Тема урока. Типы химических реакций. Типы химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. (8 класс)

 Фрянова Анастасия Михайловна

Тема урока

Типы химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

цель: выяснить сущность химических реакций по числу и составу веществ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Типы химических реакций. Типы химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. (8 класс)

Цель урока: 

-закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания; 

-научить выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций;

-рассмотреть классификацию химических реакций по числу и составу реагирующих веществ;

-продолжить отрабатывать умение учащихся расставлять коэффициенты;

-продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, классифицировать, проводить анализ и синтез, обобщать материал, строить умозаключения.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Типы химических реакций»;наборы химических реактивов BaCL2, H2SO4, Zn, HCl для проведения опытов, пробирки и штативы; на столах у учащихся бланки для проверки знаний и незаполненная исследовательская карточка «Типы химических реакций».

Ход урока

1.Организационный этап.

Учитель:   Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке! Он, конечно, пройдет не в совсем обычной обстановке, но, думаю, вас это не смутит, и наша работа будет плодотворна.

2.Мотивационный этап.

   Думаю, мне удалось убедить вас в том, что химия - самая загадочная наука, и сегодняшний урок мне хотелось бы начать с очередной загадки.

   Послушайте  и постарайтесь найти ответ на неё.  (СЛАЙД 1)

 «Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла» (Это конечно не старость и даже не весна). Ваши варианты ответов ( обратите на ключевые слова: она понятие женского рода, может идти, может пройти, но никто не скажет, что пришла.)

Ответ учащегося: Химическая  реакция.

3.Актуализация опорных знаний. (беседа)

Учитель:   Действительно, ребята, мы говорим, что химическая реакция идет, прошла, мы не говорим, что пришла.

    И так говорить мы будем о химических реакциях. А что же это такое?

 Ответ учащегося : Это явление при котором, из одних веществ образуются другие. (СЛАЙД 2)

 

Учитель: А, что характеризует химические реакции?      

Ответ учащегося :признаки, условия возникновения . (СЛАЙД 3)

Учитель: Химические реакции возможны при определенных условиях и имеют определенные признаки.

Проведем химические реакции  и назовем условия возникновения и признаки

 ( проведение  химической реакции между BaCL2 и H2SO4 с образованием осадкаBaSO4 и между Zn и HCl c выделением газа H2 раздать на каждый стол) . Проделав химические реакции определим, что стало условием её возникновения?

 Ответ учащегося: смешивание двух веществ.

 

Учитель:   На парте у каждого есть исследовательская карточка,в ходе урока постепенно предстоит заполнить все пустующие графы ( написать фамилии и имена учащихся  работающих в паре).

Начинаем заполнять таблицу, записываем первый ответ.

 А теперь поработав в парах, заполните таблицу полностью,  записав условия возникновения химических реакций и их признаки.( 2 минуты работают в парах, заслушиваются ответы).

(СЛАЙД 4)

Условия возникновения

 химических реакций.

Признаки химических реакций.

смешивание веществ

измельчение

нагревание

соприкосновение

растворение

выпадение осадка

изменение цвета

выделение тепла и света

выделение газа

Учитель: А как называются действия ребята, которые мы с вами произвели?

Ответ учащегося: Мы классифицировали, т.е. составили классификацию.

Учитель: А как вы думаете. Сами химические реакции можно классифицировать?

Ответ учащегося: Да, наверно.

(Запишите тему урока в тетрадь.)

Учитель. Наша задача сегодня рассмотреть одну из классификаций химических реакций.

  Обратите внимание на слайд, (СЛАЙД 5)

на котором представлены несколько типов химических реакций.

CaO + CO2 = CaCO3,

C2H5Br = C2H4 + HBr

     Zn + CuSO4 = Cu + ZnSO4

     KCl + AgNO3 = AgCl + KNO3

Чем они различаются? 

Числом, составом исходных веществ и продуктов.

 (СЛАЙД 6)

Тема урока

Типы химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

цель: выяснить сущность химических реакций по числу и составу веществ.

Учитель:   Рассмотрим первую из них.Что происходит с веществами?

Ответ учащихся : они соединяются.

Учитель: Как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?

Ответ учащихся: соединение.

Учитель: Перед нами реакция соединения. Запишите ответ в соответствующую таблицу исследовательской карты. Обратите внимание, что соединяются как простые , так и сложные вещества, а образуются_? –сложные. А теперь подобным же образом поработайте в парах с оставшимися химическими уравнениями и укажите протекающие процессы. Продолжите заполнение таблицы «Типы химических реакций»

Ответы учащися:

Учитель:  Итак, что же у нас получилось?

Ответы учащихся:

  1. Реакции соединения                                      
  2. Реакции разложения  
  3. Реакции замещения    
  4.  Реакции обмена    

         (СЛАЙД 7) показать все 4 реакции через ссылки

Учитель: Реакция разложения – могут ли в эту реакцию вступать простые вещества?

 Ответы учащися: не могут

Учитель: Рассмотрите реакции замещения? Какие вещества вступают и какие образуются.

 Ответы учащися:  вступают простые и сложные вещества, образуются новые простые  и сложные вещества

Учитель: Реакция обмена:

Ответы учащися:  вступают только сложные вещества

Учитель: А вот теперь, ребята, используя наработанный материал, составьте определения 4 типов реакций  - правая часть таблицы.      (СЛАЙД 8)

 Ответы учащися:

Учитель: Могу сказать, что вы успешно справились с поставленной задачей. Мы с вами составили классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

            Рассмотрим их еще раз (СЛАЙД 9).

 А теперь я предлагаю вам вывести общие формулы уравнений для каждого типа химических реакций, использую условные обозначения – буквы А,В,С,D.

В исследовательской карте это таблица № 3

Ответы учащися:                           (СЛАЙД 14).

Соединения         А+В=С   или  А+В+С=Д

Разложения        А=В+С   или  А=В+С+Д

Замещения         А+ВС= АВ+С

Обмена               АВ+СД= АС+ВД

Проверка знаний.

Учитель: Перейдем к этапу проверки знаний. Перед вами на слайде задание в тестовой форме, которое вы выполняете индивидуально. Запишите в таблицу № 4 ваши варианты ответов.

Ответы учащися:        

1 слайд – комментарий, правильные  ответы                          (СЛАЙД 15)

2 слайд – комментарий, правильные варианты ответов         (СЛАЙД 16)

3 слайд – комментарий, правильные варианты ответов         (СЛАЙД 17)

4 слайд – комментарий, правильные варианты ответов         (СЛАЙД 18)

       Взаимоконтроль, выставление отметок – на слайде критерии.(СЛАЙД 19)

Заключительный показ слайда (Слайд 20)

«Начни сначала,- важно ответил Король,  и продолжай до тех пор, пока не дойдешь до конца.» Льюис Кэрролл. «Алиса в стране Чудес».

Учитель: Ребята,  благодарю вас за работу.

(За активную работу на уроке –  поставить пару «5» и «4».) Прошу сдать мне тестовые работы для выставления отметок в журнал.

Домашнее задание: записать определения типов химических реакций и составить уравнения к ним.

                                          Приложение.

                           Исследовательская карта

Ф.И.учащихся_____________________________________________________

                          _____________________________________________________

1.Химические реакции и их признаки

             Условия возникновения

                химических реакций

Признаки химических реакций

2.Типы химических реакций, по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакций»

Названия химических реакций

Определения химических реакций

3.Уравнения реакции в общем виде

Названия химических реакций

Общие формулы уравнения химических реакций

                                          Бланк для проверки знаний

Ф.И.учащихся_____________________________________________________

Примеры химических реакций. (Выбрать правильный ответ из слайда и записать)

                       Соединения

                          Замещения

                        Разложения

                              Обмена

Лабораторные опыты

- положите в пробирку гранулы цинка Zn

-прилейте раствор кислоты HCl

-наблюдайте образование пузырьков в пробирке и выделение газа H2

Лабораторные опыты

- возьмите раствор BaCL2 и налейте в пробирку

-прилейте раствор кислоты H2SO4

-наблюдайте образование осадка Ba SO4 в пробирке