определение крахмала в продуктах питания

Светличная Людмила Валентиновна

органическая химия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие

Практическая работа по теме:

 «Определение крахмала в продуктах питания»

Цель: : проверить знания правил техники безопасности при выполнении химических опытов, продолжить формировать навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами, навыки и умения проведения химического эксперимента и анализа наблюдаемых явлений; сформировать представление учащихся о   полисахаридах, изучить строение и химические свойства крахмала, доказать наличие крахмала в продуктах питания и его  значение для живых организмов. Продолжить формирование навыков практической работы с веществами и оборудованием.

Оборудование : крахмальный клейстер, раствор йода, продукты питания, набор реактивов на каждом столе.

Ход урока:

  1. Объяснение материала.

Крахмал (С6Н10О5)n – полисахарид, состоящий из множества звеньев, которые представляют собой остатки молекул  - глюкозы. В наш организм он поступает с картофелем (до 20%), зерновыми ( пшеница и кукуруза содержат до 70 %, а рис – до 80% крахмала).

           Крахмал – основной углевод пищи.  Одной из причин применения крахмала в кулинарии является способность его молекул образовывать водородные связи с молекулами воды. Когда суспензию крахмала в воде нагревают, молекулы воды проникают между молекулами крахмала, при этом разрушаются водородные связи между молекулами крахмала и  образуются новые водородные связи молекул воды с огромным количеством гидроксогрупп – ОН молекул крахмала. В результате крахмал сильно набухает, резко повышается его вязкость. На этом свойстве основано приготовление различных подливок и соусов./Учитель демонстрирует крахмальный клейстер и его реакцию с йодом; бумагу, вату, их отношение к раствору йода/.

        В организме  крахмал  подвергается гидролизу. Этот процесс начинается уже при пережевывании пищи во рту под действием фермента, содержащегося в слюне. Если подольше пожевать хлеб, то можно ощутить  сладкий вкус. Гидролиз крахмала продолжается в желудке и кишечнике. Конечный продукт этого процесса – глюкоза. Избыток ее откладывается в печени в виде высокомолекулярного углевода – гликогена. А если этот «банк» переполнен, то в виде жировых клеток.

  1. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, ИНСТРУКТАЖ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
  2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИНСТРУКЦИИ

  -  Провести качественную реакцию на крахмал с йодом. Разрезать клубень картофеля и капнуть  на поверхность среза капельку раствора йода.

- Из муки сделали кусочек теста, завернули в марлю и выполоскали в стакане с водой. Получить суспензию, провести качественную реакцию на крахмал с йодом, доказать наличие крахмала.

- Из продуктов питания / «Столичного хлеба» и батона «Наше солнышко»/ приготовить суспензии и провести качественную реакцию на крахмал с йодом.

- Приготовить суспензии из йогуртов и тоже проверить на наличие крахмала.

4. По результатам опытов заполнить  таблицу.

№ п/п

Название продукта

Что

Делали?

Что

наблюдали

Вывод

Клубни картофеля

Кусочек теста

Хлеб  «Столичный»

Батон «Солнышко»

Йогурт «Активия»

Йогурт «Fruttis»

В таблице фиксируется интенсивность изменения окраски йода

  1. Вывод  по работе в соответствии с целью:
  • Наличие крахмала  в продуктах питания
  • Значение крахмала
  •   Интенсивность окраски йода
  1. После выполнения работы привести место в порядок.
  2. Домашнее задание