Посвящение в химики

Кулигина Ирина Александровна

Сценарий внеклассного  мероприятия -конкурса  для учеников 8-х классов (подводятся результаты  как командного(классного), так и личного участия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posvyashchenie_v_himiki.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

     

   «Посвящение в химики»  Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса. Проводится в октябре после изучения темы «Периодическая система Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов».

Мероприятие проводится в октябре, после изучения темы «Периодическая система Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов». Каждый восьмой класс выставляет команду из 6 - 8 человек. Жюри состоит из лучших химиков школы, членов клуба «Химик.ум»  В конце каждого конкурса жюри подводит итоги.

       Цель: развитие познавательного интереса у учащихся к предмету.

      Оборудование  и реактивы: хим. стакан 500 мл, стекл. палочка, белый экран, фарфоровая чашка, спиртовка, лист белой бумаги, карандаш, кисточка, стеклянная палочка, штатив, лучинка, мерный цилиндр,   6 больших пробирок в штативе, растворы FeCl3, К2СrО4, ВаС12, NiSO4, CuSO4,  NH4СNS, H2SO4, NaOH, NH4ОН (25% p-p), слабый р-р К2СгО4  ,  10% р-р Н2О2  ,  р-р H2SO4,  KMnO4, H2SO4 (конц.) KNO3

Сценарий мероприятия:

1. Вступительное слово учителя, представление жюри.

2.  Звучит «Гимн химиков» в исполнении учащихся старших классов (приложение 1).

3. Конкурс «Домашнее задание» (командный).

(За неделю до мероприятия дети получают вопросы домашнего задания по этимологии символов химических элементов (приложение 2)

Примечание: о тех элементах, которые дети не назвали, рассказывает учитель).

4.  Работать в кабинете химии нельзя  не зная правил техники безопасности. Сейчас ученики старших классов познакомят вас с техникой безопасности «Правила выживания» (приложение 3).

5. Викторина «Эрудит» (индивидуальная) (приложение 4).

6.  Химия - наука серьезная, но занимаются ей люди с чувством юмора. Юные химики познакомят вас с шутками великих химиков (приложение 5) (Книга для чтения по неорганической химии / Состав. В.А. Крицман. - М.: Просвещение, 1992.)

7.  Прозвучали шутки великих химиков. А что вы о них знаете? Викторина «О великих химиках» (приложение 6)

8.  Пока жюри подводит окончательные итоги конкурсов, наш лучший химик покажет вам красоту химических превращений (приложение 7)

9. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

Примечание: команды классов-победителей награждаются на линейке. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов, также награждаются на линейке.

Приложение 1.

                                                                          Гимн  химиков

                  Мы рождены, чтоб все пролить, что льется,

Просыпать то, чего нельзя пролить!

Анализ долго помнить нам придется

И химию долбить, долбить, долбить.

Припев: Все выше, и выше, и выше

К вершинам наук мы идем,

И если в пути не взорвемся,

То все у природы возьмем.

Мы дышим всем: аммиаком и хлором,

Мы кислотой до сердца прожженны,

Предосторожность мы считаем вздором,

Мы все на вкус попробовать должны.

Припев: Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам.

И кто этим бромом подышит

Туда же отправится сам.

Мы не чета филологам-пижонам,

Юристов мы презреньем заклеймим,

И по халатам, рваным и прожженным,

Мы химиков повсюду отличим!

Припев: Все выше, и выше, и выше

К вершинам наук мы идем.

 И если в пути не взорвемся,

То, может, получим диплом.

.

Приложение 2

В честь континентов, стран, городов     

Америций- Америка

Берклий- ун-т г. Беркли,

шт. Калифорния,  США

Галлий-старинное название

Франции (галлы)

 Гафний-Копенгаген (по латыни), стол.    Дании

Германий –в честь родины Винклера, открывшего его

 Гольмий-от Стокгольма, стол.  Швеции.

 Европий- Европа

 Иттербий. иттрий, тербий, эрбий –

дер. Иттербю, Швеция, где найден минерал   иттербит.

 Калифорний-штат в США

Лютеций- от старин. назв. Парижа

 Магний-в честь полуостр.

 Магнезия в Греции

 Медь-«купрум»-по латыни остров Кипр  

 Полоний- от назв. Польши

 Рутений-Россия (по латыни), открыт

 русским химиком Клаусом.

 Скандий- Скандинавия

 Тулий-древн. назв. Скандинавии.

 Франций –в честь родины

М.Пере, открывшей элемент.

В честь учёных

Гадолиний-в честь финского химика Гадолина(Иттербю)

Курчатовий-в честь Игоря Васильевича Курчатова

Кюрий-в честь Марии и Пьера Кюри

 Лоуренсий -в честь Лоуренса

 Менделевий- в честь Менделеева

 Нильсборий-в честь Нильса Бора

Нобелий- в честь Альфреда Нобеля

Фермий- в честь Энрико Ферми

Эйнштейний-в честь Альберта Эйнштейна.

Астрономические названия

 Гелий- Солнечный

Нептуний-планета Нептун Палладий-от астероида Паллада

Плутоний- планета Плутон

Селен- Луна(с латинск)

Теллур- планета Земля

(латынь)

Уран- планета Уран,

Церий-от астероида Церера.

Названия галогенов

 Фтор- разрушающий

Хлор- зеленоватый

Бром- зловонный

Иод- фиолетовый

Астат-неустойчивый  

Мифологические названия

Ванадий по имени прекрасной

скандинавской богини Ванадис.

Золото «аурум»- от латинск Аврора-богиня зари

Ниобий-в честь мифич. героини Ниобы, дочери Тантала

Прометий- в честь Прометея, сына Зевса

Тантал-в честь миф. героя

Тантала

Титан- миф. герои, сыновья

Геи(богини Земли)

По цвету линий спектра

Индий- линия индиго(глубокий синий цвет)

Рубидий-глубокий красный(рубиновый) Таллий-«зелёная ветка»

Цезий-небесно-голубой.

По окраске соединений элементов

 Иридий-«радуга» Родий-«розовый», цвет его солей Хром- «цвет», с греч.

Приложение 3                               Правила выживания  

                                    1. Если вы открыли что-либо - закройте.

2. Если у вас в руках жидкое - не разлейте,

    порошкообразное - не рассыпьте,

    газообразное - не выпустите наружу.

3. Если включили - выключите.

4. Если разобрали - соберите.

5. Если вы не можете собрать -

    позовите на помощь умельца.

6. Если вы не разбирали - не вздумайте собирать.

7. Если вы одолжили что-нибудь - верните.

8. Если вы пользуетесь чем-либо -

      держите в чистоте и порядке.

9.   Если вы сдвинули что-нибудь - верните на место.

10. Если вы хотите воспользоваться чем-либо,

     принадлежащим другому, - попросите разрешения.

11. Если вы не знаете, как это действует, -

      ради Бога, не трогайте.

12. Если это задание вас не касается - не вмешивайтесь.

13. Если не знаете, как это делается, - сразу спросите.

14. Если не можете что-либо понять - почешите в затылке.

15. Если все же не поймете - то и не пытайтесь.

16. Если вы «горите» на работе, -

     постарайтесь, чтобы у вас ничего не загоралось.

17. Если у вас что-нибудь взорвалось - проверьте:

      остались ли вы живы.

18. Если вы не усвоили этих правил -

не входите в лабораторию !

                             * * *

Приложение 4

Викторина

1.  Какой элемент был впервые обнаружен на Солнце, и лишь через 27 лет на Земле? (гелий -2 6)

2.  Назовите химический элемент, не имеющий постоянной прописки в ПС (водород — 16)

3.  Какой газ выделяется из соды, когда к ней приливают уксус?  (углекислый газ - 16)

4.  Недостаток какого элемента в организме человека вызывает заболевание щитовидной железы     (иод - 26)

5.  Назовите газ, защищающий Землю от УФ излучения (озон - 36)

6.  Можно ли пить царскую водку? Почему она так называется? (2 6)

7.  Назовите изотопы водорода   (протай, дейтерий, тритий - 36)

8.  Работа с этим простым веществом смертельно опасна. Малейшая неосторожность - и у человека      разрушаются зубы, ногти, становятся хрупкими кости, ломкими кровеносные сосуды. В то же время, если в питьевой воде, которую употребляет человек, недостаточное количество этого элемента, возникает гниение зубов - кариес. Что это за элемент?    (фтор -26)

9.  Без какого химического элемента невозможна фотография?     (серебро - 26)

10.Какой химический элемент назван в честь России?               (рутений - 16)

11.Какое взрывчатое вещество держат под языком при сердечном приступе       (нитроглицерин - 26)

12.Назовите химические элементы, в которых три буквы          (бор, иод - по 1 б)

13.Название какого химического элемента состоит из названий двух животных (мышьяк - 26)

 14.В названии какого элемента присутствует слово «цирк»?    (цирконий - 16)

15.Каким газом наполняют воздушные шары, дирижабли?        (гелий - 16)

16.Что такое «тяжелая вода» и почему она так называется?         (D2O; из-за изотопа водорода

- дейтерия, M(D2O) = 20    - 26)

17.У каких двух атомов наиболее выражены противоположные свойства?      (F и  Fr - 1б)

18.Какие ядра нельзя брать в руки?       (атомные - 16)

19. Самый, самый ...

Легкий металл -           (литий - 16)

Тяжелый металл -        (ртуть - 16)

 Электропроводный -   (серебро - 16)

Тугоплавкий-              (вольфрам-16)                                 

Приложение 5

                                   Занимательные эпизоды из жизни химиков

        Как делаются открытия

        Й.Я. Берцелиус вел уединенный образ жизни. Поэтому любопытные жители Стокгольма спрашивали слугу профессора о том, как работает его хозяин. «Ну, - отвечал слуга, - в начале он достает из шкафа различные вещи - порошки, кристаллы, жидкости». - «А дальше?» - «Он берет все это и сваливает в один большой сосуд». «А дальше?» - не терпится любопытным. «А затем переливает все в маленький сосуд» - «А что же он делает потом?» - «Потом он все переливает в помойное ведро, которое я выношу каждое утро».

        Кот - соавтор открытия

Элемент иод был открыт в 1811 г. Б. Куртуа, французским селитроваром. Химические летописи рассказывают следующую любопытную историю этого открытия.

          У Куртуа в одной бутылке была приготовлена смесь из золы морских водорослей, настоянная на спирте. В другом сосуде находилась серная кислота с железом. Куртуа что-то ел, на плече его сидел кот. Вдруг кот прыгнул и столкнул стоящие рядом бутылки. Сосуды разбились и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, образующие при оседании кристаллы с металлическим блеском и едким запахом. Это и был иод.

           Когда приходят научные идеи?

           Видный американский физикохимик Дж. Скетчард (1892 - 1973) был за свои работы в области термодинамики растворов награжден медалью Американского химического общества. Ему досаждал один настырный журналист: «Скажите, профессор, когда, собственно говоря, приходят к Вам все эти идеи?» «Ох, - отвечал профессор, - они приходят почти все время. Утром при пробуждении, при бритье, при прослушивании концерта. Идеи приходят ко мне очень легко. А затем я иду в лабораторию и нахожу, что все они являются ложными».

          Нет времени думать

         Однажды вечером Э. Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его многочисленных учеников. «Что вы делаете так поздно?» - спросил Резерфорд. «Работаю», - последовал ответ. «А что вы делаете днем?» «Работаю, разумеется», - отвечал ученик. «И рано утром тоже работаете?» «Да, профессор, и утром работаю», - подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу из уст знаменитого ученого. Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил: «Послушайте, а когда же Вы думаете?»

          Из князи в грязи

          Д.И. Менделеев был глубоким демократом и подчеркивал свое отрицательное отношение ко всякого рода титулам. Он обыкновенно не вызывал студентов на экзаменах, студенты сами выходили экзаменоваться по алфавиту и объявляли свои фамилии. Как-то на экзамене один из студентов назвался так: князь В. «На букву К я экзаменую завтра», - сказал Дмитрий Иванович, и князь В. Нопал в глупое положение. Остальные князья, графы и бароны на экзаменах стали называть себя просто по фамилии.

                                                              Весы М.В. Ломоносова

        В начале XX века в глубоких и широкосводных подвалах Академии наук в Петербурге отыскали ящики с некоторыми приборами из Химической лаборатории М.В. Ломоносова. Едва ли не в первом же ящике были обнаружены весы. Внешне ничем не примечательные. Позеленевшие от времени, от сырости да от невской воды, которая во время великих петербургских наводнений заливала академические подвалы.

       Находка многих привела в восхищение: еще бы, весы, которыми пользовался сам Ломоносов, - это уже интересно само по себе. А кроме того, появилась возможность решить один старый спор. Несколько раз в своих работах Ломоносов упоминал, что проводил взвешивания с точностью до 0,0003 г. Усомнились. Три десятитысячных грамма - это ведь столько, сколько позволяют заметить превосходные современные весы для химического анализа. На похвастал ли Михайло Васильевич, или, скажем, не переоценил ли он точность своих весов? Весы упаковали и с величайшей осторожностью отвезли в Палату мер и весов.

       «Весы Ломоносова?» - переспросили в Палате. - а хотя бы и самого Адама! Как вам пришло в голову притащить сюда, где и пылинке-то садиться не разрешено, этакую ржавь?! Придется вам эти весы как следует почистить - сперва наждачком, а затем и в кислоте не худо бы...» «Наж-дачком?! В кислоте?! Не дам!!!» - закричал хранитель академического музея. Весы все же решили проверить. Спустя полчаса в великое волнение пришли и сотрудники палаты. Старые, в разводах медной зелени ломоносовские весы показывали точность 0, 000051 г.

       «Может быть, оставите нам эти весы, а мы вам взамен дадим наши эталонные?» - пошутил сотрудник Палаты. Но академический хранитель считал неуместным шутить на эту тему. Держа весы на вытянутых руках, как сосуд с нитроглицерином, он водрузился на пролетку (лошадь была выбрана самая смирная) и увез сокровище в музей.

Приложение 6

                                                                О великих химиках

1.  Чем, кроме открытия многих химических элементов известен вам Берцелиус?     (2 балла)                                   

2. Какое вещество открыл Курту а?      (1 балл)

3. Какой закон открыл Ломоносов?     (2 балла)

4. Что установил Резерфорд?               (2 балла)

5. Какой закон открыл Д.И. Менделеев? (2 бала)

Приложение 7

Химические превращения

Хамелеон.

     Оборудование и реактивы: хим. стакан 500 мл, стекл. палочка, белый экран, слабый р-р К2СгО4 , 10%  р-р Н2О2, р-р H2SO4 .

1. В стакан налить р-р К2СгО4 , подкислить несколькими каплями р-р H2SO4

желтый цвет - оранжевый цвет

2. Помешивая раствор стекл. палочкой, прилить 10% р-р Н2О2

оранжевый цвет - синий цвет - зеленый цвет

Волшебная палочка.

     Оборудование и реактивы: фарфоровая чашка, стеклянная палочка, спиртовка, KMnO4, H2SO4 (конц.)

      Приготовить кашицу из КМпО4 и H2SO4 . Фитиль спиртовки заранее пропитать спиртом. К свежеприготовленной смеси прикоснуться палочкой, затем к фитилю спиртовки. Фитиль загорается.

Огонь - художник.

     Оборудование и реактивы: лист белой бумаги, карандаш, кисточка, стеклянная палочка, штатив, спиртовка, лучинка, мерный цилиндр, химический стакан,   KNO3.

      На лист белой бумаги нанести карандашом едва заметный контур какой-либо фигуры одной непрерывной линией ( не пересекая ее), начинать рисовать с нижнего края листа. Отметить точку начала рисунка.

      Приготовить при нагревании и помешивании насыщенный р-р KNO3 - в 20мл воды растворить ЗОг соли, всыпая соль небольшими порциями.

      При помощи кисточки тщательно пропитать бумагу по контуру рисунка еще не остывшим раствором. Когда бумага высохнет, закрепить ее в штативе, слегка коснуться концом горящей лучинки отмеченной ранее точки. Искра будет медленно передвигаться по контуру, рисуя изображение.

Химический спектр.

      Оборудование и реактивы: 6 больших пробирок в штативе, белый экран, растворы FeCl3, К2СrО4, ВаС12, NiSO4, CuSO4 ,  NH4СNS, H2SO4, NaOH, NH4ОН (25% p-p).

      Заранее в пробирки налить растворы FeCl3, K2CrO4, BaCl2, NiSO4, CuSO4, затем провести следующие реакции:

1  пробирка      FeCl3 + NH4CNS

2 пробирка       К2СrO4 + H2SO4

3 пробирка       ВаС12 + К2СЮ4

4 пробирка       NiSO4 + NaOH

5 пробирка       CuSO4 + NaOH

6 пробирка       CuSO4 + NH 4OH