Рабочая программа по химии 8 класс по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана

Грачева Светлана Викторовна

Настоящая  программа  раскрывает  содержание  обучения  химии  учащихся  в  8  классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на  70ч/год (2 ч/нед.).

Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа Н.Н.Гара для среднего общего образования по химии для базового изучения химии в 8-9 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_khimii_8_klass.docx67.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая  программа  раскрывает  содержание  обучения  химии  учащихся  в  8  классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на  70ч/год (2 ч/нед.).

Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа Н.Н.Гара для среднего общего образования по химии для базового изучения химии в 8-9 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

        Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место  в  познании  законов  природы,  в  материальной  жизни  общества,  в  решении  глобальных проблем  человечества,  в формировании  научной  картины  мира,  а  также  в  воспитании экологической культуры людей.

Химия  как  учебный  предмет  вносит  существенный  вклад  в  научное  миропонимание,  в воспитание  и  развитие  учащихся;  призвана  вооружить  учащихся  основами  химических  знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

        Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.

        Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.

        Изучение химии в основной школе направлено:

• на  освоение  важнейших  знаний  об  основных  понятиях  и  законах  химии,  химической символики;

• на  овладение  умениями  наблюдать  химические  явления,  проводить  химический эксперимент,  производить  расчеты  на  основе  химических  формул  веществ  и  уравнений химических реакций;

• на  развитие  познавательных  интересов  и  интеллектуальных  способностей  в  процессе проведения химического  эксперимента, самостоятельного приобретения  знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• на  воспитание  отношения  к  химии  как  к  одному  из  фундаментальных  компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;  

• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов  в  быту,  сельском  хозяйстве  и  на  производстве,  решения  практических  задач  в повседневной  жизни,  предупреждения  явлений,  наносящих  вред  здоровью  человека  и окружающей среде.

Задачи изучения химии.

  • Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
  • Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
  • Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
  • Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
  • Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

Основные идеи

  • Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
  • Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
  • Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ.
  • Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.

Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические  теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование  веществ  с  заданными  свойствами,  исследование  закономерностей  химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая  часть  программы  включает  сведения  о  неорганических  и  органических веществах.  Учебный  материал  отобран  таким  образом,  чтобы  можно  было  объяснить  на современном  и  доступном  для  учащихся  уровне  теоретические  положения,  изучаемые  свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую  основу  изучения  неорганической  химии  составляет  атомно-молекулярное учение, периодический  закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

В  изучении  курса  значительная  роль  отводится  химическому  эксперименту:  проведению практических  и  лабораторных  работ,  несложных  экспериментов  и  описанию  их  результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Программа  предназначена  для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 – 2013 учебный год.

Главная особенность учебников по химии – их традиционность и фундаментальность. Они обладают четко выраженной структурой, соответствующей программе по химии для общеобразовательных школ.

Доступность – одна из основных особенностей учебников. Методология химии раскрывается путем ознакомления учащихся с историей развития химического знания. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста.

Основное содержание учебников приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.

Система знаний готовит учащихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:

  • химическую  символику:  знаки  химических  элементов,  формулы  химических  веществ  и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная  масса,  молярный  объем,  химическая  реакция,  классификация  реакций;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять  физический  смысл  атомного  (порядкового)  номера  химического  элемента, номеров  группы  и  периода,  к  которым  элемент  принадлежит  в  периодической  системе Д. И. Менделеева, закономерности  изменения  свойств  элементов  в  пределах  малых  периодов  и главных подгрупп;
  • характеризовать  химические  элементы  (от  водорода  до  кальция)  на  основе  их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь  между  составом,  строением  и  свойствами  веществ;  химические  свойства  основных  классов неорганических веществ;
  • определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу  соединений,  типы  химических  реакций,  валентность  и  степень  окисления  элемента  в соединениях,  вид  химической  связи  в  соединениях,  возможность  протекания  реакций;
  • составлять  формулы  неорганических  соединений  изученных  классов;  схемы  строения атомов  первых  20 элементов  периодической  системы  Д. И. Менделеева;  уравнения  химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  •  распознавать  опытным  путем  кислород,  водород,  углекислый  газ, растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
  • вычислять массовую долю  химического  элемента  по  формуле  соединения;  массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни с целью:

• безопасного обращения с веществами и материалами;  

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

• приготовления растворов заданной концентрации.  

Содержание учебной дисциплины

8 класс

70ч/год (2 ч/неделю)

В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными химическими понятиями: химический элемент, атом, молекула, простые и сложные вещества, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно-молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, периодический закон, виды химической связи.        

Распределение часов по темам:

Тема раздела

Количество часов

8 класс

Первоначальные химические понятия

18

Кислород.

5

Водород. Закон Авогадро.Молярный объём газов.

7

Растворы. Вода.

5

Основные классы неорганических соединений

14

Периодический  закон  и  периодическая  система  химических  элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

6

Строение веществ. Химическая связь

7

Галогены.

7

                                                                                                 

Предусмотрено 6 практических работ.

1) Правила по ТБ. Приёмы обращения с лабораторным штативом, спиртовкой; строение пламени. - Тема№1.

2) Очистка загрязнённой поваренной соли. - Тема№1.

3) Получение и свойства кислорода. - Тема№2.

4) Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества. - Тема№4.

5) Решение экспериментальных работ по теме:

«Классы неорганических веществ» - Тема№5.

6) Получение соляной кислоты и изучение её свойств. - Тема№8.

Предусмотрено 4 контрольных работы.

1) Первоначальные химические понятия.

2) Кислород. Водород. Газовые законы.

3) Классы неорганических веществ.

4)Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева.Строение веществ.Виды химической связи.

Учебно-методический комплект:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс. М.: Просвещение, 2008
  2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений-Химия, М.»Просвещение»,2008.
  3. Гара Н.Н.  Химия. Уроки в 8классе. М.: Просвещение, 2009.
  4. Хомченко И.Г.  Сборник задач и упражнений по химии.

     5.  А.М.Радецкий,В.П. Горшкова Дидактический материал по химии 8-9 класс.М. «Просвещение»,2008.

Тема 1. Первоначальные химические понятия (18ч)

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.

Тела. Вещества.  Свойства веществ.  Чистые вещества  и  смеси.  Способы  очистки  веществ.

  Физические  и  химические  явления.  Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного  строения. Качественный и  количественный  состав  вещества.  Простые  и  сложные  вещества.  

Химические  элементы.  Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная  единица  массы.  Относительная  атомная  и  молекулярная  массы.

 Количество вещества.  Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное  учение.  Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.

Закон  сохранения  массы  веществ.

Химические  уравнения. Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации:

  1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
  2. Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.  
  3. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.
  4. Химические соединения количеством вещества 1 моль.
  5. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.
  6. Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».
  7. Компакт-диск «Химия. 8 класс».
  8. Плакат «Количественные величины в химии.
  9. Компакт-диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы»

Лабораторные  опыты:

  1. Рассмотрение  веществ  с  различными  физическими  свойствами.
  2. Разделение  смеси  с  помощью  магнита.
  3.  Примеры  физических  и  химических  явлений.  Реакции, иллюстрирующие  основные  признаки  характерных  реакций.
  4.  Разложение  основного  карбоната меди(II).
  5.  Реакция замещения меди железом.

Практические работы:

  1. Правила  техники  безопасности  при  работе  в  химическом  кабинете.  Ознакомление  с лабораторным оборудованием.  
  2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи:

  1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
  2. Вычисление  массовой  доли  элемента  в  химическом  соединении.  
  3. Установление  простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
  4.  Вычисления по химическим уравнениям массы или  количества  вещества  по  известной  массе  или  количеству  одного  из  вступающих  или

получающихся в реакции веществ.  

Тема 2. Кислород.( 5 ч)

Кислород  как химический элемент и простое вещество.  Нахождение  в  природе.  Физические  и  химические  свойства.  Получение, применение.

Круговорот кислорода в природе. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации:

  1. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

  1. Определение состава воздуха.
  2. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
  3. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
  4. Опыты, выясняющие условия горения.
  5. Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»

Лабораторные опыты:

  1. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа: 

  1. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи: 

  1. Расчеты по термохимическим уравнениям.  

Тема 3. Водород. Закон Авогадро. Молярный объём газов.(7 ч)

Водород как химический элемент и простое вещество.  Нахождение  в  природе.  Физические  и  химические  свойства.  Водород — восстановитель. Получение водорода в лаборатории и промышленности.  Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.

Меры предосторожности при работе с водородом.

        Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот.  Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном  ряде металлов.

        Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей.

Демонстрации: 

  1. Получение  водорода  в  аппарате  Киппа,  проверка  водорода  на  чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

  1. Видеофильм « Водород».

Лабораторные  опыты:

  1.  Получение  водорода  и  изучение  его  свойств.
  2. Взаимодействие водорода с оксидом меди(2).

Расчетные задачи: 

  1. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
  2. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества Вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Тема 4. Растворы. Вода. (5 ч)

Вода  —  растворитель.  Растворимость  веществ  в  воде.  Определение  массовой  доли растворенного вещества.  Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

        Основания. Состав оснований. Щелочи и нерастворимые основания. Физические свойства оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Меры предосторожности при работе со щелочами.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
  2. Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов индикатором.
  3. Анализ и синтез воды.
  4. Видеофильм «Вода»

Практическая  работа:

  1. Приготовление  растворов  солей  с  определенной  массовой  долей

растворенного вещества.

Расчетные  задачи:

  1. Нахождение  массовой  доли  растворенного  вещества  в  растворе.
  2. Вычисление  массы  растворенного  вещества  и  воды  для  приготовления  раствора  определенной концентрации.  

Тема 5. Основные классы неорганических соединений (14 ч)

Оксиды.  Классификация.  Основные  и  кислотные  оксиды.  Номенклатура.  Физические  и  химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические  и  химические  свойства.  Реакция нейтрализации. Получение оснований и их применение.

Кислоты.  Классификация.  Номенклатура.  Физические  и  химические  свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение кислот.

Соли.  Классификация.  Номенклатура.  Физические  и  химические  свойства.  Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации: 

  1. Знакомство  с  образцами  оксидов,  кислот,  оснований  и  солей.
  2. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
  3. Видеофильм «Основные классы неорганических веществ».

Лабораторные опыты: 

  1. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.  

Практическая  работа:  

  1. Решение  экспериментальных  задач  по  теме  «Основные  классы неорганических соединений».

Тема  6.  Периодический  закон  и  периодическая  система  химических  элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (6ч)

Первые  попытки  классификации  химических  элементов.  Понятие  о  группах  сходных элементов.  Химические элементы, оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства. Периодический  закон  Д. И. Менделеева.

 Периодическая  таблица  химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение  атома.  Состав  атомных  ядер.  Электроны.  Изотопы.  Строение  электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы  

Д. И. Менделеева.

Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атома.

Демонстрации:

  1. Видеофильм «Тайны великого закона»

Лабораторные опыты:

  1. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.  

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (7ч)

Электроотрицательность  химических  элементов.  Основные  виды  химической  связи:  ковалентная  неполярная,  ковалентная  полярная,  ионная.  

Валентность  элементов  в  свете электронной  теории.  Степень окисления.  Правила  определения  степени  окисления  элементов.

Окислительно-восстановительные реакции.  

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная.   Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации: 

  1. Ознакомление с моделями  кристаллических  решеток  ковалентных  и

ионных соединений. Сопоставление  физико-химических  свойств соединений с ковалентными  и ионными связями.

Тема 8. Галогены(7 ч)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и её соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации:

  1. Знакомство с образцами природных хлоридов.
  2. Знакомство с физическими свойствами галогенов.
  3. Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Лабораторные опыты:

  1. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, йодидов и йода.
  2. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

Практическая работа.

Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Результаты  обучения  химии  должны  соответствовать  общим  задачам  предмета  и требованиям к его усвоению.

Результаты  обучения  оцениваются  по  пятибалльной  системе.  При  оценке  учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  •  осознанность  (соответствие  требуемым  в  программе  умениям  применять  полученную информацию);
  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные  ошибки  связаны  с  недостаточной  глубиной  и  осознанностью  ответа (например,  ученик  неправильно  указал  основные  признаки  понятий,  явлений,  характерные свойства  веществ,  неправильно  сформулировал  закон,  правило  и  т.п.  или  ученик  не  смог применить  теоретические  знания  для  объяснения  и  предсказания  явлений,  установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные  ошибки  определяются  неполнотой  ответа  (например,  упущение  из  вида какого-либо  нехарактерного  факта  при  описании вещества,  процесса).  К  ним  можно  отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты  обучения  проверяются  в  процессе  устных  и  письменных  ответов  учащихся,  а также при выполнении ими химического эксперимента.  

Оценка теоретических знаний  

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал  изложен  в  определенной  логической  последовательности,  при  этом  допущены

две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ  полный,  но  при  этом  допущена  существенная  ошибка  или  ответ  неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или  допущены  существенные  ошибки,  которые  учащийся  не  может  исправить  при  наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.  

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент  проведен  по  плану  с  учетом  техники  безопасности  и  правил  работы  с веществами и оборудованием; проявлены  организационно-трудовые  умения  (поддерживаются  чистота  рабочего  места  и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа  выполнена  правильно,  сделаны  правильные  наблюдения  и  выводы,  но  при  этом эксперимент  проведен  не  полностью  или  допущены  несущественные  ошибки  в  работе  с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в  оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники безопасности  при  работе  с  веществами  и  оборудованием,  которая  исправляется  по  требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники  безопасности  при  работе  с  веществами  и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.  

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно; правильно  осуществлен  подбор  химических  реактивов  и  оборудования,  но  допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:  

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  плане  решения,  в  подборе  химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.  

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в  логическом  рассуждении  и  решении  нет  существенных  ошибок,  но  задача  решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.  

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.  

Тематическое планирование по химии 8 класс по учебнику Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана

2ч в неделю-70ч      


Дата по плану

Факти-

чески

Причина и дата пропуска

Дата проведения ликвиди-рованного урока

Наименование тем отдельных занятий

Кол-во часов

Тип урока

Домашнее задание

1.Первоначальные химические понятия.

18ч

1)

Предмет химии. Вещества и их свойства. Лаб. Опыт №1: «Рассмотрение веществ с различными хим.свойствами.

Л.О.№1

п.1,ТБ.стр.48-49,№1-4стр.13

2)

Правила по ТБ.Приёмы обращения с лабораторным штативом, спиртовкой; строение пламени.

ПР.Р

Правила по ТБ.

3)

Чистые вещества и смеси. Лаб. Опыт№2: «Разделение смесей.» Демон-я: «Способы очистки веществ: дистилляция, кристаллизация, хроматография.»

Л.О.№2

п.2,№6-8стр.12-13

4)

Очистка загрязнённой поваренной соли.

ПР.Р.

п.2,№9стр.13

5)

Физические и химические явления.Лаб.опыт№3-4: «Примеры физ. и хим.явлений.»

Л.О.№3-4

п.3.№10-13стр.13

6)

Самостоятельная работа. Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.(самостоятельно) Лаб.опыт №5: «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, горных пород и минералов.»

С.Р.Л.О.№5

п.4,5,13.№1-13стр.25

7)

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. Закон постоянства состава.

п.6-8.таб.№2стр.24

8)

Зачёт по знакам. Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

Зачёт

п.10№7-9стр.32

9)

Расчёты по химическим формулам.

п.10№10-12стр.32

10)

11)

Самостоятельная работа. Валентность химических элементов.

С.Р.

п.11-12 №4-7стр.35

12)

Самостоятельная работа. Закон сохранения массы веществ (демонстрация). Химические уравнения.

С.Р.

п.14-15 зад.1-2стр.37

13)

14)

Типы химических реакций.Лаб.опыт№6: «Разложение малахита.» Лаб.опыт №7 «Реакция замещения меди железом.»

Л.О.№6-7

п.16 №4,6стр.47

15)

Количество вещества. Моль. Молярная масса. Демонстрация: хим. соединения количеством 1 моль.

п.17

16)

Решение задач по химическим уравнениям.

Зад.1-2стр.48

17)

Обобщение знаний по теме.

п.1-17

18)

Контрольная работа по теме.

К.Р.

2. Кислород.

19)

Кислород, его общая характеристика. Нахождение в природе. Способы получения и физические свойства. (Демонстрация)

п.18-19№1-2.зад.1-2стр.60

20)

Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе. Лаб. опыт№6 «Ознакомление с образцами оксидов»

Л.О.№6

п.20-21№5-7,зад.3стр.60

21)

Получение и свойства кислорода.

ПР.Р.

22)

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха. Демонстрация: «Определение состава воздуха»

п.22№1-10стр.69

23)

Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химической реакции. Демонстрация: «Коллекции нефти, каменного угля и продукты их переработки»

п.23 зад.1-2стр.69

3.Водород. Закон Авогадро. Молярный объём газов.

24)

Самостоятельная работа. Характеристика и получение водорода. Демонстрации: «Получение водорода в аппарате Киппа, проверка его на чистоту, способы собирания»

С.Р.

п.25-26 №1-7стр.76-77

25)

Свойства и применение водорода. Демонстрация: «Горение водорода»

Лаб. Опыт№9: «Получение и свойства водорода» Опыт№10: «Взаимодействие водорода с оксидом меди»

.1ч

Л.О.№9-10

п.27№8-10стр.77

26)

Самостоятельная работа.Закон Авогадро.

С.Р.

п.44 зад.1стр.156

27)

Решение задач на закон Авогадро.

п.44 зад. по Радецкому.

28)

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

п.45 зад.2-4стр.156

29)

Обобщение материала по теме 2-3.

п.18-27

30)

Контрольная работа по теме: «Кислород. Водород. Газовые законы.»

К.Р.

4.Растворы. Вода.

31)

Вода-растворитель. Растворы.

п.28№1-6стр.81

32)

33)

Массовая доля растворённого вещества. Решение задач. Самостоятельная работа.

С.Р.

п.28 зад.1-4стр.81

34)

Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.

П.Р.

35)

Вода. Демонстрация: «Анализ. Синтез воды.»

п.29 №1-6,зад.1стр.87-88

5.Классы неорганических веществ.

14ч

36)

37)

38)

Оксиды: состав, классификации, свойства, получение, применение. Самостоятельная работа.

С.Р.

п.30№1-6,зад.1-2стр.92-93

39)

40)

41)

Основания: состав, классификация, свойства, получение, применение.

Лаб. опыт№14: «Свойства растворимых и нерастворимых оснований»

Опыт№15: «Взаимодействие щелочей с кислотами» Опыт№16: «Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами»

Опыт№17: «Разложение гидроксида меди (2)при температуре»

Л.Р.№14-17

п.31№1-7,зад.1-4стр.99

42)

Самостоятельная работа. Кислоты: классификация, способы получения, применение.

С.Р.

п.32,учить табл.

43)

Свойства кислот. Лаб. Опыты№11-13: «Свойства кислот»

Л.О.№11-13

п.32№4,зад.1,3стр.105

44)

Самостоятельная работа. Классификация и номенклатура солей.

С.Р.

п.33№4,зад.1,3стр.105

45)

Свойства и получение солей.

п.33№8стр.104-105

46)

Генетическая связь между классами веществ.

№6-7стр.112

47)

48)

Обобщение материала по теме.

п.30-33№9-10,зад.1стр.112

49)

Контрольная работа по теме.

К.Р.

50)

Решение экспериментальных задач по теме: «Классы неорганических веществ»

П.Р.

6.Периодический закон и периодическая система химических элементов. Д.И. Менделеева. Строение атома.

Дата по плану

Факти-

чески

Причина и дата пропуска

Дата проведения ликвиди-рованного урока

Наименование тем отдельных занятий

Кол-во часов

Тип урока

Домашнее задание

51

Классификация химических элементов. Лаб.опыт№18: «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей»

Л.О.№18

п.34 №1-3,зад.1стр.122

52

Периодический закон и периодическая таблица Д.И.Менделеева.

п.35-36№1-4стр.125

53

Строение  атома. Изотопы.

п.37стр.125-129,№1-2стр.138

54

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов системы. Современная

п.37 №4-5стр.138

55

Состояние электронов в атоме. Периодическое изменение свойств элементов в пределах периода и группы.

п.37

56

Характеристика элементов по положению в ПС. Значение закона. Жизнь и деятельность Менделеева.

п.38-39

7.Строение веществ. Химическая связь.

57

Самостоятельная работа. Электроотрицательность. Ковалентная хим.связь.

С.Р.

п.40-41№1-2стр.145

58

Ионная хим.связь.

п.41№4,7стр.145

59

Кристаллические решётки (демонстрация).Самостоятельная работа.

п.42

60

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления.

п.43№7,зад.2стр.152

61

Окислительно-восстановительные реакции.

п.43

62

Обобщение материала по темам 6 и 7.

п.34-43

63

Контрольная работа по темам 6 и 7.

К.Р.

8.Галогены.

64

Положение галогенов в ПС. Хлор, его свойства, получение и применение.

п.46-47

65

Хлороводород. Демонстрация: «!Получение хлороводорода и растворение его в воде.»Соляная кислота и её соли.Лаб.опыт№19: «Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, йодидов и йода.»

Л.О.№19

п.48-49

66

Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

П.Р.

67

Сравнительная характеристика галогенов. Демонстрация: «Знакомство с физическими свойствами галогенов» Лаб.опыт№20: «Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений»

Л.О.№20

п.50

68

Обобщение материала по теме.

69-70

Решение задач и упражнений по изученным темам (повторение).

                                                                                                                        


Пояснительная записка:

В тему№3 перенесена тема№8 из авторской программы Н.Гара,т.к.её изучение логичнее проводить после материала по газам и добавлен1ч на решение задач. В тему№4 добавлен 1ч на решение задач.В тему№5 добавлено 5ч на изучение,отработку химических свойств классов веществ,т.к. При отведённом колличестве времени закрепить их невозможно. В связи с этим сократилось на 2ч изучение каждой из тем №6,№7,№8. Здесь это возможно сделать, т.к.материал тем будет встречаться в химии 9 класса.