ОРЛОВА РАИСА ИВАНОВНА – СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЗКГУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО –КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

Гинзбург Денис Александрович

ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ХИМИИ

 

ОРЛОВА РАИСА ИВАНОВНА – СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО –КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

Аннотация

        Сегодня все понимают, что использование информационных технологий в образовании необратимый процесс. Новые информационные технологии оказывает в нашу жизнь и это

оказывает огромное влияние на всю деятельность человека. И современный урок (открытый тем более) уже невозможно представить без компьютера. Каждый из нас сейчас находится на стадии накопления опыта использования ИКТ на школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагогике. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, делает процесс обучения более интересным, понятным и запоминающимся.

Формы использования ИКТ

·         Использование готовых электронных продуктов;

·         Использование мультимедийных презентаций;

·         Использование ресурсов сети Интернет;

·         Использование интерактивной доски и программного

·         обеспечения SMART Board;

·         Подготовка дидактического материала.

·         Наиболее эффективными формами представления учебного

·         материала являются мультимедийные презентации.

 

Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены фотоиллюстрации, рисунки ,схемы, таблицы, аудио – и видеоматериалы. Если мы проводим урок – изучения нового материала, урок – лекцию, то презентация станет основой урока, его «скелетом». В этом случае необходимо выделить этапы урока, четко выстроить логику рассуждения от постановки цели урока к выводу. В соответствии с этапами урока нахожу текстовый и мультимедийный материал. Чаще всего в интернете нахожу фотографии (которые отвечают по содержанию теме урока), рисунки, схемы, все это копирую, сохраняю. И только после этого создаю слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами. Одним из магистральных направлений развития

непрерывного образования является его информатизация. Это приводит к повышению информативности получаемых учащимися в ходе образовательного процесса впечатлений. Будущее требует от современных учеников огромного запаса знаний в области использования информационных технологий. Важнейший задачей образования становиться научить человека

жить и плодотворно трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей, Интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее.

Обеспечение образовательных учреждений компьютерами, интерактивными досками и другими видами техники имеет большое значение для совершенствования образовательного процесса.

Применение в учебном процессе мультимедийных технологий по сравнению с традиционными методами обучения позволяют:

·         Оптимизировать проведение уроков, практических и

·         лабораторных занятий по предмету, особенно объяснение

·         нового материала;

·         Использовать вместо оригинала компьютерные,

·         интерактивные, имитационные модели объекта учебного

·         процесса и проводить наблюдение процесса извне;

·         Осуществлять повторно передачи учебного материала;

·         Повысить развивающий потенциал уроков;

·         Разработать виртуальные стенды для лабораторных работ,

·         выполнять работы с вредными веществами.

·

 

        Современный урок – это интересный урок, с высокой мотивацией и эмоциональной окраской. Такой урок можно создать, если педагог владеет информационной культурой, то есть знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий.

При изучении новой темы по химии важно, как и посредством кого передается сообщение. Следует заметить, что любое получаемое сообщение преломляется через призму опыта, знаний, склонностей, эмоционального состояния на момент передачи информации.

Излагая новую тему, демонстрирую презентацию, а учащимся предлагается подобрать любой материал, соответствующий изучаемой теме. Объем, вид и способ представления не регламентирую. Это может быть устное сообщение, доклад, компьютерная презентация, публикация и т.д. Это создает атмосферу заинтересованности каждого учащегося, стимулирует

их к использованию различных способов выполнения заданий, а также позволяет проявить инициативу, самостоятельность, т.е получить возможность для естественного самовыражения. Это

стимулирует интерес к предмету и делает обучение осмысленным и эффективным. Результаты бывают, порой, весьма неожиданные.

 

Так, например, при изучении темы «Основные химические компоненты пищи», учащимися был собран материал с использованием СМИ и Интернета. Такой подход позволяет объяснить научную информацию на языке материала глазами учащегося. Преподаватель выступает лишь в роли консультанта. Такой вид применения информационных технологий в процессе обучения позволяет самим учащимся структурировать учебный материал, проводить самостоятельный поиск дополнительной информации и творчески осмыслить программный материал. Результатом проделанной работы был подготовленный учащимися урок – конференция «Из чего состоит человек», который включал в себя: чтение докладов, представление компьютерной презентации, публикации. Урок – конференция апробирован в период педагогической практики в СОШ №6.

 

       Важным в моей работе является личностно – ориентированной подход к обучению, развитие

индивидуальности и субъективности обучающегося, проектирование и становление его профессиональных знаний. Нравственное и воспитательное значение такой работы трудно

переоценить. Обучающиеся обсуждают, что понравилось (не понравилось) и почему, выделяют то, что больше всего их привлекает, и представляют материал в близкой для себя манере. Практика показывает, что во время урока, в зависимости от его построения, нет необходимости сообщать перегруженные знания. Даже однотипный материал необходимо представлять с разных

точек зрения. Слайды, компьютерная графика усиливают запоминание. Неоднократное повторение помогает обучающимся лучше усвоить материал, а разные акценты позволяют по разному преподносить его в зависимости от особенностей восприятия и мышления обучающегося. Использование компьютерных презентаций на уроках позволяет сделать преподавание химии

содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Презентация органично вписывается в структуру урока.

 

 

В этом учебном году наибольший интерес докладов, подготовленных учащимися под руководством преподавателя химии, представляют презентации «Сложные эфиры. Жиры. Мыла», «Пищевые добавки», «Мы то, что мы едим». Сегодня электронные материалы анализируются, отбираются лучшие, группируются и помещаются в медиатеку.

Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента, но многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует

масса причин:

1. Отсутствие необходимых реактивов;

2. Чрезмерная опасность проведения некоторых опытов;

3. Большие затраты времени на проведение некоторых опытов и т.д

Поэтому на уроках химии использование цифровых образовательных ресурсов различных коллекций, которые можно найти на отдельных сайтах, электронных носителях. Нахожу нужные химические опыты, и вставить в отдельные слайды презентаций и затем использовать их на уроках. Не лишним будет еще раз отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа

эксперимента. Следует отметить, что мы подошли к такому этапу развития профессионального образования, когда практически ни один современный урок химии уже не может быть таковым без

использования разнообразных форм, методов и приемов использования ИКТ.

Проведение уроков с мультимедийной поддержкой позволяет сэкономить время, а, следовательно, выполнить на уроке большой объем работы, приводит к профессиональному росту, позволяет раскрыться учащимся в новом качестве. Наблюдая за учащимися на уроке, убеждаюсь в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся получает на уроке от двух до пяти положительных оценок. Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу преподавателя на уроке самыми высокими баллами. Находить пути эффективности современных уроков помогает

профессионально – педагогическое самосовершенствование. Педагог, если не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, не просто отстает, он тянет назад, затрудняет решение задач поставленных перед современным обществом и тормозит

продвижение образования вперед. Как сказал великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

 

Список использованной литературы

1. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология

усвоения знаний в школе. – Москва, «Просвещение», 2001 г

2. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях

развивающего обучения. – Москва, «Просвещение», 2002 г

3. Мелешко В. От доски до доски. Интерактивные устройства

способны изменить мир. – Учительская газета, №3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlova_r.i.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ХИМИИ

ОРЛОВА РАИСА ИВАНОВНА – СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО –КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

Аннотация

        Сегодня все понимают, что использование информационных технологий в образовании необратимый процесс. Новые информационные технологии оказывает в нашу жизнь и это

оказывает огромное влияние на всю деятельность человека. И современный урок (открытый тем более) уже невозможно представить без компьютера. Каждый из нас сейчас находится на стадии накопления опыта использования ИКТ на школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагогике. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, делает процесс обучения более интересным, понятным и запоминающимся.

Формы использования ИКТ

  • Использование готовых электронных продуктов;
  • Использование мультимедийных презентаций;
  • Использование ресурсов сети Интернет;
  • Использование интерактивной доски и программного
  • обеспечения SMART Board;
  • Подготовка дидактического материала.
  • Наиболее эффективными формами представления учебного
  • материала являются мультимедийные презентации.

Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены фотоиллюстрации, рисунки ,схемы, таблицы, аудио – и видеоматериалы. Если мы проводим урок – изучения нового материала, урок – лекцию, то презентация станет основой урока, его «скелетом». В этом случае необходимо выделить этапы урока, четко выстроить логику рассуждения от постановки цели урока к выводу. В соответствии с этапами урока нахожу текстовый и мультимедийный материал. Чаще всего в интернете нахожу фотографии (которые отвечают по содержанию теме урока), рисунки, схемы, все это копирую, сохраняю. И только после этого создаю слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами. Одним из магистральных направлений развития

непрерывного образования является его информатизация. Это приводит к повышению информативности получаемых учащимися в ходе образовательного процесса впечатлений. Будущее требует от современных учеников огромного запаса знаний в области использования информационных технологий. Важнейший задачей образования становиться научить человека

жить и плодотворно трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей, Интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее.

Обеспечение образовательных учреждений компьютерами, интерактивными досками и другими видами техники имеет большое значение для совершенствования образовательного процесса.

Применение в учебном процессе мультимедийных технологий по сравнению с традиционными методами обучения позволяют:

  • Оптимизировать проведение уроков, практических и
  • лабораторных занятий по предмету, особенно объяснение
  • нового материала;
  • Использовать вместо оригинала компьютерные,
  • интерактивные, имитационные модели объекта учебного
  • процесса и проводить наблюдение процесса извне;
  • Осуществлять повторно передачи учебного материала;
  • Повысить развивающий потенциал уроков;
  • Разработать виртуальные стенды для лабораторных работ,
  • выполнять работы с вредными веществами.

        Современный урок – это интересный урок, с высокой мотивацией и эмоциональной окраской. Такой урок можно создать, если педагог владеет информационной культурой, то есть знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий.

При изучении новой темы по химии важно, как и посредством кого передается сообщение. Следует заметить, что любое получаемое сообщение преломляется через призму опыта, знаний, склонностей, эмоционального состояния на момент передачи информации.

Излагая новую тему, демонстрирую презентацию, а учащимся предлагается подобрать любой материал, соответствующий изучаемой теме. Объем, вид и способ представления не регламентирую. Это может быть устное сообщение, доклад, компьютерная презентация, публикация и т.д. Это создает атмосферу заинтересованности каждого учащегося, стимулирует

их к использованию различных способов выполнения заданий, а также позволяет проявить инициативу, самостоятельность, т.е получить возможность для естественного самовыражения. Это

стимулирует интерес к предмету и делает обучение осмысленным и эффективным. Результаты бывают, порой, весьма неожиданные.

Так, например, при изучении темы «Основные химические компоненты пищи», учащимися был собран материал с использованием СМИ и Интернета. Такой подход позволяет объяснить научную информацию на языке материала глазами учащегося. Преподаватель выступает лишь в роли консультанта. Такой вид применения информационных технологий в процессе обучения позволяет самим учащимся структурировать учебный материал, проводить самостоятельный поиск дополнительной информации и творчески осмыслить программный материал. Результатом проделанной работы был подготовленный учащимися урок – конференция «Из чего состоит человек», который включал в себя: чтение докладов, представление компьютерной презентации, публикации. Урок – конференция апробирован в период педагогической практики в СОШ №6.

       Важным в моей работе является личностно – ориентированной подход к обучению, развитие

индивидуальности и субъективности обучающегося, проектирование и становление его профессиональных знаний. Нравственное и воспитательное значение такой работы трудно

переоценить. Обучающиеся обсуждают, что понравилось (не понравилось) и почему, выделяют то, что больше всего их привлекает, и представляют материал в близкой для себя манере. Практика показывает, что во время урока, в зависимости от его построения, нет необходимости сообщать перегруженные знания. Даже однотипный материал необходимо представлять с разных

точек зрения. Слайды, компьютерная графика усиливают запоминание. Неоднократное повторение помогает обучающимся лучше усвоить материал, а разные акценты позволяют по разному преподносить его в зависимости от особенностей восприятия и мышления обучающегося. Использование компьютерных презентаций на уроках позволяет сделать преподавание химии

содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Презентация органично вписывается в структуру урока.

В этом учебном году наибольший интерес докладов, подготовленных учащимися под руководством преподавателя химии, представляют презентации «Сложные эфиры. Жиры. Мыла», «Пищевые добавки», «Мы то, что мы едим». Сегодня электронные материалы анализируются, отбираются лучшие, группируются и помещаются в медиатеку.

Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента, но многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует

масса причин:

1. Отсутствие необходимых реактивов;

2. Чрезмерная опасность проведения некоторых опытов;

3. Большие затраты времени на проведение некоторых опытов и т.д

Поэтому на уроках химии использование цифровых образовательных ресурсов различных коллекций, которые можно найти на отдельных сайтах, электронных носителях. Нахожу нужные химические опыты, и вставить в отдельные слайды презентаций и затем использовать их на уроках. Не лишним будет еще раз отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа

эксперимента. Следует отметить, что мы подошли к такому этапу развития профессионального образования, когда практически ни один современный урок химии уже не может быть таковым без

использования разнообразных форм, методов и приемов использования ИКТ.

Проведение уроков с мультимедийной поддержкой позволяет сэкономить время, а, следовательно, выполнить на уроке большой объем работы, приводит к профессиональному росту, позволяет раскрыться учащимся в новом качестве. Наблюдая за учащимися на уроке, убеждаюсь в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся получает на уроке от двух до пяти положительных оценок. Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу преподавателя на уроке самыми высокими баллами. Находить пути эффективности современных уроков помогает

профессионально – педагогическое самосовершенствование. Педагог, если не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, не просто отстает, он тянет назад, затрудняет решение задач поставленных перед современным обществом и тормозит

продвижение образования вперед. Как сказал великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Список использованной литературы

1. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология

усвоения знаний в школе. – Москва, «Просвещение», 2001 г

2. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях

развивающего обучения. – Москва, «Просвещение», 2002 г

3. Мелешко В. От доски до доски. Интерактивные устройства

способны изменить мир. – Учительская газета, №37(10170)/2007-09-11