Аллотропия кислорода

Светличная Людмила Валентиновна

Аллотропия кислорода

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Светличная Людмила Валентиновна Учитель химии ГБОУ школы № 403 Пушкинского района Санкт – Петербург а 2013 год Аллотропия кислорода.

Слайд 2

Оглавление Аллотропия . Аллотропные модификации кислорода . История открытия кислорода и озона. Нахождение в природе . Строение молекулы . Физические свойства. Химические свойства. Получение в природе . Значение кислорода и озона в природе . Проверь себя. Литература .

Слайд 3

Аллотропия (от греческих слов allos – другой и tropos – образ, способ) Способность атомов одного элемента образовывать несколько простых веществ.

Слайд 4

Аллотропные модификации кислорода. О 2 кислород (простое вещество) К. В. Шееле 1772 г. Дж. Пристли 1774 г. А. Лавуазье 1777г. «рождающий кислоты» О 3 озон (простое вещество) Х. Ф. Шёнбейн 1839 г. «пахнущий»

Слайд 5

1772 год. Карл Вильгельм Шееле (шведский учёный) хотел раскрыть загадку огня и при этом неожиданно обнаружил, что воздух — не элемент, а смесь двух газов, которые он называл воздухом «огненным» и воздухом «негодным». Это было величайшим из всех открытий Шееле. В 1777 г. был опубликован труд Шееле «Химический трактат о воздухе и огне», где он описал получение и свойства «огненного воздуха» и указал, что атмосферный воздух состоит из двух «видов воздуха»: «огненного» – кислорода и «флогистированного» – азота (Шееле до конца жизни оставался сторонником теории флогистона). Однако приоритет открытия кислорода принадлежит Джозефу Пристли, который описал его в 1774 г. независимо от Шееле. (1742–1786)

Слайд 6

1774 год. Джозеф Пристли , изучая состав воздуха, пытался выяснить, какие его составляющие могут выделиться из химических веществ при их нагревании. Нагревая оксид ртути (II), он получил газ и назвал его «дефлогистированным воздухом». Исследуя свойства полученного газа, Пристли обнаружил, что зажженная свеча горела в нем ослепительно ярко и что он поддерживает дыхание. Позднее А.Лавуазье назвал этот газ кислородом. Пристли вошел в историю не только как первооткрыватель кислорода, но и как ученый, открывший процесс фотосинтеза. (1733-1804) Прибор для получения кислорода ( Д.Пристли )

Слайд 7

Впервые количественный состав воздуха установил французский ученый Антуан Лоран Лавуазье ( 177 5 г . ) По результатам своего известного 12-дневного опыта он сделал вывод, что весь воздух в целом состоит из кислорода, пригодного для дыхания и горения, и азота, неживого газа, в пропорциях 1/5 и 4/5 объема соответственно. Ученый предложил «жизненный воздух» переименовать в « кислород », поскольку при сгорании в кислороде большинство веществ превращается в кислоты, а «удушливый воздух» – в « азот », т.к. он не поддерживает жизнь, вредит жизни. ( 1743-1794 ) Опыт Лавуазье

Слайд 8

Впервые озон обнаружил в 1785 голландский физик М. ван Марум по характерному запаху (свежести) и окислительным свойствам, которые приобретает воздух после пропускания через него электрических искр. Однако как новое вещество он описан не был, ван Марум считал, что образуется особая «электрическая материя».

Слайд 9

( 1799 – 1868 ) Кристиан Фридрих Шёнбей Термин озон предложен немецким химиком X.Ф. Шёнбейном в 1840 г., вошёл в словари в конце 19-ого века. Многие источники именно ему отдают приоритет открытия озона в 1839 г .

Слайд 10

Нахождение в природе. О 2 Воздух – 21% по объёму 23% по массе. О 3 Атмосфера (верхний слой) – озоновый экран Земли.

Слайд 11

Строение молекулы. О 2 О 3 О = О неполярная полярная M r = 32 M r = 48 устойчив неустойчив

Слайд 12

Физические свойства. Свойства(н.у.) Кислород Озон Агрегатное состояние газ газ Цвет бесцветный голубой Запах без запаха запах свежести Плотность 1,43 г / л 2,14 г / л Растворимость в воде малораство -рим хорошо растворим Токсичность нетоксичен токсичен

Слайд 13

Химические свойства О 2 Сильный окислитель, но не окисляет Au и Pt, окисляет многие металлы, образуя оксиды, в которых имеет степень окисления −2, или пероксиды, со степенью окисления −1. 2Cu + O 2 = 2CuO Взаимодействует со всеми неметаллами, кроме галогенов, за исключением F (в соединении с фтором имеет степень окисления +2) S+ O 2 = S O 2 Горение сложных веществ: 2H 2 S + 3O 2 = 2H 2 O + 2SO 2 О 3 Очень сильный окислитель, намного реакционноспособнее, чем двухатомный кислород. Окисляет почти все металлы (за исключением золота, платины и иридия) до их высших степеней окисления. 2Ag + O 3 = Ag 2 O + O 2 (комнатная температура) Окисляет многие неметаллы. C + 2O 3 = CO 2 + 2O 2 Окисление сложных веществ 2KI + O 3 + H 2 O = 2KOH + I 2 + O 2

Слайд 14

Получение в природе. О 2 6СО 2 + 6Н 2 О = С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 Процесс фотосинтеза. О 3 3О 2 ⇄ 2О 3 Грозовые разряды.

Слайд 15

Значение кислорода и озона в природе. О 2 дыхание (животные) О 2 гемоглобин Н 2 О + СО 2 хлорофилл фотосинтез (растения) Равновесие всего живого в природе. О 3 Озоновый слой поглощает солнечные излучения, губительные для всего живого на ЗЕМЛЕ. О П А С Н О !!! «озоновые дыры»

Слайд 16

Проверь себя! 1. Что такое аллотропия? 2. Назовите фамилии трех ученых, открывших кислород. 3. В результате какого процесса в природе образуется кислород? 4. Какая химическая реакция происходит при грозовых разрядах? 5. Газ, образующий защитную оболочку Земли. 6. В чём одна из причин многообразия веществ?

Слайд 17

Литература, интернет-ресурсы. О.С.Габриелян « Химия. 9 кл.» М. Дрофа, 2007 г.. Ю.М.Малиновская «Химия. 6 кл.» (пропедевтический курс) С-Пб ТОО фирма Икар, 1999г. Н.Г.Назина «Введение в химию» С-Пб, изд-во НИИХ С-ПбГУ, 2006г. http://www.newsland.ru/ http//www.alhimik.ru/ http://www.xumuk.ru/spravochnik/

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Урок разбора нового материала

Тема:  Диеновые углеводороды.

  •  Основные вопросы темы:
  • Природный каучук, его строение и свойства.
  • Проблема синтеза каучука и её решение.
  • Синтетический изопреновый каучук, как представитель стереорегулярных каучуков.

План урока:

  1. Запись темы и основных вопросов (3 мин.)
  2. Изучение нового материала (15 мин.)
  3. Просмотр кинофрагментов «Природный и синтетический каучук» (7 мин.)
  4. Закрепление материала по инструкции (20 мин.)
  5. Домашнее задание.

Оборудование: Реактивы: раствор брома в бензине, резиновый клей, бутадиен, раствор перманганата калия.

        Набор стержней и шариков для изготовления моделей молекул. Набор «Каучуки». Кинофильм «Природный и синтетический каучуки». Электронные уроки и тесты «Химия в школе».  

Ход урока:

  1. Изучение нового материала. Демонстрация опыта.
  2. Состав и строение диеновых углеводородов.

I.        Природный каучук, его строение и свойства.

 

Для ознакомления со свойствами натурального каучука извлекаем его из сока фикуса.

При помощи пресса до урока (соковыжималкой) выжимаем мельчайший сок из двух-трёх листов фикуса. Сок разбавляем в воде и добавляем 1 г. Хлорида кальция. Смесь взболтать и чуть-чуть подогреть.

По каплям в смесь добавляем спирт до появления хлопьев каучука. При помощи стеклянной палочки каучук извлекают и демонстрируют его эластичность, непредельность, растворимость в бензине.

- К диеновым углеводородам относятся органические соединения с общей формулой,

СnH2n – 2 в молекулах, которых имеются двойные связи.

СТРОЕНИЕ

Атомы углерода при двойных связях находятся в состоянии sp2 – гибридизации.

 

Различают:

а) изолированные двойные связи

        H2C=CH-CH2-CH=CH2        пентадиен-1,4;

б) сопряжённые двойные связи

        H2C=CH-CH=CH-CH3        пентадиен-1,3;

в) кумулированные двойные связи

        H2C=C*=CH-CH2-CH3        пентадиен-1,2;

Наибольший интерес представляют молекулы с сопряжёнными двойными связями. Длина всех связей приблизительно одинакова, что объясняется перераспределением электронной плотности  π- связи (сопряжением).

  1. Изомерия диенов.

  1. Изомерия углеродного скелета:

а) H2C=CH-CH=CH-CH3        пентадиен – 1,3;

                    СH3        

                

б) H2C= CH - C=CH2        2-метилбутадиен-1,3 (изопрен)

  1. Изомерия положения кратных связей:

а) H2C = CH – CH = CH2        бутадиен – 1,3;

б) H2C = C = CH – CH3        бутадиен – 1,2;

  1. Пространственная изомерия;

H              CH2-                                     H                    H                                

              C = C                                                 C = C

- CH2              H                                        -CH2                    CH2-

                                         n                                                           n

        трансположение                                        цисположение

        бутадиен-1,3;                                                бутадиен-1,3;

  1. межгрупповая изомерия (с алкинами).

  1. Номенклатура диенов.

В названии цифрами указываются атомы углерода, после которых стоит двойная связь. Перед суффиксом – ен

частица ди-, например:

              1          2        3         4        5

        а) Н2С = СH – CH2 – CH = CH2                 пентадиен-1,4;

                  1     2    3         4         5        6

        б) H2C = C – CH2 – CH2 – CH = CH2        2-метил-гексадиен-1,5;

                   СH3

IV.                Химические свойства диенов.

        - Вступают в реакции присоединения за счёт разрыва R-связей.

Реагенты к диенам присоединяются по концевым группам, имеющим свободные валентности за счёт разрыва R-связей.

                                      t

H2C = CH – CH = CH2 + Cl:Cl          [H2C–CH=CH–CH2] + [Cl] + [Cl]      

Бутадиен -1,3;

H2C–CH = CH – CH2

                        

         Сl                     Cl

1,4-дихлорбутен-2                                                                                                                                      

- Вступают в реакции полимеризации:  

nCH2 = CH – CH = CH2               (- CH2 – CH = CH – CH2 -) n

                                       мономер полибутадиена

Диеновые легко полимеризуются, образуя каучуки.

Каучуки – это полимеры на основе диеновых

углеводородов, обладающие высокой эластичностью, непроницаемостью для воды и газов.

        

                                                        

                                                Каучуки делятся        

                                    Природные                Синтетические

                                 

                        Это полимер на основе                Получают путём полимеризации

                        Изопрена                                на катализаторах диеновых.

                        Углеводородов,

                        (2-метилбутадиен – 1,3;).

  1. Синтез каучука впервые был разработан С. В. Лебедевым в 1932 г. на основе бутадиена – 1,3.

nCH2 = CH – CH = CH2               (- CH2 – CH = CH – CH2 -) n

  1. Наивысшей эластичностью обладают каучуки стереорегулярного строения (цис-формы):

СH3              CH2-                                                         

              C = C                         мономер изопрена.

- CH2              СH2                                        

                                      n        

  1. из каучуков путём нагревания с серой получают резину (вулканизация каучука).

 В данном процессе происходит разрыв связей на некоторых участках макромолекулы и присоединение серы.

                                     Sn1, t

2…-СH2 – CH = CH –CH2- …               …CH2 – CH – CH – CH2 + …

                                                        

                                                        S

                                                        S

                                        … CH2 – CH – CH- CH2 +….

Образуется сетчатая структура полимера (резина) за счёт сливания нескольких макромолекул каучука дисульфидными связями.

  1. Закрепление материала.

  1. Запишите формулы трёх представителей сопряжённых диенов.

Сравните их структурные формулы со структурой алкенов и сделайте вывод:

а) о пространственном строении их молекул.

б) возможных изомерах диеновых углеводородов.

  1. Составьте формулы изомеров пентадиена, отличающихся:

а) по положению двойной связи;

б) по строению углеродного скелета;

  1. Запишите уравнения реакций, характерные для диенов:

а) гидрогенизации;

б) галогенирования;

в) присоединение галогеноводородов;

г) полимеризации;

  1. Составьте уравнения реакций горения бутадиена – 1,3;

  1. Рассмотрите образцы натурального и синтетического каучуков. Убедитесь в эластичности каучуков.

  1. Проведите эксперимент, подтверждающий непредельный характер каучуков.

К 1 мл. раствора Br2 в бензине прибавить 1 мл. резинового клея (раствор каучука в бензине), смесь хорошо встряхните. Что наблюдаем? (обесцвечивание окраски брома).

  1. Запишите уравнения реакции получения каучуков на основе:

а) дивинила (бутадиен-1,3);

б) изопрена (2-метилбутадиен – 1,3);

  1. Изобразите фрагменты макромолекул стереорегулярного строения.

а) поливинила;

б) полиизопрена;

  1. Заслушивание докладов извлечения натурального каучука из млечного сока гевеи. (подводная работа).

  1. Заслушивание доклада о решении проблемы синтеза каучука в нашей стране (подводная работа).

VI.        Домашнее задание. Ознакомление с текстом учебника.



Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие

Практическая работа по теме:

 «Определение крахмала в продуктах питания»

Цель: : проверить знания правил техники безопасности при выполнении химических опытов, продолжить формировать навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами, навыки и умения проведения химического эксперимента и анализа наблюдаемых явлений; сформировать представление учащихся о   полисахаридах, изучить строение и химические свойства крахмала, доказать наличие крахмала в продуктах питания и его  значение для живых организмов. Продолжить формирование навыков практической работы с веществами и оборудованием.

Оборудование : крахмальный клейстер, раствор йода, продукты питания, набор реактивов на каждом столе.

Ход урока:

  1. Объяснение материала.

Крахмал (С6Н10О5)n – полисахарид, состоящий из множества звеньев, которые представляют собой остатки молекул  - глюкозы. В наш организм он поступает с картофелем (до 20%), зерновыми ( пшеница и кукуруза содержат до 70 %, а рис – до 80% крахмала).

           Крахмал – основной углевод пищи.  Одной из причин применения крахмала в кулинарии является способность его молекул образовывать водородные связи с молекулами воды. Когда суспензию крахмала в воде нагревают, молекулы воды проникают между молекулами крахмала, при этом разрушаются водородные связи между молекулами крахмала и  образуются новые водородные связи молекул воды с огромным количеством гидроксогрупп – ОН молекул крахмала. В результате крахмал сильно набухает, резко повышается его вязкость. На этом свойстве основано приготовление различных подливок и соусов./Учитель демонстрирует крахмальный клейстер и его реакцию с йодом; бумагу, вату, их отношение к раствору йода/.

        В организме  крахмал  подвергается гидролизу. Этот процесс начинается уже при пережевывании пищи во рту под действием фермента, содержащегося в слюне. Если подольше пожевать хлеб, то можно ощутить  сладкий вкус. Гидролиз крахмала продолжается в желудке и кишечнике. Конечный продукт этого процесса – глюкоза. Избыток ее откладывается в печени в виде высокомолекулярного углевода – гликогена. А если этот «банк» переполнен, то в виде жировых клеток.

  1. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, ИНСТРУКТАЖ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
  2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИНСТРУКЦИИ

  -  Провести качественную реакцию на крахмал с йодом. Разрезать клубень картофеля и капнуть  на поверхность среза капельку раствора йода.

- Из муки сделали кусочек теста, завернули в марлю и выполоскали в стакане с водой. Получить суспензию, провести качественную реакцию на крахмал с йодом, доказать наличие крахмала.

- Из продуктов питания / «Столичного хлеба» и батона «Наше солнышко»/ приготовить суспензии и провести качественную реакцию на крахмал с йодом.

- Приготовить суспензии из йогуртов и тоже проверить на наличие крахмала.

4. По результатам опытов заполнить  таблицу.

№ п/п

Название продукта

Что

Делали?

Что

наблюдали

Вывод

Клубни картофеля

Кусочек теста

Хлеб  «Столичный»

Батон «Солнышко»

Йогурт «Активия»

Йогурт «Fruttis»

В таблице фиксируется интенсивность изменения окраски йода

  1. Вывод  по работе в соответствии с целью:
  • Наличие крахмала  в продуктах питания
  • Значение крахмала
  •   Интенсивность окраски йода
  1. После выполнения работы привести место в порядок.
  2. Домашнее задание