Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в объединениях Центра дополнительного образования

Скрипцова Ирина Николаевна
Деятельность нашего Центра направлена на создание здоровой и безопасной среды, поэтому одной из основополагающих целей нашего образовательного учреждения является сохранение здоровья обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.Н. Скрипцова,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «ФЦДО», гп.Фёдоровский, Сургутского р-на

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в объединениях Центра дополнительного образования

Здоровье детей на сегодняшний день - предмет особой заботы и тревоги всех уровней власти, педагогов, родителей, общественности. Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящая  ущерба здоровью его участников [1].

Выражение, что «болезнь легче предупредить, чем лечить» уже давно набило оскомину, но именно использование здоровьесберегающих технологий при обучении позволяет нам, как педагогам воспитывать наших учеников не только продвинутыми, творческими мыслящими профессионалами своего дела, но и прежде всего людьми с крепким здоровьем. И мы как педагоги должны помогать ребятам формировать стремление заботиться о здоровье. Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, снижает утомление, поддерживает и восстанавливает работоспособность учащихся, позволяет контролировать психоэмоциональное состояние.

Деятельность нашего Центра направлена на создание здоровой и безопасной среды, поэтому одной из основополагающих целей нашего образовательного учреждения  является сохранение здоровья обучающихся. Наши педагоги организуют учебный процесс с позиции здоровьесберегающего подхода, руководствуясь следующими принципами: 

принцип персонификации учебной нагрузки для учащихся требует от учителя в процессе обучения детей сохранения их здоровья, ориентирования на конкретную личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями;

принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;

принцип фасилитации предполагает умение учителя выбрать из педагогических средств и методов наиболее адекватные,  наиболее целесообразные и в отношении соответствия содержанию предмета, и в отношении соответствия уровню обученности учащихся, а также их уровню способностей и здоровья;

 - принцип субъектности. С ростом самосознания ребенок должен сам учиться сохранять свое здоровье, следовать принципам здорового образа жизни, укреплять свое здоровье, занимаясь физической культурой, соблюдая режим дня и т.д.

 - принцип интеграции предполагает, с одной стороны, взаимодействие различных институтов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном учреждении, а с другой стороны, сочетание направленности деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников и активной работы по устранению негативных воздействий различных факторов.

принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности выражается в том, что сохранением и укреплением состояния здоровья детей и подростков должны заниматься разные институты, на разных уровнях в зависимости от складывающихся условий, от действия факторов риска, от уровня подготовки специалистов [2].

Предлагем  Вашему вниманию пример использования здоровьесберегающих технологий из опыта работы педагогов дополнительного образования МАУ ДО «ФЦДО». Необходимо обратить внимание на тот факт, что активно пропагандировать предлагаемые сегодня здоровьесберегающие технологии  нам помогают обучающиеся объединений «Медрегистратор» и «Младшая сестра милосердия». Таким образом, мы что называется, «убиваем сразу двух зайцев»:

  • Подготавливая ребят к овладению различными здоровьесберегающими технологиями, мы невольно ориентируем их на ведение здорового образа жизни;
  • И второе -  использование любых технологий (даже игровых) педагогом всё равно воспринимается как должное, навязывание, если то же самое осуществляется ровесниками, то формирование потребностно-мотивационной сферы ребёнка для построения личной стратегии здравотворчества более выражена.

Для правильного подхода, прежде всего, нами были выделены основные проблемы, которые могут возникнуть у ребят в процессе обучения. K:\для статьи\рисунок для статьи 001.jpg

Важным аспектом урока с точки зрения здоровьесбережения считается разнообразие форм работы с учащимися - работа в парах, в группах. В этом случае слабоуспевающий ученик чувствует поддержку товарища, освобождается от боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Исходя из особенностей обучения, нами разработаны, взяты из различных источников, и апробированы различные комплексы упражнений, игр, методик, при этом обязательно учитывается возраст (известно, что возраст наших обучающихся варьирует от 6 до18 лет), и наиболее удачные методики применяются регулярно на наших занятиях.

Кроме традиционных физкультминуток используем включения в уроки заданий, формирующих у учащихся мотивацию к укреплению и сохранению здоровья. Основные задачи таких уроков здоровья связаны с воспитанием у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, с формированием представления о здоровье как ценности, мотивацией на ведение здорового образа жизни. А решение практических задач могут быть использованы в повседневной жизни. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, игра с мячом. Учитель, кидая мяч, задает ученику вопрос, отдавая мяч, обратно ученик отвечает. Например, врач, занимающийся детскими болезнями; - врач, занимающийся болезнями, которые требуют оперативных методов лечения; 

В Центре активно ведётся исследовательская деятельность. Программа одного из проектов – «Использование лекарственных растений ХМАО при изготовлении кислородных коктейлей для повышения резистентности к патологии простудного характера  среди подростков центра дополнительного образования г.п. Федоровский» - победителей активно внедряется в практику. Кроме этого в МАУ ДО «ФЦДО» создана «Научно-практическая лаборатория «Экология. Здоровье. Югра», Работа которой направлена на создание условий  по развитию здоровьесберегающей,  экологической деятельности в г.п. Федоровский Сургутского района ХМАО – Югры.

Здоровье – наивысшее благо и бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества, это величайшая социальная ценность.

Литература:

1. Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе / Е. В. Советова – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

2. Тихомирова Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики / Под ред. проф. М. И. Рожкова. – Ярославль, 2004. – 240 с.