Общая и специальная гигиена

сибгатуллина рузиля разяповна

Овладение студентами современными научными знаниями в области общей гигиены и гигиены физической культуры и спорта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchaya_i_specialnaya_gigiena.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»

Факультет повышения квалификации и профессиональной подготовки

Рассмотрено и рекомендовано                                              УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры ФВ                                              зав. кафедрой ФВ протокол № ___                                                         ____________Ахметов А.М.

«____» __________2012                                               «____» __________2012

Рабочая программа

по курсу

«Общая и специальная гигиена»

По дополнительной образовательной программе профессиональной подготовки

«Физическая культура».

                                                                   

                                                       Составитель: преподаватель

                                                          кафедры ФВ НИСПТР, КМС

                                        Сибгатуллина Р.Р.

Набережные Челны

2012 г.


I. Организационно-методический раздел

1. Цель курса

Цель изучения курса - овладение студентами современными научными знаниями в области общей гигиены и гигиены физической культуры и спорта, овладение практическими навыками формирования здорового образа жизни и эффективного применения различных гигиенических факторов в физкультурно-спортивной деятельности в т.ч. лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

2. Задачи курса

Основные задачи изучения курса:

  1. овладение студентами научными знаниями и практическими навыками комплексного применения различных гигиенических факторов для сохранения и укрепления здоровья населения страны;
  2. формирования здорового образа жизни среди различных контингентов населения;
  3. целенаправленное использование различных гигиенических факторов для повышения оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями и достижения высоких спортивных результатов.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Общая и специальная гигиена» относится к циклу «Общепрофессиональные дисциплины» направления (ОПД) государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки 521900 «Физическая культура» и специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

Курс «Общая и специальная гигиена» изучается на III курсе дневного отделения и 4-5 курсах заочного, являясь специализированным направлением профилактической медицины.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

Специалист в области физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья а в результате освоения курса «Общая и специальная гигиена» должен:

  1. знать основные положения общей гигиены и гигиены физической культуры и спорта;
  1. уметь применять гигиенические знания при оценке окружающей среды и создании оптимальных условий для учебной, производственной, бытовой деятельности и для занятий физической культурой и спортом;
  2. иметь практические навыки формирования здорового образа жизни среди различных контингентов населения;
  3. владеть практическими навыками применения различных гигиенических факторов для повышения оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями и достижения высоких спортивных результатов.

5. Структурно-логическая схема дисциплины

Предметы, на которых строится изучение

дисциплины

Основные разделы дисциплины

Предметы, обеспечивающие дальнейшее обучение

История медицины, история ФК

Предмет и задачи гигиены.

ТиМФК, теория спорта, оздоровительная ФК, валеология

Анатомия

Биология

Биохимия

Химия

Физиология

Организм и факторы окружающей среды. Влияние факторов
внешней среды на здоровье и работоспособность человека.

Теория и организация АФК, частные методики АФК, Т и МФК, теория спорта, физическая реабилитация, базовые виды двигательной деятельности

Биология

Биохимия

Химия

Физиология

Анатомия

Диетология

Гигиена питания.

Теория и организация АФК, частные методики АФК, Т и МФК, теория спорта, физическая реабилитация, базовые виды двигательной деятельности

Биология

Биохимия

Химия

Физиология

Личная гигиена.

Теория и организация АФК, частные методики АФК, Т и МФК, теория спорта, физическая реабилитация, базовые виды двигательной деятельности

Возрастная анатомия и физиология

Гигиена физического воспитания детей и подростков

Теория и организация АФК,  Т и МФК, физическая реабилитация.

Спортивная физиология

Диетология

Биология

Гигиена физической культуры и спорта.

Теория и организация АФК, частные методики АФК, Т и МФК, теория спорта, физическая реабилитация, базовые виды двигательной деятельности

II. Содержание курса

1. Разделы курса

  1. Предмет и задачи гигиены.
  2. Организм и факторы окружающей среды. Влияние факторов внешней среды на здоровье и работоспособность человека.
  3. Гигиена питания.
  4. Личная гигиена.
  5. Гигиена физического воспитания детей и подростков
  6. Гигиена физической культуры и спорта.

2. Темы и краткое содержание

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет и задачи гигиены

Профилактика - основополагающий принцип охраны здоровья населения. Гигиена - основа профилактики. Задачи гигиены. Единство организма человека с окружающей средой. Социальное значение гигиенических мероприятий. Осуществление профилактических и оздоровительных мероприятий в России. Методы гигиенических исследований (метод санитарного описания, физические методы, химические методы, токсикологические, санитарно-статистические и др.). Формы внедрения в практику гигиенических рекомендаций (нормы, правила, государственные нормы и правила).

Краткие исторические сведения о развитии гигиены. Развитие гигиены в России. Пути внедрения гигиенических знаний и проведение санитарных мероприятий.

РАЗДЕЛ  II. ОРГАНИЗМ И ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Тема 2.1.        Гигиена воздушной среды.

Воздух и окружающая среда. Роль атмосферного воздуха в жизни человека, химический состав атмосферного воздуха. Физические свойства воздуха. Загрязнение атмосферного воздуха. Влияние загрязненного воздуха на здоровье, работоспособность и условия жизни людей. Атмосферное давление. Климат. Терморегуляция.

Тема  2.2.        Гигиена водной среды.

Вода как фактор внешней среды, ее гигиеническое и эпидемиологическое значение для человека. Нормирование качественного состава питьевой воды. ПДК питьевой воды. Органолептические свойства питьевой воды. Загрязнение воды. Гигиенические требования к водным бассейнам, к воде для гигиенических ванн, гидропроцедур. Питьевой режим. Питьевой режим спортсменов. Химический состав воды. Методы очистки воды.

Тема 2.3.        Гигиена почвы.

Почва как фактор внешней среды. Роль почвы в передаче эндемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Загрязнение и самоочищение почвы. Значение рельефа местности и почвы для построения спортсооружений. Химический состав почвы. Критерии оценки степени загрязнения почв. Оценка чистоты почвы. ПДК в почве. Методы очистки местности от загрязнения.

РАЗДЕЛ  III.  ГИГИЕНА  ПИТАНИЯ

Тема 3.1. Гигиенические требования к пище и питанию различных групп населения и спортсменов.

Значение питания как важнейшего фактора сохранения и укрепления здоровья, повышения спортивной работоспособности. Гигиенические требования к пище и питанию в современных условиях. Доброкачественность пищи.

Калорийность пищи. Регулируемые и нерегулируемые энерготраты. Методы определения суточного расхода энергии. Нормы калорийности пищевых рационов с учетом половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и спортом. Контроль за калорийностью пищи.

Пищевые вещества. Гигиеническое значение белков. Потребность организма в белках в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и спортом. Содержание белков в различных продуктах.

Гигиеническое значение жиров. Потребность в жирах в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и спортом. Содержание жиров в различных продуктах.

Гигиеническое значение углеводов. Потребность в углеводах в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и спортом. Содержание углеводов в различных продуктах.

Гигиеническое значение витаминов. Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Гигиеническая характеристика наиболее важных витаминов. Нормы витаминов в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и спортом. Содержание витаминов в различных продуктах.

Гигиеническое значение минеральных веществ. Потребность организма в минеральных элементах в зависимости от половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и спортом. Содержание минеральных веществ в различных продуктах.

Гигиеническое значение пищевых волокон и содержание их в различных продуктах.

Тема 3.2. Пищевой рацион и режим питания

Гигиенические требования к составлению пищевых рационов физкультурников и спортсменов инвалидов в зависимости от вида физических упражнений и спорта, периода тренировки, климатических условий. Питание во время соревнований и в восстановительном периоде.

Режим питания и усвояемость пищи. Режим питания при различных видах деятельности и работе в различные смены (дневная, вечерняя, ночная).

Профилактика и коррекция избыточного веса (массы тела). Отрицательное влияние избыточной массы тела и ожирения на состояние здоровья, работоспособность, психофизиологические функции. Основные причины возникновения избыточной массы тела и ожирения. Методы определения нормального и идеального веса (массы) тела.

Основные положения питания при профилактике и снижении избыточной массы тела: уменьшение количества и калорийности пищи, разгрузочные дни, многоразовое и регулярное питание, культура приема пищи, снижение аппетита. Лечебное питание.

РАЗДЕЛ  IV.  ЛИЧНАЯ  ГИГИЕНА

Тема 4.1. Роль здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни - профессиональная обязанность специалиста по физической культуре и спорту.

Структура здорового образа жизни и характеристика его основных элементов: оптимальные социально-гигиенические условия труда и быта, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональный суточный режим, закаливание, профилактика инфекционных заболеваний, рациональное питание, отказ от вредных привычек, профилактика стрессов, оптимальные условия внешней среды.

Основные пути формирования здорового образа жизни различных контингентов и повышение гигиенической культуры населения. Роль физической культуры и спорта в утверждении здорового образа жизни.

Тема 4.2.  Значение режима труда и отдыха в жизнедеятельности человека

Гигиенические основы режима труда, спортивной деятельности и отдыха. Рациональный суточный режим для лиц разного возраста с учетом биологических ритмов и суточных изменений психофизиологических функций, возраста, трудовой деятельности, бытовых условий, вида занятий физическими упражнениями и спортом, условий тренировки. Физические упражнения в суточном режиме. Гигиенические требования ко сну. Сон и спортивная работоспособность. Профилактика бессонницы. Уход за телом. Гигиенические правила применения различных водных процедур. Профилактика гнойничковых заболеваний и эпидермофитии. Особенности ухода за телом для занимающихся различными видами физических упражнений и спорта. Личная гигиена инвалида.

Тема 4.3. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки - курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков - разрушители здоровья и работоспособности. Социальное и биологическое значение вредных привычек. Значение и роль физической культуры и спорта в профилактике и в борьбе с вредными привычками в современных условиях.

Отрицательное влияние курения на различные психофизиологические функции организма. Социально-гигиенические аспекты курения. Отрицательное воздействие курения на спортивную работоспособность. Средства и методы профилактики и борьбы с курением.

Отрицательное влияние алкогольных напитков на различные психофизиологические функции организма. Социально-гигиенические аспекты злоупотребления алкоголем. Отрицательное воздействие алкоголя на спортивную работоспособность. Средства и меры профилактики и борьбы со злоупотреблением алкоголем.

Отрицательное воздействие наркотиков на психофизиологические функции организма. Социально-гигиенические аспекты наркомании и токсикомании. Средства и методы профилактики и борьбы с наркоманией и токсикоманией.

Тема 4.4. Гигиена одежды и обуви

Гигиенические требования к материалам, из которых изготавливаются одежда и обувь. Гигиенические требования к обычной и спортивной одежде (теплозащитные свойства, воздухопроницаемость, паропроницаемость, испаряемость, водоемкость, гигроскопичность и др.).

Использование различных видов одежды и обуви в зависимости от вида физических упражнений, условий тренировки и соревнований. Гигиенические правила ухода за спортивной одеждой и обувью.

Тема 4.5. Закаливание.

Гигиеническое значение закаливания в современных условиях. Физиологический механизм закаливания. Специфический и неспецифический эффект закаливания. Общие и местные закаливающие процедуры.

Основные принципы закаливания (систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей, разнообразие средств и форм, активный режим, сочетание общих и местных процедур, самоконтроль). Оценка эффективности закаливающих процедур.

Закаливание воздухом. Гигиеническая характеристика воздушных ванн и методика их применения. Закаливающее воздействие занятий физическими упражнениями и спортом на открытом воздухе.

Закаливание водой. Воздействие на организм водных процедур. Гигиеническая характеристика, методика и дозировка применения различных водных процедур (обтирание, обливание, душ и др.). Гигиеническая характеристика, методика и дозировка сильнодействующих водных процедур (растирание снегом, зимние купания). Гигиеническая характеристика, методика и дозировка местных водных процедур (полоскание горла, обмывание стоп, хождение босиком по росе и др.).

Закаливание солнцем. Гигиеническая характеристика воздействий солнечной радиации на организм. Отрицательное влияние чрезмерного солнечного облучения на здоровье и работоспособность. Методика приема солнечных ванн. Дозировка солнечных ванн (минутный и калорийный способ). Гигиеническая характеристика искусственного ультрафиолетового облучения. Методика применения различных источников ультрафиолетовой радиации (ртутно-кварцевые, люминесцентные эритемные лампы).

Применение закаливающих процедур при различных видах занятий массовой физической культурой. Школы закаливания. Особенности применения закаливания в процессе занятий физкультурой и спортом.

РАЗДЕЛ V. ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Тема 5.1. Гигиена детей и подростков

Гигиеническая характеристика возрастных особенностей детей и подростков. Влияние внешней среды и социальных факторов на рост и развитие детей и подростков. Гигиенические аспекты акселерации детей и подростков. Биологический возраст детей и подростков. Роль и значение гигиенических факторов на различных возрастных этапах.

Социально-гигиенические мероприятия по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения в РФ.

Тема 5.2. Гигиенические требования к учебно-педагогическому процессу в школе.

Гигиенические требования к зданию школы, классной комнате и ее оборудованию. Гигиенические нормы двигательной активности. Гигиенические требования к местам занятий физической культурой и спортом.

Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Гигиеническая характеристика и методика проведения утренней гимнастики, гимнастики до уроков, физкультминуток, уроков физического воспитания, прогулок, экскурсий, туристских походов. Использование естественных сил природы для закаливания организма детей и подростков. Физкультурно-оздоровительная работа со школьниками.

Суточный режим школьников различного возраста. Особенности питания школьников.

Гигиенические требования к коррекционным учреждениям.

РАЗДЕЛ 6. ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Тема 6.1. Задачи и содержание гигиены физических упражнений и спорта.

Гигиена физической культуры и спорта - наука об укреплении здоровья и повышения работоспособности физкультурников и спортсменов. Значение и роль гигиены в современной системе физического воспитания. Методы исследований (общие гигиенические и специальные).

Роль отечественных ученых в разработке важнейших положений гигиены физической культуры и спорта (П.Ф. Лесгафт, Б.В. Гриневский, В.А. Волжин-ский, А.А. Минх и др.).

Основные направления развития научных исследований в области гигиены физической культуры и спорта.

Гигиеническое обеспечение массовой физкультуры и спорта инвалидов. Комплексное применение гигиенических средств для укрепления здоровья и повышения работоспособности.

Тема 6.2. Гигиенические требования к спортивным сооружениям

Гигиенические требования к выбору места, экологическим условиям и ориентации зданий спортивных сооружений. Гигиенические требования к строительным материалам. Гигиенические требования к планировке спортивных сооружений.

Гигиенические требования к освещению спортивных сооружений. Гигиеническая характеристика естественного и искусственного освещения. Единицы освещенности. Приборы и методы определения освещенности. Нормы освещенности открытых и крытых спортивных сооружений.

Гигиенические требования к отоплению спортивных сооружений. Гигиеническая характеристика различных систем отопления. Нормативные показатели микроклиматических условий в различных спортивных сооружениях.

Гигиенические требования к вентиляции спортивных сооружений. Гигиеническая характеристика различных систем вентиляции в спортивных сооружениях. Методы определения эффективности вентиляции. Нормативные показатели эффективности вентиляции в спортивных сооружениях.

Гигиенические требования к спортивному инвентарю, оборудованию и синтетическим напольным покрытиям, к цветовому оформлению и интерьеру.

Социально-гигиенические требования к различным типам физкультурно - оздоровительных сооружений в городах и сельской местности.

Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям для занятий легкой атлетикой, лыжным и конькобежным спортом, греблей, плаванием.

Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям (спортивные залы, крытый каток, крытый плавательный бассейн).

Тема 6.3. Особенности гигиенического обеспечения спортсменов в отдельных видах спорта

Легкая атлетика. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревнований. Личная гигиена и питание легкоатлетов. Гигиенические требования к стадионам и легкоатлетическим манежам. Профилактика травм.

Плавание. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревнований. Личная гигиена и питание пловцов. Гигиенические требования к крытым и открытым плавательным бассейнам.

Спортивные игры. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревнований. Личная гигиена и питание спортсменов (игроков). Гигиенические требования к игровым залам и площадкам. Профилактика травм.

Гимнастика. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревнований. Личная гигиена и питание гимнастов. Гигиенические требования к гимнастическому залу. Профилактика травм.

Спортивная борьба. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревнований. Личная гигиена и питание борцов. Гигиенические требования к местам занятий борьбой. Профилактика травм.

Бокс. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревнований. Личная гигиена и защитные приспособления. Особенности питания. Гигиенические требования к местам занятий боксом. Профилактика травм.

Тяжелая атлетика. Гигиеническая характеристика. Гигиена тренировки и соревнований. Личная гигиена. Особенности питания тяжелоатлетов. Гигиенические требования к местам занятий тяжелой атлетикой. Профилактика травм.

Конькобежный спорт. Гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к организации, условиям и местам проведения занятий, одежде и обуви. Особенности питания. Профилактика травм и обморожений.

Лыжный спорт. Гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к организации, условиям и местам проведения занятий, нормированию нагрузок, одежде и обуви. Особенности питания. Профилактика обморожений и травм.

Тема 6.4. Гигиеническое обеспечение занятий наиболее популярными видами массовой физической культуры и спорта

Оздоровительная ходьба. Гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к организации, условиям и местам проведения занятий, нормированию нагрузок, одежде и обуви. Особенности питания. Профилактика травм.

Оздоровительный бег. Гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к организации, условиям и местам проведения занятий, нормированию нагрузок, одежде и обуви. Особенности питания. Профилактика травм.

Аэробика и фитнес гимнастика. Гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к организации, условиям и местам проведения. Особенности питания. Профилактика травм.

Бодибилдинг и армрестлинг. Гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к организации, условиям и местам поведения занятий, нормированию нагрузок, одежде и обуви. Особенности питания. Профилактика травм.

Восточные единоборства. Гигиеническая характеристика. Гигиенические требования к организации, условиям и местам проведения занятий, нагрузкам, одежде и обуви. Особенности питания. Профилактика травм.

Туризм. Гигиеническая характеристика туризма. Гигиенические требования к проведению походов. Гигиенические требования к одежде, обуви и снаряжению туристов. Питание и питьевой режим туристов. Гигиенические требования к режиму похода и личной гигиене туристов. Профилактика травм. Экоспорт. Гигиеническая характеристика и обеспечение.

Тема 6.5. Гигиена физической культуры в среднем и пожилом возрасте

Гигиеническая характеристика возрастных особенностей лиц среднего и пожилого возраста. Медицинские группы.

Особенности гигиенического обеспечения занятий физическими упражнениями лиц среднего и пожилого возраста (суточный режим, двигательная активность, питание, закаливание, восстановление).

Гигиеническая характеристика основных форм занятий физическими упражнениями для лиц среднего и пожилого возраста (утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, гимнастические упражнения, спортивные игры и др.).

6.6. Гигиенические основы массовой физической культуры на производстве

Гигиеническая характеристика основных форм производственной физической культуры: производственная гимнастика, меры профилактики влияния неблагоприятных факторов труда, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Гигиенические требования к организации и проведению различных форм производственной гимнастики: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурные минутки, микропаузы активного отдыха.

Гигиенические требования к местам проведения производственной гимнастики.

Гигиенические требования к организации и проведению восстановления после работы.

Гигиеническая характеристика основных форм физкультурно-оздоровительных средств восстановления организма после работы (восстановительная гимнастика, упражнения на тренажерах, спортивные игры, гидропроцедуры, паровая и суховоздушная баня, восстановительное плавание, различные средства психологической разгрузки, психорегулирующая тренировка, аппаратный массаж и др.).

Гигиенические требования к профессионально-прикладной физической подготовке трудящихся. Гигиеническая характеристика основных форм профессионально-прикладной физической подготовки с учетом профессиональных, половых и возрастных особенностей трудящихся.

Тема 6.7. Гигиенические требования к проведению занятий физическими упражнениями и спортом по месту жительства

Гигиенические требования к организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий по месту жительства. Гигиеническая характеристика различных форм занятий физическими упражнениями и спортом по месту жительства. Гигиенические требования к местам занятий физическими упражнениями и спортом по месту жительства

3. Примерная тематика рефератов

  1. История гигиены ФК и С
  2. Физиологическое значение воды для человека.
  3. Значение газового состава воздуха для человека.
  4. Рациональное питание.
  5. Рациональное питание.
  6. Гигиенические требования и местам пребываний инвалидов.
  7. Современная спортивная одежда.
  8. Применение гигиенических средств восстановления в ИВС.
  9. Гигиенические требования к коррекционным школам.
  10. Пребывание в сложных условиях окружающей среды (крайние температуры, измененное давление).

4. Перечень вопросов к зачету по курсу «Общая и специальная гигиена».

  1. Предмет и задачи общей гигиены и гигиены массовой физической культуры и спорта.
  2.  Исторические этапы гигиенической науки, выдающиеся ученые общей и спортивной гигиены.
  3.  Методы гигиенических исследований.
  4.  Структура здорового образа жизни и его элементы.
  5.  Основные пути формирования здорового образа жизни различных контингентов населения.
  6.  Характеристика биологических факторов внешней среды.
  7.  Инфекционные заболевания и пути их распространения.
  8.  Источники инфекции. Механизмы передачи инфекции.
  9.  Восприимчивость и иммунитет.
  1.  Виды иммунитета.
  2.  Гигиена половой жизни и СПИДа.
  3.  Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний.
  4.  Значение правил личной гигиены для различных контингентов населения.
  5.  Правила ухода за телом, кожей, зубами, волосами. Профилактика эпидермофитии.
  6.  Гигиенические основы суточного режима.
  1.  Вредные привычки. Профилактика и борьба с курением, алкоголем и наркотиками.
  2.  Гигиенические требования к обычной и спортивной одежде и обуви.
  3.  Гигиеническое значение закаливания. Основные принципы закаливания. Виды закаливания.
  4.  Закаливание воздухом. Гигиеническая характеристика воздушных ванн и методика их применения.
  5.  Закаливание водой. Гигиеническая характеристика, методика и дозировка применения различных водных процедур.
  6.  Закаливание солнцем. Гигиеническая характеристика воздействий солнечных лучей. Методика приема и дозировка солнечных ванн.
  7.  Гигиеническое значение температуры воздуха. Правила и методы измерения температуры воздуха. Гигиенические нормы.
  1.  Гигиеническое значение влажности воздуха. Виды влажности. Приборы и методы определения относительной влажности. Гигиенические нормы.
  2. Гигиеническое значение направления и скорости движения воздуха. Гигиенические нормы.
  3.  Гигиеническая характеристика атмосферного давления и его влияние на организм человека. Методы и единицы измерения.

26.        Гигиеническая характеристика комплексного влияния физических
свойств воздуха. Методика исследования охлаждающей способности воздуха.
Гигиенические нормы.

  1.  Биологическое действие солнечной радиации. Гигиенические требования к устройству соляриев. Оздоровительное значение солнечной радиации.
  2.  Гигиеническая характеристика химического состава воздуха. Гигиенические нормы.
  3. Гигиеническая характеристика механических примесей. Запыленность воздуха. Гигиенические нормы.
  4.  Климат, погода, акклиматизация. Влияние погодных условий на организм человека.
  5.  Гигиеническое и физиологическое значение питьевой воды.
  6.  Гигиенические требования к питьевой воде.
  7.  Органолептические (физические) свойства питьевой воды.
  8.  Гигиеническое значение минерального состава воды.
  9.  Гигиеническая характеристика источников водоснабжения.
  10.  Гигиеническая характеристика систем водоснабжения.
  11.  Методы очистки питьевой воды. Гигиеническая характеристика систем водоочистки.
  12.  Показатели бактериальной загрязненности воды. Коли-индекс, коли-титр и их определение.
  13.  Гигиеническая характеристика жесткости воды и её значение. Методы устранения повышенной жесткости.
  14.  Методы обеззараживания воды (физические и химические).
  15.  Хлорирование - как метод дезинфекции и профилактики желудочно-кишечных инфекций.
  16.  Гигиеническая характеристика почвы и её эпидемиологическое значение. Физико-гигиенические свойства почв.
  17.  Характеристика устройства и оборудования спортивных сооружений с точки зрения требований гигиены (ориентация, место расположения, строительные материалы, окраска, роза ветров и др.).
  18.  Гигиенические требования к освещению спортивных сооружений.
  1.  Гигиеническая характеристика естественного и искусственного освещения. Единицы освещенности. Приборы и методы определения освещенности. Нормы освещенности.
  2.  Гигиенические требования к отоплению спортивных сооружений. Гигиеническая характеристика различных систем отопления.
  3.  Гигиенические требования к вентиляции спортивных сооружений. Гигиеническая характеристика различных систем вентиляции.
  4.  Методы определения эффективности работы вентиляции. Нормативные показатели.
  5.  Кондиционирование воздуха. Устройство и значение кондиционера.
  6.  Гигиенические требования к местам занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе.
  7.  Гигиенические требования к открытым и закрытым искусственным бассейнам.
  8.  Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям, роль зеленых насаждений.
  9.  Гигиеническая характеристика шума. Методы борьбы с повышенным шумом в спортивной практике (мотоспорт, стрелковые тиры).
  10.  Гигиенические требования к пище и питанию. Роль питания в поддержании состояния здоровья, нормального развития организма, общей и спортивной работоспособности.
  11.  Составные элементы суточных энерготрат (регулируемые и нерегулируемые энерготраты). Методы определения суточного расхода энергии.
  12.  Калорийность пищи. Нормы калорийности пищевых рационов с учетом половых, возрастных, профессиональных особенностей и занятий физическими упражнениями и спортом.
  13.  Гигиеническое значение белков. Потребность организма в белках.
  14. Гигиеническое значение и нормы жиров в питании человека, занимающегося и не занимающегося физической культурой и спортом.
  15.  Гигиеническое значение и нормы углеводов в питании человека.
  16.  Гигиеническое значение витаминов. Гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз.
  17.  Роль и значение жирорастворимых витаминов для спортсменов и лиц, не занимающихся спортом.
  18.  Роль и значение водорастворимых витаминов. Гигиеническая характеристика наиболее важных витаминов (С. B1, B2, В6, Bl2).
  19.  Гигиеническое значение и роль минеральных веществ в питании спортсменов и лиц, не занимающихся спортом.
  20.  Гигиеническая характеристика макро- и микроэлементов.
  21.  Гигиеническая характеристика мясомолочных продуктов, их значение в питании.
  22.  Гигиеническая характеристика крупяных продуктов, овощей и фруктов, их значение в питании.

69. Гигиеническое значение разнообразия в питании спортсменов.

70. Режим питания занимающихся и не занимающихся физической культурой и спортом.

71.         Особенности питания при необходимости увеличения мышечной массы и при сгонке веса.

  1.  Гигиенические критерии рационального питания. Формула сбалансированного питания здоровых людей и спортсменов.
  2.  Продукты повышенной биологической ценности и специальные питательные смеси. Их использование в физической культуре и спорте.
  3.  Гигиенические особенности физического воспитания и требования к различным формам физического воспитания детей и подростков.
  1.  Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в школе.
  2.  Гигиенические особенности физического воспитания дошкольников.
  1.  Гигиенические особенности занятий физическими упражнениями в среднем и пожилом возрасте.
  2.  Гигиеническое значение и задачи профессиональной прикладной физической подготовки.
  3.  Гигиенические требования при проведении производственной гимнастики.
  4.  Гигиеническое обеспечение занятий физическими упражнениями по месту жительства.
  5.  Основные гигиенические требования к организации и проведению тренировочного процесса.
  1.  Биоритмы и работоспособность.
  1.  Гигиенические требования к спортивным сооружениям по избранному виду спорта и создание оптимальных социально-гигиенических условий микросреды.
  2.  Общая характеристика дополнительных гигиенических факторов, применяемых в спорте с целью улучшения восстановления и повышения работоспособности.
  3.  Гигиеническая характеристика и методика применения восстановительных гидропроцедур.
  4.  Гигиеническое, лечебно-профилактическое и оздоровительное значение паровых и суховоздушных (сауна) бань.
  5.  Гигиеническая характеристика и методика использования искусственных источников ультрафиолетовых облучений и аэроионизации в спортивной практике.
  6.  Гигиенические требования к построению режима для тренирующегося спортсмена в условиях учебы (работы) и тренировочного сбора.

89.        Особенности гигиенического обеспечения при занятиях физической культурой и спортом в условиях высокой и низкой температуры.

90.        Гигиенические мероприятия при резком изменении времени (в связи странсмередиальными перелетами спортсменов).

91.        Основные гигиенические положения подготовки юных спортсменов:
особенности режима, личной гигиены, питания, закаливания и др.

  1.  Гигиенические особенности питания юных спортсменов.
  2.  Гигиеническая характеристика избранного вида спорта.
  3.  Гигиенические требования и основные принципы построения питания спортсменов в избранном виде спорта.
  4.  Гигиенические особенности питания на дистанции, перед и во время соревнований.
  5.  Гигиеническое обеспечение тренировочного сбора.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

№.п/п.





Наименование тем


Аудиторные занятия (час), в том числе:

Лекции

Семинары

1.

Предмет и задачи гигиены

1

1

2.

   Организм и факторы окружающей среды. Влияние факторов внешней среды на здоровье и работоспособность человека.

1

1

3.

 Гигиена питания.

1

1

4.

 Личная гигиена

1

1

5.

 Гигиена физического воспитания детей и подростков

2

2

6.

 Гигиена физической культуры и спорта

2

2

ИТОГО

8

8

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Форма итогового контроля - зачет

V.  Учебно-методическое обеспечение курса.

1. Рекомендуемая литература (основная)

1. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для институтов и техникумов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

2. Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по гигиене: Пособие для институтов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1.  Антропов М.Я. Школьная гигиена: Учебник. - М.: Медицина, 1971.
  2.  Гигиена питания: Учебное пособие / Сост. Сорокина Н.И. - М.: РИО РГАФК, 1997.
  3.  Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М.: Медицина, 1988.
  4. Гигиена: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.И. Румянцева. - М., ГЭО-ТАР-МЕД,2001.
  5.  Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. - М.: Медицина, 1989.
  6.  Кузин В.В., Лаптев А.П. Спортивный режим и повышение эффективности тренировочного процесса (РГАФК) - М., 1999.
  7.  Кузнецов П.И. Основы гигиены физической культуры и спорта: Учебное пособие. - Омск: Сиб. ГАФК, 1996.
  8.  Лаптев А.П., Панков В.А. Здоровый образ жизни: Учебное пособие (РГАФК).-М., 2001.
  1.  Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. -М.: Медицина, 1991.
  2.  Лаптев А.П. Гигиена физкультурника. - М.: Знание, 1989.
  3.  Основы валеологии / Под общ. ред. В.П. Петленко. - В 3 кн.:- Киев: Олимпийская литература, 1998.
  4.  Петровский К.С, Ванханен В.Д. Гигиена питания: Учебник. - М.: Медицина, 1982.
  5.  Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека: Курс лекций. - М., 1999.
  6.  Питание в системе подготовки спортсменов / Под ред. В.М. Смулянского, В.Д. Моногарова, М.М. Булатовой.-Киев: Олимпийская литература, 1996.
  7.  1000+1 совет о питании при занятии спортом/Авт.-сост. К.К.Альциванович. - Мн., 2004
  8.  Вайнбаум Я.С.и др.Гигиена физического воспитания и спорта.  М.,2002,2003
  9.  Гигиена: словарь-справочник/под. ред. В.А. Тутельяна.- М.: Высш. шк.,2006
  10.  Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М., 2003
  11.  Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене: учеб.пос. М.:1991
  12.  Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: учебник. - М.,1999
  13.  Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.,2003
  14.  Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры. - М.,1979
  15.  Общая гигиена: конспект лекций/ Ю.Ю. Елисеев и др.- М,2006
  16.  Основы педиатрии и гигиены детей дошк.возраста/Под ред. М.П.Дорошкевича. - Р.-н-Д., 2003
  17.  Пивоваров Ю.П. и др. Гигиена и основы экологии человека: учебник для вузов. - М..2004

Методическое обеспечение курса.

Практические занятия проводятся в аудиториях, спортивных залах, компьютерном  классе.

Программное обеспечение:

Компьютерная программа расчета калорийности и энергетической ценности рациона «Питание».

Компьютерная программа расчета энергетических затрат спортсмена.

Компьютерная программа оценки уровней физического развития и физической подготовленности учащихся «Информационно – методический комплекс учителя физической культуры.

 Инструментальное и лабораторное оборудование:

  1. термометры ртутный и спиртовый,
  2. психрометры стационарный и аспирационный;
  3. анемометры чашечный и крыльчатый;
  4. барометр-анероид;
  5. секундомер;
  6. люксметр;
  7. рулетка,

Методические указания по выполнению  лабораторных и домашних работ.