Использование инновационных технологий в учебном процессе преподавателями гуманитарных дисциплин
Использование инновационных технологий в учебном процессе преподавателями гуманитарных дисциплин
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования Тверской области
ГОУ СПО «Осташковский электромеханический техникум»
Аттестационная работа
по теме:
«Использование инновационных технологий в образовательном процессе преподавателями дисциплин гуманитарного цикла( из опыта работы)»
Выполнила: преподаватель Веригина
Людмила Александровна
Защищена на курсах повышения
квалификации работников
средних специальных учебных
заведений Тверской области
14 марта 2009 года
2009
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. 2
I. Методологические основы новых технологий профессионального обучения…………………………………….5
II. Технологии обучения и методы активизации……………..11
Заключение………………………………………………………. 39
Литература…………………………………………………………40
Введение
В планах инновационного развития экономики России и достижения коренных изменений в социальных условиях жизни людей принципиально по новому ставятся вопросы о совершенствовании личности, человеческого капитала, как основной цели и основного условия общественного прогресса, об особой роли образования в этом процессе. Постиндустриальное общество, научное революция и технический переворот, глобализация экономики требуют глубочайших перемен в системе образования, перехода на новые образовательные стандарты, итогом которого станет формирование инновационного поколения, способного быстрее и полнее осваивать систему знаний, расширять, обновлять и эффективно использовать ее в практической деятельности
Базовым положением инновационной составляющей модернизации образовательного процесса выдвигается смена парадигмы, содержание и методики в современном образовании. Лекционно-семинарская модель сохраняет свою актуальность в первый период обучения. В дальнейшем ее необходимо изменить методами активного обучения, такими, как метод проектов, кейс - стадии, экономико-математическое и имитационное моделирование профессиональной деятельности. Суть новой парадигмы образования состоит в переходе от трансляции набора готовых знаний к управлению познавательной деятельностью обучающихся в процессе решения учебных проблем методами активного обучения. Деятельностный подход, факторный анализ ситуационных составляющих проблемы, нахождение ее решения координация совместной деятельности побуждают обучающихся находить нестандартные решения, наглядно показывают каких знаний им не хватает, мотивируют их к получению новых знаний.
Рыночной экономике необходим высокий уровень квалификации работника, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда. Это требует отказа от метода работы «кто, что умеет» и перехода к проектированию и построению процесса обучения на научно-обоснованных рекомендациях. Это стало основанием создания новых форм организации учебного процесса, применения принципиально новых средств обучения. Инновации, хотя и носят порой разрозненный характер, тем не менее приобретают большую целенаправленность, тяготение к формированию новых технологий обучения. На практике применение научных теорий и рекомендаций затруднено, поскольку дидактическая подготовка значительной части средней профессиональной школы не позволяет в полной мере использовать возможности педагогики, дидактики, трансформировать их в инновационные технологии обучения.
В настоящее время технологиям обучения уделяется большое внимание, тем не менее, не решен ряд вопросов, связанных с определением сущности некоторых ключевых понятий, систематизацией применяемых теорий педагогических технологий обучения. В литературе встречаются разные определения технологии обучения.
М. М. Левина так определяет педагогическую технологию: «…это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся»[1]. Л.Г. Семушина и Н.Г. Ярошенко определяют технологию обучения как «…способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собою систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей»[2] Тем не менее не решен ряд вопросов, связанных с определением сущности некоторых ключевых понятий, систематизацией применяемых теорий педагогических технологий обучения. Необходимо решить и проблему выбора наиболее эффективных инновационных технологий с учетом многоступенчатой и модульной подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования.
Академик Беспалько В.П. разделяет понятия «педагогическая технология» и «технология обучения». Последняя, по его определению, входит составным компонентом в педагогическую технологию. Педагогическая технология, по мнению ученого, предполагает «…строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов и является проектом определенной педагогической системы, реализуемой на практике»[3]
Что мы понимаем под технологией обучения?
Под технологией обучения понимается способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Выбор технологии преподавания осуществляется преподавателем на основе его личных педагогических убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической работы. Однако технологии могут выступать и как самостоятельные дидактические системы. Некоторые из них получили общепринятое название, например, программированное обучение, проблемное обучение, контекстное обучение и т.д.
В современных условиях нельзя построить качественно эффективный образовательный процесс без опоры на результаты научно-практической деятельности преподавателей техникума
Цель данной работы показать, как преподаватели гуманитарных дисциплин техникума используют в своей деятельности инновационные технологии и методы обучения
I. Методологические основы новых технологий профессионального обучения
Материализацией педагогической технологии являются учебник, учебное пособие, методика обучения, деятельность преподавателя и студента, педагога новатора. Независимо от того, как эта технология будет воплощаться в жизнь, она должна отражать современный уровень научно-педагогических знаний о формировании личности молодого специалиста, основываться на принципах профессионального обучения и использовать уже апробированные методы обучения и воспитания
Формирование определенных качеств личности может быть достигнута с помощью этих компонентов. Методологии профессионального обучения являются его принципы. Преподавателю нужно не просто знать эти принципы, но и реализовывать их требования при организации педагогических технологий.
Охарактеризуем главные из них.
Принцип целенаправленности. Это когда цели и задачи обучения и воспитания преобразованы в социальный заказ. Этот принцип реализуется через главную цель программы развития среднего профессионального образования на 2005-2010 годы и выражается в организации основ проведения в жизнь государственной политики в области среднего профессионального образования.
Принцип гуманизации. Он направлен на оптимальное взаимодействие личности и социума, их эффективное развитие. Через гуманизацию обеспечивается раскрытие индивидуальности учащихся, создание таких условий, при которых они захотят учиться, и будут лично заинтересованы в воспитательном воздействии. Применительно к педагогической практике выдвигается ряд проблем, в том числе развитие учащихся воли, стремление к самосовершенствованию, воспитание самоуважения к окружающим. Из этого принципа вытекает ряд требований к содержанию профессионального образования: унификации терминологии специальных предметов, включение в содержание программ и учебников опыта рационализаторов и изобретателей, выявление новых областей технического и технологического знания, разработка модулей для индивидуального обучения.
Принцип научности означает опору на науку, как источник знаний. Преподаватель должен смоделировать содержание учебного процесса на весь период обучения, наметить цели, отобрать сведения, факты, удостоверенные наукой, комплексно применять дидактические средства обучения, спрогнозировать результаты обучения и продумать способы их достижения. Отсюда преподаватель должен иметь не только план отдельного урока , но и перспективный план педагогического процесса по предмету. Программы учебных предметов должны знакомить учащихся с важнейшими теориями, показывать перспективы социально-экономического развития и т.д.
При изложении нового материала преподаватель должен знакомит студентов со спорными, дискуссионными проблемами, научными гипотезами, рассказывать о перспективах развития науки. Принцип научности исключает употребление преподавателем ненаучных терминов и искажение научных теорий. Поэтому целесообразно активизировать самостоятельную работу обучающихся, поручать делать анализ статей в научных журналах, готовить доклады, переводить с иностранного языка статьи и т.д. Принцип научности реализуется с помощью таких методов, как наблюдение, эксперимент, обоснование гипотез, моделирование, анализ, синтез.
Политехнический принцип Научно-производственной базой политехнического образования являются основные принципы всех процессов производства. На современном этапе профессиональной подготовки необходимо использовать как общие методики обучения определенной профессии, так и частные методики по отдельным общетехническим и специальным предметам. В частных методиках должны быть представлены методики уроков, лабораторно-практических занятий, вне учебных занятий, направленных на профессиональную подготовку. Преподаватель должен сначала выделять основные понятия , умения, навыки, которые будут постоянно, развиваться, систематизироваться и усложняться.
Осуществление политехнического принципа означает глубокое изучение основ материального производства.
Принцип многоуровневости профессионального обучения является новым дидактическим принципом. Он возник в связи с появлением новых типов профессиональных учебных заведений. Многоуровневость позволяет получить различный уровень образования от начального, включая среднее и высшее профессиональное образование. Но это возможно лишь при создании системы непрерывного образования в рамках новых типов учебных заведений. Так при подготовке специалистов по профессии туристского профиля этот процесс может идти от официанта до менеджера туристских услуг
Принцип технологичности связан с технологическими процессами,
идущими в производстве. Большое значение он имеет в профессиональной подготовке рабочих и специалистов. От него зависит уровень квалификации выпускника. Принцип технологичности требует систематизации знаний. Умений и навыков, что способствовало бы овладению учебно-практическими, политехническими и профессиональными умениями и навыками.
Принцип компьютеризации. Является фундаментальным принципом профессионального обучения. Компьютерное обучение занимает ведущее место в общей теории и практики педагогического и производственного процесса. Этот принцип требует комплексного обеспечения учебно-воспитательного процесса дидактическими средствами. Компьютеры и программные средства обучения следует применять там, где может быть получен значительные педагогический эффект, где традиционные формы и средства обучения не могут достичь поставленных задач. Опыт показывает, что эффективность применения компьютеров выше там, где меньше текстового материала, а больше схем графиков, рисунков, динамических моделей, изучаемых явлений и процессов. Теоретическое обеспечение проблемы применения компьютера разработано пока недостаточно. Успешность решения этой проблемы станет важнейшей предпосылкой перехода к новой технологии профессионального обучения, которая будет сочетать как прогрессивные традиционные средства , формы и методы обучения на уроке, так и новые методы, основанные на использовании компьютера.
Принцип связи обучения с жизнью. Студент должен знать ответ на вопрос, где когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни и на производстве. Учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность.
Принцип систематичности и последовательности. Учебный материал, как в учебной программе, так и в методах передачи знаний обучающимся, должен иметь строгое логическое расположение, последовательно усваиваться студентами и применяться на практике.
Принцип сознательности и активности. Этот принцип должен учитывать двустороннюю направленность учебного процесса, вызывать у студентов желание работать самостоятельно, включать в учебный процесс активные методы и формы обучения, способствовать вовлечению студентов в исследовательскую деятельность, формировать у них умение самостоятельно решать конкретные производственные задачи.
Принцип наглядности обучения. Используя его, преподаватель должен четко определять дидактические цели наглядности, порядок и методику показа, количество наглядных пособий, последовательность демонстрации, соблюдать культуру показа, делать вывод из наглядного материала.
Принцип доступности Он учитывает образовательный уровень студентов и их познавательные возможности, профессиональную подготовку, возрастные особенности, потребности и интересы.
Принцип интегративного подхода предполагает одновременное использование различных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов при решении профессиональных и жизненных проблем.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Он требует определения ведущих целей обучения, формирования у студентов научного мировоззрения, воспитания чувств патриотизма, гражданственности, гуманности и т.д., формирования навыков культурного поведения, дисциплинированности, инициативности, развития познавательных способностей.
Принцип прочности. Позволяет реализовывать требования вышеперечисленных принципов, организовывать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки в практической деятельности, контролировать приобретенные знания, осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к студента в процессе учебно-воспитательной работы.
Таким образом, мы перечислили ведущие принципы обучения, которые являются стержневой основой для современных педагогических технологий
Каково же содержание современных педагогических технологий. Сегодня в условиях реформирования экономики и образования цель воспитания и обучения студентов определяется как формирование у них общечеловеческих ценностей. Сущность этих ценностей в задачах воспитания и обучения: формирование у студентов качеств гуманности, гражданственности, патриотизма, интеллигентности, личностных, профессиональных качеств и др. Спецификой решения этих задач является включение каждого студента в практическую полезную деятельность. Что же касается содержания обучения, оно определяется учебными планами, программами, учебниками, учебно-методическими материалами
В следующей главе мы остановимся на конкретных технологиях обучения и проиллюстрируем их методическими наработками преподавателей техникума гуманитарных дисциплин.
II.Технологии обучения и методы активизации.
В профессиональном образовании используются как комплексные, так и отдельные фрагменты приемов и форм проведения занятий которые известны как методы активного обучения. Чаще всего используются следующие технологии применения таких методов:
- Метод игрового проектирования. Как разновидность занятия он применяется в виде имитационной игры. Характер проектирования, как правило, коллективный. Такие занятия особенно эффективны, если они проходят непосредственно на предприятии и в учреждении, где происходит внедрение нововведения.
- Метод решения конкретных ситуационных производственных задач. Он способствует формированию у будущего специалиста умение формулировать и решать проблему в конкретной обстановке. Ситуационная задача не всегда решается по известным алгоритмам и предполагает несколько вариантов решения, среди которых надо выбрать оптимальный, наиболее рациональный способ анализа проблемной ситуации и пути ее разрешения. В таком случае деятельность студентов имеет характер исследования. Рассмотрим применение этого метода преподавателем социальной психологии
Тема занятия
«Установление и развитие отношений с клиентом»
Вопросы: 1. Методика установления отношений с клиентом.
2Иерархия потребностей клиента и их диагностика.
Цель занятия: сформировать эталонный образ установления отношений с клиентом, а так же чувственный образ закономерностей коммуникаций в ходе практической отработки учебных вопросов.
Порядок проведения занятия
Первый вопрос делится на три фазы
Первая фаза – формирование умений выделить( увидеть, понимать) составляющие коммуникации. Используется упражнение «Испорченный телефон» (проводить с диктофоном во взаимодействии с видеокамерой). Упражнение предназначено для выявления клиентом коммуникативных закономерностей.
Порядок проведения: всем членам группы разъясняется, что они выступают в роли представителя фирмы и получают по телефону информацию, которую необходимо на словах передать «шефу».Студенты передают информацию поочередно друг другу, тем самым выполняется учебная цель занятия. Все студенты выходят из аудитории и входят в нее по одному. Первому вышедшему руководитель дает сообщение: « Иван Петрович уехал в банк и сказал, что вернется к двенадцати часам. Если он к этому времени не вернется, то совещание работников фирмы будет проводиться в 13 часов в кабинете 328. Если же он вернется в 12 часов, то совещание состоится в 12 часов в его кабинете. Всем работникам быть в готовности к обсуждению вопросов рентабельности фирмы»
Полученное сообщение студенты воспринимают на слух и поочередно передают друг другу по памяти, а руководитель фиксирует передачу сообщения на диктофон. По завершению упражнения руководитель демонстрирует первую и последнюю запись на диктофоне. По результатам организуется обсуждение. Затем демонстрируется вся запись передачи сообщения, параллельно каждый участник имеет возможность зафиксировать собственное коммуникативное умение.
При необходимости упражнение можно повторить, используя следующий текст: « Владимир Николаевич позвонил и сказал, что если туры будут предложены за 2525 долларов, то возьмет сразу всю партию, а если по большей цене, то только 50%. Если же цена будет менее 2000 долларов, то он готов взять и больше. В ходе отработки упражнения преподаватель обращает внимание студентов на закономерности коммуникаций. Если мысль принять за 100%, то из общего объема задуманного словесной формы, принимают 80% мысли; будет услышано из сказанного 60%. Будет понятно 40% содержания, будет принято 20% и останется в памяти только 5-10%.
Кроме того, преподаватель обращает внимание на коммуникативные умения, которые проявляются во взаимоотношениях с клиентом: говорить, слушать, слышать, понимать, обеспечивать принятие передаваемой информации, коммуникативный контроль, рефлексия, гибкость стиля общения.
Второе упражнение «Рисуем фигуру»
Предназначено для формирования коммуникативных умений студентов в оценке собственных недостатков.
Порядок выполнения: Руководитель приглашает одного желающего и предлагает ему словами передать содержание графического рисунка, не демонстрируя его визуально всем остальным. Задача остальных – со слов на листе бумаги зафиксировать рисунок на основе сличения обнаруживается разница, а затем путем группового обсуждения определяются ее причины. В ходе группового обсуждения и формулирования индивидуальных выводов каждый член группы фиксирует для себя ранее установленные коммуникативные закономерности.
Третье упражнение на формирование умений рефлексивного слушания.
При этом подчеркивается, что предыдущие упражнения выполнялись с помощью рефлексивного слушания. По окончании упражнения организуется обсуждение.
Вторая фаза. В ходе ее формируются умения студента по организации первой встречи с клиентом.
Ситуационная задача «Первая встреча клиента»
Руководитель задает постановочный вопрос: «Какие шаги надо предпринять, чтобы правильно встретить перспективного клиента?». Организуется обсуждение, формулируется примерный порядок первой встречи. Улыбка, она излучает тепло. Для того, чтобы встретить людей с теплотой, улыбайтесь им так, будто через мгновение вы готовы рассмеяться, но не перестарайтесь. Смотрите прямо в глаза. Если избегать прямого взгляда – уничтожаются все шансы что - либо продать. Люди с бегающими глазами, блуждающим взглядом не внушают доверия, заставляют усомниться в истинности намерений.
Приветствие. Следует отработать и иметь на вооружении не менее трех вариантов приветствий: официальное приветствие, дружеское, нейтральное.
Рукопожатие. Здесь следует ориентироваться не на собственные чувства, а на чувства клиента. Множество людей не любят, когда к ним прикасаются. Есть простой способ решить проблему с рукопожатием: если встреча с клиентом без рекомендации – не ожидайте рукопожатий, но если протянут руку – пожмите ее. Если же встреча повторная или по рекомендации, руку можно пожать, а можно и нет – пусть это определит сам клиент.
Упражнение 2. «Встреча и приветствие клиента»
Группа разбивается на две части. В каждой части члены группы поочередно выступают в роли туристического агента и клиента, меняясь ролями и обмениваясь впечатлениями. Моделируется ситуация первой встречи клиента. По окончании – общий обмен впечатлениями.
Упражнение 3. «Встреча по рекомендации»
Группа разбивается на тройки так, чтобы в них была смешанная (по половому признаку) пара. Один из состава тройки выступает в роли турагента, а смешанная пара играет роль супругов, прибывших в фирму по предварительной (по телефону) договоренности. Задача турагента – встретить клиентов. Члены группы отрабатывают упражнение, меняясь поочередно. По окончании – обмен впечатлениями в составе всей группы.
Третья фаза – формирование привлекательности и доверия в ходе установления отношений с клиентом.
Упражнение 1. «Комплимент». Предназначено для формирования умений устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Порядок выполнения: сидя в кругу, каждый участник должен посмотреть на партнера слева, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравиться и сказать об этом, то есть сделать комплимент.
Тот, кому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить. Если кто - то не готов, он может пропустить ход и сделать комплимент после других. В этом упражнении задействован психологический механизм внушения, создания межличностной привлекательности.
Проводя занятие подобным образом, преподаватель ориентирует студентов на выбор оптимальных путей решения ситуации. Преподавателю же отводится важная роль координатора и управляющего, а учащимся – главных действующих лиц.
Следующим методом современного обучения можно назвать проблемное обучение, хотя по существу собственно проблемное обучение не является новым методом. Но поскольку оно направлено на творческое овладение знаниями, то рассматривается именно как современный метод.
В основе использования проблемного метода обучения берется его научное понимание. Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которого положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение учащихся активному участию в решении этих проблем.
Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу. От учащегося требуется проявление самостоятельности и оригинальности к решению этих задач.
Развитие личности зависит не только от его врожденных способностей, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка собственной гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его переосмысления возможно только при использовании проблемного метода изучения.
Проблемное обучение осуществляется на уроке, а также через работу в научных обществах учащихся.
Научные общества это то, что более близко и желанно для учителя, использующего проблемный метод. Участники научного общества - это 'золотой фонд' учителя. В основном он формируется при работе учителя с постоянным коллективом учащихся на протяжении нескольких лет. Работа с детьми научного общества дает прекрасные результаты для учащихся и чувство удовлетворенности для учителя. Но глубокая заинтересованность приходит только в процессе истинной самостоятельной творческой работы самого учащегося
Проблемные вопросы, рассматриваемые на научном обществе, можно жестко не связывать с главными задачами учебного курса. Они могут даже выходить за рамки учебной программы.
Деятельность учащихся в научном обществе осуществляется или через индивидуальную работу над темой, или через групповую, когда каждый участник получал какой-то раздел в общей проблемной теме.
Эта работа требует больших временных затрат от учащихся и высокого профессионализма, большой эрудиции от учителя.
В научных обществах учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
1. Сформулировать проблему, определить цель работы.
2. Провести самостоятельную работу по подбору научного, исторического, биографического материала, критических статей.
3. Выявить разные точки зрения на проблему, сопоставить их, дать анализ.
4. Уметь дать собственную оценку изученной проблеме.
Но не в каждом учебном заведении есть возможность дать дополнительные часы на научное общество. Основой работы с учащимися остается урок.
И здесь тоже есть свои особенности. Часто один и тот же проблемный подход в разных группах может дать совершенно различный результат. Это зависит, прежде всего, от готовности учащихся к восприятию проблемного материала. Здесь имеют место значение и общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе.
Какова же оптимизация проблемного обучения?
Мы должны учитывать то, что часто оптимальное для одних, является неоптимальным для других. Поэтому для решения оптимизации проблемного обучения, и на это указывают многие педагоги, необходима вариативность, то есть выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данной группы. В группе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой: в группе со средним уровнем - выборочно решать проблемы, что-то учитель может объяснить сам, в группе со слабой мотивацией можно объяснить материал самому учителю и в конце провести фронтальный опрос проблемного характера.
При объяснении нового материала используются две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковая беседа.
В проблемном изложении проблему ставит и решает учитель. Он не просто излагает материал, а размышляет над проблемой, рассматривает возможные подходы и пути решения. Учащиеся учатся логике рассуждения, анализу, глубже усваивают материал. Его применяют, когда материал слишком сложный и новый для того, чтобы организовать поисковую беседу.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее учителем системы вопросов. Поисковая беседа может быть использована в тех случаях, когда учащиеся обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Чаще всего поисковая беседа охватывает не весь новый материал, изучаемый на уроке, а какую-то его часть. Хотя бывают и такие темы, где изучение может быть организовано полностью в форме поисковой беседы.
В последние годы резко возрос объем научной информации, которую должны усвоить учащиеся, поэтому возникла необходимость перестройки и коренного усовершенствования учебного процесса. Это вызвало обостренное внимание педагогов-исследователей к разработке вопросов проблемного обучения. Они освещаются в трудах известных дидактов и психологов: М. А. Данилова, М. Н. Скаткина, Т. В. Кудрявцева, И.Я. Лернера и др.
Каждый из названных авторов вносит что-то свое в научную разработку проблемы. Большинство авторов противопоставляют проблемное обучение объяснительно-иллюстративному. Это видно из схемы:
Объяснительно-иллюстративное обучение | Проблемное обучение |
Определение темы и основных вопросов изложения. Сообщение знаний учителем объяснительно – иллюстративным методом. Учащиеся воспринимают объяснение, участвуют в анализе фактов, следят за мыслью учителя. Воспроизведение изложенного, тренировочные упражнения. Рецептивное усвоение знаний. | Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи. Активный мыслительно-познавательный поиск учащихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам. Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления. Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие. |
В современных условиях, когда признается право на существование разных смыслов, оценок, трактовок тех или иных событий, в условиях плюрализма мнений, на наш взгляд, просто необходимо использовать альтернативные точки зрения на факты и явления, что безусловно, расширяет кругозор учащихся и формирует их толерантность. Перед нами, учителями истории, жизнь ставит важнейшую цель – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, обладающего нравственными качествами, способного к самореализации в условиях современной российской действительности. С помощью исторических знаний человек должен определять себя, свое место в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
Реализовывая на уроках принцип гуманизации образования, мы считаем, что уместно назвать софийный подход к преподаванию, который ориентирует не только на знание программного материала, но и на самопознание ученика в процессе изучения истории.
Эту задачу возможно осуществить, используя прием проблемного обучения в педагогической технологии. В педагогической классической науке К. Д. Ушинский высказал мысль, что “… самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения”.
Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?
1. Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
Например:
- Виктор Суворов, автор “Ледокола”, “Дня М” и т. д. предлагает убрать памятник Г. К. Жукову в Москве, называя Жукова клеветником. Вопрос учащимся. Разве выдающийся полководец Великой Отечественной войны не заслуживает памятника? На этом факте необходимо заострить внимание, т. к. многими людьми появление такой литературы воспринимается не как одна из версий, а как наконец-то открытая истина. Ответить на этот вопрос помогут материалы журнала “Родина” №7, за 1997 год.
- Почему с провозглашением “нового политического мышления” СССР быстро потерял своих союзников?
- Говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал “Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) “Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это, и почему?
2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
Например: По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси?
- Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?
3. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.
Например:
- В 58 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона (1903 г.) рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга: “Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниешанцем. Флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы…”. Разве в эпоху Петра I существовали самолеты?
4. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.
Например:
- В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха, и какие это могли быть языки?
5. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.
Например:
- В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
- В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?
- В условиях феодальной раздробленности конца XIV–начала XV веков творил русский художник Андрей Рублев. На своих иконах и фресках он изображал сюжеты, говорившие о мире и единении между людьми, призывавшие к согласию и взаимной любви. Какая была связь между эпохой и творчеством Андрея Рублева?
6. Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.
Например:
Таким образом, на конкретных примерах рассмотрены типы проблемных ситуаций, без которых проблемное обучение невозможно. Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации.
Т. Л. Кудрявцев отмечает, что основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.
Привожу примеры проблемных задач по теме: “Эпоха Петра I”.
- Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I?
- В. Г. Белинский писал о битве под Полтавой, что “…это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства”. Прав ли был В. Г. Белинский? Доказать свое мнение.
- Петр I издал указ, по которому дворян и офицеров, укрывающихся от царской службы и не явившихся вовремя к месту службы, предлагалось лишать поместий, высылать их семьи, а крестьянам своих господ не слушать. Можно ли на основании этого указа сделать вывод о том, что Петр I вел политику, направленную против дворян?
- Петр I сказал, что он правит страной во имя “общего блага”. Правильно ли это?
- Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?
- В 1695 году была организована первая осада Азова. Она кончилась неудачей. С моря турки подвозили в осажденную крепость боеприпасы, продовольствие и людей. Отряды русских войск подчинялись разным командирам и не действовали согласованно. Было мало артиллерии и конницы, не хватало опыта осады крепостей. Какие изменения нужно было провести, чтобы избавиться от этих недостатков?
- Петр I издал в 1715 году указ об увеличении посевов льна и конопли во всех губерниях. Там где эти культуры были новыми, он приказывал обучать крестьян обрабатывать эти культуры. Чем можно объяснить появление такого указа?
- В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время правления. Прав ли он был?
- К концу XVII века Россия вывозила из-за границы множество товаров первой необходимости: железо, медь, ружья, сукна, олово. Металл в Россию поставляла Швеция. Между тем предстояла война за выход в Балтийское море. Какие нужны были экономические меры для того, чтобы подготовиться к успешной войне?
- В 1700 году Россия вывозила пеньку, лен, сало, кожу-сырец, смолу, мачтовый лес. В 1725 году в экспорте России значится еще железо и полотно. Какие изменения произошли в России за четверть века, если основываться только на этих фактах.
- Известно, что политика Петра I привела к развитию ряда отраслей промышленности: металлургии, кожевенной, ткацкой, шерстяной, шелковой. Как развитие указанных отраслей должно повлиять на сельское хозяйство?
- Петр I в одном из своих распоряжений предписывал заботиться о ярмарках больших и малых, т. к. они умножают доходы казны, содействуют купцам и ремесленникам в торговле, обеспечивают население далеко производимыми товарами. Мог ли такой документ появиться в XV или XVI веке?
- В начале XVIII века наряду с местными рынками приобрели большое значение крупные ярмарки: Макарьевская под Нижним Новгородом, Свемская под Брянском, Благовещенская на севере, Ирбитская на Урале и другие. Ярмарки устраивались по времени так, чтобы купцы, не сумевшие продать свой товар на одной ярмарке, могли бы успеть на другую. Какой вывод об экономическом развитии России возможен на основании этих фактов?
- Первоначально Петербург был сплошь деревянным, затем стали строить глиняные дома на деревянном основании. Но, когда решено было перевести столицу в новый город из Москвы, началось грандиозное строительство каменных дворцов, пышных, со многими украшениями. Много строилось загородных дворцов. Торжественности и пышности построек Петр I особенно требовал в последние годы своего правления. Как объяснить причины стремления Петра I к строительству роскошных зданий?
- После того, как в 1721 году Петру I был присвоен титул императора, в воинском уставе было записано, что “его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет, своим государством и землями как христианский государь по своей воле и мнению своему управляет”. Могла ли такая запись появиться в XVII?
- Петр I часто позировал художникам, в частности европейцам. Как правило, его изображали в парадной форме с официальным и торжественным выражением лица. Так же изображали в Европе французских королей XVII–XVIII веков. Какие общие черты для обеих стран можно отметить в такой манере изображения царей?
- Какие необычные для русских царей черты можно отметить в личности Петра I?
- Окончательно ли преодолел Петр I отсталость России? Аргументировать свое мнение.
Решение проблемных ситуаций можно организовать через проведение нетрадиционных форм уроков. Например, в 11 классе в теме “Первая русская революция 1905–1907 годов” изучается вопрос о многопартийности в России. Множество партий, программы которых запомнить сложно. Поэтому в ходе эвристической беседы в тетрадях оформляется таблица.
Партии в России.
Партии | социалистические | либеральные | монархические | ||
Название | РСДРП | эсеры | кадеты | октябристы |
|
Год создания |
|
|
|
|
|
Лидеры |
|
|
|
|
|
Программа |
|
|
|
|
|
Форма правления |
|
|
|
|
|
Национал. вопрос |
|
|
|
|
|
Аграрный вопрос |
|
|
|
|
|
Рабочий вопрос |
|
|
|
|
|
Тактика |
|
|
|
|
|
Вопросы для беседы:
- Каковы причины первой русской революции?
- Назовите основные ее события.
- Какое значение имел Манифест 17 октября 1905 года?
- Как вы думаете, какие вопросы российской действительности найдут отражение в программах партий? Почему?
(Учащиеся должны объяснить, что аграрный, национальный, рабочий вопрос, вопрос о форме правления – это актуальные вопросы для России того времени).
После заполнения первой колонки таблицы класс делится на пять “групп-партий” и, используя литературу, самостоятельно изучает программу своей партии, заполняя таблицу.
На следующем уроке ставится проблемный вопрос. Каковы особенности становления первой российской многопартийности? Урок можно провести в форме митинга, где учащиеся, представляя ту или иную партию, раскрывают ее программные установки, агитируют за вступление в нее, подчеркивая ее преимущества перед другими партиями, критикуют политических соперников, а также отвечают на вопросы, которые возникают в ходе выступлений. На уроке развертывается острая дискуссия, особенно по аграрному и национальному вопросам (важно, чтобы учащиеся при выступлениях и в ходе дискуссии соблюдали принцип толерантности).
Такая форма работы позволяет включить в активную деятельность всех даже слабых учащихся, позволяет понять сложность решения этих проблем, а также понять, почему I и II Государственные Думы не смогли решить эти проблемы. После обсуждения учащиеся самостоятельно должны определить особенности первой русской многопартийности. Примерный вариант ответа:
- Политические партии в России появились позже, чем в Западной Европе.
- Первыми оформились в России социалистические партии.
- Главную роль в создании и деятельности партий играла русская интеллигенция.
- В отношениях между партиями и внутри некоторых из них преобладал конфронтационный тип политической культуры.
- Множество партий.
При изучении темы “Экономические реформы 1960–1980-х годов предлагается учащимся следующая таблица
Среднегодовые темпы роста основных показателей экономического и социального развития СССР по пятилеткам (в %).
Показатель | 1966–1970 гг. | 1971–1975 гг. | 1976–1980 гг. | 1981–1985 гг. |
Прирост национального дохода | 7,2 | 5,1 | 3,8 | 3,1 |
Производство промышленной продукции | 8,5 | 7,4 | 4,4 | 3,4 |
Производство сельскохозяйственной продукции | 3,9 | 2,5 | 1,7 | 1,1 |
Производительность общественного труда | 6,8 | 4,5 | 3,3 | 3,1 |
Изменение фондоотдачи | –0,4 | –2,7 | –2,7 | –3,0 |
Реальные доходы на душу населения | 5,9 | 4,4 | 3,4 | 2,1 |
Используя данные таблицы, прошу проанализировать основные тенденции экономического развития страны.
Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:
- Иван IV – тиран или реформатор?
- Петр I – антихрист или православный русский царь?
- “Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин)
- Триумф и трагедия победителей. (1945–1953 гг.)
- От “горячей войны” к “холодной”.
- Можно ли считать разоблачение культа личности ликвидацией тоталитарного режима?
- Можно ли считать время Л. И. Брежнева – временем “застоя”?
- М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?
- “Распад или развал СССР”?
Можно после раскрытия темы учителем самим учащимся предложить главную проблему урока и составить вопросы к теме проблемного характера?
В качестве примера предлагается урок истории с применением проблемного обучения в группе первого курса.
Урок - лекция с элементами проблемного обучения.
Тема: Монголо-татарское нашествие.
Цель: Рассмотреть монголо-татарское нашествие как явление: закономерно оно или случайно?
План:
1. История происхождения, расселение и занятие монгольских племен.
2. Первые завоевательные походы монголо - татар и их результаты. Организация войска.
3. Первая встреча русских дружин с монголо-татарами. Ее итоги.
4. Вторжение монголо-татарского войска на Русь.
5. Итоги и последствия монголо-татарского ига на Руси.
Основные даты и термины:
1206 год Ярлык
1223 год Баскаки
1237 год Иго
1239 год Ордынское иго
1240 год Золотая Орда
'А в эти дни болезнь христианам от великого Ярослава
и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата
его Юрия, князя Владимирского'
(Летопись 'Слово о погибели Русской земли')
Ход урока
Урок начинается с вводного слова учителя о структуре урока, целях и задачах. В работе по раскрытию темы используются настенная карта 'Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в 13 веке', контурные карты, атлас. Документальные источники, выдержки из художественных произведений, летописей учитель использует из хрестоматии
Учитель дает задание учащимся:
1. Вспомнить, что им известно о монголо-татарах;
2. Определить из приготовленных учащимися опережающих заданий цели завоевательных походов и причины быстрых побед монголо-татар.
Темы заданий:
1. Происхождение, расселение, занятие древних монгольских племен.
2. Личность Чингисхана.
3. Организация военного дела монголов.
Учитель после беседы дает задание учащимся определить самостоятельно, используя атласы, направление завоевательных походов монголо-татар. Учитель дополняет ответы детей хронологическими данными, яркими эпизодами их книги В.Г. Яна 'Чингиз-хан'. (Падение Самарканда), выдержками из летописей. Обращается внимание, что завоеванные народы вели оседлый образ жизни, внутренне государства были непрочны, враждовали между собой Северный и Южный Китай, ханы Средней Азии, каждый народ надеялся на милость противника.
После беседы о завоеваниях монголов в 1206-1223 г.г., проверяются устные задания о причинах быстрых побед и целях завоевательных походов монголо-татар.
Причины быстрых побед:
1. Кочевой образ жизни определил высокую маневренность монгольских племен по сравнению с оседлыми завоеванными народами.
2. Воспитание и обучение с детства приемам боя.
3. Поголовное участие мужского населения в войнах.
4. Личность Темучина.
5. Особая структура и организация монгольского войска.
6. Использование различных приемов боя: ложное отступление, обман противника обещанием помилования, разведка данных о противнике, передовая военная техника, добытая у завоеванных народов.
Цели завоевательных походов:
1. Завоевание жизненного пространства.
2. Быстрое обогащение и личная нажива за счет грабежа соседних народов.
3. Стремление к достижению личной власти Чингисхана над племенной знатью.
Учитель на карте показывает территорию, в чьи пределы вступили монголо-татары и говорит о том, что половецкий хан Котян обратился за помощью к своему зятю, русскому князю Мстиславу Удалому.
Учащиеся самостоятельно работают с выдержками Галицко-Волынской летописи, Новгородской летописи и отвечают на вопросы к тексту:
1. Как отнеслись русские князья к просьбе половцев?;
2. Что послужило причиной выступления русских дружин против монголо-татар?;
3. Князья каких княжеств, и почему именно этих, собрались на совет в Киеве?;
4. Что знали русские князья о монголах?
Ответы учащихся обобщаются учителем. Так, подчеркивается, что княжества северо-востока Руси не подвергались таким опустошительным набегам, как южные земли Руси, а мольбу о помощи от своих давних врагов они встретили очень осторожно. Русь привыкла за свою историю к разного рода кочевникам. Они то появлялись, то исчезали, и до конца угроза нашествия противника, о котором ничего не знали на Руси, не была оценена.
Ход, итоги, этапы сражения на р. Калке учащимися изучаются самостоятельно, используя выдержки Галицко-Волынской летописи. Учащимся представляет трудность разобраться в исторических лицах участников битвы. Поэтому учителю целесообразно их выписать на доске:
Галицкий князь Мстислав Мстиславич (Удалой),
Киевский князь Мстислав Романович (Старый),
Черниговский князь Мстислав Святославич,
Владимиро-Волынский князь Даниил Романович.
- и еще раз подчеркнуть географическое расположение княжеств и малочисленность их дружин.
После работы с источниками учащиеся выделяют этапы событий.
Первый этап - Совет князей в городе Киеве.
Вопросы к учащимся: Осознавали ли русские князья, какую угрозу несут монголо-татары? Можно ли упрекнуть князей в легкомыслии?
Второй этап - Русские и половецкие дружины перешли реку Днепр. Убийство русскими князьями монгольских послов.
Третий этап - Русские дружины атакованы монгольским авангардом, который быстро отступил. Не зная тактики монголов заманивания противника, князья приняли это отступление за бегство и бросились догонять неуловимого противника. 16 июня 1223 года подошли к реке Калке.
Четвертый этап - Бегство половцев, поражение в бою Мстислава Удалого, Даниила Романовича.
Вопрос к учащимся: Почему Мстислав Святославич и Мстислав Романович не пришли на помощь русским дружинам?
(Ответ:
- были отрезаны от основных сил монголами,
- Мстислав Удалой не сообщил им о своих намерениях начать сражение и в этом есть доля его вины за поражение.)
О судьбе русских князей после битвы учащиеся узнают из фрагмента романа В.Г. Яна 'Чингиз-хан'.
Самостоятельно учащиеся записывают причины поражений русских дружин на реке Калке и зачитывают их на уроке.
1. Несогласованность действий русских дружин;
2. Отсутствие единоначалия;
3. Личные обиды и вражда князей;
4. Численное превосходство монголо-татар;
5. Незнание монгольской тактики ведения боя.
После событий на реке Калке Чингисхан разделил монгольскую империю на улусы между сыновьями. Старший сын Джучи получил земли от Урала на Запад, но умер раньше отца и земли перешли к внуку Чингисхана Бату-хану.
В 1237 году монголы подошли к Рязанскому княжеству. 120-140 тысяч воинов насчитывало монгольское войско. Рязанское княжество, также как и другие русские княжества, смогло выставить 3-7 тысяч человек - русскую дружину во главе с князем и пешее городское ополчение, которое не отвечало требованиям средневекового боя. Основная масса населения Руси была привычна к сохе, а не к мечу. А средневековый бой - это бой конницы, профессиональных воинов, какими и были монголы.
Преподаватель зачитывает выдержки из Тверской летописи и 'Повести о разорении Рязани Батыем' и просит учащихся оценить поступок князя Юрия Рязанского, его сына Федора Юрьевича и жителей Рязани, отказавшим монголо-татарам в их требованиях, а также дать оценку действиям Юрия Владимирского, не пришедшему на помощь Рязани.
Дальнейшие завоевательные походы монголов учащиеся самостоятельно отмечают на контурной карте, используя атлас и учебник. По окончании работа проверяется в ходе обсуждения и дополняется учителем отдельными историческими фактами. Во всех моментах рассказа учитель должен постоянно подчеркивать героический подвиг русского народа, вставшего на защиту своей Родины.
Вопрос к учащимся: Какие чувства вызывают у вас эти события? Как вы понимаете слова из русской летописи: «Лучше потяту быти, нежи полонёну бытии», сказанные защитниками русских городов?
Экономические, социальные и политические итоги монголо-татарского нашествия учащиеся выписывают самостоятельно в ходе просмотра видеофильма о нашествии. Проверяя работу учащихся, учитель дополняет, что Русь попала в вассально-данническую зависимость. Завоеватели не ликвидировали княжескую власть и церковь.
Дается определение ордынского ига, как системы политического и экономического господства над русскими землями правителей Золотой Орды.
В заключение урока в ходе беседы учащиеся отвечают на проблемный вопрос, заданный в начале урока: Как вы оцениваете монголо-татарское нашествие, закономерно оно или случайно? Могла бы Русь избежать нашествия и разорения?
Преподаватель приводит слова А.С. Пушкина: 'России определено было высокое предназначение : Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией'.
В заключение хочется сказать, что успех в использовании проблемного метода во многом зависит от желания и интереса педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.
Следующий метод, который достаточно широко используется преподавателями гуманитарных дисциплин, является программированное обучение. Это особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, заложенным в программу. Если программа разработана для машины - это машинное программирование; программа для учебного пособия – безмашинное программирование с печатной основой. Значение программированного обучения многогранно. Оно направлено на развитие логического мышления учащихся, на привитие им навыков самостоятельного добывания знаний.
Особый интерес практических педагогов вызывает безмашинное программирование с печатной основой. Среди них конспекты, рабочие тетради, опорные плакаты, опорные сигналы, структурно-логические схемы.
Не секрет, что результативность обучения студентов в современных условиях связана не только с передачей определенного объема информации от преподавателя к студенту, сколько. Прежде всего, с привитием навыков самостоятельно добывать знания, выстраивая их в определенную систему, уметь находить главное. Современная модель обучения связана именно с организацией интеллектуального труда студентов, умением формировать персональные ресурсы памяти, хранить и обновлять знания.
Системно-деятельностный подход к организации занятий позволяет активизировать деятельность именно студентов. Роль же преподавателя сводится к роли своеобразного менеджера, то есть к роли организатора, методиста и контролера за качеством знаний. Здесь преподаватель. Скорее не актер, а режиссер.
Для организации самостоятельного усвоения знаний, в частности по экономической теории, преподавателем используется учебно-методический комплекс для студентов, который включает в себя все необходимые материалы для усвоения фундаментальных понятий и закономерностей экономики и, самое главное. Содержит методические рекомендации по организации учебной деятельности студентов.
В состав такого комплекса входят:
во-первых, рабочая программа, которая содержит не только перечень разделов и тем, сроки их изучения, но и описание форм работы на занятии, к которым мы относим:
-обзорные лекции по разделам;
-подготовка к семинарам, заполнение рабочей тетради;
- обсуждение каждой темы на семинарах;
-Контрольная работа по теме;
-проверка остаточных знаний по нескольким темам сразу
-защита рефератов.
Именно наличие такой программы позволяет студентам в начале изучения курса представлять его структуру и правильно организовать свою деятельность в течение всего семестра.
Во-вторых это учебное пособие, своеобразный опорный конспект, составленный преподавателем. Конечно, задача преподавателя состоит и в том, чтобы привить умение и навыки работы с учебниками, но в настоящее время издано и издается такое количество учебников, что разобраться студентам в данном потоке информации нелегко. Учебники и учебные пособия, на наш взгляд перегружены информацией.
Знать все невозможно и, тем более, сохранить в голове информацию. Студент должен усвоить самое главное, построить в голове своеобразный алгоритм на основе главных фундаментальных понятий. В учебном пособии, которое состоит из опорных конспектов материал располагается достаточно просто и популярно, но с сохранением научности. Внимание заостряется на основных понятиях и проблемах. Студенты должны усвоить категорийный аппарат науки
Материал каждой темы построен по блочной системе. Каждый блок или своеобразный модуль, включает материал, раскрывающий содержание какого то понятия или раскрывающий какой то экономический закон
Опорные конспекты построены по принципу вопрос – ответ, включают графики. Рисунки, схемы и диаграммы. Вместе с тем в пособии не даются ответы на все вопросы. По многим проблемам студенты должны составить свое мнение, опираясь на усвоенные понятия.
Опорный конспект составлен по определенной схеме:
1. название раздела и темы
2,Постановка проблемы и основных задач
3.Перечень основных понятий изучаемых в теме.
4.Содержание темы
5. Краткое резюме.
Для самостоятельной работы и закрепления изученного материала во внеаудиторной работе целесообразно применять рабочую тетрадь, которая содержит комплекс различных по содержанию, направленности и сложности заданий для студентов. Это тестовые задания. Ответы на теоретические вопросы, экономические задачи с примерными вариантами решений типовых задач, построение логических схем, заполнение таблиц и, наконец, задания на поиск разнообразной экономической информации в журналах и статистических сборниках.
Среди заданий особо хотелось бы отметить те, в которых от студентов требуется составление алгоритмов решения экономических задач, а так же самостоятельное составление задач по алгоритму.
Занятия с рабочими тетрадями способствуют формированию у студентов мыслительной деятельности, развивает внимание, наблюдательность мобилизует память, помогает систематизировать знания
Учебно - методический комплекс дополнен полным курсом озвученных слайд –фильмов – лекций преподавателя, который может быть использован в самостоятельном усвоении материала.( смотри приложение в электронном варианте данного пособия)
Такой учебный комплекс является средством организации именно самостоятельной работы. При этом основным видом занятий становится не лекция, а семинарские занятия с элементами дискуссий, дебатов. Не монолог, а диалог становится главным средством поиска истины.
Использование данного метода позволяет сильному студенту организовать опережающее обучение, а отстающему или пропустившему занятия по уважительной причине, догнать остальных.
Оценку знаний студентов можно проводить по рейтинговой системе, оценивая в баллах каждый вид работы, в зависимости от его значимости и сложности.
Заключение
Мы охарактеризовали лишь некоторые современные методики работы со студентами. Наряду с названными технологиями в литературе упоминаются и такие, как блочно-модульная, компьютерная, личностно-ориентированная, деятельностная, метод проектов и др. Поскольку перед учебным заведением стоят одновременно разные цели, то, как правило, и технологии в процессе обучения используют разные. Преподаватель, планируя учебные занятия, как бы комбинирует разные технологии, выбирая те из них, применение которых в данном случае считает наиболее целесообразным. Для того, чтобы преподаватель эффективнее использовал ту или иную технологию, он должен знать ее сущность и особенности. В данной работе мы попытались не только дать теоретический аспект используемым методам организации познавательной деятельности учащихся, но и проиллюстрировать их практикой педагогической деятельности.
Бурное развитие компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий в конце XX века превратило индустриальное общество в информационное. Информация стала стратегическим ресурсом, определяющим развитие практически любого государства. Следствием этого явилась необходимость информатизации образования, поскольку эти процессы взаимосвязаны: информатизация любой сферы жизни общества требует качественных специалистов, а приобрести качественное образование в информационном обществе можно только благодаря изучению инновационных технологий и их использованию при подготовке специалистов
Литература:
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика 1989
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995
- Карпова Т.И. Исследование инновационных процессов в образовательной деятельности педагогического колледжа. М., 2000
- Карпова Т.И. Опыт и проблемы инновационных преобразований. Среднее профессиональное образование 1998. - №10.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования М., 2001.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль,1998.
- Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях М., 2001
- Федоров В.Д. Семенова Л.Г. Подвойский В.А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях. М.2005
- Щепотин А.Ф., Федоров В.Д.. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005.
- История Отечества XX век. Авторы: Н. В. Загладин, С. Т. Минаков, С. И. Козленко, Ю. А. Петров. Москва “Русское слово”, 2003.
- История Отечества XX век. Авторы: Л. Н. Жарова, И. А. Мишина. Москва, издательство “Центр гуманитарного образования”, 2004.
- Россия в XX веке. Авторы: А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. Москва “Просвещение”, 1998.
.
[1] Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001.
[2] Семушина Л.Г., Ярошенко Л.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2001
[3] Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.