РП Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве

Рабочая программа учебной дисциплины "Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве" (курс по выбору). Код и направление подготовки 072500.62  Дизайн (Графический дизайн). Бакалавр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет

Художественно-графический факультет

Рабочая программа учебной дисциплины

Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве

Код и направление подготовки

072500.62 ДИЗАЙН

Профиль

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная, очно-заочная

Автор:  

ст. преподаватель кафедры начертательной геометрии,

компьютерной графики и дизайна ХГФ МПГУ Кирина Н.Ю.

Москва

2013 год

  1. Цель освоения дисциплины

       Дисциплина «Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве» относится к области гуманитарного культурологического знания, направленного на базовую подготовку при получении профессионального художественного образования.  Искусство как  специализированная сфера культуры формируется вследствие изменений, происходящих в ней и отображает сложные динамику социокультурных процессов. Сфера искусства имеет ярко выраженную специализацию и требует соответствующего уровня профессиональных компетенций, в том числе в научной области, изучающей мифологические и религиозные представления, их отображение  и значение в истории мирового искусства.

Целью курса является формирование целостного представления о художественной культуре и мировом художественном наследии.  Теоретическое освоение сюжетики мифологий и религий народов мира сформирует понимание языка изобразительного искусства в многоликом художественном пространстве различных эпох, сформирует навыки художественного анализа и самостоятельного оценивания произведения искусства.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 Дисциплина «Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве» включена в общепрофессиональный цикл (Б.2), дисциплины и курсы по выбору (Б.2.2/в; Б.2.2/в2) учебного плана подготовки бакалавров дизайна.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися:

  • в средней общеобразовательной школе в результате изучения мировой истории и основ мировой художественной культуры;
  • при изучениии дисциплины цикла  ГСЭ Философия Б.1.1/2;
  • при изучениии дисциплины «История искусства» общепрофессионального цикла (Б.2), базовая часть (Б.2.1);
  • при изучении дисциплин профессионального цикла «Пропедевтика» (Основы академической композиции) Б.3.1/1.1; Введение в специальность (Б.3.1/2.1); Основы компьютерной графики (Б.3.1/3.2).

Параллельно должны изучаться дисциплины базовой и вариативной части  общепрофессионального цикла:

«История искусства» Б.2.1; Основы теории изображений, Б.2.2/3; Цветоведение и колористика, Б.2.2/4.

Освоение курса является предшествующей  и вспомогательной базой при освоении ряда дисциплин, ориентированных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, востребованных в социально-проектной деятельности художественной и культурно-просветительской направленности. К таким дисциплинам относятся из общепрофессионального цикла: Культурология Б.1.2/4, Семиотика культуры Б.2.2/в7, Технология создания рекламного образа Б.2.2/в7. Из профессионального цикла: История рекламы и графического дизайна (Б.3.2/7), Проектирование в графическом дизайне (Б.3.1/2).

Курс «Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве» относится к дисциплинам, содержательно взаимосвязанным с учебной музейной практикой (Б.5.3).

Дисциплина может быть использована при формировании содержания итоговой государственной аттестации. Задания итогового государственного экзамена имеют междисциплинарный характер и находятся на стыке таких дисциплин, как «Проектирование в графическом дизайне», «История дизайна, науки и техники» и «История искусства». Тематика выпускных квалификационных работ включает разработку проектов цифровой продукции, в т.ч. разработки обучающих пособий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по дисциплинам образовательных программ специальностей ХГФ МПГУ.

  1. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеет  культурой  мышления,  способен  к  обобщению,  анализу,  восприятию  информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  • умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
  • умеет  критически  оценивать  свои  достоинства  и  недостатки,  наметить  пути  и  выбрать средства самосовершенствования (ОК-7);
  • готов  к  уважительному  и  бережному  отношению  к  историческому  наследию  и  культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-10);
  • осознает  значение  гуманистических  ценностей  для  сохранения  и  развития  современной цивилизации;  готов  принять  нравственные  обязанности  по  отношению  к  окружающей  природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-12);
  • осознает  сущность  и  значение  информации  в  развитии  современного  общества;  владеет основными  методами,  способами  и  средствами  получения,  хранения,  переработки  информации (ОК-14);
  • ориентирован  на  применение  методов  и  средств  познания,  обучение  и  самоконтроль  для интеллектуального  развития,  повышение  культурного  уровня  и  профессиональной  компетенции, сохранение своего здоровья, нравственное и физическое самосовершенствование (ОК-15).

В результате освоения дисциплины «История искусства» выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • анализирует  и  определяет  требования  к  дизайн-проекту;  составляет  подробную спецификацию  требований к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения (ПК-1);
  • владеет  рисунком,  умением  использовать  рисунки  в  практике  составления  композиции  и переработкой  их  в  направлении  проектирования  любого  объекта;  владеет  принципами  выбора техники  исполнения  конкретного  рисунка;  навыками  линейно-конструктивного  построения  и основами  академической  живописи;  элементарными  профессиональными  навыками  скульптора; современной  шрифтовой  культурой;  приемами  работы  в  макетировании  и  моделировании; приемами  работы  с  цветом  и  цветовыми  композициями;  методами  и  технологией  классических техник  станковой  графики  (гравюра,  офорт,  монотопия);  основными  правилами  и  принципами набора и верстки (ПК-2);
  • разрабатывает  проектную  идею,  основанную  на  концептуальном,  творческом  подходе  к решению  дизайнерской  задачи;  возможные  приемы  гармонизации форм,  структур,  комплексов  и систем; комплекс функциональных, композиционных решений (ПК-3);  
  • способен  к  конструированию  предметов,  товаров,  промышленных  образцов,  коллекций, комплексов,  сооружений,  объектов,  способен  подготовить  полный  набор  документации  по дизайн-проекту  для  его  реализации,  осуществлять  основные  экономические  расчеты  проекта (ПК-4);
  • ориентирован  на  преподавательскую  работу  в  общеобразовательных  учреждениях, образовательных  учреждениях  среднего  профессионального  образования  и  дополнительного образования,  способен  планировать  учебный  процесс,  выполнять  методическую  работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия (ПК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:  

Знать:

  • современные научные представления о мифологии и религии как сложных феноменах культуры;
  • основные мифологические и религиозные первоисточники  мирового культурного наследия;
  • многообразные мифологические и религиозные сюжеты мирового искусства;
  • памятники и шедевры мирового искусства, изображающие мифологические и религиозные сюжеты с древнейших времен по ХХI век;
  • персоналии художников разных эпох и направлений, в чьем творчестве представлена мифологическая и религиозная тематика.

Уметь:

  • свободно ориентироваться в мифологических и религиозных темах и мотивах мирового искусства;
  • самостоятельно анализировать, сопоставлять, выявлять мировоззренческие, содержательные, стилистические особенности  произведений мирового искусства;
  • пользоваться научной терминологией и научным понятийным аппаратом, излагать и обосновывать полученные знания.

Владеть:

  • навыками поиска, отбора и обработки учебной, научной информации;
  • навыками оценивания произведения искусства;
  • навыками художественного проектирования учебной и научной информации с применением многообразных художественных средств и компьютерных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины  по ФГОС ВПО составляет  2  зачетных единицы (72 часа).

Структура  дисциплины (очная форма обучения)

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)


Л


С


ПЗ


ЛБ


СР

1.

Мифологическая и религиозная картина мира

3

2

2

-

-

4

2.

Мифы народов мира. Разновидности мифов.

3

4

4

6

3.

Мифологические сюжеты в мировом искусстве

3

5

5

10

4.

Мировые религии

3

2

2

6

5.

Религиозные  сюжеты в изобразительном искусстве

3

5

5

10

6.

Всего

18

18

36

Структура  дисциплины (очно-заочная форма обучения)

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)


Л


С


ПЗ


ЛБ


СР

1.

Мифологическая и религиозная картина мира

4

1

-

-

-

4

2.

Мифы народов мира. Разновидности мифов.

4

2

2

10

3.

Мифологические сюжеты в мировом искусстве

4

2

3

15

4.

Мировые религии

4

2

1

10

5.

Религиозные  сюжеты в изобразительном искусстве

4

2

3

15

6.

Всего

4

9

9

54

Содержание дисциплины

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1.

Мифологическая и религиозная картина мира

Понятие «картина мира». Исторические картины мира: характеристика, мировоззренческие установки, определения и терминология. Источники и авторы (Эпос о Гильгамеше, Библия, Рамаяна, Махабхарата, Авеста, Книга Истории, Книга Перемен, Книга гор и морей, Дао Дэ Цзин, Трипитака, Энеида, Записи о делах древности, Анналы Японии, Пополь-Вух; Гомер, Гесиод, Апполодор, Вергилий, Конфуций, Лао цзы и мн. др.).

2.

Разновидности мифов. Мифы народов мира

Типология мифов. Персонажи и иерархия мифа.

Космогинические мифы. Антропогонические мифы. Солярные, лунарные, астральные мифы, календарные мифы.

Мифы о животных. Эсхатологические мифы. Миф об умирающем и воскресающем боге. Мифы о культурных героях. Близнечные мифы.

Мифы Древнего Египта. Шумеро-аккадская мифология. Боги и герои Древней Греции. Генеалогия богов. Доолимпийские и олимпийские боги. Дренеримская мифология.

Индийская мифология (ведическая традиция, брахманизм, мифы об аватарах, мифы о риши). Японская мифология («страна восьми миллионов  божеств», культ императора). Китайская мифология (культ драконов, культ предков и семьи, конфуцианская и даоссийская мифологическая традиция).

Мифология майя, ацтеков, инков.

3.

Мифологические сюжеты в мировом искусстве

Произведения изобразительного искусства по мифологической тематике и сюжетике.  

Сотворение мира и людей. Миф о потопе. Иконография и атрибуты богов Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима.

Ра, Птах, Шу, Нут, Тефнут, Сохмет, фиванская триада, Атон, Энки и Нинмах, Мардук, Иштар, Инанна, Ахура Мазда  и др.

Миф об Осирисе (Исида, Нефтида, Сет, Гор); миф об Адонисе (Финикия), Аттисе (Малая Азия), Дионисе (Фракия, Греция).

Культурные герои: Гильгамеш, Рама, Прометей, Тесей, Ясон, Геракл, Одиссей и др.

Подвиги Геракла. Троянский цикл. Создание Рима. Ромул и Рем . Горации и Куриации.

Тесей и Минотавр, история Дедала и Икара, сфинкс и др.

Жертвоприношение Пуруши. Боги и герои древней Индии: Шива, Вишну, Варуна, Митра, Индра, Кришна. История Рамы и Ситы.

Основной мотив индейской мифологии – обретение маиса. Боги солнца и богини луны. Кецалъкоатль, Коатлику, Кукулькан и др. Календарь.

Мировые религии

Основные мировые религии. Буддизм, Хрстианство, Ислам. Основные сакральные персонажи,  сюжеты, иконография.

Религиозные  сюжеты в изобразительном искусстве

Религиозные сюжеты в произведениях живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства разных эпох и народов.

Тематика сюжетов. Библейские сказания. Ветхий завет - История Адама  и Евы, Каин и Авель, Казни Египетские и Исход евреев из Египта, Жертвоприношение Исаака , Пир Валтасара, Ассур, Аман и Эсфирь,  Лестница Иакова, Самсон и Далида, Юдифь и Олоферн, Вавилонская башня и мн.др.

Евангельские сюжеты - Святое семейство, Поклонение волхвов, образы святых евангелистов, Отречение апостола Петра, Неверие Фомы, Путь в Дамаск апостола Павла, цикл чудес и исцелений Христа, Богородичный цикл (сюжеты из земной жизни Богоматери) и мн.др.

Исламские сюжеты - Путешествие пророка Мухаммада на небо.

История Будды Шакьямуни. Иконография буддизма: будды, бодхисатвы, архаты, тары. Майтрейя, Авалокитешвара, Вайрочана и др.

5. Образовательные технологии.

Традиционные образовательные технологии:

Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя);

Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, презентаций по предлагаемым темам и вопросам плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.

Технологии проблемного обучения:

Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.  

Интерактивные технологии:

Лекция «обратной связи» – лекция-беседа, лекция-дискуссия.

Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии:

Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией,  демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов.

Семинар в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.

Возможно применение технологий проектного обучения:

Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).

Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор  и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).

6. Самостоятельная работа студентов (очная форма обучения).

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1.

Мифологическая и религиозная картина мира

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

4

2.

Разновидности мифов. Мифы народов мира

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

6

3.

Мифологические сюжеты в мировом искусстве

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

10

4.

Мировые религии

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

6

5.

Религиозные  сюжеты в изобразительном искусстве

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

10

Самостоятельная работа студентов (очно-заочная форма обучения).

Таблица 3 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1.

Мифологическая и религиозная картина мира

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

4

2.

Разновидности мифов. Мифы народов мира

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

10

3.

Мифологические сюжеты в мировом искусстве

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

15

4.

Мировые религии

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

10

5.

Религиозные  сюжеты в изобразительном искусстве

изучение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, подготовка докладов и рефератов, тестирование, подготовка презентаций, работа с электронным учебником, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых и дипломных работ по дисциплине

15

Видами  заданий  для  внеаудиторной  самостоятельной  работы по дисциплине могут быть:  работа с конспектом лекции (обработка текста);  повторная работа  над  учебным  материалом (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы,  аудио-  и видеозаписей),  составление библиографии,  составление плана и тезисов ответа, изучение дополнительных тем занятий, учебно-исследовательская   работа,  выполнение домашних заданий, использование аудио- и видеозаписей,  компьютерной техники и Интернета, изучение изобразительного материала, в т.ч. оригинальных работ, проектирование и моделирование разных видов и   компонентов профессиональной деятельности.

Возможна подготовка курсовых и дипломных работ (проектов) с учётом специфики учебного плана по  профилю направления подготовки.

Примерный перечень тем курсовых работ (проектов):

  • Мировое художественное наследие. Мифологичекие и религиозные сюжеты в творчестве выдающихся художников, скульпторов, мастеров (по выбору студента).
  • Религиозные сюжеты: каноны, традиции, инновации в искусстве.
  • Античные мифы в истории мирового искусства.
  • Миф о сотворении мира и человека в истории мирового искусства.
  • Образ загробного и райского мира в мировом искусстве.
  • Боги и герои  в искусстве.
  • Богини в мировом искусстве.
  • Истории любви в искусстве ( Дафнис и Хлоя, Тесей и Ариадна, Ромео и Джульетта,  Тристан и Изольда, Иуда и Фамарь, царь Соломон и царица Савская и др).
  • Образ сфинкса в искусстве.
  • Библейские сюжеты в искусстве.
  • Иконография христианского искусства.
  • Основные темы мусульманского искусства.
  • Художественное воплощение мифа в индуизме.
  • Иконография буддийского искусства.
  • Персонажи японской мифологии.
  • Восемь бессмертных даосского пантеона.
  • Мифологические образы животных в мировом искусстве.
  • Основные мифологические и религиозные темы искусства эпохи Возрождения.
  • Основные мифологические и религиозные темы искусства Нового времени по стилям и направлениям (барокко, классицизм, романтизм, символизм и др.).
  • Визионерское искусство Уильяма Блека.
  • Мифологические сюжеты прерафаэлитизма.
  • Направление в искусстве авангарда «Метафизическая живопись».
  • Иррациональная тематика сюрреализма.
  • Мифологические персонажи в искусстве анимации и кино.

Тематика курсовых проектов может быть продолжена студентом при разработке дипломного проекта.

7. Компетентностно-ориентированные  оценочные средства

Средства оценивания:

Диагностирующий контроль

Тестирование, устные опросы, собеседования.

Текущий контроль

Тестирование, выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров, дискуссии,  подготовка учебных материалов в специальных программных средах,  презентация результатов исследовательской и проектной деятельности.

Таблица 4

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

1.

Мифологическая и религиозная картина мира


Мониторинг семинарских занятий.

Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций:

«Мода» на миф в науке.

Мифологическая и религиозная картина мира в современной культуре.

Древнегреческие источники  по мифологии.

Илиада и Одиссея – кладезь мифологических сюжетов.

Библейское мифологическое пространство.

Книга пути и достоинства.

Махабхарата – выдающееся произведение мировой литературы.

Рама – герой Индии.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии имеющихся или  приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной и научной литературой, содержательность доклада, анализ научных источников, качество подборки иллюстративного материала.

2.

Разновидности мифов. Мифы народов мира


Мониторинг результатов семинарских занятий.

Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций:

Космогонические мифы в искусстве. Антропогонические мифы в искусстве.

Солярные, лунарные и астральные мифы.

Сакральное значение календаря.

Животные в мифологическом пространстве (змеи, драконы, зайцы и пр.).

Эсхатологические мифы в искусстве.

Культ императора в искусстве.  Даосский пантеон.

Женские образы индийской мифологии.

Мурти- изображения богов (семантика, атрибуты).

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций с использованием компьютерных технологий в соответствии приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной литературой, анализ научных источников, содержательность доклада и качество подборки иллюстративного материала.

3.

Мифологические сюжеты в мировом искусстве

Мониторинг семинарских занятий

Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций:

Произведения изобразительного искусства по мифологической и религиозной тематике и сюжетике.  

Мифологические сюжеты древневосточных культур (Египет,  Шумер, Китай, Индия и др)., античной культуры, раннехристианской культуры, европейской средневековой культуры, европейской культуры эпохи Возрождения и Нового времени.

Творцы, демиурги, культурные герои.

Митра – бог солнечного света.

Гильгамеш, Рама, Прометей, Тесей, Ясон, Геракл, Одиссей – культурные герои.

Геракл – герой средиземноморья.

История троянской войны : спор между Герой, Афиной и Афродитой, Суд Париса, Похищение Елены, Жертвоприношение Ифигении, Троянский конь, Лаокоон и его сыновья, Бегство Энея и др. )

Ромул и Рем – близнечный миф.

Загадка сфинкса.  Флора – богиня юности и весны.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций по выбранной теме с использованием компьютерных технологий в соответствии имеющихся или  приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной и научной литературой, содержательность доклада, анализ научных источников, качество подборки иллюстративного материала.

Мировые религии

Мониторинг семинарских занятий

Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций:

Сакральные персонажи,  сюжеты, иконография (буддизм, христианство, ислам).

Принц Сиддхартха Гаутама.

Иисус Христос – Мессия, Сын Божий, Спаситель, Пантократор.

Мухаммед – пророк ислама.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций по выбранной теме с использованием компьютерных технологий в соответствии имеющихся или  приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной и научной литературой, содержательность доклада, анализ научных источников, качество подборки иллюстративного материала.

Религиозные  сюжеты в изобразительном искусстве

Мониторинг семинарских занятий

Примерный перечень семинаров, дискуссий, презентаций :

Апокрифы и иконография христианского искусства.

Семантика и развитие библейских сюжетов в искусстве: История Адама  и Евы, Казни Египетские и Исход евреев из Египта, Жертвоприношение Исаака, Лестница Иакова, Самсон и Далида, Юдифь и Олоферн, Вавилонская башня и мн.др.

Сюжеты книги пророка Даниила.

Евангельские притчи в изобразительном искусстве : Притча о блуднм сыне, Притча о работниках в винограднике, Притча о десяти девах, Притча о богаче и Лазаре, Притча о слепых и др.

Псалтырь – священное слово и иллюстрация (Хлудовская, Парижская, Утрехтская, Киевская и др.).

Цикл чудес и исцелений Христа (Брак в Кане Галилейской, Насыщение народа пятью хлебами, Исцеление Петровой тещи, Воскрешение Лазаря и др.).

Образы Святого семейства в европейском искусстве.

Давид в искусстве эпохи Возрождения.

Наследие художника Маттиаса Грюневальда.

Религиозная тема в искусстве Николая Ге.

Религиозные идеи в современном искусстве.

Иконография буддизма: Культ Майтрейи – Ожидаемый Будда; Будда Амитабха – Безграничный свет; изображения Будды Вайрочаны и др.

Студент или группа студентов подготавливают устный ответ, доклад и осуществляют подборку иллюстраций по выбранной теме с использованием компьютерных технологий в соответствии имеющихся или  приобретенных навыков. Оценивается умение работать с основной и дополнительной учебной и научной литературой, содержательность доклада, анализ научных источников, качество подборки иллюстративного материала.

Промежуточная аттестация

Зачет - 3 семестр, защита курсового проекта в 3-4 и  5-6 семестрах (очная форма обучения).

Зачет - 4 семестр, защита курсового проекта в 3-4 и  5-6 семестрах (очно-заочная форма обучения).

Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации.

  1. Понятие «картирна мира». Мифологическая и религиозная картины мира.
  2. Мировое культурное наследие по мифологии и религии народов мира (основные источники, авторы).
  3. Мифологические источники европейского искусства.
  4. Мифологические источники азиатского искусства.
  5. Мифы : типология, структура, функции, персонажи .
  6. Мифологические  представления древневосточных культур в искусстве.  
  7. Мифы   древней   Индии в искусстве.  
  8. Мифы древнего Китая в искусстве.
  9. Мифы Японии в искусстве.  
  10. Античная мифология и ее значение для истории мирового искусства.
  11. Мифологическая и религиозная тема в искусстве выдающихся мастеров европейского и русского искусства (Рембрандт, Гойя, Веласкес, Ж. Д. Энгр, А. Иванов, Ге Н. , Крамской И., Рерих Н., Нестеров М. и др.)
  12. Славянские языческие мотивы в искусстве.  
  13. Сюжеты средневековой мифологии европейских народов в искусстве.
  14. Исламское искусство – общекультурные характерные особенности и основные темы.
  15. Мифологические и религиозные сюжеты раннехристианского искусства.
  16. Канонические сюжеты христианского искусства.
  17. Сюжетика искусства эпохи Возрождения.
  18. Евангельские сюжеты и темы в в русском искусстве Нового времени.
  19. Мифологические сюжеты в русском  искусстве Нового времени ( барокко, романтизм, классицизм и др).
  20. Мифологические сюжеты в европейском искусстве Нового времени (барокко, романтизм, классицизм и др).
  21. Религиозные сюжеты в европейском искусстве Нового времени (барокко, романтизм, классицизм и др).
  22. Религиозные сюжеты в истории русского  искусства Нового времени.  
  23. Мифологическая тема в искусстве символизма.
  24. Мифологическая тема в искусстве модерна.
  25. Мифологическая и  религиозная тематика  в искусстве XX  века.    

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Бернен Сатиа. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи,1270-1700: О том, что знали сами худож. : Пер. с англ. Академический Проект, 2000 г.
  2. Буслович Д.С. Мифологические и литературные сюжеты в произведениях искусства. Паритет. 2001 г.
  3. Власов В. Г.: Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.  В 10 т. М. 2004-2010.
  4. Жидков В. С. Искусство и картина мира. М. 2003 г.
  5. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. Гелеос. 2007 г.
  6. Мифы народов мира. В 2 т. - М., 2008.
  7. Мифы народов мира. Серия . Издательство АСТ. 2001 – 2010 гг.
  8. Садовская И. Г. Мифология. "Алетейя". 2006 г.
  9. Элиаде М. История верований и религиозных идей. В 3-х т. М. 2008.

Дополнительная литература

  1. Альбедиль М. Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь. - СПб.: «Паритет», 2002 г.
  2. Альбедиль М. Ф. Буддизм. — СПб.: Питер, 2007.
  3. Альбедиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. СПб., 2004.
  4. М. Ф. Альбедиль. Зеркало традиций. Человек в духовных традициях Востока. Азбука-классика. 2003 г.
  5. Античные мифы в мировом искусстве. Кристалл. 2003 г.
  6. Анализ и интерпретация произведения искусства: Художеств. сотворчество : Учеб. пособие для пед. Вузов. Высшая школа, 2005 г.
  7. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М. АСТ. 2004 г.
  8. Афанасьев А.Н.  Мифы, поверья, суеверья славян. В 3 т. («Поэтические воззрения славян  на природу»). М. 2002.
  9. Батракова С. П. Искусство и миф : Из истории живописи XX века. М. 2002.
  10. Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. Прогресс-Традиция. 2002.
  11. Библия. Российское библейское общество. 2011 г.
  12. Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура. Сб.ст. СПб, Алетейя. 2001.
  13. Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности. Алетейя, 2001 г.
  14. Бэшем Артур. Цивилизация Древней Индии. У-Фактория, Харвест . 2007.
  15. Буркхардт Я. Сакральное искусство Востока и Запада: Принципы и методы: Пер. с англ.. М.: Алетейя,1999.
  16. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Эксмо. 2007 г.
  17. Вернер Эд. Мифы и легенды Китая. Центрполиграф. 2007.
  18. Геродот. История. М. АСТ. 2007 г.
  19. Гесиод.  Работы и дни. Теогония. Щит Геракла.  Либроком. 2012 г.
  20. Гомер. Иллиада. Одиссея. АСТ, Пушкинская библиотека. 2011 г.
  21. Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПбУ. 2007.
  22. Дэвлет Е.Г. Мифы в камне: Мир наск. искусства России. Алетейа, 2005 г.
  23. Ежов В.. Мифы древнего Китая. АСТ. 2003
  24. Елисеефф В. , Елисеефф Д. Японская цивилизация. М. 2006.
  25. Елисеефф В. , Елисеефф Д Цивилизация классического Китая. М. 2007.
  26. Ермильченко Н. Античные мифы в искусстве. Слово. 2001 г.
  27. Иванова-Казас О. М. Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве. Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета. 2006 г.
  28. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. в 2 т. 2008.
  29. Кодзики. Мифы Древней Японии. У-Фактория. 2007
  30. Коран. Диля. 2011 г.
  31. Кравцова М.Е.  История культуры Китая. Лань, Триада. 2004
  32. Е. Е. Кузьмина Е.Е. Искусство и мифы бактрийцев и скифов. В стране Кавата и Афрасиаба. Красанд. 2010 г.
  33. Кэмпбелл Дж. Мифический образ. АСТ. 2004 г.
  34. Лаоцзы. Книга о пути и добродетели (Даодэцзин). Терра-Книжный клуб. 2008 г.
  35. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Боги и герои Древней Греции.  Фолио. 2009
  36. Миф в культуре Возрождения. Наука. 2003 г.
  37. Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры. Изобразительное искусство, 1994 г.
  38. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока.Феникс. Востов-на –Дону. 2000 г.
  39. Нерсесов Я. Н. Мифы Центральной и Южной Америки. АСТ. 2004.
  40. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 2010 г.
  41. Махабхарата. Рамаяна. Пушкинская библиотека, АСТ. 2004 г.
  42. Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М. 1997.
  43. Мифологии древнего мира. Азбука-классика. 2005 г.
  44. Мюллер Макс. Египетская мифология. "Центрполиграф" . 2007 г.
  45. Петрухин В. Мифы о сотворении мира. АСТ. 2005 г.
  46. Петрухин В. Я. Мифы о загробном мире. АСТ . 2008 г.
  47. Путилов Б. Н.Славянский мир в лицах. Боги, герои, люди. Азбука-классика. 2008 г.
  48. Плутарх. Исида и Осирис. 1996 г. М. 1996 г.
  49. Рак И. В.Египетская мифология. Книжный клуб. 2004 г.
  50. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. Спб.: Азбука -Классика. 2001
  51. Священный Коран. Олма Медиа Групп. 2011 г.
  52. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. Эллис Лак, 1995.
  53. Стрелков А. М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В. Буддизм. Каноны. История. Искусство. Научное издание / Ответственный редактор Н. Л. Жуковская. — М.  2006.
  54. Тахо-Годи А. Греческая мифология. М. 2002.
  55. Торчинов Е. А. Краткая история буддизма. — СПб.: Амфора, 2008.
  56. Фиссер М. В. Драконы в мифологии Китая и Японии. 2008.
  57. Фишер Роберт Е . Искусство буддизма. СЛОВО, 2001 .
  58. Харитонов В. Легенды и сказки Древней Японии.2008
  59. Хэдленд Д. Мифы и легенды Японии. Центрполиграф. 2012.
  60. Шайд Дж. Религия римлян. Новое издательство.  2006.
  61. Эдвардс Майкл. Древняя Индия: Быт, религия, культура. Центрполиграф, 2005 г.
  62. Элиаде М.  Аспекты мифа. М., 2010
  63. Элиаде М.  Священное и мирское. М. 1994.
  64. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. 2012 г.
  65. Якимович А. К. Двадцатый век. Искусство, культура, картина мира: От импрессионизма до клас. Авангарда. Искусство, 2003 г.

Мультимедийные средства:

  1. Австралия и Океания: искусство, повседневность. Директ-Медиа. 2006.
  2. Античность: литература и искусство. Директ-Медиа. 2004
  3. Античная мифология в искусстве. Директ-Медиа. 2005
  4. Барокко. CD-ROM, Директ-Медиа, 2004
  5. Библейские сюжеты в искусстве. Директ-Медиа . 2006
  6. Библия. Директ-Медиа. 2005.
  7. Буддизм. Директ-Медиа. 2008.
  8. Византийское искусство. Директ-Медиа . 2006
  9. Византийские фрески Сербии, Македонии, Черногории. AstraMedia.  2009.
  10. Возрождение. Директ-Медиа. 2004.
  11. Грабарь И.Э. Энциклопедия "История русского искусства". Издательство: Компания «ИДДК».  2005
  12. Древнерусская культура. Литература и искусство. Директ-Медиа . 2004.
  13. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. Директ-Медиа. 2003.
  14. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Директ-Медиа. 2005.
  15. Индуизм: религии, искусство, повседневность. Директ-Медиа. 2004.
  16. Искусство Древнего Египта, Директ-Медиа, 2004
  17. Искусство Западной Европы в XVIII веке. Директ-Медиа. 2008
  18. История искусства в шедеврах. Том 1. Том 2. AstraMedia. 2007
  19. История искусства: классические труды. Директ-Медиа. 2003
  20. Искусство Древней Греции. Директ-Медиа. 2012.
  21. Искусство Китая. CD-ROM, Директ-Медиа, 2005.
  22. Искусство символизма . Директ-Медиа. 2005.
  23. Искусство Средних веков: Часть первая. II - XII вв. CD-ROM, Директ-Медиа, 2006
  24. Искусство Средних веков. Часть вторая. Искусство готики. CD-ROM, Директ-Медиа, 2008
  25. Искусство Японии. CD-ROM, Директ-Медиа, 2003.
  26. Индуизм: религии, искусство, повседневность. Директ-Медиа. 2004.
  27. Книжная миниатюра. Директ-Медиа. 2006.
  28. Латинская  Америка: История и культура. Директ-Медиа. 2008.
  29. Мифы народов мира. Директ-Медиа. 2006.
  30. Модерн. CD-ROM, Директ-Медиа, 2004
  31. Муратов П. П. Образы Италии. Директ-Медиа. 2007
  32. Народы и религии мира. Энциклопедия. Директ-Медиа. 2007.
  33. Образ Иисуса Христа в европейском искусстве. Директ-Медиа. 2008.
  34. Первобытное искусство. AstraMedia. 2010.
  35. Православная икона . Директ-Медиа. 2002.
  36. Романтизм. Директ-Медиа. 2004.
  37. Словарь сюжетов и символов в западноевропейском искусстве. Составитель - А. Майкапар. Директ-Медиа. 2010.
  38. Средневековая архитектура Франции. Директ-Медиа. 2007.
  39. Цивилизации Древнего Востока. Директ-Медиа. 2005
  40. Шедевры мировой живописи: 11 111 репродукций.  Директ-Медиа. 2004  
  41. Энциклопедия изобразительного искусства. ИДДК.   2003.
  42. Япония от А до Я. Энциклопедия. Директ-Медиа. 2008

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.aiwaz.net/ 
  2. http://ancientrome.ru/
  3. http://artclassic.edu.ru/
  4. http://www.artprojekt.ru/
  5. http://artyx.ru/
  6. http://biblicalstudies.ru/
  7. http://www.bibliotekar.ru/
  8. http://www/gumer.info
  9. http://www.icon-art.info
  10. http://www.mifinarodov.com
  11. http://www.wga.hu/
  12. http://ec-dejavu.net/main.html

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Необходимые технические средства обучения, используемые в учебном процессе для освоения дисциплины: аудитория, оборудованная современными компьютерными средствами с техническими возможностями для демонстрации изобразительного материала и мультимедийных презентаций.

10. Аннотация рабочей программы дисциплины «Мифологические и религиозные сюжеты в искусстве»

Цель дисциплины:  

Сформировать целостное представление о художественной культуре и мировом художественном наследии через изучение мировоззренческих концепций  различных культур и понимание исторически-изменчивых форм художественно-образного мышления. Сформировать навыки самостоятельного анализа и оценивания произведения искусства, основываясь на знании мифологических и религиозных представлений различных культур. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций, востребованных в профессиональной, в том числе культурно-просветительской деятельности .

Место дисциплины в структуре ООП:

Б.2.2/в2. Общепрофессиональный цикл. Дисциплина по выбору.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе в результате изучения основ художественной культуры, а также в совокупности дисциплин базовой и вариативной части цикла ОПД  (История искусства Б.2.1; Основы теории изображений, Б.2.2/3; Цветоведение и колористика, Б.2.2/4).

Изучение дисциплины позволяет студенту получить более углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

(коды) :   ОК:1,2,3,6,7,10,12,14,15;ПК:1,2,3,4,6

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:  

Знать:

  • современные научные представления о мифологии и религии как сложных феноменах культуры;
  • основные мифологические и религиозные первоисточники  мирового культурного наследия;
  • многообразные мифологические и религиозные сюжеты мирового искусства;
  • памятники и шедевры мирового искусства, изображающие мифологические и религиозные сюжеты с древнейших времен по ХХI век;
  • персоналии художников разных эпох и направлений, в чьем творчестве представлена мифологическая и религиозная тематика.

Уметь:

  • свободно ориентироваться в мифологических и религиозных темах и мотивах мирового искусства;
  • самостоятельно анализировать, сопоставлять, выявлять мировоззренческие, содержательные, стилистические особенности  произведений мирового искусства;
  • пользоваться научной терминологией и научным понятийным аппаратом, излагать и обосновывать полученные знания.

Владеть:

  • навыками поиска, отбора и обработки учебной, научной информации;
  • навыками оценивания произведения искусства;
  • навыками художественного проектирования учебной и научной информации с применением многообразных художественных средств и компьютерных технологий.

Общая трудоемкость дисциплины  по ФГОС ВПО составляет : Общая трудоемкость дисциплины  по ФГОС ВПО составляет  2  зачетных единицы (72 часа).

Семестры:  3.

Основные разделы дисциплины: Мифологическая и религиозная картина мира. Мифы народов мира.  Разновидности мифов. Мифологические сюжеты в мировом искусстве.  Мировые религии. Религиозные  сюжеты в изобразительном искусстве .

 Автор(ы):  

ст. преподаватель кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна ХГФ МПГУ Кирина Н.Ю.