Методическая paзработка практического занятия (для преподавателей и обучающихся) Тема: «Анатомо- физиологические особенности сердечно -сосудистой системы. Процесс и круги кровообращения. Сосуды, виды. Строение стенок сосудов.»

Шушпанов Андрей Анатольевич

Данная методическая разработка предназначена для  проведения  практического занятия   по  теме «Анатомо - физиологические особенности сердечно - сосудистой системы. Процесс и круги  кровообращения. Сосуды, виды. Строение стенок сосудов», обучающихся 2 курса.В процессе практического  занятия обучающиеся  получают знания и формируются умения, использовать знания по анатомии и физиологии  человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Ставропольского края

ГБПОУ СК «Пятигорский медицинский колледж»

Методическая   paзработка

(для преподавателей и обучающихся)

Тема: «Анатомо- физиологические особенности сердечно -сосудистой системы. Процесс и круги  кровообращения. Сосуды, виды. Строение стенок сосудов.»

https://cure-lab.ru/sitefiles/ra/1920x900/News/U-9m4pMjz7EQLv6mb4riq8_TPaGfi3sB.jpg

Преподаватель общеобразовательных дисциплин: А.А.Шушпанов

Дисциплина:«ОП.О2Анатомия и физиология человека»

 Специальность 34.02.01 «Сестринское  дело»

Курс 2

Пояснительная записка

К методической разработке ОП.02. «Анатомия и физиология человека».

Методическое пособие разработано для преподавателей и студентов с целью овладенияобучающимися знаний по теме «Анатомо - физиологические особенности сердечно - сосудистой системы. Процесс и круги  кровообращения. Сосуды, виды. Строение стенок сосудов». В процессе практического  занятия обучающиеся  получают знания и формируются умения, использовать знания по анатомии и физиологии  человека.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям, для использования на практическом  занятии в рамках специальности 34.02.01. Сестринское дело  базовый уровень среднего профессионального образования.

Содержание

План практического занятия

6

Основная часть. Цели проведения занятия

9

Требования        к знаниям и умениям

10

Глоссарий

12

Информационно - методический блок (план практического занятия)

14

Задание для самостоятельной работы

24

Задания для практической работы

25

Задание для итогового контроля

39

Список использованных источников и литературы        

41

Приложения

42

Вопросы  для самостоятельной работы обучающихся :

1. Что входит в понятие сердечно – сосудистая система?

2. Из чего состоит кровеносная система?

3. Какие сосуды вы знаете?

4. Что такое артерии?

5. Что такое вены?

6. Какие отличительные особенности вен вы знаете?

7. Что такое капилляры?

8. Что относится к микроциркуляторному руслу?

9. Какую функцию выполняет сердце?

10. Где измеряется АД?

11. Где измеряется пульс?

12. Какие круги кровообращения вы знаете?

13. Где и каким сосудом начинается большой круг кровообращения?

14. Где и каким сосудом заканчивается большой круг кровообращения?

15. Какое значение имеет большой круг кровообращения?

16. Где и каким сосудом начинается малый круг кровообращения?

17. Где и каким сосудом заканчивается малый круг кровообращения?

18. Какое значение имеет малый круг кровообращения?

     19. Откуда и какими сосудами начинается сердечный круг кровообращения?

     20. Где и каким сосудом заканчивается сердечный круг кровообращения?

               21. Какое значение имеет сердечный круг кровообращения?

Задания  для  практической  работы:

Задания №1выполняются с использованием интерактивной доски:

А.Распределите  вены и сосуды   по соответствующим группам:

Малый круг кровообращения :

Большой круг кровообращения :

Б.Вставьте пропуски в тексте.

Задание №2Дописать предложения:

Наружний слой кровеносных сосудов  называется  _______________;

Средний слой  кровеносных сосудов  называется _______________;

Внутренний слой кровеносных сосудов  называется ______________.

Задание №3  Заполнить таблицу :

 

Артерии

Капилляры

Вены

Определение

Строение

Функция

        

Задание №4   Решите тест на тему сердечно-сосудистая система

1. Назовите характерные морфологические особенности малого (Легочного) круга кровообращения.

А) начинается в левом желудочке;

Б) начинается в правом желудочке;

В) заканчивается в левом предсердии;

Г) заканчивается в правом предсердии;

Д) по артериям течет венозная кровь.

2. Назовите характерные морфологические особенности большого (Телесного) круга кровообращения.

А) начинается в левом желудочке;

Б) начинается в правом желудочке;

В) заканчивается в левом предсердии;

Г) заканчивается в правом предсердии;

Д) по артериям течет венозная кровь.

3. Назовите характерные морфологические особенности артериальных сосудов.

А) несут кровь к сердцу;

Б) несут кровь от сердца,

В) эластичные и мышечные элементы в стенке развить хорошо;

Г) эластичные и мышечные элементы в стенке развить плохо;

Д) внутренняя оболочка образует клапаны.

4. Назовите составляющие внешней оболочки артерий.

А) исполосованная мышечная ткань;

Б) гладкая мышечная ткань;

В) соединительная ткань;

Г) эндотелий;

Д) эластичные волокна.

5. Назовите составляющие средней оболочки артерий.

А) исполосованная мышечная ткань;

Б) гладкая мышечная ткань;

В) соединительная ткань;

Г) эндотелий;

Д) эластичные волокна.

6. Назовите составляющие внутренней оболочки артерий.

А) исполосованная мышечная ткань;

Б) гладкая мышечная ткань;

В) соединительная ткань;

Г) эндотелий;

Д) эластичные волокна.

7. Назовите артериальные сосуды, относящиеся к эластичному типу.

А) периферийные артерии конечностей;

Б) сонная артерия;

В) аорта;

Г) легочный ствол;

Д) подмышечная артерия.

8. Назовите артериальные сосуды, относящиеся к мышечному типу.

А) периферийные артерии конечностей;

Б) сонная артерия;

В) аорта;

Г) легочный ствол;

Д) подмышечная артерия.

9. Назовите артериальные сосуды, принадлежащие к смешанному типу.

А) периферийные артерии конечностей;

Б) сонная артерия;

В) аорта;

Г) легочный ствол;

Д) подмышечная артерия.

10. Артериальные сосуды сетевидного типа расположены в …

А) … коже;

Б) … сердце;

В) … желудка и кишечника;

Г) … головном мозге;

Д) … сетчатке.

11. Артериальные сосуды конечного типа расположены в …

А) … коже;

Б) … сердце;

В) … желудка и кишечника;

Г) … головном мозге;

Д) … сетчатке.

12. Назовите характерные морфологические особенности венозных сосудов.

А) несут кровь к сердцу;

Б) несут кровь от сердца,

В) эластичные и мышечные элементы в стенке развить хорошо;

Г) эластичные и мышечные элементы в стенке развить плохо; +

Д) внутренняя оболочка образует клапаны.

13. Назовите вены в которых отсутствуют клапаны.

А) верхняя и нижняя полые вены;

Б) вены нижних конечностей;

В) вены верхних конечностей;

Г) легочные вены;

Д) вены головы.

14. Выберите верный порядок расположения частей микроциркуляторного русла.

А) артериолы — венулы — капилляры — прекапилляры — посткапилляры;

Б) венулы — артериолы — прекапилляры — посткапилляры — капилляры;

В) артериолы — капилляры — посткапилляры — прекапилляры — венулы;

Г) артериолы — прекапилляры — капилляры — посткапилляры — венулы;

Д) капилляры — прекапилляры — посткапилляры — артериолы — венулы.

15. Назовите органы, в которых микроциркуляторное русло представлено «Замечательной сеткой».

А) сердце;

Б) гипофиз;

В) поджелудочная железа;

Г) печень;

Д) почка.

16. Назовите анатомические структуры, в которых отсутствуют кровеносные сосуды.

А) надкостницы;

Б) роговица;

В) эпидермис;

Г) суставной хрящ;

Д) желтый костный мозг.

17. Назовите органы, выполняющие кроветворную функцию.

А) тимус;

Б) красный костный мозг;

В) желтый костный мозг;

Г) селезенка;

Д) гипофиз.

18. Назовите лимфатические органы, которые относят к первичным.

А) миндалины;

Б) красный костный мозг;

В) лимфатические узлы;

Г) селезенка;

Д) тимус.

19. Назовите лимфатические органы, которые относят к вторичным.

А) миндалины;

Б) красный костный мозг;

В) лимфатические узлы;

Г) селезенка;

Д) тимус.

20. Выберите последовательность, в которой происходит изменение источников кроветворения.

А) желточный мешок — мезенхима — селезенка – красный костный мозг — печень;

Б) мезенхима — желточный мешок — красный костный мозг — селезенка — печень;

В) печень — селезенка — желточный мешок – красный костный мозг — мезенхима;

Г) мезенхима — желточный мешок — печень — селезенка — красный костный мозг;

Д) красный костный мозг — мезенхима – желтковый мешок — селезенка — печень.

21. Назовите место расположения селезенки.

А) правое подреберье;

Б) левое подреберье;

В) уровень IV ребра;

Г) уровень V — VII ребер;

Д) уровень IX — XI ребер.

22. В отношении брюшины селезенка расположена …

А) … екстраперитонеально;

Б) … интраперитонеально;

В) … мезоперитонеально.

23. Назовите характерные морфологические особенности красной пульпы селезенки.

А) составляет примерно 70 — 75% массы селезенки;

Б) составляет примерно 20 — 25% массы селезенки;

В) образована лимфоидной тканью;

Г) образована скоплением форменных элементов крови

Д) выполняет функцию вторичного лимфатического органа.

24. Назовите характерные морфологические особенности белой пульпы селезенки.

А) составляет примерно 70 — 75% массы селезенки;

Б) составляет примерно 20 — 25% массы селезенки;

В) образована лимфоидной тканью;

Г) образована скоплением форменных элементов крови

Д) выполняет функцию вторичного лимфатического органа.

25. Пупочные артерии содержат …

А) … венозную кровь;

Б) … артериальную кровь

В) … венозно-артериальную кровь

26. Пупочная вена содержит …

А) … венозную кровь;

Б) … артериальную кровь;

В) … венозно-артериальную кровь.

27. В норме овальное отверстие закрывается …

А) … до рождения;

Б) … сразу после рождения;

В) … на первом году жизни;

Г) … после шести лет;

Д) … после полового созревания.

28. Назовите сосуды, которые соединяет артериальный (Боталова) проток.

А) аорта;

Б) общая сонная артерия;

В) подключичная артерия;

Г) легочный ствол;

Д) брюшной ствол.

29. Назовите сосуды, которые соединяет венозный (Аранциева) проток.

А) плечеголовные вена;

Б) верхняя полая вена;

В) нижняя полая вена;

Г) легочный ствол;

Д) пупочная вена.

30. Назовите уровень, на котором располагается верхушка сердца.

А) верхний край хрящей и  ребер;

Б) IV межреберный  промежуток слева;

В) IV межреберный промежуток справа;

Г) V межреберныйпромежуток слева;

Д) V межреберный  промежуток, дело.

Задание № 5    Зарисовать круги кровообращения, отметив отделы сердца, сосуды, выходящие и входящие в камеры сердца.

hello_html_m6e868e51.jpg

Задание №6   Обозначьте виды сосудов и наименование их стенок.

hello_html_m1192cf91.jpg

Задание №7«Логическая цепочка». Необходимо упорядочить понятия в виде логической цепочки. Расположите отделы сердца и сосуды в нужной последовательности.

1. 1) аорта

2) правое предсердие

3) артерии

4) левый желудочек

5) капилляры

6) верхняя и нижняя полые вены

7) вены

2. 1) правый желудочек

2) капилляры легких

3) легочные артерии

4) легочный ствол

5) левое предсердие

6) легочные вены

3. 1) капилляры сердца

2) правая и левая венечные артерии

3) восходящая аорта

4) правое предсердие

5) венечный синус

6) вены сердца

Задание № 8.  Укажите правильную последовательность сосудов:

1.

а) внутренняя подвздошная артерия - бедренная артерия - подколенная артерия - задняя большеберцовая артерия

б) наружная подвздошная артерия - бедренная артерия - подколенная артерия - задняя большеберцовая артерия

в) бедренная артерия - внутренняя подвздошная артерия - подколенная артерия – задняя большеберцовая артерия

2.

а) дуга аорты, плечеголовной ствол, правая подключичная артерия, подмышечная артерия, плечевая артерия, лучевая артерия

б) дуга аорты, левая подключичная артерия, плечевая артерия, подмышечная артерия, локтевая артерия

в) дуга аорты, плечеголовной ствол, левая подключичная артерия, подмышечная артерия, плечевая артерия, лучевая артерия

Задание № 9    Установите соответствие

  1. Установите соответствие между областями тела и венами, проходящими в них:

1.Вены нижней конечности

А. Медиальная подкожная вена

2.Вены верхней конечности

Б. Поясничные вены

3.Вены головы

В. Большая подкожная вена

4.Париетальные вены живота

Г. Лицевая вена

  1. Установите соответствие между венами и их притоками:

1.Париетальные вены живота

А. Селезеночная

2.Парные висцеральные вены живота

Б.Большая подкожная вена

3.Непарные висцеральные вены живота

В. Почечные

4.Вены нижней конечности

Г. Нижние диафрагмальные

  1. Установите соответствие между венами и областями тела:

1.Вены головы

А. Верхняя брыжеечная вена

2.Парные висцеральные вены живота

Б.Латеральная подкожная вена

3.Непарные висцеральные вены живота

В. Надпочечниковые вены

4.Вены верхней конечности

Г. Внутренняя яремная вена

  1. Установите соответствие между поверхностными венами конечностей и местом их впадения:

Поверхностные вены

Место впадения

1.Медиальная подкожная вена

А. Подмышечная вена

2.Латеральная подкожная вена

Б. Бедренная вена

3.Большая подкожная вена

В.Подколенная вена

4.Малая подкожная вена

Г. Плечевая вена

Задание  №10   Решить  кроссворд :

  1. Началом кровообращения считают...
  2. Легочные пузырьки.
  3. Самая большая артерия.
  4. Количество камер сердца человека.
  5. Артерия, опоясывающая сердце в виде венца.
  6. Круг кровообращения, начинающийся в левом желудочке.
  7. Незамкнутая система в организме человека, которая позволяет очищать межклеточные промежутки от ненужных веществ.
  8. Кровь, поступающая в правый желудочек.
  9. Часть сердца, содержащая богатую кислородом артериальную кровь.
  10. Часть сердца, содержащая богатую углекислым газом венозную кровь.
  11. Они снабжают кровь все органы и ткани.

Круги кровообращения без ответов

Задания  для  итогового  контроля  (закрепление)

  1. Чем образована ССС человека?
  2. Назвать виды кровеносных сосудов.
  3. В чём отличие в строении кровеносных сосудов, объяснить с физиологической точки.
  4. Какие круги кровообращения вы знаете?
  5. Какое значение имеет большой круг кровообращения?
  6. Какое значение имеет малый круг кровообращения?

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

1.        <5> ОТЛИЧНО - даны правильные ответы на все вопросы самостоятельной работы. Тема излагается последовательно, логически обоснованно. Все задания выполнены грамотно. Таблицы, схемы, иллюстративные вкладыши заполнены без ошибок. На все задания в виде теста дано более 91% правильных ответов.

2.        <4> ХОРОШО - даны правильные ответы на все вопросы самостоятельной работы. Тема излагается грамотно, последовательно. Возможны небольшие отклонения, не искажающие сути темы. Таблицы, схемы, иллюстративные вкладыши заполнены правильно.

Задания выполнены грамотно. На задания в виде теста дано 81 -90% правильных ответов.

3.        <3> УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - даны правильные ответы только на 71 -80% вопросов самостоятельной работы. Тема излагается правильно, но непоследовательно, имеются незначительные искажения. Таблицы, схемы, иллюстративные вкладыши заполнены не в полном объёме. На задания в виде теста дано 71- 80% правильных ответов.

4.        <2> НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - правильные ответы даны менее чем на 70% вопросов самостоятельной работы. Заметны искажения сути темы, и она излагается неграмотно. Таблицы, схемы, иллюстративные вкладыши заполнены неправильно, или не в достаточном объёме. На задания в виде теста дано менее 70% правильных ответов. Вы не справились с заданием. Вам придётся данную работу пересдать.

 

Список использованных источников и литературы