Наша Маруся

Моя бабушка, Попова Мария Андреевна, – женщина, чья жизнь неразрывно связана с трагическими и героическими страницами истории нашей страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_marusya.docx721.25 КБ

Предварительный просмотр:

НАША МАРУСЯ

Турова Мария Александровна

Орехово-Зуевский филиал

Моя бабушка, Попова Мария Андреевна, – женщина, чья жизнь неразрывно связана с трагическими и героическими страницами истории нашей страны. Она родилась 2 августа 1921 года в многодетной семье на хуторе Попова в Даниловском районе Волгоградской области. Отец, Андрей Семенович Попов, был репрессирован, и мать, Попова Матрёна Ивановна, в одиночку воспитывала пятерых детей: Марию, Григория, Ксению, Анну и Ивана. С ранних лет Мария или, как ласково ее называли в семье, Маруся проявила незаурядный характер, стойкость духа, была полна энергией. Ее заботу и поддержку чувствовали младшие дети, ведь в семье она была старшей. Она умела прекрасно шить, умело вела хозяйство многодетной семьи.

Юность Маруси пришлось на страшные годы Великой Отечественной войны. В Сталинград рвались фашистские дивизии, город подвергался нещадной бомбардировке, превращаясь в руины. Степь горела, хутора и села исчезали в огне, а детей и молодежь прятали, чтобы избежать угона в Германию. Шестнадцатилетний брат Григорий ушел на фронт, вернулся с Победой в 1945 году, но вскоре умер от ран.

Маруся, стремясь помочь семье, уехала на заработки в Тулу, где встретила своего будущего супруга, Александра Александровича Шваба – немца Поволжья, работавшего на шахте.

Однако война настигла её и там. Маруся оказалась в госпитале под Тулой, расположенном в лесу, где работала санитаркой.

 В условиях военного времени жизнь госпиталя била ключом: раненые поступали непрерывно, фронт был совсем близко. К обязанностям санитарок относились и кормление раненых, и смена постельного белья, помощь в проведении процедур. Но приходилось делать намного больше, рук не хватало. Её день начинался с растопки титана, чтобы обеспечить горячей водой постоянно нуждающийся в ней госпиталь. Уголь для топки приходилось носить самим. В перерывах между операциями Маруся отмывала операционные, помогала при перевязках, стирала бинты. Вместе с другими медицинскими сестрами и санитарками она работала практически без отдыха, поддерживая единственного хирурга-женщину, которая сутками оперировала раненых.

А если начиналась бомбежка, юные санитарки на матрацах спускали раненых в подвальные помещения. Паёк был скуден, сон – короткий и тревожный в землянках. Раненые выздоравливали и уходили обратно на фронт, а жизнь в госпитале продолжалась своим чередом. Тяжелый, изнурительный труд Маруси и её коллег, требующий полной отдачи моральных и физических сил, был бесценным вкладом в приближение долгожданной Победы.

Жизнь Марии Андреевны или Маруси, как всю жизнь называли ее родные и близкие, полная испытаний и самоотверженности, хранила в себе не только историю героического труда в военные годы, но и глубокую, трогательную историю о материнской любви, которая нашла своё воплощение в необычном, но не менее ценном, формате. Судьба распорядилась так, что по состоянию здоровья Маруся не могла иметь собственных детей. Эта невосполнимая утрата, эта тихая, постоянная боль, наверняка, оставляла неизгладимый след в ее сердце. Однако, несмотря на личную трагедию, любовь к детям не угасла в ее душе.

Она с большой радостью общалась с племянниками и племянницами, появившимися в семьях её братьев и сестёр. В этом кругу детей Маруся видела отражение своей нереализованной мечты о материнстве. Поэтому она высказывала просьбу – если родится девочка, пусть её назовут Марусей, в её честь. Это не было просто желанием увековечить своё имя; в этой просьбе звучала глубокая, душевная надежда на духовное продолжение себя, на то, что частичка её любви, её тепла и заботы, передастся маленькой девочке, носящей её имя.

Судьба оказалась благосклонной к Марусе. У младшей сестры Анны, в семье её сына, родилась девочка. И исполнилась заветная мечта Марии Андреевны: ребёнка назвали Марусей. Это имя, ставшее символом семейной любви и преемственности поколений, обрело новое звучание, воплотившись в жизни маленькой девочки, меня.

 С самого раннего детства я ощущала любовь и теплоту, которой Маруся старшая щедро делилась со всеми членами своей большой семьи, особенно с детьми. Я помню её длинные письма, наполненные нехитрыми бытовыми подробностями и планами на ближайшее время, в которых она непременно присылала для меня подарки   - 10 рублей. Она умела вдохновить, поддержать, учила бытовым хитростям уже взрослых племянников и совсем маленьких внуков.

   Жизнь Марии Андреевны Поповой – это яркий пример стойкости, мужества и самоотверженности в годы Великой Отечественной войны, пример женщины, которая, несмотря на личные трагедии и неимоверные трудности, внесла свой вклад в общее дело победы над фашизмом. Она скончалась 31 января 2018 года, оставив после себя память о нелёгкой, но достойной жизни.

Попов Григорий Андреевич, брат Маруси, участник Великой Отечественой войны

Санитарки госпиталя в Туле

Семья Поповых 50-е годы ⅩⅩ в.

 (Маруся в верхнем ряду вторая справа)