям, ввиду недостаточно развитой их креативной критической составляющей, словно  процесс получения вожделенного образования специально направлен на подавление критичности ума, и креативности  сознания.  

Информационная глобализация обесценивает объем знаний как универсальную меру профессионализма, поэтому наиболее востребованы люди с креативным складом ума,  которые способны выходить за рамки стандартных решений. Креативность - способность находить новые решения. Она позволяет  выйти за рамки шаблонов и найти уникальный подход для решения поставленных задач. Нахождение  альтернативных решений и подходов, дает возможность вырваться вперед и опередить других, индивидуально или в группе. Здоровая индивидуальная или групповая конкуренция всегда является двигателем прогресса.  Поэтому на моих уроках я стараюсь создать атмосферу креативности – «Зону продуктивной познавательной деятельность, выходящей за рамки репродуктивного воспроизводства учебного материала». Креативность непосредственно связана к критичностью ума.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы, отделять ложь от истины, преодолевать заблуждения свои собственные и навязанные извне.  Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией , формирует умение анализировать          и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений                       и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.        Данные факторы обусловливают актуальность выбранной темы Самоанализа (Обобщения опыта)  работы по : «Применению инновационной технологии развития критического мышления (РКМ) на уроках Обществознания и Истории».

В своем опыте работы я буду рассматривать элементы технологии развития критического мышления, стимулирующих  развитие самостоятельной личной творческой активности учащихся, как внутренней, так и внешней. 

Работа над данной темой в течение 2020/2021 года  показала, что большинство учащихся испытывают активный интерес к предмету гораздо больший,    чем при традиционном преподавании, успешно овладевают программным материалом, чувствуют себя более комфортно. Задействуется эмоциональная сфера личности.  Если использовать элементы технологии РКМ  перед учащимися вырисовывается целая яркая картина по изучаемой теме, учащиеся самостоятельно добывают важные знания, выполняя  разнообразные современные формы работы и используя инновационные средства обучения, новые инструменты достижения и визуализации поставленных целей:

1) Критическое погружение в исторический или социальный образ.  Игровая технология, позволяющая посредством эмоциональных переживаний  получить личный или групповой исторический социальный опыт, переосмыслить прежние знания, перейти на новый уровень  познания.  Так на уроках истории в 10-х классах при изучении большой темы «Внутренняя и внешняя политика СССР в 30-е годы»   мы  проводили комсомольские митинги и комсомольские собрания, где учащиеся, играя роль истинных ленинцев-сталинцев, не только пели коммунистические песни, но и  обсуждали «Сталинскую Конституцию», боролись за победу колхозного строя   в деревне, разоблачали врагов Советской власти.

 Кульминацией  изучения данной темы были уроки «Сталин – это Ленин сегодня!», которые, в том числе, проводили сами учащиеся. Для этого был построен  «трехуровневый или четырехуровневый смешанный менеджмент по управлению классом и взаимообучению»: 

1) Учитель (заказчик). Создает концепцию уроков, формирует «заказ», назначает руководителя-лидера проекта, планирует возможные результаты, время проведения мероприятий и сроки осуществления проекта определяет инновационные инструменты (IT технологии, «софт» для совместного использования, средства коммуникации и передачи информации) , контролирует деятельность назначенного руководителя проекта. Планирование происходит  при общем доступе к ресурсам Xmind, средством связи  является мессенджер в ВК. 

2)  Лидер класса. Выбирает двух помощников, которые способны его заменить в любом случае при выполнении функций лидера проекта.   Назначает лидеров пяти микрогрупп, распределяет задания, объясняет лидерам микрогрупп их функции и задачи. Контролирует работу лидеров микрогрупп. Докладывает Учителю (заказчику). Является общим ведущим на всех уроках данного проекта: анонсирует темы и делает общие выводы. 

3) Лидеры микрогрупп.  Набирают участников своих групп – 4-5 человек в каждой. Объясняет участникам своих групп основные задачи. Распределяют роли для выполнения различных творческих заданий по своей теме. Проверяют готовность отдельных членов группы. Планируют совместное выступление на уроке. Отчитываются перед лидером проекта о проделанной работе. Являются ведущим на уроке каждый по своей теме. 

4) Члены микрогрупп. Находятся в контакте с лидером микрогруппы. Выполняют задания, которые в рамках проекта дает им лидер микрогруппы. Выступают на уроке со своим материалом.

Микрогруппы при осуществлении  проекта  Критического погружения в исторический или социальный образ :       «Сталин - это   Ленин сегодня»:

Группа N1.  «Песни про Сталина» 

                        1. Подготовка презентации (программа  Canva)

                        2. Подготовка аудио и видео материалов

                        3. Исполнение отрывков из песен о Сталине 

                        4. Разучивание песни  про Сталина со всем классом и массовое исполнение 

                        5. Создание своей собственной песни про Сталина на собственные музыку и стихи

                        6. Выступление с презентацией (программа  Canva) и музыкальными номерами

Группа N2.  «Плакаты со Сталиным»

                        1. Подготовка презентации (программа  Canva)

                        2. Подготовка художественных материалов

                        3. Проведение мастер-класса для одноклассников по изготовлению плаката со Сталиным (программа  Canva)

                        4. Создание собственного плаката «Сталин - это Ленин сегодня» и его презентация 

                        5. Выступление с презентацией «Плакаты эпохи культа личности» (программа  Canva)

Группа N3. «Рассказы для детей про Сталина» 

                        1. Подготовка презентации (программа  Canva)

                        2. Подбор и изучение художественного материала

                        3. Исполнение рассказов о Сталине для детей

                        4. Проведение мастер класса для одноклассников по написанию художественных текстов, возвеличивающих Сталина.

                        5. Написание и выступление с художественным чтением собственного рассказа о Сталине

                        6. Выступление с презентацией «Сталин в детской литературе  в эпоху  культа личности» (программа  Canva)

Группа N4.  «Скульптуры Сталина» 

                        1. Подготовка презентации (программа  Canva)

                        2. Подбор и изучение художественного материала

                        3. Проведение мастер-класса для одноклассников по созданию скульптурного образа Сталина.

                        4. Подбор материалов о разрушенных памятниках Сталину

                        5. Выступление с презентацией «Великий Сталин в камне и бронзе» (программа  Canva)

Группа N5.   «Сталин на экране  кино» 

                        1. Подготовка презентации  (программа  Canva)

                        2. Подбор и изучение художественного материала

                        3. Съемки собственного оригинального художественного ролика о жизни Сталина (программа iMovie)

                        4. Премьера нового фильма во время презентации  «Великий Сталин на экране»

                        5. Выступление с презентацией «Великий Сталин на советском экране» (программа  Canva)

Таким образом, дети сами, погружаясь в исторические образы комсомольцев 30-х годов, а так же в образы деятелей советской культуры,  становятся участниками процесса создания «Культа личности Сталина». Сами делают исторические выводы: принимать или отрицать,  получают бесценный опыт пропаганды и агитации, опыт мозгового штурма  в командной работе.

Здесь также работает «принцип 90/40»:  Если ты обучаешь сам тому, чему научился, то запоминаешь девяносто процентов информации.  Если  я буду стоять у доски и говорить, то просто слушая ученики запомнят всего лишь сорок процентов. Куда эффективнее, если ученики будут обсуждать всё между собой, спорить  и учить друг друга, решая критические задачи. Обязательно иерархические статусы должны меняться: на каждом таком уроке (по другим темам) школьник может изменять свой статус, в том числе, может быть и в роли учителя – все зависит от его личной активности.

2) Работа с Интеллектуальными картами (кластерами и схемами), в том числе, дистанционно в условиях пандемии индивидуальная, либо командным методом    при общем доступе к ресурсам Xmind, что позволяет создавать планы и совместно их обрабатывать и доводить до совершенства (так мы делали при осуществлении проекта: «Сталин - это   Ленин сегодня»),  кроме того,  можно создавать критические схемы в форме «FISH BONE». 

«FISH BONE» позволяет заглянуть в глубь проблемы и найти ее верное решение. Здесь используется схема в форме рыбьего скелета, где каждая часть данного скелета содержит в себе необходимую информацию, собираемую постепенно группой или индивидуально, очно или онлайн для решения исторической или обществоведческой проблемы. Например,

- Голова рыбы – это проблемный вопрос, требующий решения или тезис, требующий разъяснения. 

- Верхние косточки скелета - причины возникновения проблемы или события.

- Нижние косточки скелета – последствия, к которым привели данные события или проблема.

- Хвост Рыбы – название самой проблемы или события.

Возможны иные интерпретации частей Рыбьего скелета.

Использование технологии развития критического мышления «FISH BONE» можно использовать на метапредметных уроках, где Обществознание требует фактического материала из Истории для объяснения и иллюстрации сложных понятий, определений, идей, тезисов, что является одним из требований заданий второй части ЕГЭ по обществознанию.  Возьмем раздел Политологии (11 класс) , понятие «демократизация» на примере из всеобщей истории XX  века "Бархатные революции"(курс Всеобщей истории, 11 класс). Создается заготовка «FISH BONE»  в программе Xmind, которая позволяет работать в группе дистанционно. Группа получает доступ к «FISH BONE». «FISH BONE» можно заменить другой схемой, например, планом или таблицей, но «FISHBONE» является более наглядной, интригующей и более эффективной.  Задание можно выполнять на бумаге или на доске в классе. 

А) Голова рыбы – это проблемный вопрос, требующий решения или тезис, требующий разъяснения:   Является ли демократизация основным трендом  "Бархатных революций"?

Б)  Верхние косточки скелета - причины возникновения проблемы или события.

- ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ "Бархатных революций"

            Причина 1

                        Причина 2

                                    Причина 3

- ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ "Бархатных революций"

             Причина 1

                        Причина 2

                                    Причина 3

В) Нижние косточки скелета – последствия, к которым привели данные события или проблема.

- ВНУТРЕННИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ "Бархатных революций"

            последствие 1

                        последствие 2

                                    последствие 3

- ВНЕШНИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ "Бархатных революций"

            последствие 1

                        последствие 2

                                    последствие 3

Г)  Хвост Рыбы – название самой проблемы или события:

"БАРХАТНЫE РЕВОЛЮЦИИ"  В  ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ    (конец    XX  века)

При командной работе можно ограничивать время выполнения задания, вызывая эффект соревнования между группами: по времени закрывается доступ, и фиксируется результат.  Результат работы с критической картой может привести к разным выводам, которые дети делают самостоятельно. Работа завершается выступлением представителей команд с рассказом о том, как они шли к окончательному решению (ответу на основной вопрос, стоящий в голове «Рыбы»). 

3) работа в парах, в том числе, дистанционно в условиях пандемии при написании критических сочинений в формате заданий №29  (ЕГЭ по обществознанию).  

4) работа  в группах, в том числе, дистанционная в условиях пандемии                      при подготовке к творческим проектам при общем доступе к ресурсам креативной программы Canva  при создании плакатов, презентаций, постов в ВК

5) Критическая взаимопроверка, в том числе, дистанционная в условиях пандемии индивидуальная, либо командным методом.

6) Создание критического видео в формате  «самоинтервью».  Учащийся заходит на  Google диск по ссылке, где размещено задание в Google форме.  Задание на развитие критического мышления в формате заданий №24 (ЕГЭ по Истории),   где приходится одновременно занимать две антагонистические позиции, аргументировать их, сперва доказывать правоту выдвигаемого проблемного тезиса , опираясь на знание теории и фактов    из истории, личного социального опыта или создавая социальные модели, а после опровергать  правоту выдвигаемого проблемного тезиса, опираясь на знание теории и фактов    из истории, личного социального опыта или создавая социальные модели.

Задание выполняется в формате видео «самоинтервью», где учащийся сам ставит перед собой проблемные исторические вопросы и  на них отвечает, решает вопрос о форме изложения материала, подбирает материал.  Полученный видеофайл загружается на Google диск (учителю требуется предварительно выкупить 1Тб на Googleдиске, так как бесплатный объем памяти минимален). Google диск позволяет проверять видео работу в любой точке, имеющей доступ в интернет с компьютера или смартфона. По желанию учащиеся могут выполнять задание группой. 

Вот примеры подобной работы:

А) Эпоха Брежнева (1964-1982).

Вводная часть:  «Выполнение дистанционного видео задания. 

Возвращая истории устный формат,

тестируем  новые технологии. 

Осваиваем новые возможности, которые пригодятся в ВУЗе.

Получаем отличные оценки за творческий критический подход к предмету».

Задание:

Эпоху Брежнева (1964-1982) незаслуженно называют «эпохой застоя». Обдумайте это  суждение. Подготовьте один аргумент с фактами, подтверждающий данный тезис,  и один аргумент с фактами, опровергающий  этот тезис. На подготовку ответа у Вас 5 минут. Далее запишите ваш ответ на видео. Время видеозаписи не должно превышать 3 минуты.  Видеозапись Вашего ответа  прикрепите к Гугл Форме ниже (кнопка "Добавить файл")  и отправьте ответ преподавателю.

Б) Причины поражения РККА в первые месяцы войны. (10 класс)

Вводная часть:  «Выполнение дистанционного видео задания. 

Возвращая истории устный формат,

тестируем  новые технологии. 

Осваиваем новые возможности, которые пригодятся в ВУЗе.

Получаем отличные оценки за творческий критический подход к предмету».

Задание:

«СССР был не готов к войне». Обдумайте это  суждение. Подготовьте два  аргумента  с фактами подтверждающий данный тезис  и два  аргумента  с фактами, опровергающими  этот тезис. На подготовку ответа у Вас 5 минут. Далее запишите ваш ответ на видео. Время видеозаписи не должно превышать 3 минуты.  Видеозапись Вашего ответа  прикрепите к Гугл Форме ниже и отправьте ответ преподавателю.

Задание можно выполнять также в формате «аудио подкастов», где учащийся сам с собой ведет критический диалог и делает выводы. Таким образом, учащиеся пробуют себя в роли современных видео и радио блогеров, осваивают новые IT  технологии и погружаются в Историю, становясь творцами собственных новых идей, трактовок минувших событий, отрабатывают и преодолевают наиболее сложное критическое задание №24 из второй части ЕГЭ по Истории.

7) Продвижение концепции «Перевернутого урока».  

Дома ученик изучает новую тему самостоятельно, создавая критическое видео и аудио в формате  «самоинтервью», создавая критические схемы, в том числе в формате «FISH BONE», отрабатывает новые знания, решая по теме интерактивные тесты в формате Kahoot. 

На уроке ученики делятся друг с другом и со мной новыми знаниями, разбирают трудности, возникшие во время самостоятельного изучения темы, организованно выступают, рассказывая о своих открытиях.  Я, со своей стороны, отвечаю на вопросы и помогаю глубже разобраться в теме.

 

Управление деятельностью обучаемых, а также мотивацией их учебной деятельности осуществляется мною по нескольким направлениям:

1) Непосредственно на уроках при выполнении учебного плана

2) Непосредственно на занятиях по Внеурочной деятельности (Обществознание)

3) Непосредственно на кружках (История)

4) С помощью созданных для каждого класса активных групп в «Вконтакте» 

5) С помощью Айсторика - Электронного Бота, созданного для мгновенных рассылок                       и передачи рабочей или познавательной информации, классных и домашних  заданий для всех учащихся класса.

Таким образом,  моя ГИПОТЕЗА, поставленная в начале учебного года, о том, что если на уроках Истории и Обществознания организовать применение современных образовательных технологий РКМ, то это приведет к совершенствованию практических умений и навыков; позволит эффективно организовать самостоятельную работу; индивидуализировать процесс обучения; повысит уровень интереса к урокам; активизирует познавательную деятельность учащихся; осовременит урок; будет способствовать более глубокому и эффективному изучению учебного материала, была подтверждена  на практике. Практика – важнейший критерий проверки истины. 

Педагогические внешние достижения:

1) В настоящее время меня назначили  кандидатом в члены регионального экспертного сообщества на основании рекомендаций региональных предметных комиссий ГИА, городских и районных методических служб,  в соответствии с письмом статс-секретаря – заместителя министра просвещения Корнеева А.А. от 02.04.2021 № АК-152/08 «О проведении процедуры оценки предметных и методических компетенций учителей» в каждом субъекте Российской Федерации путем формирования  экспертного сообщества (методический актив) по предмету обществознание.

2) Участие во всероссийском конкурсе «Урок для учителя» по применению новых образовательных технологий на базе НИУ  ВШЭ. Успешно   пройден первый отборочный этап (есть сертификат о прохождении первого этапа).

3) По итогам конкурса-ипытания экспертов ЕГЭ по обществознанию мне присуждена категория «Основной эксперт», я получил приглашение на проверку заданий части 2 на ЕГЭ -2021 . 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoroe_polugodie_samoanaliz_-_kopiya.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Второе  полугодие 2020/2021 учебного года Айсторика

Самоанализ (Обобщение опыта)  работы по теме:

«Применение инновационной технологии развития критического мышления (РКМ)  на уроках Обществознания и Истории»

Учителя Высшей категории Смирнова Михаила Вениаминовича

+ готовые разработки РКМ заданий

для «Банка методических разработок гимназии №652.

«К одной и той же заветной  цели

можно идти разными путями,

я выбираю творчество,

 гуманизм и критичность».

Айсторик

«Кофе, купленный на собственные

 заработанные потом и кровью  деньги,

всегда ароматнее кофе,

которым тебя угостили»

Айсторик

Современная концепция модернизации образования (гуманизация, гуманитаризация, информатизация, интернационализация) предполагает реформирование традиционной педагогической системы, которая не справляется                 с удовлетворением потребностей  общества в Информационную эпоху. Старые подходы не работают. Необходимость создания новой модели обучения вызвано еще и тем, что выпускники образовательных учреждений редко находят применение приобретенным в школе знаниям, ввиду недостаточно развитой их креативной критической составляющей, словно  процесс получения вожделенного образования специально направлен на подавление критичности ума, и креативности  сознания.  

Информационная глобализация обесценивает объем знаний как универсальную меру профессионализма, поэтому наиболее востребованы люди с креативным складом ума,  которые способны выходить за рамки стандартных решений. Креативность - способность находить новые решения. Она позволяет  выйти за рамки шаблонов и найти уникальный подход для решения поставленных задач. Нахождение  альтернативных решений и подходов, дает возможность вырваться вперед и опередить других, индивидуально или в группе. Здоровая индивидуальная или групповая конкуренция всегда является двигателем прогресса.  Поэтому на моих уроках я стараюсь создать атмосферу креативности – «Зону продуктивной познавательной деятельность, выходящей за рамки репродуктивного воспроизводства учебного материала». Креативность непосредственно связана к критичностью ума.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы, отделять ложь от истины, преодолевать заблуждения свои собственные и навязанные извне.  Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией , формирует умение анализировать          и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений                       и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.         Данные факторы обусловливают актуальность выбранной темы Самоанализа (Обобщения опыта)  работы по : «Применению инновационной технологии развития критического мышления (РКМ) на уроках Обществознания и Истории».

В своем опыте работы я буду рассматривать элементы технологии развития критического мышления, стимулирующих  развитие самостоятельной личной творческой активности учащихся, как внутренней, так и внешней.  

Работа над данной темой в течение 2020/2021 года  показала, что большинство учащихся испытывают активный интерес к предмету гораздо больший,    чем при традиционном преподавании, успешно овладевают программным материалом, чувствуют себя более комфортно. Задействуется эмоциональная сфера личности.  Если использовать элементы технологии РКМ  перед учащимися вырисовывается целая яркая картина по изучаемой теме, учащиеся самостоятельно добывают важные знания, выполняя  разнообразные современные формы работы и используя инновационные средства обучения, новые инструменты достижения и визуализации поставленных целей:

1) Критическое погружение в исторический или социальный образ.  Игровая технология, позволяющая посредством эмоциональных переживаний  получить личный или групповой исторический социальный опыт, переосмыслить прежние знания, перейти на новый уровень  познания.  Так на уроках истории в 10-х классах при изучении большой темы «Внутренняя и внешняя политика СССР в 30-е годы»   мы  проводили комсомольские митинги и комсомольские собрания, где учащиеся, играя роль истинных ленинцев-сталинцев, не только пели коммунистические песни, но и  обсуждали «Сталинскую Конституцию», боролись за победу колхозного строя   в деревне, разоблачали врагов Советской власти.

 Кульминацией  изучения данной темы были уроки «Сталин – это Ленин сегодня!», которые, в том числе, проводили сами учащиеся. Для этого был построен  «трехуровневый или четырехуровневый смешанный менеджмент по управлению классом и взаимообучению»:

1) Учитель (заказчик). Создает концепцию уроков, формирует «заказ», назначает руководителя-лидера проекта, планирует возможные результаты, время проведения мероприятий и сроки осуществления проекта определяет инновационные инструменты (IT технологии, «софт» для совместного использования, средства коммуникации и передачи информации) , контролирует деятельность назначенного руководителя проекта. Планирование происходит  при общем доступе к ресурсам Xmind, средством связи  является мессенджер в ВК.

2)  Лидер класса. Выбирает двух помощников, которые способны его заменить в любом случае при выполнении функций лидера проекта.   Назначает лидеров пяти микрогрупп, распределяет задания, объясняет лидерам микрогрупп их функции и задачи. Контролирует работу лидеров микрогрупп. Докладывает Учителю (заказчику). Является общим ведущим на всех уроках данного проекта: анонсирует темы и делает общие выводы.

3) Лидеры микрогрупп.  Набирают участников своих групп – 4-5 человек в каждой. Объясняет участникам своих групп основные задачи. Распределяют роли для выполнения различных творческих заданий по своей теме. Проверяют готовность отдельных членов группы. Планируют совместное выступление на уроке. Отчитываются перед лидером проекта о проделанной работе. Являются ведущим на уроке каждый по своей теме.

4) Члены микрогрупп. Находятся в контакте с лидером микрогруппы. Выполняют задания, которые в рамках проекта дает им лидер микрогруппы. Выступают на уроке со своим материалом.

Микрогруппы при осуществлении  проекта  Критического погружения в исторический или социальный образ :       «Сталин - это   Ленин сегодня»:

Группа N1.  «Песни про Сталина»

                1. Подготовка презентации (программа  Canva)

                2. Подготовка аудио и видео материалов

                3. Исполнение отрывков из песен о Сталине

                4. Разучивание песни  про Сталина со всем классом и массовое исполнение

                5. Создание своей собственной песни про Сталина на собственные музыку и стихи

                6. Выступление с презентацией (программа  Canva) и музыкальными номерами

Группа N2.  «Плакаты со Сталиным»

                1. Подготовка презентации (программа  Canva)

                2. Подготовка художественных материалов

                3. Проведение мастер-класса для одноклассников по изготовлению плаката со Сталиным (программа  Canva)

                4. Создание собственного плаката «Сталин - это Ленин сегодня» и его презентация

                5. Выступление с презентацией «Плакаты эпохи культа личности» (программа  Canva)

Группа N3. «Рассказы для детей про Сталина»

                1. Подготовка презентации (программа  Canva)

                2. Подбор и изучение художественного материала

                3. Исполнение рассказов о Сталине для детей

                4. Проведение мастер класса для одноклассников по написанию художественных текстов, возвеличивающих Сталина.

                5. Написание и выступление с художественным чтением собственного рассказа о Сталине

                6. Выступление с презентацией «Сталин в детской литературе  в эпоху  культа личности» (программа  Canva)

Группа N4.  «Скульптуры Сталина»

                1. Подготовка презентации (программа  Canva)

                2. Подбор и изучение художественного материала

                3. Проведение мастер-класса для одноклассников по созданию скульптурного образа Сталина.

                4. Подбор материалов о разрушенных памятниках Сталину

                5. Выступление с презентацией «Великий Сталин в камне и бронзе» (программа  Canva)

Группа N5.   «Сталин на экране  кино»

                1. Подготовка презентации  (программа  Canva)

                2. Подбор и изучение художественного материала

                3. Съемки собственного оригинального художественного ролика о жизни Сталина (программа iMovie)

                4. Премьера нового фильма во время презентации  «Великий Сталин на экране»

                5. Выступление с презентацией «Великий Сталин на советском экране» (программа  Canva)

Таким образом, дети сами, погружаясь в исторические образы комсомольцев 30-х годов, а так же в образы деятелей советской культуры,  становятся участниками процесса создания «Культа личности Сталина». Сами делают исторические выводы: принимать или отрицать,  получают бесценный опыт пропаганды и агитации, опыт мозгового штурма  в командной работе.

Здесь также работает «принцип 90/40»:  Если ты обучаешь сам тому, чему научился, то запоминаешь девяносто процентов информации.  Если  я буду стоять у доски и говорить, то просто слушая ученики запомнят всего лишь сорок процентов. Куда эффективнее, если ученики будут обсуждать всё между собой, спорить  и учить друг друга, решая критические задачи. Обязательно иерархические статусы должны меняться: на каждом таком уроке (по другим темам) школьник может изменять свой статус, в том числе, может быть и в роли учителя – все зависит от его личной активности.

2) Работа с Интеллектуальными картами (кластерами и схемами), в том числе, дистанционно в условиях пандемии индивидуальная, либо командным методом    при общем доступе к ресурсам Xmind, что позволяет создавать планы и совместно их обрабатывать и доводить до совершенства (так мы делали при осуществлении проекта: «Сталин - это   Ленин сегодня»),  кроме того,  можно создавать критические схемы в форме «FISH BONE».

«FISH BONE» позволяет заглянуть в глубь проблемы и найти ее верное решение. Здесь используется схема в форме рыбьего скелета, где каждая часть данного скелета содержит в себе необходимую информацию, собираемую постепенно группой или индивидуально, очно или онлайн для решения исторической или обществоведческой проблемы. Например,

- Голова рыбы – это проблемный вопрос, требующий решения или тезис, требующий разъяснения.

- Верхние косточки скелета - причины возникновения проблемы или события.

- Нижние косточки скелета – последствия, к которым привели данные события или проблема.

- Хвост Рыбы – название самой проблемы или события.

Возможны иные интерпретации частей Рыбьего скелета.

Использование технологии развития критического мышления «FISH BONE» можно использовать на метапредметных уроках, где Обществознание требует фактического материала из Истории для объяснения и иллюстрации сложных понятий, определений, идей, тезисов, что является одним из требований заданий второй части ЕГЭ по обществознанию.  Возьмем раздел Политологии (11 класс) , понятие «демократизация» на примере из всеобщей истории XX  века "Бархатные революции"(курс Всеобщей истории, 11 класс). Создается заготовка «FISH BONE»  в программе Xmind, которая позволяет работать в группе дистанционно. Группа получает доступ к «FISH BONE». «FISH BONE» можно заменить другой схемой, например, планом или таблицей, но «FISH BONE» является более наглядной, интригующей и более эффективной.  Задание можно выполнять на бумаге или на доске в классе.

А) Голова рыбы – это проблемный вопрос, требующий решения или тезис, требующий разъяснения:   Является ли демократизация основным трендом  "Бархатных революций"?

Б)  Верхние косточки скелета - причины возникновения проблемы или события.

- ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ "Бархатных революций"

        Причина 1

                Причина 2

                        Причина 3

- ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ "Бархатных революций"

         Причина 1

                Причина 2

                        Причина 3

В) Нижние косточки скелета – последствия, к которым привели данные события или проблема.

- ВНУТРЕННИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ "Бархатных революций"

        последствие 1

                последствие 2

                        последствие 3

- ВНЕШНИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ "Бархатных революций"

        последствие 1

                последствие 2

                        последствие 3

Г)  Хвост Рыбы – название самой проблемы или события:

"БАРХАТНЫE РЕВОЛЮЦИИ"  В  ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ    (конец    XX  века)

При командной работе можно ограничивать время выполнения задания, вызывая эффект соревнования между группами: по времени закрывается доступ, и фиксируется результат.  Результат работы с критической картой может привести к разным выводам, которые дети делают самостоятельно. Работа завершается выступлением представителей команд с рассказом о том, как они шли к окончательному решению (ответу на основной вопрос, стоящий в голове «Рыбы»).

3) работа в парах, в том числе, дистанционно в условиях пандемии при написании критических сочинений в формате заданий №29  (ЕГЭ по обществознанию).  

4) работа  в группах, в том числе, дистанционная в условиях пандемии                      при подготовке к творческим проектам при общем доступе к ресурсам креативной программы Canva  при создании плакатов, презентаций, постов в ВК

5) Критическая взаимопроверка, в том числе, дистанционная в условиях пандемии индивидуальная, либо командным методом.

6) Создание критического видео в формате  «самоинтервью».  Учащийся заходит на  Google диск по ссылке, где размещено задание в Google форме.  Задание на развитие критического мышления в формате заданий №24 (ЕГЭ по Истории),   где приходится одновременно занимать две антагонистические позиции, аргументировать их, сперва доказывать правоту выдвигаемого проблемного тезиса , опираясь на знание теории и фактов    из истории, личного социального опыта или создавая социальные модели, а после опровергать  правоту выдвигаемого проблемного тезиса, опираясь на знание теории и фактов    из истории, личного социального опыта или создавая социальные модели.

Задание выполняется в формате видео «самоинтервью», где учащийся сам ставит перед собой проблемные исторические вопросы и  на них отвечает, решает вопрос о форме изложения материала, подбирает материал.  Полученный видеофайл загружается на Google диск (учителю требуется предварительно выкупить 1Тб на Google диске, так как бесплатный объем памяти минимален). Google диск позволяет проверять видео работу в любой точке, имеющей доступ в интернет с компьютера или смартфона. По желанию учащиеся могут выполнять задание группой.

Вот примеры подобной работы:

А) Эпоха Брежнева (1964-1982).

Вводная часть:  «Выполнение дистанционного видео задания.

Возвращая истории устный формат,

тестируем  новые технологии.

Осваиваем новые возможности, которые пригодятся в ВУЗе.

Получаем отличные оценки за творческий критический подход к предмету».

Задание:

Эпоху Брежнева (1964-1982) незаслуженно называют «эпохой застоя». Обдумайте это  суждение. Подготовьте один аргумент с фактами, подтверждающий данный тезис,  и один аргумент с фактами, опровергающий  этот тезис. На подготовку ответа у Вас 5 минут. Далее запишите ваш ответ на видео. Время видеозаписи не должно превышать 3 минуты.  Видеозапись Вашего ответа  прикрепите к Гугл Форме ниже (кнопка "Добавить файл")  и отправьте ответ преподавателю.

Б) Причины поражения РККА в первые месяцы войны. (10 класс)

Вводная часть:  «Выполнение дистанционного видео задания.

Возвращая истории устный формат,

тестируем  новые технологии.

Осваиваем новые возможности, которые пригодятся в ВУЗе.

Получаем отличные оценки за творческий критический подход к предмету».

Задание:

«СССР был не готов к войне». Обдумайте это  суждение. Подготовьте два  аргумента  с фактами подтверждающий данный тезис  и два  аргумента  с фактами, опровергающими  этот тезис. На подготовку ответа у Вас 5 минут. Далее запишите ваш ответ на видео. Время видеозаписи не должно превышать 3 минуты.  Видеозапись Вашего ответа  прикрепите к Гугл Форме ниже и отправьте ответ преподавателю.

Задание можно выполнять также в формате «аудио подкастов», где учащийся сам с собой ведет критический диалог и делает выводы. Таким образом, учащиеся пробуют себя в роли современных видео и радио блогеров, осваивают новые IT  технологии и погружаются в Историю, становясь творцами собственных новых идей, трактовок минувших событий, отрабатывают и преодолевают наиболее сложное критическое задание №24 из второй части ЕГЭ по Истории.

7) Продвижение концепции «Перевернутого урока».  

Дома ученик изучает новую тему самостоятельно, создавая критическое видео и аудио в формате  «самоинтервью», создавая критические схемы, в том числе в формате «FISH BONE», отрабатывает новые знания,  решая по теме интерактивные тесты в формате Kahoot.

На уроке ученики делятся друг с другом и со мной новыми знаниями, разбирают трудности, возникшие во время самостоятельного изучения темы, организованно выступают, рассказывая о своих открытиях.  Я, со своей стороны, отвечаю на вопросы и помогаю глубже разобраться в теме.

Управление деятельностью обучаемых, а также мотивацией их учебной деятельности осуществляется мною по нескольким направлениям:

1) Непосредственно на уроках при выполнении учебного плана

2) Непосредственно на занятиях по Внеурочной деятельности (Обществознание)

3) Непосредственно на кружках (История)

4) С помощью созданных для каждого класса активных групп в «Вконтакте»

5) С помощью Айсторика - Электронного Бота, созданного для мгновенных рассылок                       и передачи рабочей или познавательной информации, классных и домашних  заданий для всех учащихся класса.

Таким образом,  моя ГИПОТЕЗА, поставленная в начале учебного года, о том, что если на уроках Истории и Обществознания организовать применение современных образовательных технологий РКМ, то это приведет к совершенствованию практических умений и навыков; позволит эффективно организовать самостоятельную работу; индивидуализировать процесс обучения; повысит уровень интереса к урокам; активизирует познавательную деятельность учащихся; осовременит урок; будет способствовать более глубокому и эффективному изучению учебного материала, была подтверждена  на практике. Практика – важнейший критерий проверки истины.

Педагогические внешние достижения:

1) В настоящее время меня назначили  кандидатом в члены регионального экспертного сообщества на основании рекомендаций региональных предметных комиссий ГИА, городских и районных методических служб,  в соответствии с письмом статс-секретаря – заместителя министра просвещения Корнеева А.А. от 02.04.2021 № АК-152/08 «О проведении процедуры оценки предметных и методических компетенций учителей» в каждом субъекте Российской Федерации путем формирования  экспертного сообщества (методический актив) по предмету обществознание.

2) Участие во всероссийском конкурсе «Урок для учителя» по применению новых образовательных технологий на базе НИУ  ВШЭ. Успешно   пройден первый отборочный этап (есть сертификат о прохождении первого этапа).

3) По итогам конкурса-ипытания экспертов ЕГЭ по обществознанию мне присуждена категория «Основной эксперт», я получил приглашение на проверку заданий части 2 на ЕГЭ -2021 .