ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПЛЮССКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Бувакин Сергей Владимирович

Аннотация: историческое краеведение является одним из ключевых компонентов гуманитарного образования в средней школе. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, даёт знания по истории родного края. Знания о родном крае - значительная часть интеллектуального потенциала личности. Через краеведческий материал учитель истории формирует у детей представления по истории родного края.

В последнее время наблюдается спад интереса и мотивации детей к истории, поэтому одним из главных направлений школьного краеведения является организация исследовательской работы, которая строится по технологии развития критического мышления.

Поэтому в данной статье мы рассмотрим, как организована поисковая и исследовательская деятельность, в Плюсской средней школе, с использованием образовательной технологии, которая получила название технология развития критического мышления.

Ключевые слова: школьное краеведение, педагогика, образовательная технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opty_raboty.docx345.31 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ В ПЛЮССКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Автор: Бувакин Сергей Владимирович,

учитель истории МБОУ Плюсская средняя общеобразовательная школа,

член Псковского регионального отделения (ПРО) Союза краеведов России

Аннотация: историческое краеведение является одним из ключевых компонентов гуманитарного образования в средней школе. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, даёт знания по истории родного края. Знания о родном крае - значительная часть интеллектуального потенциала личности. Через краеведческий материал учитель истории формирует у детей представления по истории родного края.

В последнее время наблюдается спад интереса и мотивации детей к истории, поэтому одним из главных направлений школьного краеведения является организация исследовательской работы, которая строится по технологии развития критического мышления.

Поэтому в данной статье мы рассмотрим, как организована поисковая и исследовательская деятельность, в Плюсской средней школе, с использованием образовательной технологии, которая получила название технология развития критического мышления.

Ключевые слова: школьное краеведение, педагогика, образовательная технология.

В первую очередь, дадим определение, что такое технология развития критического мышления (ТРКМ) - это система, которая позволяет развить у детей навыки работы с информацией посредством работы с письменными и литературными источниками. Она носит целостный характер и включает в себя приёмы обучения, которые способствуют развитию мотивации детей к исследовательской деятельности, формированию творческой и познавательной активности, навыков осмысленного усвоения материала учебных программ, тем.

Технология критического мышления (ТРКМ) имеет три чётких стадии (фазы):

  • Вызов
  • Осмысление
  • Рефлексия

При этом стоит отметить, что исследовательская работа имеет три раздела:

  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение

Таким образом, нам это необходимо только с одной целью, чтобы доказать в своей работе, что, имея чёткий алгоритм, образовательная технология развития критического мышления (ТРКМ) полностью соответствует структуре исследовательских работ.

  • Первая стадия (фаза) - вызов, во время которой у школьников активизируются ранее имевшиеся знания по теме (проблеме); создаются благоприятные условия для возникновения интереса и мотивации к изучению; определяются цели и задачи исследования, и намечается круг вопросов, которые будет необходимо решить в ходе исследования.

Как известно, педагогическая или образовательная технология предполагает использование различных методов и приёмов в обучении или исследовании, поэтому на первой стадии (фазе) мы использовали таблицу известного профессора из Чикаго Донны Огл:

Например, исследовательская работа, которая была написана на базе нашего музея и краеведческого материала, на тему: "Высочайшее Путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по территории Плюсского района, Псковской области".

Таблица 1 известного профессора из Чикаго Донны Огл ЗХУ

Знал

Хочу узнать

Узнал

В 2022 году (9 июня) исполнилось 350 лет, когда появился на свет Пётр Алексеевич Романов, последний русский царь и первый император Всероссийский, создатель русского флота и армии, основатель города Санкт - Петербурга, величайший полководец и дипломат, сумевший провести самые радикальные реформы и преобразования в истории России.

Всем известно, что наш император был в городе Пскове, и в Великих Луках, где он строил бастионы, а в Печорах Пётр I молился, и поскольку наш район, северная окраина Псковской области, не богат на громкие имена и события, которые оказали огромное влияние на судьбу России, нам стало интересно, а был ли Пётр I на территории Плюсского района?

Заполняется в конце, на стадии рефлексии.

Таким образом, мы видим, что на первой стадии (фазе) образовательной технологии у школьников активизировались ранее имевшиеся знания по истории России за 8 класс, в котором детально рассматривалось правление Петра Великого. Помимо этого, создались благоприятные условия для возникновения интереса и мотивации у детей к изучению (исследованию) регионального компонента истории, в том числе и Плюсского района.

Стоит отметить, что на первой стадии (фазе) образовательной технологии обозначились: актуальность исследования, цель и задачи исследования, предмет и объект исследования, гипотеза исследования, что полностью соответствует вводной части исследования.

  • Вторая стадия - осмысление, которая направления на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенный переход от знания старого к знанию новому. Идёт корректировка учеников поставленных целей исследования.

Здесь, в рамках технологии, мы использовали такие методы и приёмы, как:

  • Поиск информации (работа с дополнительной литературой)

Прочитав дополнительную литературу, в первую очередь, статью Панфилова. Старые дороги Плюсского района. Высочайшее Путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по Плюсскому району, мы выяснили, что Пётр I был на Плюсской земле, и поэтому мы решили провести исследование, и написать о тех местах, которые он посетил.[1] 

  • Работа с исторической картой

Путешествие императора Петра I по северной окраине Плюсского района показано на рисунке красной линией.[2] В некоторых местах, 300 лет спустя, маршрут Петра указать достаточно трудно. Скорее всего, дорога проходила через погосты - Бельской, Лядской, но есть версия, что армия шла параллельно старой дороге Новгород - Гдов. Как указал местный краевед Анзель, наиболее вероятным маршрутом от Харламовой Горы к Самро является дорога через Аксентьево (Пушкино) Будилово, хотя исключить проход армии или части армии по дороге на (Пустыньку) Будилово нельзя. Сомнительно и путешествие Петра через Заянье, ибо оно находилось у опального Милославского, сторонника брата Петра I - царя Ивана Алексеевича (уточнение краеведа Назарова). Однако, безусловные места пребывания Петра Алексеевича Романова имеются в Поплюсье (Лядском погосте) - Заполье, Пелешок и Харламова Гора. В Харламовой горе Пётр ночевал в имении Скобельцына (Назаров).

Высочайшее Путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по Плюсскому району, изображение №1

Рис. 1. Карта путешествия Императора Петра I по северной окраине Плюсского района

  • Работа с историческим источником (личным дневником царя)

Маршрут российской армии известен нам из личных дневников царя за 1700 год.

Высочайшее Путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по Плюсскому району, изображение №2

Рис. 2. Личные дневники (Юрналы) Петра Алексеевича Романова за 1700 год.

Двигаясь из Новгорода на запад по старой, известной более 500 лет, дороге Новгород - Гдов, армия дошла до села Ляды, Плюсского района, затем повернула на север - к Нарве.

17 сентября 1700 года Пётр Алексеевич и его армия остановилась на ночлег в деревне Заполье Плюсского района, Псковской области, здесь армия отдохнула, набралась сил и двинулась дальше в путь. Вот, что мы прочитали в личном дневнике царя: по утру отсель [от Бельского погоста] пошли; к вечеру пришли в деревню Заполье. Ночевали. [3]

18 сентября 1700 года армия приехала в деревню Пелешок, Плюсского района, Псковской области, где его встретили представители разветвлённого дворянского рода. К вечеру Пётр Алексеевич Романов приехал в деревню Харламовы горы, где и переночевал в имении Скобельцына. Вот, что мы прочитали в отрывке из личного дневника царя: по утру поехали; приехали в д. Пелешок. Перед вечером приехали в д. Харламовы Горы. Ночевали.[4]

Таким образом, мы видим, что на второй стадии (фазе) образовательной технологии у детей не пропал интерес к теме исследования, проводилась непосредственная работа с поиском информации и дополнительной литературой, анализ исторической карты, и исторического источника, что, впоследствии, удалось написать основную часть исследования.

  • Третья стадия (фаза) - рефлексия, во время которой происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

На третье стадии (фазе) образовательной технологии целесообразно вернуться к таблице известного профессора из Чикаго Донны Огл, о которой шла речь в начале работы:

Таблица 2 известного профессора из Чикаго Донны Огл ЗХУ

Знал

Хочу узнать

Узнал

В 2022 году (9 июня) исполнилось 350 лет, когда появился на свет Пётр Алексеевич Романов, последний русский царь и первый император Всероссийский, создатель русского флота и армии, основатель города Санкт - Петербурга, величайший полководец и дипломат, сумевший провести самые радикальные реформы и преобразования в истории России.

Всем известно, что наш император был в городе Пскове, и в Великих Луках, где он строил бастионы, а в Печорах Пётр I молился, и поскольку наш район, северная окраина Псковской области, не богат на громкие имена и события, которые оказали огромное влияние на судьбу России, нам стало интересно, а был ли Пётр I на территории Плюсского района?

Заполняется в конце, на стадии рефлексии.

Таким образом, мы считаем, что цель исследования была достигнута, поскольку итогом работы стал сбор и систематизация материала о путешествии Петра I по территории Плюсского района. Апробацией данного исследования стала экскурсия в музее, в ходе которой гипотеза исследования подтвердилась: действительно первый император Всероссийский был непосредственно связан с нашим Плюсским районом.

Таким образом, мы видим, что на третьей стадии (фазе) образовательной технологии была достигнута цель исследования, которая была поставлена в начале работы, поскольку итогом работы стал сбор и систематизация материала о путешествии Петра I по территории Плюсского района. Помимо этого, подтвердилась и гипотеза исследования: действительно первый император Всероссийский был непосредственно связан с Плюсским районом.

При этом стоит отметить, что третья стадия (фаза) образовательной технологии критического мышления полностью соответствует заключительной части исследования.

Стоит добавить, что в марте 2022 года ученик Плюсской средней школы выступал с этой работой на областном конкурсе краеведческих работ Псковская земля. История. Памятники. Люди, на котором занял почётное 3 место и прошёл на всероссийский уровень.

Заключение

Таким образом, в своей работе мы доказали целесообразность использования образовательной технологии развития критического мышления (ТРКМ), в Плюсской средней школе, при написании исследовательских и краеведческих работ, поскольку, имея последовательный алгоритм, она полностью соответствует структуре исследовательских работ.

Литература и источники:

  1. Карта путешествия императора Петра I по северной окраине Плюсского района.
  2. Личные дневники (Юрналы) Петра Алексеевича Романова за 1700 год.
  3. Панфилов. А. Старые дороги Плюсского района. Пётр I и Екатерина II в Плюсском районе. Часть I. Высочайшее Путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по Плюсскому району.


[1] Панфилов. А. Старые дороги Плюсского района. Пётр I и Екатерина II в Плюсском районе. Часть I. Высочайшее Путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по Плюсскому району.

[2] Карта путешествия императора Петра I по северной окраине Плюсского района.

[3] Личные дневники (Юрналы) Петра Алексеевича Романова за 1700 год.

[4] Личные дневники (Юрналы) Петра Алексеевича Романова за 1700 год.