Исследовательская и проектная деятельность школьников в современной школе.

Щербина Татьяна Александровна

 

В настоящее время разработаны различные современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. В поисках наиболее активных форм обучения и личностной ориентации образования педагоги все чаще обращаются к учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, обеспечивающей их «соучастие» в истине: адекватную традиционному предметному преподаванию степень авторства и креативности учащихся в приобретении знаний основ наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельность школьников

        в современной  школе.        

Щербина Татьяна Александровна – учитель русского языка и

литературы МОУ «Соловьевская СОШ»

Полтавского района Омской области.

Аннотация: В настоящее время разработаны различные современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. В поисках наиболее активных форм обучения и личностной ориентации образования педагоги все чаще обращаются к учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, обеспечивающей их «соучастие» в истине: адекватную традиционному предметному преподаванию степень авторства и креативности учащихся в приобретении знаний основ наук.

Устремите ум на радость

творчества.

Н.И.Рерих

     В основе  профессиональной деятельности любого учителя,  несомненно, лежит педагогический труд, а все мы знаем, что со временем это накладывает определенный отпечаток на стиль поведения. Дома, на улице, в магазине,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       на отдыхе учителя легко отличить от представителей других профессий. Голос (тональность, громкость), стиль общения, поведение часто «выдают» педагога. И к числу приобретенных педагогических реалий относится постоянная оценка поведения окружающих детей, манеры их разговора, языка. Это совершение нормально с позиции формирования опыта учителя.

     Но как же мы любим, когда ребенок хорошо себя ведет, бойко и правильно отвечает на уроке, когда его мотивации и устремления правильны и адекватны возрасту! Но правильность — это наше оценочное суждение.

     А каков путь ребенка к этой «правильной» линия поведения? Может быть, он заранее знает, что нужно учителю, и выбирает соответствующую позицию. Мы его учим, оцениваем, заранее знаем, что хорошо и что плохо, знаем, что ему нужно знать, и даже можем помочь ограничить сферу познания, предложив прочитать не всю книгу, а отрывок из «Хрестоматии» и т.п. Сегодня появились даже пересказы великих произведений («Война и мир» и др.), помогающие познать фабулу, не тратя времени на чтение, но позволяющие блеснуть эрудицией. А 250 сочинений для выпускников школ и абитуриентов, собранных в брошюре и предлагаемых на книжных полках магазинов и киосков,— это разве не стремление кого-то из горе-предпринимателей лишить учащихся возможности познавать самому?!

        Наверное, каждый согласится со мной, что, познавая, человек может ошибаться, сомневаться... И учителю важно признать право ученика на ошибку, право на собственное суждение, свое самостоятельное открытие мира, познание истин, ценностей. А еще учителю нужно уметь создать условия для творческого познания. Всем известно, что способности, в том числе и творческие, развиваются, а склонности и интересы формируются только в деятельности.

     Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу, в том числе и сельскую. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность.

     Ведь способность к самостоятельному познанию развивается в исследовательской познавательной деятельности.

     Конечно, существует масса методических приемов и дидактических методов, позволяющих творческому педагогу вовлекать учащихся в учение. Но хотелось бы особенно подчеркнуть, что сейчас речь идет о другом. Как помочь школьникам жить по принципу замечательных слов поэта: «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»? Как педагогу научить своего питомца умению самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы (пусть порой и ошибочные)? Как построить обучение так, чтобы учащиеся не боялись ошибиться, не смущались особенностью своего собственного мнения, позиции, но умели их логично объяснить, обосновать, отстоять? Педагога не должны смущать ошибки учащегося, ибо истинный поиск без этого невозможен. «Поток разнообразных ошибок...- это движение и обновление, это поток возможностей»

     Как сегодня педагоги используют методы педагогической эвристики в образовательном процессе? Во-первых, ответ на этот вопрос полностью зависит от желания учителя учить не традиционно (опрос - объяснение - закрепление — задание на дом), а, во-вторых, от умения учителя организовать творческую исследовательскую деятельность в школьных стенах.

     Второй аспект исследовательской деятельности в современной сельской школе — это исследования учащихся, сопровождающиеся получением новых знаний, развитием их творческих способностей. Учителя часто пользуются методами исследовательской деятельности в учебном процессе (лабораторные работы, написание рефератов и т.п.), но, формализуя эту работу, не достигают достаточной эффективности. Это вполне можно объяснить отсутствием навыка научного исследования у самих педагогов. Невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.

     Анализ опыта исследовательской познавательной деятельности учащихся показал, что наиболее распространены задания-исследования по предметной тематике, исследования экспериментального плана по естественнонаучным циклам, исследовательские проекты, научные мастерские предметной направленности и научно-исследовательские конференции учащихся.

     Широко распространена сегодня в старших классах практика подготовки докладов и рефератов по определенной тематике. Знакомство с реалиями этого процесса показало, что очень часто подобная работа приносит больше вреда, чем пользы, а об исследовательской компоненте в процессе познания в эпоху Internet говорить даже не приходится. Учащиеся добросовестно перепечатывают с помощью компьютера или переписывают статьи из журналов. Учитель не успевает порою даже прочитать все рефераты, оценивая внешнее оформление, а иногда это еще и озвучивается — тогда мероприятие называется научной конференцией.

     Знакомясь с подобными конференциями, изучая аккуратные стопки «журнальных близнецов», всякий раз я думала: ну зачем мы так легко, не задумываясь, разрушаем у учащихся веру в себя, в свои способности и возможности творить. И еще: недобросовестное отношение учителя к организации исследовательской деятельности, а проще — имитация такой деятельности, может быть, навсегда привьет стойкое отвращение к исследованиям и творчеству у будущего  А. Сахарова или И. Курчатова.

     Готовить учащихся к элементам исследовательской деятельности нужно постепенно, приучая к освоению «алгоритма стратегии научного поиска», который подразумевает следующие шаги.

     1. Попытки решения задачи целесообразно предпринимать еще до изучения литературы. Учащийся определяет на основе ревизии своего опыта пути решения задачи, а учитель активизирует ход будущего исследования.

     2. Возникшее активное отношение к решению поставленной задачи позволяет приступить к изучению литературы осознанию, под определенным углом зрения.

     3. Далее на основе изученного материала учащийся приступает под руководством педагога к решению задачи.

     4. Получив ответы на поставленные вопросы, учащийся критически анализирует полученные результаты и делает выводы.

     Все научные исследования можно разделить на теоретические и эмпирические. В учебном процессе вполне возможно получение субъективной научной новизны, т.е. результат, достигнутый учащимися, является достоверным, но обладает новизной только для данного исследователя.

     Эмпирическая деятельность включает: наблюдения, эксперимент, опросы, анкетирование, т.е. сбор эмпирической информации и познавательную активность, связанную с осмыслением полученных результатов.

     Весьма характерными направлениями таких исследований могут быть вопросы сельскохозяйственного опытничества, биологии, химии, некоторые социологические проблемы, связанные с блоком «обществоведение». Теоретические исследования направлены на всестороннее познание объективной реальности, требуют объяснений установленных фактов, формируют теоретические знания, базируясь на логических методах познания (анализ, синтез, аналогия, моделирование и т.п.). Для решения эмпирических задач используются следующие методы познания: наблюдение, эксперимент (когда в контролируемых и управляемых условиях исследуется явление действительности), измерение (метод получения количественных данных об изучаемых объектах). К логическим методам познания относят анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, классификацию, обобщение, аналогию, моделирование и т.д.

     Преподаватель, используя сочетание предметных знаний, навыков исследовательской деятельности и творческий подход к построению образовательного процесса, может стимулировать у учащихся поиск новых идей и мотивировать процесс самопознания. Можно выделить основную группу методов поиска новых идей и решений:

- мозговой штурм позволяет не только генерировать идеи, но и осуществлять их анализ и отбор;

- ассоциативные методы являются источниками генерирования новых идей, когда признаки случайно выбранных объектов переносятся на исследуемый объект;

- перебор вариантов связан с систематизацией информации в проблемной области;

- контрольные вопросы позволяют генерировать идеи и стимулировать процесс генерации (метод основан на использовании наводящих вопросов).

     Формирование опыта научного творчества в школьном классе определяется как общими креативными способностями (творческое мышление, выявление проблем и «белых пятен»), так и когнитивными способностями и навыками по конкретному предмету.

     Огромное значение при этом имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к данному предмету, эмоциональным восприятием поднимаемой проблемы, значимостью данного знания для будущего профессионального выбора. Во многом мотивацию научного поиска определяет саморегуляция и самоутверждение учащегося.

     Исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся сегодня часто рассматривается и как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

     Проект — это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого- либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта. Причем проектирование в конце ХХ века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов в журналистике, на телевидении и во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия. Проектный метод в образовательном процессе школы часто рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе «учения — обучению». Это не означает возврата к педагогике проектов 30-х гг. ХХ в., где весь процесс познания строился лишь на выполнении комплексных проектов. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых (порой и путем самообразования) для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.

     Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература и МХТС и т.п.); надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить» и т.д), который выполняется в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских и др.

     По включенности в учебные планы проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим — в этом случае на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения.

     Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда. К таким качествам можно в первую очередь отнести:

- умение работать в коллективе;

- умение брать на себя ответственность за выбор, решение и т.п.;

- умение разделять ответственность;

- умение анализировать результаты деятельности;

- способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время и т.п. интересам общего дела).

     Вполне понятно, что при выполнении учащимися проектов качественно меняется роль учителя в процессе учения. Он выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Это активизирует познавательную деятельность учащихся. Конечно, учителю трудно работать с активными «почемучками». Поэтому, к сожалению, сегодня далеко не каждый педагог профессионально готов к использованию интерактивных режимов работы и принятию метода исследовательских проектов в свой арсенал педагогических технологий. Но если нам все-таки хочется гуманизировать обучение, признать, что личность каждого нашего ученика самоценна, что у каждого, пришедшего на урок, есть свой личный опыт и восприятие окружающего мира, то стоит попробовать…

     Сегодня убеждать педагогов и старшеклассников в необходимости формирования и развития учебно-познавательной компетентности учащихся равноценно увещеванию в прописных истинах. Однако, перефразируя слова Поля Валери, можно сказать, что современная школа переживает в области, относящейся к сфере мышления, здравого смысла и здравых чувств, такие явления, которые находятся за пределами этой сферы. Поэтому целью образования не может быть просто приобретение сведений. Сведения быстро забываются, они бесконечно разнообразны, так что, не зная в точности, как сложится в будущем жизнь ученика, совершенно немыслимо выделить именно то, что ученику действительно пригодится в жизни. Наконец, сведения устаревают: то, что сегодня считается установленным законом и бесспорным фактом, завтра опровергается новой научной теорией и новым, более точным наблюдением. Поэтому, если задача обучения — сообщение сведений, то школа, по необходимости всегда отстающая от науки и могущая преподавать только вчерашние истины, никогда не сможет разрешить этой задачи: она всегда будет давать сведения, которые не только, когда их надо будет применять к жизни, окажутся устарелыми, но устарелые уже в самый момент преподавания. А раз сообщение сведений не может быть целью обучения, то очевидно задачей школы должно быть развитие способности мышления. Развитой ум всегда сможет впоследствии приобрести те сведения, которые ему в жизни необходимы, и предусмотреть их не в состоянии никакое преподавание. Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведения, которое всегда пригодно, которое нельзя забыть и которое не может устареть...

     Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, но в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему метода научного знания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению. Развитой ум это не просто сильный ум, это ум научно-образованный, воспринявший в себя научную культуру, умеющий подчинять произвол своего мышления объективным требованиям метода...

      Для школы существует одно серьезное испытание. Оно заключается в ответе на вопрос: «Когда оканчивают школу, что остается?». Знания забывают, навыки утрачивают, школьные умения обычно не востребованы во взрослой жизни. Путь повышения ценности образования и, соответственно, интереса детей к обучению состоит в создания образцов новой школьной практики, которая была бы адекватна современной культуре. При этом новая школьная практика обучения должна быть направлена на подготовку людей для жизни в будущем обществе, на приобретение через и посредством обучения компетентностей для успешной деятельности в современной культуре, их адаптация к условиям реальной практики. Обновление образовательного учреждения, внедрение инноваций, проектирование модели новой школы - вот реальные направления исследовательской деятельности в педагогическом коллективе.

Список литературы

  1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: Методические рекомендации для учащихся и педагогов. – Научно-практический журнал «Завуч» №6, 2005.
  2. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе: Методическое пособие / Под ред. И.Д.Чечель.- М.: АПКиПРО, 2003.
  3. Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию - М.: 5 за знания, 2007.
  4. Рафальчук О.Г. Исследовательская деятельность в системе работы с одаренными детьми учителя и классного руководителя. - Научно-практический журнал «Одаренный ребенок» №3, 2007.
  5. Филимонов А.А., Гам В.И. Организация проектной деятельности: Учебно-методическое пособие.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.