Мотивация изучения информатики одарёнными детьми

Работа содержит теоретическую и практическую части. В теоретической рассматриваются такие понятия как одаренность, мотив и мотивация. В практической части исследование мотивации изучения информатики одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация изучения информатики одаренными детьми

Содержание

Введение        

Понятие одаренности        

Виды одаренности        

Особенности личности одаренного ребенка        

Особенности  познавательного развития        

Особенности психосоциального развития        

Мотив и мотивация        

Исследование мотивации изучения  информатики  одаренными детьми        

Заключение        

Литература        

Приложение 1        

Введение

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способностей нестандартного мышления и поведения. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Однако у большинства детей мотивация к учению практически отсутствует, что является серьезной проблемой. Причины создания такой ситуации различны – социальные, психосоматические, психологические и др. Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения. Некоторые, достаточно смышленые дети, отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую им приходится совершать для его получения. Именно поэтому созданию положительной мотивации к обучению сейчас уделяется особое внимание. Нередко от учеников можно услышать фразу «Зачем мне эта информатика? – я не собираюсь быть программистом». Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики. В то же время существует и внутренняя мотивация к изучению информатики, выраженная, в первую очередь, интересом к компьютеру.  Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Так какие же мотивы являются ведущими при изучении информатики одаренными детьми?

Поскольку одаренные дети отличаются высоким интеллектуальным развитием, любознательностью, оригинальностью и гибкостью мышления, отличной памятью, в данной работе выдвинем гипотезу о том, что главным мотивом изучения информатики такими детьми является познавательный мотив.

Объектом исследования являются одаренные дети МОУ СОШ №4 г.Муравленко ЯНАО.

Предмет исследования – мотивация изучения информатики.

Цель данной работы - исследование мотивации к изучению информатики одаренными детьми.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие одаренности.
  2. Рассмотреть виды одаренности.

3.  Выявить особенности личности одаренного ребенка

4.  Проанализировать особенности развития одаренных детей.

        5.  Изучить типы мотивации учебной деятельности.

6.  Выявить основные мотивы изучения информатики одаренными детьми МОУ СОШ №4 г.Муравленко ЯНАО.

Понятие одаренности

Одаренность может рассматриваться с нескольких точек зрения. Одни рассматривают ее как совокупность способностей, внутренних задатков и предпосылок. Таким образом, одаренность от слова «дар». Приведем несколько таких определений:

Одаренность – особо благоприятные внутренние предпосылки развития.[1]

Одаренность – свойство специфических корреляций способностей субъекта, которые обеспечивают успешность выполнения тех или иных действий, а сама суммация способностей, представляющих оригинальную модель, позволяет индивиду компенсировать негативность тех или иных качеств, за счет приоритетной эволюции других.[2]

Одаренность – генетически обусловленной компонент способностей, которые в значительной мере определяют как конечный результат, так и темп развития.[3]

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность  достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.[4]

Одаренность – совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей.[5]

Похожих определений можно называть очень много, такой подход наиболее распространен. Но есть и такие, кто считает одаренность явлением, развивающимся в течение жизни, т.е. наряду с совокупностью способностей, важную роль играют обучение, окружающая среда,  и где один фактор может либо компенсировать, либо нивелировать действие другого. К таким определениям относят:

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких необычных результатов в деятельности по сравнению с другими людьми.[6]

Одаренность – эффективное развитие человеком существующих качеств при сочетании нормального генотипа с благоприятными условиями его развития.[7]

Одаренность – синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов.[8]

Одаренность – синтез взаимоусиливающих друг друга свойств личности, ее активного и положительного отношения к деятельности, так называемой склонности к определенному виду деятельности и… настойчивого трудового усилия…[9]

В данной работе будем придерживаться рабочей концепции одаренности, целью которой является как раскрытие понятия одаренности на основное теоретических положений отечественной психологии, так и определение основных принципов в решении задач выявления, обучения и развития одаренных детей.  Данная концепция была разработана группой отечественных ученых, в числе которых Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес и другие. Согласно рабочей концепции одаренности, Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

  1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой – обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
  2. Под влиянием смены возраста, образования освоения норм культурного  поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
  3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности)  психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может  идентифицироваться как одаренный, по другим 0- как отстающий в психическом развитии.
  4. Проявление детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Виды одаренности

Систематизация видов одаренности определяется критерием , положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
  2. Степень сформированности.
  3. Форма проявлений.
  4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
  5. Особенности возрастного развития.

По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая, (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художетсвенно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы – уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:

  1. В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
  2. В познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  3. В художетсвенно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
  4. В коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность.
  5. В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Классификация видов одаренности по критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  1. актуальную одаренность,
  2. потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок – это ребенок, достижения которого отвечают требованиям объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков.  Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

  1. явной одаренности;
  2. скрытой одаренности.

 Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка соль очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.  Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь ярко.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослым при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности – это сложные по своей природе психические явления. В случаях скрытой одаренности, не определяющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей. Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

  1. общую одаренность;
  2. специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальные способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д. Еще одним примером специальных способностей является социальная одаренность – одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе). Общая одаренность связана со специальным видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии спорта, лидерства и т.д.). В свою очередь, социальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

  1. раннюю одаренность;
  2. позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно ранее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды».  Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») – это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно ранние, с 2-3 лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в идее выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования происходит обычно позднее, чем в искусстве.  Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

Особенности личности одаренного ребенка

О детях, которые намного превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычайно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.

Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

Другое дело – одаренные дети с дисгармоничным типом развития. Их отличие от детей с гармоничным типом одаренности заключается не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений. В основе этого варианта одаренности, возможно, лежит другой генетический ресурс, а также другие механизмы возрастного развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением инегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности как таковой.

Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска». Поэтому необходимо обратить внимание на тот факт, что выборка одаренных детей неоднородна и особенности, присущие одной группе, нельзя распространять на всех одаренных детей. Важно подчеркнуть, что возникающие у них проблемы не являются следствием самой одаренности.

Особенности  познавательного развития

Любознательность

Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательностью. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого здорового ребенка (Запорожец А.В., Божович Л.И. и др.).

Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность. Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства – искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Сверхчувствительность  к проблемам

Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным  и понятным.

Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно; «… только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само себе разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», - писал С.Л. Рубинштейн. Подобная «слепота», выраженная в неспособности воспринимать новое, обычно свойственна ограниченным людям, независимо от степени их образованности или общественного статуса.

Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.

Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к неизвестному ранее.

Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)

Это понятие отмечено рядом психологов (Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский и др.). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности»). Так, например, Д.Б.Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. «В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б.Богоявленская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят, другие».

Высокий уровень развития логического мышления

Известный российский психолог В.Н.Дружинин, анализируя подходы большинства отечественных  и зарубежных специалистов к проблеме соотношения интеллекта и креативности, выделяет три основных позиции:

  1. первая отказывается от какого бы то ни было разделения этих функций; эта точка зрения характерна для большинства отечественных ученых; из широко известных зарубежных исследователей, придерживающихся данного подхода, можно назвать Г.Ю. Айзенка;
  2. вторая строится на утверждении, что между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения; для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего, или «нет глупых креативов», но есть «нетворческие интеллектуалы»;
  3. третья утверждает, что интеллект и креативность – независимые, ортогональные способности; при максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности результаты ее измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта.

Повышенный интерес к дивергентным задачам

Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Люди не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.

Способность решать дивергентные задачи – важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве.

Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой, степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизируют и стимулируют активность ребенка.

Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые,  неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта способность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.

Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных способностей мышления творчески одаренного человека. Но при этом наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи возможен и другой способ творчества – разрабатывать существующие. Если первый способ особенно цениться в творчестве научном и техническом, то второй – в художественном.

Гибкость мышления

Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

Высокий уровень гибкости мышления – явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности – инертность, ригидность, мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

Легкость генерирования идей (продуктивность мышления)

Большое количество идей характерно для одаренного человека как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном случае не просто ассоциативное объединение нескольких первичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть содержательно оправдано, а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом сами возникающие такого рода идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов и решений.

Легкость ассоциирования

Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, использую различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между различными явлениями, событиями, далеки по содержанию.

Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимать связи и отношения  между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями.

Способность к прогнозированию

Творчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм мышления – они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможности прогноза развития социальных явлений.

Высокая концентрация внимания

Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

Отличная память

Все специалисты среди качеств, характерных для категории одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память.

Способность к оценке

Оценочная функция как интегральный, структурный элемент одаренности рассматривается многими специалистами. Способность к оценке – производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

Особенности склонностей и интересов

Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознаны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели.

Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах.

Особенности психосоциального развития

Стремление к самоактуализации

Стремление открыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека. В этой связи естественно предположить, что ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны поддерживаться и формироваться. У людей склонных к самоактуализации, по мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей, и этим они отличаются от тех людей, которые стремятся удовлетворить потребности в том, чего им недостает.

Перфекционизм

Перфекционизм (от англ. perfect – «совершенный») – это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных деталях. Это качество проявляется уже в раннем детстве.

Следствием этого постоянного стремления к совершенству нередко становится столь же постоянное чувство недовольства собой, которое отражается на самооценке, а порой становится причиной неврозов и депрессий.

Самостоятельность

Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствие; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Люди склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью.

Эгоцентризм

Многие исследователи отмечают высокую степень выраженности эгоцентризма именно у одаренных детей. Они утверждают, что чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эгоцентрически.

Эгоцентризм, как всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно, одномерно. При внимательном, глубоком изучении выявляется, что в одних сферах он проявляется у одаренного ребенка ярче, чем у «нормального», в других, наоборот, выражен меньше.

Несколько легче одаренным ребенком преодаливается моральный и коммуникативный эгоцентризм, основой чего являются высокие умственные способности и формирующиеся на этой базе более высокие способности к метапознанию.

Сложность преодоления познавательного эгоцентризма определяется не трудностью восприятия одаренным ребенком иной точки зрения: она зависит от оптимистичной веры одаренного ребенка в интеллектуальных способности окружающих.

Лидерство

В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых дел и игр. Основная причина – его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствие игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера.

Соревновательность

Соревновательность, конкуренция – важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать.

Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке. Построенная на этой основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками. Но,  отмечая это явление как естественное, многие исследователи постоянно говорят о необходимости соревнования с такими же одаренными детьми. Причем особенно ценен опыт не побед, а поражений.

Особенности эмоционального развития

В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является также отмечаемая сверхчувствительность, уходящая конями в особенности интеллектуального развитии. Способность улавливать  причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все воспринимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные значения, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно.

Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей. Но с точки зрения совершенствования значительно более важной является другая особенность творческих людей – способность наслаждаться творчеством. Именно это, по утверждению Стендаля, отличает гения от вех остальных людей. Действительно, звание гения присваивается лишь тому, кто испытывает особое наслаждение от процесса творчества и продолжает работать, несмотря на преграды.

Творческое восприятие случайностей

В концепции одаренности известного американского психолога А. Танненбаума один из пунктов составляют так называемые случайные факторы – «оказаться в нужном месте в нужный час». Случайности потому и случайности, что их не спрогнозируешь. Но умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств можно и нужно учиться. Это одна из черт человека с высокими умственными способностями. Это серьезно повышает шансы на успех практически во всех сферах жизни. Многие научные открытия и изобретения появились на свет  благодаря счастливому стечению обстоятельств.

Правда, и со случайностью не все так просто, как это может показаться на первый взгляд. Известный философ Ф.Ницше считал, что самое главное в любом открытии и изобретении создано за счет случайности, неожиданности, но большинство людей не сталкиваются с такой ситуацией. То, что называют случайностью, на самом деле, считал он, является озарением, и с ним встречается тот, кто готов к этой встрече.

Случайность не спрогнозируешь, не создашь специально, но умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств – действительно дар. Удача приходит к тому, кто к ней готов (точнее, она и к другим приходит,  но так и уходит, оставшись незамеченной). Как сказал один мудрый человек, «чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь».

Юмор

Без способности обнаруживать несуразности, вдеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

В разных странах проводились многочисленные серии психологических исследований, специально рассматривавших проблемы соотношения коэффициента интеллекта и юмора. Исследователи говорят о наличии прямой корреляции. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, и легко можно обнаружить как их наличие, так и их отсутствие.

Мотив и мотивация

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию  и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Побуждение связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.

Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Учебная деятельность занимает практически всего годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Типы мотивации учебной деятельности

Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

• мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

• мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.

В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Учение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это - наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.

Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).

Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).

Познавательные мотивы включают:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;

2)учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).

Социальные мотивы включают:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.

Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей;

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.

Исследование мотивации изучения информатики одаренными детьми

Наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются:

•  наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников,    результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках;

•   использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе;

•  индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;

•   анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению.

Вышеперечисленные методы изучения мотивации были использованы в исследовании в полной мере. Первоначальной задачей было определение выборки исследования, т.е. круга учащихся, попадающих под определение одаренных. Наблюдая за поведением во время учебной деятельности, анализируя результаты экспериментальных психологических ситуаций, а также с помощью индивидуальных бесед на протяжении всего периода обучения, сложилось определенное представление об интеллектуальном уровне и личностном развитии учеников. Таким образом, было выбрано 8 одаренных учащихся старших классов.

Опрос проводился методом анкетирования. Было предложено из приведенных в анкете 13-ти мотивов выбрать 3-4 наиболее близких и проранжировать их по степени значимости. Образец анкеты приведен в Приложении №1.

В таблице 1 представлены результаты анкетирования.

Частота выбора означает, сколькими респондентами был выбран конкретный мотив.

Частота выбора с учетом значимости - сколькими респондентами был выбран конкретный мотив и на какое место по значимости был поставлен.

По приведенным в таблице данным видно, что доминирующими мотивами изучения информатики являются мотивы под номерами 2,3,4,7,11. Наиболее значимыми – 2,4,7,11.  Пересекающимися по значимости и частоте выбора – 2,4,7,11. Из указанных мотивов 3 являются познавательными и только 1 узкопрактический. В анкете формулировка данного мотива звучала следующим образом «Умея работать на компьютере, легче найти престижную работу». Выбор данной причины обусловлен нынешними реалиями общества: информационные технологии присутствуют практически во всех сферах деятельности.  Однако большинство выбранных мотивов все-таки являются познавательными. Это еще раз утверждает, что одаренные дети отличаются самостоятельностью, высоким интеллектом, любознательностью и пытливостью.  


Таблица 1

Ф.И.

Мотивы учения

Доминирующие

ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

мотивы

  1. Саша К.

 

 

1

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

 

 

 

Из четырех выбранных мотивов только один познавательный, но на первом месте

  1. Катя О.

 

2

 

1

 

 

 

 

 

 

4

3

Познавательные

  1. Румия Б.

 

1

4

3

 

 

2

 

 

 

 

 

Познавательные

  1. Настя Д.

 

3

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

Познавательные

  1. Таня Р.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

3

2

 

Познавательные

  1. Аня Т.

 

 

1

 

3

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Из четырех выбранных мотивов только один познавательный, но на первом месте

  1. Настя П.

 

2

4

3

1

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

  1. Асель М.

 

 

3

 

 

 

 

 

 

1

2

 

Познавательные

Частота выбора

0

6

5

4

2

0

4

0

0

2

4

1

 

Частота выбора с учетом значимости

0

20

9

12

6

0

11

0

0

6

10

6

 


Заключение

В данной работе была поднята тема мотивации изучения информатики одаренными детьми, которая является одной из важнейших в настоящее время. С одной стороны, проникновение информационных технологий в нашу жизнь заставляет изучать предмет информатика для утверждения себя в обществе, с другой – отношение учащихся к обучению постоянно снижается. И только от самих детей зависит для чего они изучают тот или иной предмет – какие мотивы побуждают их к этому. Кроме того, сейчас остро стоит вопрос об исследовании именно одаренных детей, какие факторы влияют на их мотивацию. В результате сопоставления этих важнейших аспектов исследования была рассмотрена тема «Мотивация изучения информатики одаренными детьми».

По результатам проведенного исследования во второй части работы, была подтверждена гипотеза, поставленная перед началом анализа о том, что основным мотивом изучения информатики одаренными детьми является познавательный.

Данная гипотеза была подтверждена с помощью раскрытия понятии и видов одаренности, рассмотрения особенностей личности одаренного ребенка, изучения типов мотивации учебной деятельности, анкетирования одаренных детей МОУ СОШ №4 г.Муравленко ЯНАО.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М.,  2003.
  2. Лейтес Н.С. Одаренность – величина переменная.// Первое сентября. -1993. -8 мая. –с.2.
  3. Мясищев В.Н. Проблема способностей в Советской психологии и ее ближайшие задачи// Психология отношений. –М.; Воронеж, 1995.
  4. Немов Р.С. Психология. –М.: Просвещение, 1990.
  5. Общая психология: Учебник пособие для студентов пед. Инст-тов./ под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1986
  6. Педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ сост. О.А. Кондратенко. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007. – 86с.
  7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2000
  8. Савенков. А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  9. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. –М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000
  10. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии

Приложение 1

Дата:________

Класс:_______

Имя:_________

Успеваемость по:

Информатике:___

Математике:_____

Литературе:______

Русскому языку:____

  1. С желанием ли и интересом ты приступил к изучению информатики в … классе?
  2. Как обстоят дела теперь? Обведи кружочком вариант, который тебе подходит: а) учить не хочу, но интересно; б) учить хочу, но стало неинтересно; в) учить хочу и учу с прежним интересом; г) учить хочу, стало еще интереснее.
  3. Что побуждает тебя изучать компьютер? Ниже перечислены возможные причины. Прочти их внимательно. Выбери 3-4 подходящие для тебя.

  1. Родителя хотят, чтобы я научился работать на компьютере.
  2. Считаю, что каждый образованный человек должен освоить хотя бы азы компьютерной грамотности.
  3. Привлекает возможность общаться через Интернет.
  4. В Интернете нахожу ту информацию, которая мне необходима.
  5. Знание компьютера необходимо для поступления в ВУЗ.
  6. Нравиться играть в компьютерные игры.
  7. Умея работать на компьютере, легче найти престижную работу.
  8. Изучаю компьютер, потому что информатика стоит в программе.
  9. Изучаю компьютер, потому что люблю и уважаю своего учителя.
  10. Учитель всегда интересно, по-новому проводит уроки.
  11. Мне нравиться узнавать, как устроен компьютер.
  12. Хочу уметь работать на компьютере не хуже моих одноклассников.
  13. Стараюсь изучать компьютер, чтобы не получить плохую оценку.


[1] Лейтес Н.С. Одаренность – величина переменная.// Первое сентября. -1993. -8 мая. –с.2.

[2] Юрчук В.В. Современный словарь по психологии

[3] Савенков. А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999.

[4] Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. –М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000

[5] Общая психология: Учебник пособие для студентов пед. Инст-тов./ под ред. А.В.Петровского.

М.: Просвещение, 1986

[6] Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2000

[7] Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. –М.: Полит.лит-ра, 1989.

[8] Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1. –М.: Педагогика, 1985.

[9] Мясищев В.Н. Проблема способностей в Советской психологии и ее ближайшие задачи// Психология отношений. –М.; Воронеж, 1995.