элективный курс , химия 9 класс(17 часов)

Кулигина Ирина Александровна

Элективный  курс по химии «Решение задач разных типов для подготовки к ГИА»   направлен на систематизацию и углубление знаний по неорганической химии для  учащихся, выбирающих химию для сдачи ГИА. Несмотря на то, что все контрольные в 8-9 классах составлены в тестовом формате, необходимость специальной подготовки к экзамену очевидна.

             Элективный курс рассчитан на 17 часов, проводится во втором полугодии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekt_9_.doc67 КБ
Microsoft Office document icon pourochnoe_vosstanovlen.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
городского округа  г.Шарья Костромской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 6

___________ /Г.А.Косач/  

Приказ № _________

от «____» ____________ 2018г.

Рабочая программа элективного  курса   по  химии

«Решение заданий разных типов для подготовки к ОГЭ»

9 класс

                                                                           

Составитель

Кулигина Ирина Александровна, учитель химии

высшей квалификационной категории

                                                                                             

                                                                                             г. Шарья

2018г.

                                             

                                                     

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный  курс по химии «Решение задач разных типов для подготовки к ГИА»   направлен на систематизацию и углубление знаний по неорганической химии для  учащихся, выбирающих химию для сдачи ГИА. Несмотря на то, что все контрольные в 8-9 классах составлены в тестовом формате, необходимость специальной подготовки к экзамену очевидна.

             Элективный курс рассчитан на 17 часов, проводится в первом полугодии.

Цели  курса:
1.Систематизация и углубление  знаний по курсу неорганической химии.
2. Формирование навыка выполнения тестовых заданий блока  А,  В  и  С  
Основные типы учебных занятий:

  • урок расширения и углубления знаний;
  • урок –тренинг

Содержание :

Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.Электронный баланс.
Решение задач на нахождение массы (объёма) продукта, массовой доли растворённого вещества в растворе, массы раствора, массовой доли примесей  (расчеты по уравнениям реакции)

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Способы получения солей и  оснований.

Принципы взаимодействия веществ: проявление кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств. Классификация оксидов. Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей.

Качественные реакции на анионы. Качественные реакции на катионы. Действие индикаторов.
Распознавание веществ.

Строение атома. Следствия Периодического закона.  Характеристика элемента по положению в Периодической системе. Высшие оксиды, гидроксиды, летучие водородные соединения.

 Химическая связь, степень окисления.  Строение вещества, типы кристаллических решёток.  Аллотропия .
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.   Сокращенные ионные уравнения.  

Анализ диаграмм. Расчёт массовой доли элемента в сложном веществе.

 

Таблицы стеновые:

   1.  периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

   2.  таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

   4.  электрохимический ряд напряжения металлов.
  5.  Качественные реакции на катионы и анионы.
  6.  Классификация неорганических веществ.
  7.  Генетическая связь между классами органических соединений
  8.  Окраска индикаторов в различных средах
   2   Демонстрационные плакаты  (по каталогу)

 11а Кристаллические решетки

11б  Кристаллические решетки металлов

6а  Атомные радиусы элементов I – IV периодов

10  Относительная электроотрицательность элементов

15 Изменение максимальных степеней окисления химических элементов

7   Ионная связь

8   Ковалентная связь

17   Схема процессов окисления-восстановления

14   Степени окисления химических элементов

22  Схема взаимной связи между веществами

23  Генетическая связь между классами неорганических соединений

21  Схема растворения и электролитической  диссоциации соединений с ионной и ковалентной полярной связями

24   Зависимость диссоциации гидроокисей от заряда ядра

20а  Электропроводность растворов

32  Получение и применение водорода

33в  Получение и применение кислорода

4.  Технические средства обучения:

 1.  компьютер;

 2.  мультимедийный проектор;

 3.  экран проекционный;

5. Интернет-ресурсы:

1. Коллекция ЦОР (видеоопыты по химии)http://school-collection.edu.ru/

2. Комплект таблиц(полный комплект таблиц по неорганической химии). М. «Варсон»,2010, 100с (pdf - формат)

3. Тестирование online: 8-9  классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo

4. Обучающая система Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ.Сдам ГИА» - режим доступа:  http://reshuege.ru

6.    Литература для учащихся
1.   Ахметов Н.С. Неорганическая химия (1и II части) М: Просвещение,1980 - 158 с



Предварительный просмотр:

г

№ по порядку

Темы

Учебных

Занятий

Тип урока

Элементы содержания урока

Деятельность учащихся

Дата  проведения

(по плану)

Дата проведения

(факт)

Формы

контроля

Оборудование, наглядность

    1

Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. Электронный баланс.20, 14

Закрепление знаний

  Окисление и восстановление.

Окислители и восстановители.  Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса

Определять степени окисления элементов в сложных веществах. Записывать процессы  окисления и восстановления, определять      окислитель и восстановитель.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Индиви

дуальный  опрос,

тестирование

Таблица: Схема процессов окисления-восстановления

Комплект заданий С1

2

Решение задач на нахождение массы (объёма) продукта, (расчеты по уравнениям реакции),21

Закрепление знаний

   Алгоритм решения задач.

применять алгоритм для решения задач

Индиви

дуальный  опрос,

тестирование

презентация

к занятию (проектор, ноутбук)  

Комплект заданий С2

3

Решение задач на нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе, массы раствора (обратные задачи) 21

расширение

      знаний

Анализ условия задачи  Алгоритм решения задач.

применять алгоритм для решения задач

Индиви

дуальный  опрос, тестирование

презентация

к занятию (проектор, ноутбук)

Комплект заданий С2

4

Решение задач на нахождение массовой доли примесей  21

Закрепление знаний

Анализ условия задачи  Алгоритм решения задач.

применять алгоритм для решения задач

Индиви

дуальный  опрос

презентация

к занятию (проектор, ноутбук)

Комплект заданий С2

5

Генетическая связь между классами неорганических веществ. Способы получения солей и  оснований  12,22

систематизация и обобщение

знаний

Анализ текста задания. Составление «цепочки превращений» и составление соответствующих уравнений химических реакций.

Анализировать текст задания, составлять «цепочку превраще ний» и составлять соответствующие уравнения химических реакций

Индивидуальный опрос, тестирование

Комплект заданий С3

6

Принципы взаимодействия веществ: проявление кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств. 19,9-12

систематизация и обобщение

знаний

Качественный анализ формулы вещества по кислотно-основным свойствам и по поведению

в ОВР

Проводить оценку возможных реакций данного вещества в зависимости от его кислотно-основных свойств и окислительно-восстановительных возможностей

Индиви

дуальный  опрос, тестирование

Комплект заданий В4

    7

Классификация оксидов. Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей.5, 9, 10, 11

повторение материала

Классификация оксидов по химическим свойствам: несолеобразующие и солеобразующие (основные, кислотные и амфотерные).
Отношение оксидов к воде, кислотам и щелочам. Составление уравнений реакций, характеризующих свойства оксидов Химические свойства оснований и кислот: отношение к индикаторам ,взаимодействие с кислотами, солями, кислотными  оксидами. Реакция нейтрализации. Разложение нерастворимых оснований при нагревании
 Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, между собой, с металлами

По формуле оксида проводить его классификацию(определять свойства)  Знать химические свойства оксидов, уметь составлять уравнения реакций,характеризующих их свойства Знать  химические свойства оснований и кислот, уметь составлять уравнения реакций, характеризующих их свойства. Химические свойства солей, уметь составлять уравнения реакций, характери -зующих их свойства

Индиви

дуальный  опрос, тестирование

презентация

к уроку(проектор, ноутбук). 4 варианта проверочной работы

     

    8

Качественные реакции на анионы. Качествен ные реакции на катио ны. Действие индикато ров.Распознавание веществ. 18

Системати

зация

знаний

Качественные реакции на анионы. Качественные реакции на катионы, их признаки. Действие индикаторов.

Знать признаки качественных реакций на анионы и катионы, уметь распознавать  вещества

Фронтальный опрос, тестирование

   9

Строение атома. Следствия Периодического закона.  1, 2,16

обобщение и систематизация  знаний

. Периодическое изменение некоторых характеристик  и свойств атомов в периодах и подгруппах.

Объяснять изменение некоторых характеристик и свойств атомов в периодах и главных подгруппах,

Индиви

дуальный  опрос, тестирование

Модели кристаллических решеток (ионная и молекулярная)

10

Характеристика элемента по положению в Периодической системе. Высшие оксиды, гидроксиды, летучие водородные соединения. 16

обобщение и систематизация  знаний

характеристика элементов ( до №21) по положению в ПС, составление формул их оксидов и гидроксидов, ЛВС, характеристика  их кислотно-

основных  свойств

характеризовать элементы ( до №21) по положению в ПС, составлять формулы их оксидов и гидроксидов, ЛВС, характеризовать их кислотно-

основные свойства

Фронта

льный

опрос, тестирование

презентация

к уроку (проектор, ноутбук).

     11

Химическая связь, степень окисления 3, 4

обобщение и систематизация  знаний

Алгоритм определения типа хим. связи. Алгоритмы составления схем  образования ионной связи; ковалентной неполярной и полярной связи.  Определение степени окисления атомов  в соединении. Высшая и низшая С.О. элемента

Определять три типа связи по формуле вещества (используя алгоритм), применять алгоритм для вычисления С.О. в бинарных веществах, знать правила определения С.О, границы с.о. эл-та

Индиви

дуальный  опрос, тестирование

презентация

к уроку (проектор, ноутбук).

 

       12

Строение вещества, типы кристаллических решёток.  Аллотропия

3,4,16

.  

расширение

и углубление

знаний

Вещество и его агрегатные состояния. Кристаллические решётки:  молекулярные,  ионные, атомные

Определять по формуле вещества  его строение (молекулярное или немолекулярное),описывать характерные физические свойства веществ  молекулярного и немолекулярного строения

Фронтальный

 опрос, тестирование

презентация

к уроку (проектор, ноутбук).

13

Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты 7

.  

.

повторение

материала

Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. Составление уравнений диссоциации

Знать определение электроли тов и неэлектролитов . Уметь определять по формуле вещества (классу) сильные и слабые электролиты

Фронтальный

 опрос, тестирование

презентация

к уроку (проектор, ноутбук).

        14

Сокращенные ионные уравнения  8

. 

закрепление

знаний

Реакции ионного обмена и условия их протекания. Отличие краткого ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции.

составлять сокращён ные и полные ионные уравнения реакций ионного обмена, идущих с образова- нием осадка, воды и газа;

Индиви

дуальный  опрос, тестирование  

презентация

к уроку (проектор, ноутбук).

      15

Анализ диаграмм. Расчёт массовой доли элемента в сложном веществе. 15

Химия и жизнь. 13

систематизация

знаний

Расчет  ω элемента в сложном веществе. Безопасное использование веществ.

Рассчитывать  ω элементов в сложном веществе  по его формуле знать правила безопасного использования веществ.

Фронтальный

 опрос, тестирование

презентация

к уроку (проектор, ноутбук).

16

Углеводороды: алканы (метан, этан), алкены (этилен),  алкины (ацетилен).17

Изучение нового материала

Основные сведения о химическом строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан. Реакции замещения на галоген. Реакции присоединения у алкенов и алкинов. Представления о полимерах (полиэтилен)

Знать отличия органических веществ от неорганических, особенности их строения ,  реакции замещения в алканах Знать основной тип реакций у непредель ных УВ.

Фронтальный

 опрос

Шаростержневые модели молекул.

Плакаты «Метан. Этан» « Этилен. Ацетилен »

17

Одноатомные спирты (метанол и этанол), многоатомные (глицерин), кислоты (уксусная и стеариновая).  17

Изучение нового материала

Особенности строения спиртов, их сходство с водой. Спирты (метанол, этанол,глицерин).Наркотические свойства этанола. карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.

Знать особенности строения спиртов, их сходство с водой, реакции замещения на металл, действие  метанола и  этанола на организм Знать общие свойства органических и неорганических кис лот (солеобразование) их взаимодействие со спиртами

Фронтальный

 опрос

Этанол и глицерин, натрий, кристаллизатор,

спиртовка. Уксусная и стеариновая кислоты, Mg, гидроксид меди