Статья "О воспитании толерантности"

Крестьянинова Надежда Владимировна

Последнее время много спорят: нужно ли говорить о проблеме толерантности? Данная статья - это попытка сформулировать проблему и предложить пути её решения. в частности. в образовательном учреждении. Статья аннонсирует методическую разработку дискуссионного клуба на тему "Толерантность". Все необходимые материалы для организации и проведения подобного мероприятия размещены на файло хранилище. Адрес указан в методической разработке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_vospitanii_tolerantnosti.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

О воспитании толерантности

Затяжной  социально-экономический кризис, отказ от традиционных  духовно-нравственных ценностей, популяризация  в обществе радикальных, в том числе религиозных, воззрений спровоцировали  рост проявлений экстремизма и ксенофобии на национальной и религиозной почве, внедрение в общественное сознание радикальных (в т.ч. религиозных) воззрений и их террористических проявлений, неконтролируемой миграции и неблагоприятной информационной среды.

По статистическим данным около 62% жителей таких мегаполисов как Москва и Санкт-Петербург неприязненно относятся к приезжим, поскольку те нарушают традиции и нормы поведения, сложившиеся в этих городах.

Возрастной диапазон экстремистки настроенных детско-подростковых и молодежных группировок колеблется от 12-13 до 30 лет, вместе с тем наибольшую криминальную активность проявляют подростки и юноши в возрасте от 15 до 18 лет. Т.е., как раз тот контингент, который обучается в ВУЗах и ССУЗах.

Экстремистские и ксенофобские настроения среди несовершеннолетних характеризуются полярностью – от «мягких» форм ксенофобии до жестких агрессивно-расистских. Более того, подобные взгляды в последнее время становятся не только формой протеста, характерного для данного подросткового и юношеского возраста, но и в определенной степени специфической чертой молодежной субкультуры.

В современных условиях проблема совершенствования деятельности образовательных учреждений в области профилактики экстремизма, ксенофобии и национализма среди обучающихся становится наиболее актуальной.

Вместе с тем, анализ работы нашего образовательного учреждения в направлении профилактики ксенофобии и экстремизма выявил ряд проблем, решение которых связано с необходимостью переосмыслением системы работы среди студентов в данной области. В частности, акции и мероприятия массового характера предполагают лишь поверхностную осведомленность обучающихся в культуре и традициях народов, их быте и нормах жизни. Необходимо развивать индивидуальную, адресную работу с несовершеннолетними на всех уровнях.

Возможно, нашим педагогам не хватает знаний в области конфликтологии, умений применять специальные техники по успешному разрешению конфликтных ситуаций. Для решения этой задачи я, как педагог,вижу большой потенциал в расширении социального партнерства: с центрами психолого-медико-социального сопровождения, отделом молодежной политики района, районным Домом Молодежи, городским центром «Контакт», молодежной консультацией, с РГПУ им. Герцена, реализующим программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.

Путь к развитию у подростков толерантности состоит в повышении их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию; снижение у подростков предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность студентов, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров. Важно учить подростков ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.

В нашем колледже успешно работает СНО и на его базе проходят заседания Дискуссионного клуба «Мы и время». Я хочу поделиться опытом организации и проведения заседания клуба на тему: «Толерантность петербуржцев - миф или реальность?» В любой дискуссии одна из главных ролей принадлежит ведущим: это модераторы, которые держат в поле зрения всю аудиторию, руководят процессом. Этот ДК мы готовили вместе с педагогом-организатором И.М. Шумской. Перед собой мы поставили следующие задачи:

  1. Обсудить остро актуальный термин, вызывающий очень неоднозначные оценки и в «детской» и во «взрослой» аудитории.
  2. Создать условия для диалога: поставить студентов в ситуацию необходимости действовать по определенным правилам, учитывать и слушать собеседника, понимать, что он говорит и отвечать на вопросы.

Это позволяет избежать личностных негативных оценок, но усложняет задачу для участников! Мы, как ведущие, прилагали немало усилий, чтобы дискуссия носила конструктивный характер.

В качестве «запускающего механизма» мы использовали мультфильм Гарри Бардина с музыкой Альбиони.

Согласитесь: музыка воздействует помимо сознания. Я не буду подробно рассказывать о ходе дискуссии, скажу только, что огромный резонанс имела подготовка! Накануне стали появляться листовки агрессивного содержания! Мы расценили это как попытку вступления в диалог и включили это в свою презентацию.

И еще об обратной связи: кроме отзывов, поступили предложения провести еще ДК с аналогичной, но более узкой тематикой, нас порадовал тот факт, что на уроках права мы со студентами еще долго возвращались к поднятой проблеме, соотносили термины и понятия, вспомнили значение слова «нация», «народ», «русский», «Россиянин». Основной наш вывод: дискуссия получилась! Мы дали студентам высказаться, а многие в это не верили! Мы, педагоги, были очень  благодарны и участникам заседания, и студентам, участвовавшим в дебатах. Этой весной мы планируем провести новое заседание ДК, но уже возьмем более узкую тематику «Толерантность в семье».

Сегодня всё чаще говорят о кризисе традиционных институтов социализации – семьи и школы. Действительно, многие семьи находятся на грани прожиточного минимума. Многие отброшены за его пределы, поэтому родители перестают быть для детей образцами подражания, социальными и нравственными авторитетами. Состоятельная часть родителей перекладывает ответственность в подготовке детей к жизни в современном обществе исключительно на школу.

Социальный кризис оказал значительное влияние на сферу образования, на его ценностно-целевые ориентиры. Для многих подростков педагоги не являются «учителями жизни».

Опять же проблемы в семье случаются часто, родителям и подросткам нужна помощь. Семейные ценности, традиции нивелируются. На передний план выходят чисто экономические вопросы выживания. Дети зачастую предоставлены сами себе и телевизору или интернету. Наши студенты чаще бывают в интернете, чем в театре, музее, даже на прогулке. Поэтому Поэтому мы хотим соединить: духовно-нравственное воспитание, семейные ценности и толерантность: к родителям, бабушкам, дедушкам, основная подготовительная работа будет вестись и с помощью опросов, и с помощью ИКТ-технологий.

 Наши студенты умеют работать с информацией, им не нужна констатация это хорошо, это плохо. А вот живое общение, где есть условия личностно проявить себя – это наш главный ориентир в работе. И это главный эффект работы дискуссионного клуба! Немаловажно и опыт публичных выступлений, и культура речи, и умение высказывать своё мнение. Умению быть в центре внимания тоже нужно учить. Такие заседания помогают в формировании и профессиональных качеств студентов: ответственности, умения сбора и обработки информации, структурирования информации, принятия решения. Особое значение в воспитании личности, на наш взгляд, занимает воспитание в студентах самоуважения, не умаляя достоинства другого человека; способности критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, знание истории города, страны. Умение позиционировать себя гражданином своей страны. Самая сложная задача состоит в обучении подростков противостоять вмешательствам из вне. Здесь задача педагога вооружить подростка знаниями, помочь ему приобрести необходимый социальный опыт. В советском обществе существовали идеологические молодёжные организации: пионерия и комсомол. Подрастающее поколение было чётко ориентировано на определённые жизненные ценности. В отсутствии таких значимых организаций, если не предложим мы – предложит улица, криминал, секты, радикалы и прочие заинтересованные в «массе».  Для подростка очень важно, когда есть группа с одинаковыми целями и устремлениями, когда есть о чём поговорить, чем заняться в свободное время. Объединение подростков по интересам, помогает развивать и личностные, и лидерские качества; профессионализм, повышать социализацию подростков. Всё это, не употребляя, порой, режущего слух термина «толерантность», позволяет воспитывать подростков, имеющих устойчивый интерес к саморазвитию, к познанию окружающего мира, умеющих подчиняться нормам коллективной дисциплины, формирует социальные жизненные ценности.

Крестьянинова Н.В.,

ГБОУ СПО СПБ КИТ


 

Комментарии

Крупенич Евгения Владимировна

Спасибо за статью, затронута очень важная тема