Программа учебного курса "Религиоведение..." для СПО медицинского профиля

Королева Алла Петровна

Курс религиоведения является элективом, включает в себя 10 лекций. 5 семинаров и 1 практическое занятие - викторину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma__religioved.__2011.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И СЛУЖБА ХОСПИСА

2011

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 060501 - СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО  и  60101 - ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО  и предлагается для реализации в учебном процессе в качестве дисциплины из резерва времени (РВ).

Организация-разработчик:  ГОУ СПО «Санкт-Петербургский Медицинский колледж №2»                                              

Разработчики: Королева А.П.

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № ______________  от  «» _________ 2010 г.

                                           ©

                                           ©

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                           

                                 СТР.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСИЦПЛИНЫ                                                                                      5 - 7

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                    8  

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

          УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                           9 - 12                                                                                  

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

           УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                         18 - 22

                                                                                     

I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью дополнительной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 – сестринское дело СПО / профессии медицинская сестра  и специальности 60101 - лечебное дело  СПО  /   профессия фельдшер, составленной из часов резерва времени.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке и переподготовке медицинских сестер и фельдшеров.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Религиоведение и служба» принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа предназначена для реализации в рамках подготовки медицинских сестер и фельдшеров в средних профессиональных образовательных учреждениях статуса колледжи. Предмет «Религиоведение и служба хосписа» может быть включен в состав дисциплин из резерва времени (РВ).

Религия является неотъемлемой частью мировой культуры человечества. Следовательно, культурным является человек не обязательно верующий, но непременно уважающий веру других и знающий основные постулаты великих религиозных учений.

Сегодня многие ученые, анализируя религию, сводят ее суть не только к вере в Бога, но к некоей общечеловеческой совести. Религиоведы и философы часто трактуют религию как «совестливое отношение к чему бы то ни было». Поэтому, говоря о религии, не возможно обойти стороной нравственный ракурс этого явления культуры. Проповедь добра, милосердия, чуткости, сострадания – вот единая морально-нравственная основа большинства мировых религий. Эти же принципы человеческих отношений лежат в основе медицинской практики. Следовательно, у медицины и религии, при существенном их различии, есть много точек соприкосновения. Поэтому, обращение к вопросам веры может помочь студентам по-новому осмыслить суть своей будущей профессии, сформировать приоритеты деятельности и принципы отношений к пациентам, исходя из того, что дело исцеления болящих есть занятие богоугодное, милосердное и праведное, обращенное к личности, то есть и к телу, и к душе человека. Вера, несомненно, может помочь медику воспитать в себе профессионала в деле целительства, ибо еще Л.Н. Толстой говорил: «Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей».

Основное содержание курса сообразовано с положениями международных правовых актов о свободе мысли, совести, религии и убеждений. Используются результаты, полученные в мировом религиоведении. Рассмотрение религии ведется в контексте развития духовной культуры. Анализ различных типов мировоззрений дается в свете бытия человека, его сущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия. Все проблемы курса излагаются под углом зрения обеспечения прав человека, достижения гражданского мира и межнационального согласия и общечеловеческой толерантности.

В связи с этим актуальность изучения религиоведения в деле подготовки специалистов среднего медицинского звена растет. И обусловлено это целым рядом причин:

  1. Значимостью гуманистической основы профессии медработника.
  2. Ростом значимости веры и религии в современном мире.
  3. Необходимостью использования в медицине комплексного подхода к человеку как самостоятельной  высшей ценности бытия, как к единству телесного и духовного, биологического и социального, субъективного и объективного, без учета которого сестринская помощь будет однобокой и мало эффективной.
  4. Необходимостью формирования гуманного отношения к человеку.
  5. Важностью духовных качеств личности медработника.

Таким образом, освоение религиоведения вносит большой вклад в свободное самоопределение личности, в обладание  ею достижениями мировой и отечественной культуры, в формирование духовных интересов и ценностей. Наряду с такими обществоведческими дисциплинами, как история и философия религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов применительно к анализу религии, способствует развитию исторической памяти народов.
           

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- разбираться в содержании религиозных традиций, понимать их мировоззренческое и социально-нравственное значение;

- владеть ключевыми понятиями конфессиональной и религиоведческой терминологии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. существенные и общие черты основных мировых религий;
  2. структуру и типы религиозных верований;
  3. особенности религиозного взгляда на мир и человека;
  4. основные характеристики и особенности наиболее распространенных религиозных учений;
  5.  разнообразие религиозных подходов к осмыслению жизни и смерти;
  6.  основные нравственные нормы, закрепленные в религиях мира.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  42 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32 часов;

 самостоятельной работы обучающегося  10 часов.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

42

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

В том числе:

Лабораторные занятия

Практические занятия

10

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

В том числе:

Сообщение,

творческий отчет (презентация),

домашняя работа,

подготовка к контрольным

4

3

2

1

Итоговая аттестация в форме зачета

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. –  ознакомительный  (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях).

Технические средства обучения:

Система мультимедиа

  1. Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.

Основные источники:

  1. В.В. Дмитриев, Л.Д. Дымченко. Основы религиоведения. СПб., 2001.
  2. История религии. Учебное пособие. СПб., 1995.
  3. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Ростов-на-Дону, «Феникс», Харьков, «Торсинг» 2004.
  4. Кислюк К.В. Религиоведение. Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.
  5. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Ростов-на-Дону «Феникс» 2004.
  6. Муза Н.И. История религий. Ростов-на- Дону «Феникс» 2004.
  7. Религии мира 10-11 классы. М. «Дрофа» 1997.

Дополнительные источники:

  1. Аксенова Т. Ваша защита – православная молитва. ООО «Центральный книжный двор» «Издательство АСТ» 2001.
  2. Андреева Н.И. Мировая художественная культура. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005.
  3. Анке Шифер. Религии мира. История святыни. Контэнт, 2010 г. – 176 стр.
  4. Атеистические чтения. Выпуск 13.
  5. Атеистические чтения. Сборник 1988г. С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковский  Святые” реликвии: миф и действительность. М. 1987.
  6. Бдайе Ж.Ф. Империя Муна. Минск, 1990.
  7. Бурова  Ловушка для наивных душ. Журнал «СПИД, секс, здоровье» 2004 №3. стр.24-25. Виктор фон  Хаген  Ацтеки, Майя, Инки. М. «Вече» 2004.
  8. Всеобщая история религий мира. Эксмо. 2006 г. – 736 стр.
  9. Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М. 1993.
  10. Гикертон Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. М. 1993.
  11. С.А. Горохов, Т.Т. Христов. Религии народов мира. КноРус, 2010 г. – 432 стр.
  12. Грекова Т.И, Болезнь и смерть – зло или благо? Л. 1983.
  13. Джон Янг Христианство. М. 2005. Дубровская О. Древние религии мира. М.2003.
  14. Дуглас Хардиг. Религии мира. Открытый мир. Ганга, 2008 г.- 176 стр.
  15. Еремеев Д.Е. Ислам – образ жизни и          стиль мышления. М. 1990.
  16. Журнал «Наука и религия» 2003 №3.
  17. Журнал «Наука и религия» 2003 №12.
  18. Журнал «Наука и жизнь» 2004, №7.
  19. Журнал «Наука и религия» 2004, №11.
  20. Журнал «Наука и религия» 2004, №12.
  21. Игнатьев И.П. Как стать Буддой. Л. 1991
  22. Кочетов А. Ламаизм. М. 1973 Крымский К. История мусульманства. М.      1993.
  23. Лучшие рефераты по религиоведению. Ростов-на-Дону «Феникс», 2001.
  24. Лучшие рефераты по культурологии. Ростов-на-Дону «Феникс», 2001.  
  25. Мень А. Тайна жизни и смерти. М. 1992.
  26. Митрохин Л.Н. Религии “Нового века”. М. 1985.
  27. Мифы Древнего Египта. СПб., 1995.
  28. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. М., 1991.
  29. Мифы Древней Греции. СПб., 1995.
  30. Мифы и предания. (Словарь). М., 1993.
  31. Новейший словарь религиоведения. Феникс, 2010 г.- 448 стр.
  32. О вере и нравственности по учению православной церкви. М.1991.
  33. О происхождении богов. М., 1990.
  34. Официальный сайт Московского патриархата Русской православной церкви - http://www.patriarchia.ru/
  35. Олег Мороз. От имени науки (о суевериях ХХ века). М. 1989.
  36. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента.
  37. Православный календарь. Минск 2006.
  38. Праздники и знаменательные даты православного и народного календаря. Жизнеописания святых. Обычаи, гадания, поверья, приметы. СПб.1993.
  39. Праздников праздник. Христос Воскресе! М.1993.
  40. Привалов К. Секты: досье страха. М. 1987.
  41. Протоиерей М. Дронов. Таинство исповеди. Таинство причащения. М.1991.
  42. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.
  43. 50 религиозных идей, которые не понравятся Богу. Эксмо, 2009 г. – 352 стр.
  44. Рассказовский С.  Основы православного учения. СПб. 1993.
  45. Римский Папа on-line – Бенедикт XVI – жизнь и работа понтифика - http://www.benediktxvi.ru/
  46. Руднев В.А. Древо жизни. Л.1989.
  47. Н.В. Румянцев. Православные праздники. Их происхождение и классовая сущность. Русская правда. 2011 г. – 464 стр.
  48. Русские обряды и обычаи. М. «Вече» 2005.
  49. Самир Сельманович Это все о Боге. История мусульманина атеиста иудея христианина. Эксмо, 2010 г. – 336 стр.
  50. Самые знаменитые святые и чудотворцы России. М. «Вече» 2000.
  51. Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. СПб., 1993.
  52. Сергеев В. Русские православные праздники. М. «Знание» 1991.
  53. Современное русское Православие. Л.1988.
  54. Современный этикет и русские традиции. М. «Вече» 2005.
  55. 100 великих праздников. М. «Вече» 2006.
  56. Субботин Ю.К. Православные таинства. М.1990.
  57. Таевский  Синкретические религии и секты. М. 2001.
  58. Л. Тарасов Чудо в зеркале разума. Л. 1989.
  59. Успенские В. и Л. Мифы Древней Греции. М. 1993.
  60. Физа М. Хасснайн. В поисках исторического Иисуса. Из апокрифических, буддийских, исламских и санскритских первоисточников. Саттва, 2006 г. – 288 стр.
  61. Филлипов Л.А. Крещение. М.1973.
  62. Христианство. М.2000.
  63. Чумакова Т. Православие. «Питер» 2006.
  64. Чернов А. Пасха.М.1973.3)  Филлипов Л.А. Крещение. М.1973.
  65. В.М. Чернышев. Религиоведение. Общество любителей православной литературы им. Святителя льва, Папы Римского, 2010 г.- 336 стр.
  66. В.Б. Шапарь. Угроза национальной безопасности России. Феникс, 2007 г. – 352 стр.
  67. В. Шаров. А. Ниязи, А. Штейнзальц, К. Куксин. Жить со смыслом. Как обретать помогая и получать отдавая. Эксмо, 2010 г. – 352 стр.
  68. В.Н. Шутов. Анатомия мировых религий. Прошлое, настоящее, будущее. Этерна, 2009 г. – 608 стр.
  69. Штереншис М. три веры в одного Бога. Связь иудаизма, христианства и ислама. ИсраДон, 2008 г. – 336 стр.
  70. Е.С. Элбакян. Религиоведение. Словарь. Академический проект, 2007 г. – 640 стр.
  71. И.Н. Яблоков. Религиоведение. Гардарики, 2010 г. – 320 стр.
  72. Янг Дж. Христианство. М. «Фаир-Пресс» 2000.
  73. ru.wikipedia.org  Википедия Свободная энциклопедия.
  74. www.gumer.info Миронов А.,  Бабинов Ю. Основы религиоведения.
  75. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/mir/index.php - электронная библиотека Гумер – раздел Религиоведение.


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы

и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Внеауди-торная работа

Уровень усвоения

1

2

3

4

5

Введение.

1.        Религия как историко- культурный феномен

Понятия: вера и религия. Возникновение религиозной веры в истории человечества. Структура, формы и типы религии. Единые черты религиозных учений. Религиозная символики. Науки о религии. Функции религии.

2

1

Основная часть.

30

10

2.        Зарождение религии.

Примитивные формы верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, погребальный культ. Ранние формы религиозных верований: культ священных вождей, аграрный культ, шаманизм.

2

1

3.        Религиозный опыт древних.

Семинарское (практическое) занятие:

Вопросы:

  1. Объективные основания и причины возникновения религии.
  2. Сущность двух явлений человеческой жизни: веры и религии. В чем их единство и отличие?
  3.  Основные черты религиозного сознания, присущие почти всем религиозным конфессиям?
  4. В чем сила и слабость, «польза» и «вред» веры и религии (функции и дисфункции религии)?
  5. Причины возникновения древнейших форм верования?
  6. Основные черты древнейших форм веры?
  7. Можно ли нас – современных людей, отчасти назвать язычниками и почему?

2

2

Самостоятельная работа студентов по теме:

Подготовка докладов, презентаций, на примерах  рассказывающих об одной из дорелигиозных форм верований:

  1. тотемизме,
  2. магии,
  3. шаманизме;
  4. культе предков.

2

3

4.Политеистические религии древности.

Религия Древнего Египта: космогония, боги, представление о человеке, значение египетской культуры для современности. Религия Древней Греции: олимпийский пантеон богов, особенности религии греков.

2

1

5.        Религии древних цивилизаций.

Семинарское (практическое) занятие:

Вопросы:

  1.  Элементы, каких древних форм верований присутствуют в религии Древнего Египта? Подтвердите свой ответ конкретными примерами.
  2. Почему в древнеегипетской религии существовало довольно большое число богов? Кто попытался положить конец египетскому многобожию? Почему и каким образом?
  3. Почему древние египтяне строили пирамиды фараонов и достаточно спокойно относились к смерти?
  4. Каково значение древнеегипетской религии и культуры для истории становления человеческой цивилизации?
  5. Каковы основные черты религии Древней Греции?
  6. Найдите общие черты и отличия в мифологии и религии Древнего Египта и Древней Греции?
  7. Какие элементы древнегреческой и древнеегипетской религии перешли в более поздние религии, в частности в Христианство?
  8. Назовите типичные черты религий выдающихся древних цивилизаций. Каково их значение для современности?

2

2

Самостоятельная работа студентов по теме:

Студенты по выбору преподавателя и собственному желанию готовят сообщения по темам:

  1. религия Древнего Рима;
  2. религия древних славян;
  3. религия Древнего Египта;
  4. религия друидов;
  5. религия древних кельтов;
  6.  славянское язычество;
  7.   религия южноамериканских индейцев.

2

3

6.        Буддизм

Зарождение буддизма, основоположник, учение Будды, буддистская община, значение и особенности буддизма.

2

1

7.  Великие религии Востока.

Семинарское (практическое) занятие:

Вопросы: 

  1. Особенности (уникальные черты) индуизма?
  2. Этапы становления индуизма? Их основные отличия друг от друга?
  3. Почему кастовость социального устройства Индии обусловлена и закреплена индуизмом? Объясните религиозное значение и смысл кастовости.
  4. Суть индуистского учения о трех целях в жизни человека.
  5. Три верховных бога индуизма? Каково влияние их культа на структуру современного индуизма?
  6. Какая секта сложилась внутри брахманизма? Против чего она выступала?
  7. Общие черты индуизма и буддизма?
  8. Почему Будду часто называют «великим целителем человечества», а учение буддизма сравнивают с теорией классической медицины?
  9. В чем уникальность и привлекательность буддизма, способствующая его быстрому распространению по миру?

2

2

Самостоятельная работа студентов по теме:

Студенты по выбору преподавателя и собственному желанию готовят сообщения по следующим темам:

  1. Индуизм;
  2. Зороастризм;
  3. Особенности буддизма в России;
  4. Синтоизм (национальная религия Японии);
  5. Национальные религии Китая:

- конфуцианство,

- даосизм.

2

3

8.        Иудаизм.

Понятие  иудаизма, письменные источники, исторические этапы становления, обряды и запреты, особенности и значение.

2

1

9. Христианство – становление и развитие.

Происхождение христианства. Источники. Исторические условия становления. Иудейское христианство. Личность Иисуса. Становление церковной организации. Распространение христианства.

2

1

10.        Христианство – основные идеи и направления.

Христианская догматика. Раскол христианской церкви на западное и восточное направления. Причины раскола. Разница в догматах и таинствах. Протестантское движение.

2

1

11.  История Христианства.

Семинарское (практическое) занятие:

Вопросы:

1.  Уникальные черты и особенности иудаизма?

2.  Почему иудаизм называют духовной основой христианства?

3.  Религии, каких древних цивилизаций получили отражение в христианстве?

4.  Часто критики идеологии христианства называют эту религию “рабской”- это можно понимать и в буквальном, и в переносном смысле. Объясните – почему?

5.  Раскройте смысл центральной идеи христианства. В чем ее уникальное значение?

6.  С чем связан раскол единой Христианской Церкви? Каковы его последствия?

7.  Основные догматические и обрядовые различия  Католицизма и Православия?

8.  Попробуйте объяснить - почему при выборе единой русской религии князь Владимир   Святославович остановился на Христианстве по Византийскому образцу?

10. В чем состоит уникальность русского православия?

11. Какие еще направления сложились внутри Христианства, их основные черты и отличия?

2

2

Самостоятельная работа студентов по теме:

Студенты по выбору преподавателя и собственному желанию готовят сообщения по темам:

  1. Протестантизм.
  1. Православные таинства:

- таинство крещения и евхаристии (причащения).

- таинство покаяния (исповеди).

- таинство рукоположения.

- таинство елеосвящения (соборования).

- таинство венчания.

  1. Православные святые.
  2. Русское юродство.

2

3

12.         Религия – историко-культурные аспекты (Викторина).

Викторина. 

Содержание:

1-й. тур – История религии (ответы на вопросы).

2-й. тур – Христианство (ответы на вопросы).

3-й тур – Христианская церковь (ответы на вопросы).

4-й тур - Лингвистический конкурс: (задание для капитанов и задание для команд).

5-й тур – Конкурс «Пантомима».

6-й тур – Конкурс «Перевертыши».

2

2

  1.  Ислам.

История  становления ислама: доисламская эпоха, посланник Аллаха Мухаммед, его жизнь и учение, начало мусульманской эры. Священные книги. Основные принципы ислама.

2

1

  1.  Новые религиозные учения.

Нетрадиционные религии Нового времени: причины появления и распространения, общая характеристика, классификация сект, типичные и уникальные черты, техники воздействия на людей.

2

1

  1.   Религия в современном мире.

Семинарское (практическое) занятие:

Вопросы:

  1. Какова история взаимодействия религии и медицины.
  2. Вспомните позитивные и негативные примеры взаимодействия религии и медицины в истории человечества.
  3. Почему целительство издревле предписывалось богам, жрецам или святым?
  4. Почему ХХ век стал  временем расцвета новых религиозных исканий (каковы причины появления и развития сектантства)?
  5. Основные направления нового сектантского движения.
  6. Характерные черты «новых религий» ХХ века.
  7. Каковы основные механизмы воздействия сект на людей?
  8. Ваш взгляд на перспективы развития сектантского движения в мире? Обоснуйте свою точку зрения.

2

2

Самостоятельная работа студентов по теме:

Студенты по выбору преподавателя и собственному желанию готовят сообщения по темам:

  1. Роль женщины в исламе;
  2. Традиции ислама;
  3. Секты.

2

3

  1.   Религия и медицина. Итоговое занятие.

Семинарское (практическое) занятие:

Вопросы:

  1. В какие исторические эпохи, при каких обстоятельствах в обществе традиционно повышается влияние и значение религии и почему?
  2. Как Вы думаете, религия – это «великое заблуждение человечества», связанное с недостатком, несовершенством знаний человечества. Следовательно, прогресс науки и образования изживет ее, или религия будет существовать столько, сколько будет жить человечество?  Почему?
  3. Как Вы думаете, в свете движения мировой глобализации (роста мирового единства) существующее сегодня разнообразие религиозных форм веры сохранится, или возникнет некая единая мировая религия? Почему?
  4. Как наличие религиоведческих знаний может быть использовано медработником?

Итоговое тестирование.

2

2

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- разбираться в содержании религиозных традиций, понимать их мировоззренческое и социально-нравственное значение;

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, интеллект карт, исследований, презентаций,

умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.

- владеть ключевыми понятиями конфессиональной и религиоведческой терминологии.

Устный опрос.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование.

Знания:

  1. существенные и общие черты основных мировых религий;

Устный опрос;

Экспертная оценка выполнения индивидуального или группового задания (исследования):

- сравнительные таблицы;

- интеллект карты;

- графологические структуры.

  1. структуру и типы религиозных верований;

Устный опрос;

Экспертная оценка выполнения индивидуального или группового задания (исследования):

- сравнительные таблицы;

- интеллект карты;

- графологические структуры.

Тестирование.

  1. особенности религиозного взгляда на мир и человека;

Экспертная оценка умения анализировать, сравнивать виды мировоззрения.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

  1. основные характеристики и особенности наиболее распространенных религиозных учений;

Устный опрос;

Экспертная оценка выполнения индивидуального или группового задания (исследования):

- сравнительные таблицы;

- интеллект карты;

- графологические структуры;

- сообщений.

Тестирование.

  1. разнообразие религиозных подходов к осмыслению жизни и смерти;

Экспертная оценка умения анализировать, сравнивать виды мировоззрения.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

  1. основные нравственные нормы, закрепленные в религиях мира.

Экспертная оценка умения анализировать, сравнивать виды мировоззрения.

Экспертная оценка выполнения индивидуального или группового задания (исследования):

- сравнительные таблицы;

- интеллект карты;

- графологические структуры.