Стратегии профессионального роста преподавателя в области здоровьесбережения - приоритетного направления развития образовательной системы.
В статье рассматриваются основные факторы риска, которые негатавно сказываются на росте, развитии и здоровье учащихся. Дается убедительное обоснование и мотивация к необходимости введения в образовательный процесс - здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategii_professionalnogo_rosta_prepodavatelya_docstatya_kor.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегии профессионального роста преподавателя в области здоровьесбережения - приоритетного направления развития образовательной системы.
Каковы стратегии профессионального роста преподавателя в реалиях современности? Преподаватель сегодня, как мне кажется, является ключевой фигурой преобразований в обществе. Это мы с вами закладываем «кирпичики» и формируем будущее нашей страны. От нашей с вами позиции, ценностно-целевых установок, зависит эффективность развития российской системы образования, и, в конечном итоге, наше будущее.
Научно-техническая революция оказывает влияние не только на характер труда взрослых, но и на интенсификацию учебного труда детей и подростков. Изменчивость функциональных систем растущего и развивающегося организма подростка обеспечивает успешную его адаптацию к множеству воздействующих факторов внешней среды. Однако незавершенность развития физиологических функций и регуляторных механизмов организма детей и подростков, бурные нейроэндокринные перестройки , происходящие в связи с половым созреванием, часто обусловливают неадекватное реагирование на экспериментальные и продолжительные воздействия: чрезмерные учебные нагрузки, недостаточную двигательную активность в режиме дня, приводящую к функциональным отклонениям в состоянии здоровья. Особенно отрицательно влияет на здоровье детей и подростков нарастающий дефицит времени, отведенный на прием, обработку и усвоение чрезмерно большого объема информации. Совокупность этих факторов нередко приводит к отклонениям в показателях высшей нервной деятельности - неврозам, срыву адаптации, болезням. Главнейшими факторами, обусловливающими отрицательную динамику состояния здоровья школьников с возрастом, являются увеличивающееся от класса к классу учебная нагрузка и сочетающееся с ней статическое позное напряжение, ограничение двигательной активности, нарушения режима дня и гигиенических требований к условиям обучения. Больше половины всех подростков заканчивают учебный день при сниженном уровне активации сердечно-сосудистой системы, характеризующемся резким снижением тонуса симпатических влияний, усилением влияний в децентрализации управления сердечным ритмом.
В последнее время особое внимание уделяется здоровью подрастающего поколения, проводятся различные исследования, эксперименты. Отчеты поражают печальными выводами. По данным Минздравсоцразвития России только 14% детей школьного возраста являются практически здоровыми, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Ко времени окончания школы у каждого четвертого выпускника наблюдается патология сердечно-сосудистой системы, у каждого третьего - близорукость, нарушение осанки. Как показывают исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний у детей и подростков Госкомсанэпиднадзора России, учебно-воспитательный процесс особо отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье: отклонения со стороны нервной системы в 10-м классе регистрируются у 32,6 % девушек и 16,4 % юношей, а 50 % учащихся нуждаются в помощи психолога.
На современном этапе развития школы актуальными являются вопросы связанные с состоянием здоровья и функциональным особенностями организма учащихся формирующимися в различных образовательных средах (иновационные лицеи, колледжи, гимназии, традиционные -общеобразовательная школа). Обучение в гимназии имеет ряд специфических особенностей, существенно увеличивающих информационную и психофизиологическую нагрузку учеников. Литературные данные свидетельствуют об ухудшение функционального состояния детей в процессе адаптации к учебной нагрузке. Чрезмерные учебные нагрузки в образовательных учереждениях нового типа в экзаменационный период могут привести ксрыву адаптивно-компенсаторных механизмов и развитию патологических процессов в организме. Психоэмоциональная и умственная нагрузка проявляется также на увеличение к концу учебного года числа детей с нарушением остроты зрения, особенно среди гимназистов. Гиподинамия учебного процесса отражается также на увеличении числа детей с замедленным ростом и повышенной массой тела.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить школьные факторы риска (ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния. К числу ШФР относятся (в порядке убывания значимости):
- Стрессовая педагогическая тактика.
- Интенсификация учебного процесса.
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностей школьников.
- Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
- Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
- Функциональная безграмотность педагога в вопросах охраны и сохранения здоровья детей.
- Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
- Провалы в существующей системе физического воспитания.
Массовая проблема со здоровьем детей говорит об отсутствии или недостаточной системной работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, физического воспитания и спорта и т.п.).
Биологическое значение утомления, развивающегося у учащихся в процессе учебной, трудовой и творческой деятельности, имеет двоякое биологическое значение. С одной стороны, оно играет охранительную роль, являясь защитной реакцией организма от чрезмерного функционального истощения, прежде всего, нервных клеток коры головного мозга и нежелательного перенапряжения других физиологических систем, с другой- стимулирующую роль, содействующую последующему росту работоспособности. Большая общая и учебная нагрузка, недостаточный отдых, низкая двигательная активность в процессе учебных занятий в школе в течение всего режима дня приводят к переутомлению детей и подростков, срыв адаптации к учебной нагрузке, к усугублению имеющихся, а также возникновению и интенсивному нарастанию серьезных отклонений в состоянии здоровья. Серьезные нарушения состояния здоровья учащихся, особенно 7-10 классов, обусловливали неоднократную постановку вопроса о необходимости упорядочения учебной нагрузки. Процесс сдачи экзамена и зачетов создает стрессовую ситуацию с активацией всех адаптивных сил организма, что приводит к напряжению вегетативной и эндокринной систем, высшей нервной деятельности, эмоциональной сферы и становится промежуточным звеном в возникновении психосоматических заболеваний.
Как мы можем изменить ситуацию? Образовательные учреждения (как общие, так и специальные) являются важным звеном социализации подростков, где среди прочих ценностей должна усваиваться ценность здоровья, формироваться мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. Для этого, мы, педагоги, должны сами быть грамотными в этом вопросе, знать о проблемах здоровья, овладевать методиками сохранения здоровья, внедрять их в свою профессиональную деятельность.
Формирование здоровьесберегающей образовательной среды должно включать:
-оценку санитарно- эпидемиологического благополучия окружающей подростка среды и условий жизнедеятельности;
- широкий комплекс эколого-гигиенических, социально - экономических, внутрижилищных, внутрисемейных и школьных факторов;
-в процесс обучения необходим учет реальных возможностей учащихся и той физиологической платы, которой, рассчитывается,, организм за учебную перегрузки и несовершенство организации учебной деятельности
-в образовательных учреждениях необходимо проведение профилактических мероприятий, направленных на улучшение санитарно-гигиенических условий учебы; разработку режима дня, предусматривающего чередование отдыха и труда с физической нагрузкой, создание реабилитационных кабинетов, где учащихся могли бы получить необходимую помощь как медика, так и психолога
научное обеспечение и нормативное распределение студентов по группам здоровья и группам физического воспитания;
разработку и реализацию профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на уменьшение уровня заболеваемости; снижение уровня функциональной напряженности детей и педагогов;
восстановление обратимого резерва здоровья; реализацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей организма и личности,
“критических” периодов индивидуального развития, оценку степени наследственно обусловленных компонентов адаптивности к учебным и внеаудиторным нагрузкам;
работу с семьей по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни;
организацию здоровьесберегающего учебного процесса; создание оптимальных условий для учебной и внеклассной деятельности;
организацию системы мероприятий по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Проблема формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Поэтому, центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.