ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПЛЮССКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация: историческое краеведение является одним из ключевых компонентов гуманитарного образования в средней школе. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, даёт знания по истории родного края. Знания о родном крае - значительная часть интеллектуального потенциала личности. Через краеведческий материал учитель истории формирует у детей представления по истории родного края.
В последнее время наблюдается спад интереса и мотивации детей к истории, поэтому одним из главных направлений школьного краеведения является организация исследовательской работы, которая строится по технологии развития критического мышления.
Поэтому в данной статье мы рассмотрим, как организована поисковая и исследовательская деятельность, в Плюсской средней школе, с использованием образовательной технологии, которая получила название технология развития критического мышления.
Ключевые слова: школьное краеведение, педагогика, образовательная технология.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 345.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ В ПЛЮССКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Автор: Бувакин Сергей Владимирович,
учитель истории МБОУ Плюсская средняя общеобразовательная школа,
член Псковского регионального отделения (ПРО) Союза краеведов России
Аннотация: историческое краеведение является одним из ключевых компонентов гуманитарного образования в средней школе. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, даёт знания по истории родного края. Знания о родном крае - значительная часть интеллектуального потенциала личности. Через краеведческий материал учитель истории формирует у детей представления по истории родного края.
В последнее время наблюдается спад интереса и мотивации детей к истории, поэтому одним из главных направлений школьного краеведения является организация исследовательской работы, которая строится по технологии развития критического мышления.
Поэтому в данной статье мы рассмотрим, как организована поисковая и исследовательская деятельность, в Плюсской средней школе, с использованием образовательной технологии, которая получила название технология развития критического мышления.
Ключевые слова: школьное краеведение, педагогика, образовательная технология.
В первую очередь, дадим определение, что такое технология развития критического мышления (ТРКМ) - это система, которая позволяет развить у детей навыки работы с информацией посредством работы с письменными и литературными источниками. Она носит целостный характер и включает в себя приёмы обучения, которые способствуют развитию мотивации детей к исследовательской деятельности, формированию творческой и познавательной активности, навыков осмысленного усвоения материала учебных программ, тем.
Технология критического мышления (ТРКМ) имеет три чётких стадии (фазы):
- Вызов
- Осмысление
- Рефлексия
При этом стоит отметить, что исследовательская работа имеет три раздела:
- Введение
- Основная часть
- Заключение
Таким образом, нам это необходимо только с одной целью, чтобы доказать в своей работе, что, имея чёткий алгоритм, образовательная технология развития критического мышления (ТРКМ) полностью соответствует структуре исследовательских работ.
- Первая стадия (фаза) - вызов, во время которой у школьников активизируются ранее имевшиеся знания по теме (проблеме); создаются благоприятные условия для возникновения интереса и мотивации к изучению; определяются цели и задачи исследования, и намечается круг вопросов, которые будет необходимо решить в ходе исследования.
Как известно, педагогическая или образовательная технология предполагает использование различных методов и приёмов в обучении или исследовании, поэтому на первой стадии (фазе) мы использовали таблицу известного профессора из Чикаго Донны Огл:
Например, исследовательская работа, которая была написана на базе нашего музея и краеведческого материала, на тему: "Высочайшее Путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по территории Плюсского района, Псковской области".
Таблица 1 известного профессора из Чикаго Донны Огл ЗХУ
Знал | Хочу узнать | Узнал |
В 2022 году (9 июня) исполнилось 350 лет, когда появился на свет Пётр Алексеевич Романов, последний русский царь и первый император Всероссийский, создатель русского флота и армии, основатель города Санкт - Петербурга, величайший полководец и дипломат, сумевший провести самые радикальные реформы и преобразования в истории России. | Всем известно, что наш император был в городе Пскове, и в Великих Луках, где он строил бастионы, а в Печорах Пётр I молился, и поскольку наш район, северная окраина Псковской области, не богат на громкие имена и события, которые оказали огромное влияние на судьбу России, нам стало интересно, а был ли Пётр I на территории Плюсского района? | Заполняется в конце, на стадии рефлексии. |
Таким образом, мы видим, что на первой стадии (фазе) образовательной технологии у школьников активизировались ранее имевшиеся знания по истории России за 8 класс, в котором детально рассматривалось правление Петра Великого. Помимо этого, создались благоприятные условия для возникновения интереса и мотивации у детей к изучению (исследованию) регионального компонента истории, в том числе и Плюсского района.
Стоит отметить, что на первой стадии (фазе) образовательной технологии обозначились: актуальность исследования, цель и задачи исследования, предмет и объект исследования, гипотеза исследования, что полностью соответствует вводной части исследования.
- Вторая стадия - осмысление, которая направления на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенный переход от знания старого к знанию новому. Идёт корректировка учеников поставленных целей исследования.
Здесь, в рамках технологии, мы использовали такие методы и приёмы, как:
- Поиск информации (работа с дополнительной литературой)
Прочитав дополнительную литературу, в первую очередь, статью Панфилова. Старые дороги Плюсского района. Высочайшее Путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по Плюсскому району, мы выяснили, что Пётр I был на Плюсской земле, и поэтому мы решили провести исследование, и написать о тех местах, которые он посетил.[1]
- Работа с исторической картой
Путешествие императора Петра I по северной окраине Плюсского района показано на рисунке красной линией.[2] В некоторых местах, 300 лет спустя, маршрут Петра указать достаточно трудно. Скорее всего, дорога проходила через погосты - Бельской, Лядской, но есть версия, что армия шла параллельно старой дороге Новгород - Гдов. Как указал местный краевед Анзель, наиболее вероятным маршрутом от Харламовой Горы к Самро является дорога через Аксентьево (Пушкино) Будилово, хотя исключить проход армии или части армии по дороге на (Пустыньку) Будилово нельзя. Сомнительно и путешествие Петра через Заянье, ибо оно находилось у опального Милославского, сторонника брата Петра I - царя Ивана Алексеевича (уточнение краеведа Назарова). Однако, безусловные места пребывания Петра Алексеевича Романова имеются в Поплюсье (Лядском погосте) - Заполье, Пелешок и Харламова Гора. В Харламовой горе Пётр ночевал в имении Скобельцына (Назаров).
Рис. 1. Карта путешествия Императора Петра I по северной окраине Плюсского района
- Работа с историческим источником (личным дневником царя)
Маршрут российской армии известен нам из личных дневников царя за 1700 год.
Рис. 2. Личные дневники (Юрналы) Петра Алексеевича Романова за 1700 год.
Двигаясь из Новгорода на запад по старой, известной более 500 лет, дороге Новгород - Гдов, армия дошла до села Ляды, Плюсского района, затем повернула на север - к Нарве.
17 сентября 1700 года Пётр Алексеевич и его армия остановилась на ночлег в деревне Заполье Плюсского района, Псковской области, здесь армия отдохнула, набралась сил и двинулась дальше в путь. Вот, что мы прочитали в личном дневнике царя: по утру отсель [от Бельского погоста] пошли; к вечеру пришли в деревню Заполье. Ночевали. [3]
18 сентября 1700 года армия приехала в деревню Пелешок, Плюсского района, Псковской области, где его встретили представители разветвлённого дворянского рода. К вечеру Пётр Алексеевич Романов приехал в деревню Харламовы горы, где и переночевал в имении Скобельцына. Вот, что мы прочитали в отрывке из личного дневника царя: по утру поехали; приехали в д. Пелешок. Перед вечером приехали в д. Харламовы Горы. Ночевали.[4]
Таким образом, мы видим, что на второй стадии (фазе) образовательной технологии у детей не пропал интерес к теме исследования, проводилась непосредственная работа с поиском информации и дополнительной литературой, анализ исторической карты, и исторического источника, что, впоследствии, удалось написать основную часть исследования.
- Третья стадия (фаза) - рефлексия, во время которой происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
На третье стадии (фазе) образовательной технологии целесообразно вернуться к таблице известного профессора из Чикаго Донны Огл, о которой шла речь в начале работы:
Таблица 2 известного профессора из Чикаго Донны Огл ЗХУ
Знал | Хочу узнать | Узнал |
В 2022 году (9 июня) исполнилось 350 лет, когда появился на свет Пётр Алексеевич Романов, последний русский царь и первый император Всероссийский, создатель русского флота и армии, основатель города Санкт - Петербурга, величайший полководец и дипломат, сумевший провести самые радикальные реформы и преобразования в истории России. | Всем известно, что наш император был в городе Пскове, и в Великих Луках, где он строил бастионы, а в Печорах Пётр I молился, и поскольку наш район, северная окраина Псковской области, не богат на громкие имена и события, которые оказали огромное влияние на судьбу России, нам стало интересно, а был ли Пётр I на территории Плюсского района? | Заполняется в конце, на стадии рефлексии. Таким образом, мы считаем, что цель исследования была достигнута, поскольку итогом работы стал сбор и систематизация материала о путешествии Петра I по территории Плюсского района. Апробацией данного исследования стала экскурсия в музее, в ходе которой гипотеза исследования подтвердилась: действительно первый император Всероссийский был непосредственно связан с нашим Плюсским районом. |
Таким образом, мы видим, что на третьей стадии (фазе) образовательной технологии была достигнута цель исследования, которая была поставлена в начале работы, поскольку итогом работы стал сбор и систематизация материала о путешествии Петра I по территории Плюсского района. Помимо этого, подтвердилась и гипотеза исследования: действительно первый император Всероссийский был непосредственно связан с Плюсским районом.
При этом стоит отметить, что третья стадия (фаза) образовательной технологии критического мышления полностью соответствует заключительной части исследования.
Стоит добавить, что в марте 2022 года ученик Плюсской средней школы выступал с этой работой на областном конкурсе краеведческих работ Псковская земля. История. Памятники. Люди, на котором занял почётное 3 место и прошёл на всероссийский уровень.
Заключение
Таким образом, в своей работе мы доказали целесообразность использования образовательной технологии развития критического мышления (ТРКМ), в Плюсской средней школе, при написании исследовательских и краеведческих работ, поскольку, имея последовательный алгоритм, она полностью соответствует структуре исследовательских работ.
Литература и источники:
- Карта путешествия императора Петра I по северной окраине Плюсского района.
- Личные дневники (Юрналы) Петра Алексеевича Романова за 1700 год.
- Панфилов. А. Старые дороги Плюсского района. Пётр I и Екатерина II в Плюсском районе. Часть I. Высочайшее Путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по Плюсскому району.
[1] Панфилов. А. Старые дороги Плюсского района. Пётр I и Екатерина II в Плюсском районе. Часть I. Высочайшее Путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по Плюсскому району.
[2] Карта путешествия императора Петра I по северной окраине Плюсского района.
[3] Личные дневники (Юрналы) Петра Алексеевича Романова за 1700 год.
[4] Личные дневники (Юрналы) Петра Алексеевича Романова за 1700 год.


