Концепция воспитательной системы образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Вероника Эскендеровна Менситова

 

Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. В стране отсутствует социально-психологическая  и экономическая поддержка дезадаптированных матерей – группы риска по отказу от своих детей.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, как правило, находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка.

В этой ситуации детские дома и школы-интернаты призваны не только выполнять образовательно-воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивать социально-правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.

 

Изменение взглядов на систему воспитательной работы в детском доме, активное включение принципиально новых методов и технологий приведет к качественному изменению существующих взаимосвязей компонентов воспитательного пространства, что в свою очередь даст возможность организовать условия для более широкой реализации потенциала воспитанников детского дома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_vospitatelnoy_sistemy_ou_dlya_detey-sirot.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:


Министерство образования Республики Башкортостан



Отдел образования муниципального района Белебеевский район



Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,



Белебеевский детский дом

















КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ





педагога Менситовой Вероники Эскендеровны





























г. Белебей, 2009


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях государства резко возросла социальная нагрузка на подрастающее поколение. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовами современности.

Основные проблемы детей помимо их объективного психофизиологического статуса вызваны состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права воспитываться в семье, зафиксированное в российском и международном законодательстве, обусловлено нестабильностью современного семейного образа жизни, ростом внебрачной рождаемости, увеличением разводов, ростом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций, отказов от детей.

Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. В стране отсутствует социально-психологическая  и экономическая поддержка дезадаптированных матерей – группы риска по отказу от своих детей.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, как правило, находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения порождают дезориентацию в сфере социокультурных норм, ценностей и образцов, тягу к бродяжничеству, рост социальной апатии,  употребление наркотических средств, криминализацию детско-подростковой среды, состояние душевной разорганизованности.

В этой ситуации детские дома и школы-интернаты призваны не только выполнять образовательно-воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивать социально-правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.

Решение задач укрепления позиций государства в мире, обеспечение ее конкурентоспособности, повышение качества жизни российских граждан возможно только при эффективном задействовании потенциала развития, носителем которого является подрастающее поколение.

В связи с этим повышаются требования и к выпускнику детского дома.  Молодой человек должен стать социально адаптированной личностью, ориентированной на общественные ценности, уверенный, способный повести за собой и выбрать достойный вариант своего жизненного пути.

Осознание сложности ситуации диктует объективную необходимость создать принципиально новую систему подготовки подростка интернатного учреждения к успешной адаптации в социуме.

Таким образом, изменение взглядов на систему воспитательной работы в детском доме, активное включение принципиально новых методов и технологий приведет к качественному изменению существующих взаимосвязей компонентов воспитательного пространства, что в свою очередь даст возможность организовать условия для более широкой реализации потенциала воспитанников детского дома.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА

В основе организационной структуры воспитательной деятельности лежит принцип – «все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно», где воспитательный процесс, направленный на формирование детского коллектива и создание системы совместной развивающей деятельности, строится следующим образом.

Структурные компоненты:

  1. организация традиционных коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций детского дома;
  2. комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  3. организация досуговой деятельности через кружки и спортивные секции;
  4. работа с органами самоуправления;
  5. групповые занятия;
  6. работа в мастерских, на приусадебном участке, в подсобном хозяйстве.

Ведущие технологии, методы:

  1. создание системы развивающей совместной деятельности и делового общения;
  2. создание условий для взаимодействия и сплочение группы;
  3. создание ситуаций деятельного успеха;
  4. здоровьесберегающие технологии;
  5. личностно-ориентированное взаимодействие педагога и воспитанников;
  6. аксиологический (психологический) подход;
  7. креативное взаимодействие, выступающее в энергетическо-потенциальной деятельности воспитанников;
  8. системное взаимодействие;
  9. рефлексивное сопровождение воспитанников;
  10. социальная реабилитация, защита прав и интересов ребенка;
  11. формирование правовой культуры и экономических знаний;
  12. бытовая адаптация;
  13. реализация игровой программы «ЛИДЕР»;
  14. реализация программы дополнительного образования «Юный информатик».

Средства психодиагностики:

  1. анкета де Хаана и Кафа «Графический профиль способностей и интересов ребенка»;
  2. ценностные ориентации Рокича;
  3. анкеты: «Я и ценности моей жизни», «Я и смысл моей жизни»;
  4. экспресс-методика оценки эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения к коллективу;
  5. тест «Оценка психологического климата в коллективе»;
  6. изучение направленности личности (опросник В. Смекала и М. Кучеры);
  7. методика по определению темперамента Г. Айзенка;
  8. методика на характер взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений, тест Т. Лири);
  9. личностные особенности (личностный Опросник Р.Кеттела, Опросник Г. Шмишека);
  10. самооценка подростков (Опросник самоотношения подростков В.В. Столина).

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Воспитательная система опирается на позиции представителей современной гуманистической психопедагогики (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, А. Маслоу) и сформулированы на основе одной ведущей идеи – идеи созидания человека (И.А. Колесникова).

  1. Принцип ценностно-смыслового равенства ребенка и взрослого.

Обеспечивает создание условий для социальной адаптации и развития каждого воспитанника. Предполагает учет жизненных смыслов, потребностей и интересов, как педагога, так и воспитанника.

  1. Принцип природосообразности

Обеспечивает создание условий принятие ребенка таким, каков он есть. Предполагает терпимость к социальному самоопределению личности.

  1. Принцип культуросообразности

Обеспечивает соответствие процесса социализации требованиям современной культуры.

  1. Принцип двудоминантности педагогического процесса

Обеспечивает «строительство внутреннего человека», его нравственного стержня, способного придать устойчивость в изменяющихся внешних условиях.

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания

Обеспечивает сохранение и развитие индивидуальности в различных социальных сферах.

  1. Принцип целостности педагогического воздействия

Обеспечивает единство воспитания в различных сферах, взаимодополнение разных способов освоения социального пространства.

  1. Принцип демократизации воспитательной системы

Обеспечивает активную роль каждого в содержании образования. Создает условия для социального творчества субъектов воспитательной системы.

Основная цель воспитательной системы – формирование коллектива воспитанников, его развитие как деятельной, организованной, успешной сплоченной группы, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность общему делу.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО ДОМА

Система взглядов на мир и на себя в нем

  1. Правильное представление о смысле жизни, идеале, счастье;
  2. Целеустремленность, наличие верных жизненных планов и ценностей;
  3. Правильный выбор профессии, активная профессиональная подготовка.

Социальная зрелость

  1. Правовая и политическая культура, четкое представление о правах и обязанностях граждан;
  2. Верная гражданская позиция, патриотизм и социальный оптимизм;
  3. Владение необходимым багажом знаний для успешной жизнедеятельности;
  4. Умение увязывать свой будущий жизненный успех с учебными и трудовыми задачами сегодняшнего дня.

Качества личности

  1. Ответственность, честность, терпимость, социальная активность;
  2. Жизнестойкость, умение переносить трудности;
  3. Целеустремленность, уверенность, решительность в действиях;
  4. Чувство собственного достоинства, адекватная самооценка;
  5. Умение противостоять негативному воздействию окружающей среды, чувство воли; оптимизм;
  6. Стремление к самовоспитанию, саморазвитию.

Отношение к окружающим

  1. Доброжелательность, умение ценить и уважать позиции другого;
  2. Коммуникабельность, готовность к сотрудничеству;
  3. Умение отстоять свои убеждения, постоять за себя.

Культурный уровень

  1. Культура общения;
  2. Культура поведения;
  3. Культура речи;
  4. Эстетическая культура;
  5. Экологическая культура.

Отношение к семье и браку

  1. Адекватное представление о любви, браке, семье;
  2. Нравственность во взаимоотношениях юношей и девушек;
  3. Осознание необходимости и желания создать благополучную семью.

Отношение к труду

  1. Добросовестное отношение к труду, уважение результатов труда чужого;
  2. Самостоятельность, старательность, настойчивость в доведении начатого дела до конца.

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

  1. Работа по изучению, развитию и коррекции личности ребенка;
  1. подбор, апробирование диагностических методик и отслеживание результатов проведенного исследования;
  2. проведение групповых занятий по развитию  и коррекции личностных качеств и моделей поведения воспитанников;
  3. реализация программы «Лидер».

  1. Работа над системой трудового воспитания и профориентационного направления:
  1. занятия в творческих мастерских;
  2. организация и проведение ярмарок-выставок по изготовлению и реализации собственной продукции;
  3. реализация программы «Юный информатик».  

  1. Работа над системой физкультурно-оздоровительного направления и профилактике социально-значимых заболеваний:
  1. проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  2. проведение тематических занятий по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни;
  3. занятия в спортивных секциях и кружках.

  1. Работа по формированию правовой грамотности и экономических знаний, основ безопасности жизнедеятельности:
  1. проведение групповых занятий согласно плану, используя различные формы и методы;

   

  1. Работа над системой духовно-нравственного и этического воспитания:
  1. участие в традиционных праздниках и мероприятиях ОУ;
  2. участие в конкурсах художественной самодеятельности;
  3. занятия в кружках по интересам;
  4. проведение групповых мероприятий и праздников;
  5. проведение занятий согласно плану.

         

  1. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию:
  1. вовлечение воспитанников в поисково-краеведческую работу и участие в исследовательских конференциях;
  2. организация походов, экскурсий;
  3. участие в конкурсах, викторинах;
  4. проведение занятий согласно плану.

  1. Работа с учреждениями дополнительного образования:
  1. Совместная разработка программ работы кружков и секций, действующих на базе ОУ;
  2. Совместное планирование мероприятий и активное участие;
  3. Вовлечение большего числа воспитанников в кружки и секции учреждений дополнительного образования.

        

СТРАТЕГИЯ СОБСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

  1. Курсы повышения квалификации, участие в семинарах,                         конференциях, методических объединениях.

  1. Повышение квалификационных умений;

  1. Самообразование.