пропедевтический урок химии в 3-4 классе

Кулигина Ирина Александровна

Занятие проводится в форме эвристической беседы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта пропедевтического урока химии в 3 классе

Технология: эвристическая беседа.                                                                                    Тема урока: «Что изучает химия?»

Цель урока:

  • образовательная: ознакомление учащихся с предметом изучения химии;
  • развивающая: развитие логических умений: выделять главное по существенным признакам, сравнивать, классифицировать; умение структурировать информацию, интегрировать знания и переносить их в новую область;
  • воспитательная: привитие интереса к химии.

Задачи:

  1. ввести понятия: «тело», «вещество», «свойства веществ», «химическая реакция».
  2. установить логическую взаимосвязь между этими понятиями.

Оборудование и реактивы: 3 ложки и 3 линейки (алюминиевая, деревянная, пластмассовая), пробирки, колба, мерный цилиндр, 3 химических стаканчика с твердыми веществами (сахар, соль, порошок мела), 2 химических стаканчика с жидкостями (вода, раствор уксусной кислоты), демонстрационный столик, демонстрационные пробирки с экраном; растворы: KOH, H2SO4, CuSO4, Na2CO3, FeCl3, NH4CNS, Mg (порошок) на бумажной полоске, фенолфталеиновая бумажка.

Этап

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результат

1. Организационно-мотивационный

3 минуты

Включить детей в

работу,

настроить на обмен мнениями

Приветствует учащихся, сообщает тему и цель урока

Приветствуют учителя

Готовность к работе, принятие цели урока

2. Актуализация знаний

10 минут

Систематизировать и структурировать имеющиеся знания

Задает вопрос:

- Что вы изучаете на уроках русского языка?

Рядом наводящих и уточняющих вопросов подводит к схеме 1:

Буквы → слова → предложения

звуки

- А что вы умеете делать со словами?        

                                                                                   

- А что вы изучаете на уроках математики?

Рядом наводящих и уточняющих вопросов подводит к схеме 2 :

Цифры → числа → числовые

                                 выражения

- А что вы умеете делать с числами?          

       

Активно предлагают варианты ответов, аргументируя свои мнения

Называют действия, которые умеют осуществлять со словами;

практически на примере осуществляют действия

Называют действия, которые умеют осуществлять с числами;

практически на примере осуществляют действия

Систематизация понятий и установление логической взаимосвязи между ними

      Составление кластера  

                   

                    СЛОВА

                   

   

Приведение примера 2

Составление кластера   Рис.2

3. Введение новых знаний

27 минут

Сформировать логическую

цепочку понятий по предмету «химия»,

ввести

новые

понятия

Демонстрация: 3 ложки (металлическая, деревянная, пластмассовая)

- Что скажет об этих предметах филолог? (термин пояснить)

- А что скажет об этих предметах математик?

- А что скажет химик? (деревянная, пластмассовая, металлическая)

- К какой части речи относится слово «ложка»?

Существительное обозначает предметы, которые существуют. Но все  они из чего-то сделаны. Химику важно, из чего состоит предмет (мы называем его тело). То, из чего состоят тела, называется веществом.

Демонстрация: 3 линейки; задает те же вопросы.

Объединяет все 6 предметов и просит классифицировать по различным признакам.

Предлагает познакомиться с химическим оборудованием (демонстрирует и называет  пробирку, колбу, мерный цилиндр)

- Из какого вещества сделаны тела?

Рисует схему 3 на доске

Смотрят, анализируют, отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос

Слушают, анализируют, делают выводы

Смотрят, анализируют, производят классификацию

Смотрят, делают выводы

Принятие термина «вещество»,

проведение классификации тел по различным признакам

Формулирование вывода: «Химия изучает вещества»

-В каком из 3-х овалов мы поместим слово «вещество»?

Наводящими вопросами подводит к правильному выводу.

- А что можно делать с веществом? Предлагается заполнить кластер 3 :

Вещество

Демонстрация: 3 стаканчика с твердыми веществами (не называя их)

- Что вы можете сказать об этих веществах?

- Можно ли сказать, какие это вещества? Уточняет, что 1 и 2 вещества каждый день используются дома, а 3 вещество – в школе.

- Что общего у этих веществ?

- А разного?

Подвести к различию по растворимости в воде

Демонстрация: 2 стаканчика с растворами. Предлагает описать свойства веществ по плану (на доске)

- Как распознать вещества ( в 1-м вода, а в другом – уксусная кислота)

- Что же мы делали с веществами?

Чтобы узнать, какие ещё действия можно совершать           с веществами,

вводится ситуация: два друга промочили ноги. На следующий день один пришел в школу, а другой – нет. Что случилось?

- Организм отреагировал

Демонстрация: запись на доске:

Реакция

Реанимация

Реставрация

- Что общего у этих слов? Поясняет значение приставки «ре»

Демонстрация: приливает в 2 стаканчика с мелом воду и уксусную кислоту.

Предлагает описать увиденное.

Подводит к выводу, что в результате взаимодействия веществ получается новое вещество (газ)

Расширяет перечень признаков, по которым можно узнать, что вещества прореагировали

Демонстрация опытов для наглядного подтверждения признаков химических реакций.

Анализируют, предлагают варианты

Пытаются установить возможные действия

Отвечают на вопросы, описывают вещества, их внешний вид.

Описывают вещества по признакам

Предполагают способы распознавания, отвечают на вопрос

Отвечают, делают выводы, перечисляют признаки простуды.

Анализируют, приводят объяснения

Наблюдают, описывают признаки, делают вывод

Отмечают признак химической реакции – выделение газа

Дополняют схему 3

Наблюдают, анализируют

Начато формирование логической цепочки

Установление аналогии «слово» - «число» - «вещество»

На доске выписаны признаки (свойства) веществ:

Цвет, вкус, агрегатное состояние, растворимость в воде

Сделан вывод о том, что вещества различаются свойствами (признаками), введено понятие «свойства веществ»

Начато формирование умения описывать признаки (свойства) веществ

Добавлен новый признак – «запах»

Начато формирование понятия «реакция» - «ответ на действия»

Начато формирование умения наблюдать, описывать протекание реакции, видеть ее признаки

Выделены  признаки

химической реакции:

выделение газа, выпадение осадка, изменение цвета, выделение тепла и света

Дополнена схема 3

Заполнен кластер

 

4. Рефлексия

5

минут

- Кому из вас было интересно на уроке?  Поднимите руки (как химик обозначает выделение газа), кому было неинтересно, опустите руки вниз («выпадение осадка»).

- Задайте интересующие вас вопросы

- Какой овал в схеме 3 не заполнен? (если дети сами об этом не спросят)

- Из чего же состоят вещества? (аналогия со словом, числом)

- На следующем уроке, через год, мы продолжим с вами  знакомиться с химией.

Задают вопросы

Высказывают предположения

Высказывают предположения,если они верны, записывают в