Внеклассное мероприятие для 5 класса "Занимательные химические опыты глазами сказочных героев"

Грачева Светлана Викторовна

Цель пропедевтического мероприятия по химии:

-возбудить интерес учащихся к химии;

-вызвать желание изучать этот предмет в дальнейшем;

-повысить познавательную активность учащихся ;

-продемонстрировать её занимательную сторону.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khimiya_vneklassnoe_mero-e.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по химии:

«Занимательные химические опыты глазами сказочных героев»

для учащихся 5-х классов

Учитель химии высшей категории

Грачева Светлана Викторовна

МБОУ СОШ №8

Г.Брянска

2014 год

Цель пропедевтического мероприятия по химии:

-возбудить интерес учащихся к химии;

-вызвать желание изучать этот предмет в дальнейшем;

-повысить познавательную активность учащихся ;

-продемонстрировать её занимательную сторону.

Место проведения мероприятия:

кабинет химии.

 

Участники мероприятия:

1)учащиеся 11 класса готовят и показывают театрализованное представление и занимательные опыты.

2)учащиеся 5-х классов в роли зрителей.

Литература:

1)Стенин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии,-М; Дрофа, 2002 г.

2)Злотников Э.Г., Махова Л.В. и др. Урок окончен - занятия продолжаются,-М; «Просвещение», 1992г.

3)Куликова Е.Л. Вечера занимательной химии, Минск: Народная асвета, 1966г.

4)Химия в школе,- «Педагогика»,1991г. №5.

Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались учащиеся 5-х классов и 11-го класса. 5-классники еще не изучают химию, но много чего слышали на уроках природоведения об этой науке. Одиннадцатиклассники уже на той ступени обучения, когда завершают школьный этап приобретения химических знаний. Поэтому они у нас сегодня являются гидами по стране химии. Ваша роль, пятиклассники, заключается в том, чтобы решить для себя один вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли вам ее изучать? И так приступим к чудесам!

Сцена 1

Действующие лица:

Хоттабыч,

Волька,

4-ро учеников.

(звучат две строчки мелодии « Да здравствует сюрприз» - из к/ф «Незнайка с нашего двора»)

Ведущий:   Ой,ребята! Ну, будет здесь потеха
                      Сейчас мы все вам объясним
                      Старик Хоттабыч к нам приехал
                      И Волька вместе с ним
                      Чтобы стало веселее
                      Надо смело нам решить
                      И обоих поскорее
                      Их на сцену пригласить

                        (хлопает в ладоши)

Волька: О, да здесь я вижу вечер!
               Места все заняты,
               Людей полно. Ну а меня вы знаете?
               Я – Волька.
               А вот мой друг по скромности своей-
               Недаром просидел 2000 лет в сосуде-
               Дичится света и людей,
               И потому войти на сцену не решился,
               И там маячит  у дверей.
             
 (машет рукой, показывает, подзывает)
              Хоттабыч! Заходи, свои здесь люди.
              Тут так забавно и светло
              Никто не упрекнет, что был в сосуде.
             
 (к зрителям)
               Давайте встретим старичка тепло!

                (хлопает в ладоши)

Хоттабыч появляется на сцене, прижимая руки к груди, кланяется.

Хоттабыч: Хассан – Абдурахман – ибн – Хоттаб
                    Пускай хранит вас всех аллах!

Волька: Ты видишь как все рады?

Хоттабыч: О, да! Оставил я свой страх
                   Там, за дверями,

                    И рад отметить встречу я

                    С такими добрыми друзьями.

Выходят 4-ро учеников:

1-й ученик: Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?

2-й ученик: Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3-й ученик: Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.

4-й ученик: Братцы, мне нужна корова – молока хочу парного!

Хоттабыч: (берет в руки колбу с жидкостью)  Вы , ребята пить хотите? В колбе сказочная жидкость , чудеса мне по плечу. Я алхимию учу. Подставляйте-ка стаканы. Опыт точно проведем, всё у нас пойдет по плану.

Волька: Подносит поднос с пронумерованными стаканчиками.

Хоттабыч: Наливает жидкость из колбы.

Волька: Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось всё легко.

Ребята делают вид что ,хотят выпить содержимое стаканов.

Волька: Стоп, ребята, погодите , чтобы не было беды , вы , пожалуйста , не пейте ни сиропа , ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните , друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя!

4-ро учеников вместе:

 Мы знакомы с чудесами, мы умеем делать сами. В колбе явно не вода, в колбе явно кислота. (уходят за сцену)

Хоттабыч: Я еще не то умею. Из таблеток лезут змеи. Страшные, кусачие, от страха не заплачьте. Не боитесь? Ну смотрите ! Не всё сразу. Ну-ка, Волька, помоги, ты таблетку подожги. (звучит песня «Ужасно интересно» из мультфильма «38 попугаев»)

Сцена 2

Действующие люди:

Айболит,

Ассистент.

(« звучит мелодия « Гимн Незнайки и его друзей»-из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей»)

Ведущая: Добрый доктор Айболит!

                  Он на стульчике сидит!

                  Приходи к нему лечится…

                  И мальчонка, и девица.

                  Всех излечит, исцелит

                  Добрый доктор Айболит!

Айболит: Вот еще одно развлечение:

                  Кто даст руку на отсечение,

                  Тогда нужен больной для лечении.

(приглашает пятиклассника)

(раскладывает инструменты)

                  При каждой операции нужна стерилизация.

                  Помогите, ассистент, дайте йод.

Ассистент: Один момент! (подаёт вату и «йод»)

Айболит: «Йодом» смочим мы обильно,

                  Чтобы было всё стерильно,

                   Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент!

Делает ножом «разрез», течет «кровь»

Айболит: Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода.

                  Но сейчас я вытру руку- от разреза ни следа.

 Ведущая: Всех излечит, исцелит,

                   Добрый доктор Айболит!(уходят со сцены)

(« Да здравствует сюрприз» - из к/ф «Незнайка с нашего двора»-звучит куплет и припев)

На сцену выходит ученик 11 класса:

А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкане показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.

(Прикасается волшебной палочкой, начинается «извержение вулкана).

Сцена 3

Действующие люди:

Буратино,

Волшебник,

Кукла Мальвина.

Перед зановесом появляется Буратино. Всхлипывая, он выворачивает карманы и тщательно их осматривает. С другой стороны появляется Мальвина.

Звучит музыка из кинофильма «Буратино»

Мальвина:  Вы опять хнычете, негодный Буратино?

                      Поймите же ,это некрасиво. И не выворачивайте карманы:    это неприлично.

Буратино: Ах, я несчастный! Как мне не выворачивать карманы, если там еще совсем,совсем недавно лежали настоящие золотые монеты для папы              Карло. (Всхлипывает.) Ограбили !

Мальвина: Кто же вас ограбил, бедненький Буратино?

Буратино: (всхлипывая) Кот Базилио и лиса Алиса…

Мальвина Какой ужас…(Всплескивает руками.) Но ведь золотые монеты сами не появятся оттого, что вы смотрите в пустые карманы?

Буратино: А если случится чудо, и там вдруг зазвенят такие милые золотые монетки, а? (Улыбается.) Ах, если бы случались чудеса!...

Мальвина: Постойте. (Задумывается) Кажется, это возможно. Старая черепаха Тортила рассказывала, что в наших краях живет добрый Волшебник.  

Буратино: Ну конечно же, это очень хорошо! (Хватает ха руку Мальвину.) Пошли к нему.

На сцене появляется волшебник и зажигает спирт в чашках для выпаривания с кристалликами солей натрия, калия, меди, стронция и т.д.

Выходят Мальвина и Буратино.

Мальвина: Здравствуйте, дедушка!

Волшебник: Здравствуйте! (Смотрит  на них из-под очков.) Это, если не ошибаюсь, деревянный мальчик Буратино и  кукла Мальвина? И что же вам понадобилась в моей лаборатории?  

Мальвина: Уважаемый волшебник! Сотворите, пожалуйста, такое чудо, чтобы у Буратино снова появились пять золотых монет, которые у него отобрали лиса Алиса и кот Базилио. (Буратино выворачивает  карманы и показывает , что в них пусто.)

Волшебник:  Гм… я не монетный двор, где чеканят деньги. И зачем вам, куклам, деньги?

Буратино: Это не для нас. Это для папы Карло, чтобы он каждый день мог покупать чечевичную похлебку с луком.

Волшебник:  Ну, если для папы Карло, то я так и быть, кое-что сделаю. Я дам вам золото.

Буратино: (Хватает Волшебника за руку.) Как это хорошо! Давайте его скорее! Где оно?

Волшебник: (Разводя  руками.) Вот именно, где? Но пока его у меня нет.

(Буратино и Мальвина разочарованно переглядываются.) 

        Волшебник: Но я могу сделать.

        Буратино: А из чего  вы его сделаете?

        Волшебник (осматривается): Да, из чего бы это? Ну хотя бы из воды.

Берет колбу с водой, встряхивает и ставит в тарелку с холодной водой. Делает магические движения руками. Показывает колбу с золотыми  чешуйками.

   Волшебник: Получай!

Буратино: Ой, ой ! Настоящее золото!

Мальвина: Ах, как блестит и переливается!

Буратино: Вот обрадуется старый Карло! Я оч-чень, оч-чень вам благодарен!

Волшебник: А ещё для папы Карло я медные монеты превращу в серебряные (проделывает опыт и отдает монеты на чашке Петри Буратино)

Мальвина: Ой, дедушка! Что вы нам еще можете показать?

Волшебник: Я много чего умею. Мороженое хотите? Эскимо на палочке.

Мальвина и Буратино: Да,очень!

Волшебник показывает опыт с сахарной пудрой и серной кислотой.

Буратино: А можно вам задать один вопрос?

Волшебник: Конечно можно!

Буратино: Что нужно для того, чтобы стать волшебником?

Волшебник: Необходимо, дорогой Буратино, сначала хорошо познакомится с могущественной наукой по имени химия, а для этого надо набраться терпения, взять учебник и ходить в школу. А на последок я сделаю ваши портреты.

Мальвина: А чем же вы будете рисовать? Красками?

Волшебник: Рисовать красками очень долго. На помощь придет моя любимая химия. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее.

Волшебник рисует ватной палочкой, смоченной в фенолфталеине, профиль Буратино. Мальвину рисует ватной палочкой, смоченной в растворе         CuSO4.

Волшебник: Первый снимок проявить мы сумеем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пульверизатора. А второе фото мы проявим над стаканом с нашатырным спиртом.

(дарит рисунки на память)

Волшебник: Привет папе Карло. До свидания!

(уходит волшебник, Буратино берет колбу с «золотом» и серебряными монетами и вместе с Мальвиной уходит тоже)

 На сцену выходит ученик 11 класса:

Куда ни глянь – сплошные чудеса,

Даёт душе отдохновенье флора,

Красой чаруют дивные леса,

А я- химические покажу узоры.

В стакан я поместил кристаллы.

Вот посмотрите,как на диво

Наш чудный сад растёт красиво.

(звучит музыка-Релакс-инструменталка)

показывает опыт роста кристаллов в силикатном клее.

   

Ведущий: Наша задача на вечере этом

                  Не тайны земные раскрыть;

                  Наша задача — хотя бы немного

                  К ним интерес пробудить.

Учитель: Вот и закончился наш занимательный урок.Вам понравилось?

                Хочется раскрыть секреты показанных опытов?Тогда до встречи на      

                уроках химии.

Опыт № 1 у Хоттабыча:

«Чудесные напитки»

В колбе – серная разбавленная кислота.

1-й стакан пустой.

2-й стакан с содой на дне.

3-й стакан – сода с метилоранжем.

4-й стакан – на дне раствор BaCl2.

Опыт № 2 у Хоттабыча:

«Волшебные змеи»

Асбестовая сетка, на ней горящий кусочек сухого горючего, таблетки глюконата кальция укладываются пинцетом на сухое горючее.

Опыт № 3 волшебник из сказки «Буратино»:

3-4 фарфоровые чашки с 2-3 мл спирта.

В спирт добавлены 0,2-0,5 г мелко растертых хлоридов.

Смесь поджигают. В каждой чашке цвет пламени характерен для того катиона, который имеется в составе соли: Li+ - малиновый, Na+  - желтый, K+  - фиолетовый, Cu2+ - кирпично-красный, Ba2+ - желтовато- зеленый.

 

Опыт № 4 волшебник из сказки «Буратино»:

«Волшебная палочка»

В смесь из мелкораздробленного порошка марганцовки с серной кислотой опускают стеклянную палочку и поджигают чашки со спиртом.

Опыт № 5    Айболит

«Кровь из раны»

  1. 50мл 5% р-а хлорида железа(3);
  2. 50мл 5% р-а роданида калия;
  3. 50мл 5% р-а фторида натрия;
  4. вата,пинцет, детский пластмассовый нож.                                                                                                          

Пинцетом с ватой промывают ладонь р-м хлорида железа(3).Р-м роданида калия смачивают нож.Ножом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». «Кровь» с ладони смывают ватой,смоченной в растворе фторида натрия.

Опыт № 6 «Вулкан»

На асбестовую сетку насыпают дихромат аммония,смешанный с порошком магния в форме конуса.В центр конуса капают 1-2 капли спирта.Спирт поджигают волшебной палочкой из опыта № 4.

Опыт № 7 волшебник из сказки «Буратино»:

Добывание «золота»

В 50 мл воды растворяют 0,5 г (CH3COO)2  Pb +1-2 мл азотной кислоты, а в другом стакане– в 50 мл воды 0,5 г  KI. Оба раствора соединяют.Образуется желтый осадок.Сливают с осадка жидкость и добавляют 100 мл воды. Нагреть до кипения и кипятить 2-3 мин.Осадок полностью растворяется. Для прочности «золотых» чешуек перед кипячением добавляют 0,5 мл глицерина.Раствор охлаждают. Демонстрируют красивые золотистые чешуйки, плавающие в растворе:

(CH3COO)2  Pb +2 KI= 2 CH3COOK+ PbI2

Опыт № 8 волшебник из сказки «Буратино»:

«Серебряные монеты»

В раствор нитрата ртути опускают советские пятикопеечные монеты .В резиновых перчатках при помощи пинцета достают их,высушивают фильтровальной бумагой и натирают тканью до блеска.Помните,что соли ртути ядовиты! Чтобы их утилизировать,в раствор приливают сульфид натрия. Хранить в помещении эти монеты нельзя.Ртуть испаряется.

Опыт № 9 волшебник из сказки «Буратино»:

«Мороженое из серной кислоты»

Суть опыта:

Серная кислота жадно поглощает воду, и способна достать эту воду даже из молекул сахара. В ходе этой реакции сахар превращается в уголь и выделяются газы, которые вспенивают уголь и выталкивают его из стакана.

Этапы эксперимента:

- в стакан насыпаем сахарную пудру -30 г.

- к сахарной пудре приливаем воду, все тщательно перемешиваем.

  • к раствору воды и сахарной пудры добавляем 12мл серной кислоты, продолжаем мешать, пока раствор не начнет темнеть и подниматься.

Опыт № 10 волшебник из сказки «Буратино»:

«Волшебные портреты»

На белой бумаге рисуется профиль Буратино при помощи ватной палочки и р-а фенолфталеина. Портрет орошается щелочью из пульверизатора.

На др. листе — портрет Мальвины раствором медного купороса.Лист держат над стаканом с нашатырным спиртом до появления синего рисунка.

Опыт № 11 «Чудный сад»

В водный раствор силикатного клея (50:50) помещают кристаллы хлорида железа (3),хлорида кобальта (2),хлорида никеля(2),хлорида алюминия,медного купороса.Наблюдается рост водорослей.