Роль наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида.

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.odt67.47 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.  Теоретические и методические основы  использования наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида…………………………….…..6

1.1. Понятие и виды наглядного дидактического материала на уроках русского языка …………………………………………………………….….….6

1.2.  Психлого-педагогическая характеристика и особенности развития речи  детей младшего школьного возраста VIII вида………………………….……10

1.3. Методика использования наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида………………………………………………………………….13

Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы с использованием наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида…………………….18

2.1. Цель, этапы экспериментальной работы …………………………………18

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………21

2.3. Методические  рекомендации по использованию наглядных пособий в начальных классах коррекционной школы VIII вида на уроках русского языка………………………………………………………………………...……24

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………………28

Приложения…………………………………………………………………...…30

Введение

В современном учебном процессе в условиях модернизации образования предполагается апробация таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе.  Л.В.Занков говорил, что  «...дидактические принципы, требования, рассчитанные на усвоение знаний и навыков, приносят известный результат и в развитии . Однако задача заключается не в том, чтобы получить какой-то результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников». [1]. Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. В процессе обучения русскому языку обеспечивается коррекция высших психических процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности детей с проблемами в развитии приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй, связная речь. Решить все эти проблемы помогают наглядные пособия.

В современном обучении наглядные пособия играют большую роль. К.Д. Ушинский, оценивая роль наглядности в обучении родному языку, писал: «...совершенно ошибочно отделять наглядное обучение от обучения отечественному языку. При таком насильственном разделении двух предметов... наглядное обучение теряет свою главную цель, а обучение отечественному языку — самую прочную основу: умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами»[ 2, С. 10]. Это положение тем более значимо для уроков русского языка в коррекционной школе.

 На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные

                                                                                                                              3

принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности. Наглядные пособия по русскому языку - учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что правильное использование наглядности на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида способствует формированию четких представлений о правилах и  содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

Объект работы – учащиеся младших классов VIII вида.

Предмет работы – организация деятельности по использованию наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида.

Гипотеза исследования - использование наглядных пособий в начальных классах коррекционной школы VIII вида на уроках русского языка приносит положительные результаты в формировании  знаний и умений детей .

Цель работы состоит в изучении теоретических и практических  особенностей возможности использования наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида.

Задачи:

- определить понятие и изучить виды наглядного дидактического материала на уроках русского языка;

- дать психлого-педагогическую характеристику и показать особенности развития речи  детей младшего школьного возраста VIII - проанализировать

                                                     4                                                                          методику использования наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида;

- провести опытно-экспериментальную работу с использованием наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида ;

- разработать методические  рекомендации по использованию наглядных пособий в начальных классах коррекционной школы VIII вида на уроках русского языка.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, экспериментальный метод исследования, анализ синтез, сравнение, обобщение.

Теоретической основой исследования стали труды таких ученых как Аксенова А.К., Барская Н.М. , Воронкова В.В., Евдокимов В.И., Занков Л.В. и других.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

                                                                                                                              5

Глава 1.  Теоретические и методические основы  использования наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида.

      1.1. Понятие и виды наглядного дидактического материала на уроках русского языка.

         

     Наглядный дидактический материал -  учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие".

Наглядность признается исходным началом обучения, так как, во-первых, выступает как важное средство познания окружающего мира, во-вторых использование наглядности основано на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, и, в третьих, она повышает интерес к знаниям и делает процесс обучения более интересным.

     «Фактически при обучении языку наглядные средства должны образовывать тот каркас, на основе которого будет формироваться языковая и речевая деятельность учащихся. Отсюда такое пристальное внимание к разнообразию видов наглядности и многоплановости их использования. На уроках русского языка применяются традиционные средства и,  кроме того, используется ряд специфических средств, которые не применяются на других уроках. Это мимика, жест, драматизация, дикция, выразительность чтения, опосредованная, или языковая наглядность. Последний вид наглядных средств обучения предполагает организацию наблюдений за самой речью, за ее образностью, за различными языковыми компонентами, начиная со звука и кончая сложным фразовым единством — текстом».[3, С.27-28]

    В младших классах коррекционной школы предпочтение отдается натуральным предметам и иллюстративно-изобразительным средствам.  В современной специальной школе все большее значение приобретают технические средства обучения (ТОО). Используются такие технические          средства, как кино, телевидение,мультимедийные установки и  другие, которые                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                        6

 по существу могут передать любую ситуацию, эпизод, показать связи, зависимости, строение объектов и пр. Все большее место в учебном процессе занимают кино и телевидение, так как сближают учебный материал с представлениями о самых различных сторонах жизни, о прошлом и настоящем, внешнем и внутреннем, близком и далеком, знакомом и неизвестном. Учителю нужно уметь использовать эти технические средства.

      С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их русскому языку, натуральные предметы могут быть использованы в качестве демонстратовного наглядного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, игрушки, муляжи и т.д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями.

 К иллюстратовно-изобразительным пособиям относятся, прежде всего, рисунки, картины, предметно-операционные карты,  учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок. Такие пособия  значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматики, пунктуации, фонетики и пр., или для иллюстрирования упражнений.

 Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:

познавательные;

инструктивные;

тренировочные;

справочные.

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся.

                                                                                                                              7

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

 Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения.

При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

       Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков

                                                                                                                                        8

писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал можно подразделить на:

предметный дидактический материал;

дидактический материал в виде карточек с заданиями.

Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания и навыки по русскому языку. А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.)

Итак, принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект.                                                           9

  1. Психлого-педагогическая характеристика и особенности развития речи  детей младшего школьного возраста VIII вида.

        В классах коррекционной  школы VIII вида учатся в основном умственно отсталые дети в легкой степени. Они усваивают на доступной им уровне определенный круг знаний по общеобразовательным предметам, овладевают несложной профессией, могут приспособиться к общественно полезной деятельности. В специальной (коррекционной) школе VIII вида для учащихся организуются простейшие, но разнообразные по содержанию виды игры, учебы, труда. Главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности: речи, памяти, абстрактно-логическом мышлении. У детей школы VIII вида фразовая речь развивается, однако словарный запас ограничен, чтение письмо затруднено, имеются специфические ошибки (замены звуков и букв, пропуски и перестановки слогов).  

Память умственно отсталых школьников характеризуется небольшим объемом запоминаемого материала, некачественным воспроизведением, мышление носит конкретный, наглядно-действенный характер, нарушена способность к отвлечению, обобщению, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно.

С интеллектуальным недоразвитием у таких детей тесно сочетается незрелость эмоциональной сферы и личности в целом: некритичность суждений, отсутствие инициативы и любознательности, проявления сложных оттенков чувств, волевых действий, интеллектуальный дефект у этих детей, так же как и у всех умственно отсталых, проявляется в первую очередь нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленостью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения. Нередко при неплохой способности к механическому запоминанию наблюдается

                                                                                                                            10

слабость смысловой и особенно ассоциативной памяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом. Для запоминания нового материала требуются многократные повторения и подкрепления его конкретными примерами.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка, нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования.

Количественное насыщение лексики должно сопровождаться созданием условий для реализации слов в активной речи, только тогда действительно будет развиваться, и обогащаться устная и письменная речь.  Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсутствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых простых предложений нарушены связи между словами, опускаются предлоги, не учитываются согласования в роде, числе, падеже. Их речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия (беспокойный, грозный, белизна), они не знакомы с названиями многих видовых (дуб, береза, клен) и родовых понятий (растение, инструмент), хотя и те и другие обозначают конкретные предметы.

Следует отметить, что специфика речи умственно отсталых школьников объясняется не только бедностью впечатлений (а отсюда недостаточным запасом слов, расплывчатостью их знаний) и затруднениями в понимании связей между предметами и явлениями, но и отсутствием подлинных мотивов речи. Очень часто ребенок ограничивает свои ответы короткими «да», «нет» или строит их в виде нераспространенных предложений. Умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания.

Сложное недоразвитие фонематического восприятия, которое вызывает ряд однотипных ошибок в письменных работах учащихся (замены, пропуски, перестановки), требует использования специальных приемов для коррекции

                                                                                                                            11

недостатков у детей данной группы: составления условно-графической схемы слова до его записи. Иными словами, опора на более сохранные анализаторы, в данном случае зрительный и кинестетический, содействует выработке навыков письма и исправлению дефектов фонематического восприятия.

Тем не менее дети с неосложненной умственой отсталостью характеризуются обычно довольно устойчивой работоспособностью и более или менее удовлетворительной продуктивностью.

Уровень недоразвития речи у большинства детей с неосложненной умственной отсталостью соответствует степени их интеллектуального дефекта. Таких учащихся большинство. У них отсутствуют локальные речевые расстройства, но всегда имеется общее недоразвитие речи, проявляющееся скудностью активного словаря, упрощенным построением фраз, аграмматизмами, нередко косноязычием.

Наряду с этим у некоторых детей можно наблюдать внешне хороший уровень развития речи с кажущимся богатством словарного запаса, правильным построением фраз, выразительными интонациями. Однако, уже при первом обследовании становится ясно, что внешне правильные фразы представляют собой заученные речевые штампы. Исходя из выше сказанного, можно согласиться с тем, что детям школы VIII вида, имеющих особенности развития всех психических функций, требуется специально огранизованный коррекционно-образовательный  процесс обучения.

 

                                                                                                                            12

1.3. Методика использования наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида.

Принцип наглядности – один из основных дидактических принципов на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида. В соответствии с этим принципом обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному, причём, имеет свои особенности у школьников с нарушенным интеллектом. Исследователи рекомендуют также соблюдать умеренность в использовании наглядности, чтобы не рассеивать внимание детей и не сдерживать развития их абстрактного мышления. Наглядность организует восприятие и наблюдение детей, способствует развитию интереса к обучению, позволяет наполнить абстрактные понятия конкретным содержанием.

Обычно наглядность ассоциируется с яркими картинками. Однако методистам и педагогам массовой и коррекционной школ хорошо известно, что такая наглядность лишь на короткое время привлекает внимание детей. Более эффективной оказывается наглядность, с которой можно выполнять определённые действия, а не просто созерцать её, поэтому проблема разработки и использования подобных наглядных средств на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида действительно является актуальной.

Применение наглядности позволяет конкретизировать сложные языковые связи и явления (части речи, склонение существительных и др.). Учить наизусть определения и правила – запрещённый приём в коррекционной школе, но автоматически запомнить материал на сознательном уровне позволяют именно средства динамической наглядности.

Специфика применения наглядности на уроках русского языка связана с тем, что наглядным материалом является сам язык. Следовательно, в качестве

                                                                                                                            13

средств наглядности, наряду с таблицами, схемами, конкретными предметами, рисунками выступает языковой материал.

В работе с младшими школьниками используются  средства зрительной (натуральной, иллюстративной, графической), слуховой (собственно слуховой и специфической), динамической и комбинированной наглядности.

К динамической наглядности по русскому языку в младших классах  относят такие наглядные средства, которые позволяют включить учеников в активную деятельность: разборные таблицы, условные рисунки-схемы, грамматико-орфографическое домино, пазлы и т. п. Как известно, на деятельностной основе знания и умения усваиваются более успешно.

Прием олицетворения, или одушевления грамматических явлений и орфограмм – один из нетрадиционных приемов обучения грамотному письму, эффективно работающий в специальной (коррекционной) школе.

Практически любое языковое явление можно представить как интересный наглядный образ, особенно если есть возможность показать его в действии. При изучении грамматических тем по русскому языку студенты-практиканты с удовольствием изобретают собственные наглядные пособия, которые оказываются достаточно эффективными. Причём, можно обойтись без рисунков, если найти наглядные образы в «подручных средствах». Например, одна студентка объясняла четвероклассникам понятие «корень слова» через сопоставление с сердцем человека (по её просьбе дети показывали, где у них сердце – «середина»!, а потом искали главную часть слова). Эта студентка постоянно экспериментировала, удивляя учителя неожиданными решениями и некоторыми результатами: дети на её уроках играли с окошками-окончаниями, сами изготавливали наглядные пособия и сочиняли загадки. Изготовление наглядности собственными руками – особенно ценный приём: использование на уроке результатов собственного труда повышает самооценку учащихся.

Одним из условий, способствующих активизации мыслительной деятельности учащихся является использование различной обобщающей систематизирующей наглядности. Это могут быть схематические таблицы с

                                                                                                                            14

пустыми окошками, в которые дети могут вписывать необходимые слова или части слов, а затем сравнивать с полной записью.

Более того, яркая и необычная наглядность позволяет подключить непроизвольное внимание, которое у учащихся с умственной отсталостью более сохранно, по сравнению с произвольным.

Что касается зрительной наглядности, то организация работы с иллюстративными средствами не вызывала значительных затруднений, т. к. наглядность такого типа опирается на наиболее простые формы мышления и восприятия. Организуя работу с графической наглядностью, необходимо дополнить таблицы натуральными или схематическими изображениями, что позволяло установить более прочную связь между информацией в левой и правой части таблицы, облегчало работу по приведению примеров языковых единиц.

Что касается слуховой наглядности, специфической для уроков развития речи, она создаётся с помощью голоса, просодических средств, образов восприятия. Можно начать эту работу в начальных классах с произнесения и анализа чистоговорок, двустиший, так называемого словесного дорисовывания (пропедевтика словесного рисования), т.е. для применения специфической наглядности особенно важна пропедевтическая работа.

В качестве приемов подвижной наглядности в начальных классах используют работу с магнитами, с фишкой-пуговицей, а также конструирование буквы с помощью определённых поз (вместо физминутки).

Из средств комбинированной наглядности необходимо уделить особое внимание работе с кукольным театром, с помощью которого в начальных классах инсценировали сюжеты произведений Работа с такой наглядностью, как кукольный театр, способствует формированию и повышению интереса к предмету (русскому языку, развитию устной речи) и вызывает у детей положительные эмоции, способствует созданию позитивной  мотивации к обучению.

Итак, использование наглядности на уроках русского языка в начальных

                                                                                                                            15

классах коррекционной школы VIII вида играет особую роль. Это связано с недоразвитием абстрактного мышления учащихся. В работе с ними используются те же виды наглядности, что и на уроках в массовой школе, однако конкретные наглядные средства имеют свою специфику. В частности они должны быть более яркими, внешне привлекательными, содержать доступную таким детям информацию. Младшими школьниками с умственной отсталостью более успешно воспринимаются предметная наглядность. Восприятие символической, а тем более словесной наглядности представляет для учащихся коррекционной школы значительные трудности, и поэтому их необходимо готовить к работе со схемами, таблицами и т. п.

Таким образом, по первой главе курсовой работы можно сделать вывод о том, что привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков предусматривает принцип наглядности. Сущность этого принципа – в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, делающим более доступным овладение абстрактными понятиями. Учитель всегда обязан помнить, что обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и навыков, опирающихся на живые образы предметов и явлений. Учитывая особенности умственно отсталых учащихся (нарушение процессов обобщения и отвлечения, затруднения в выделении главных признаков предмета, отсутствие в речи необходимых для характеристики наблюдаемых объектов языковых средств), наглядные пособия должны быть с характерными признаками объекта и без дополнительных несущественных деталей, простыми для восприятия, с четкими и понятными надписями.

Реализация принципа наглядности в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется по этапам:

-обогащение чувственного познавательного опыта, способствующего развитию умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражая их в речи;

                                                                                                                           16

-обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;

-использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

                                                                                                                            17

Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы с использованием наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида

2.1. Цель, этапы экспериментальной работы

Педагогический эксперимент проходил на базе специальной (коррекционной) школы-интерната № 105 по адресу: у. Саратовская, д. 21.

       В педагогическом эксперименте принимали участие школьники 3 класса. Список класса:

1. Мария А.

2.  Сергей А.

3.  Анастасия Б.

4. Степан Б.

5.  Галина Г.

6. Роман Г.

7. Кристина Д.

8. Егор М.

9. Руслан М.

10. Андрей П.

11. Руслан П.

12. Максим Ф.

13.  Никита Я.

Анализ научной литературы подтвердил  предположения, что деятельность умственно отсталых младших школьников в значительной степени зависит от окружающей их ситуации. Дети часто бывают импульсивными, слабо регулируют свое поведение. Успешность воспитания и обучения ребенка в значительной мере обеспечивает с созданием устойчивой мотивации, которая адекватна поставленной задаче.

Цель – эффективность использования наглядного дидактического

                                                                                                                            18

материала на уроках русского языка у учащихся 3 класса в специальной коррекционной школы VIII вида на примере темы   «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» .

 Для характеристики уровня сформированности понятия «Заглавная буква» в именах собственных учащимся было предложено выполнить ряд упражнений по методике , которую предложила Луцкина Р.К..

1) Прочитать слова (Саша, Катя, Москва, Жучка, Петров, Саратовская). Сказать, что они обозначают.

2) Назвать имена детей класса. Сделать вывод о том, что есть слова, которые обозначают имена (фамилии, клички животных и т. д.).

3) Прочитать имена (фамилии, клички). Обратить внимание на их правописание. Сделать вывод: «Имена людей (фамилии, клички животных) пишутся с большой буквы».

Учитывая специфику психологии учащихся коррекционной школы задания оценивались следующим образом: «справился» (2 балла), «не справился» (0 баллов), «справился частично» (1 балл).

2 этап. В ходе изучения темы  «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» был проведен урок, где в основном использовались такие методы как:

- словесный,

          - выполнение письменных упражнений,

  1. метод наглядного обучения был использован частично (рассматривание иллюстраций в учебнике).

3 этап экперимента был проведен в той же форме, только с учениками   занимались с расширенным использованием наглядного дидактического материала.

                                                                                                                            19

  Был применен следующий наглядный материал:

  1.       -плакат с правилом( вывешивается в классе  и находится там на время изучения данной темы)        

           - иллюстрации.

                                                                                                                           

                                                                                                                            20

       

                   

                                               

                       2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы

Результаты диагностики сформированности понятия «Заглавная буква» в именах собственных на первом этапе предмтавлены в таблице.

Таблица 1

Оценка сформированности понятия «Заглавная буква» у учеников  на первом этапе эксперимента

Имя ребенка

Оценка уровня сформированности знаний

1 упражнение

2 упражнение

3 упражнение

Общий результа

 Мария А.

1

2

2

5

Сергей А.

1

2

1

4

Настя Б.

1

2

2

5

Степан Б.

0

1

0

1

Галя Г.

0

1

0

1

Рома Г.

1

2

1

4

Кристина Д.

1

1

1

3

Егор М.

1

1

0

2

Руслан М.

1

1

1

3

Андрей П.

1

1

1

3

Руслан П.

0

1

0

1

Максим Ф.

1

2

2

5

Никита Я.

1

2

1

4

Общий бал

41

      Как видно из таблицы уровень сформированности понятия «Заглавная буква» у учеников оценен 16 баллов.

По результатам первого эксперимента можно сделать следующие выводы: упражнение первого типа (прочитать слова, обозначающие имена собственные и сказать, что они обозначают, вызвало большие проблемы у детей. Сложность здесь была вызвана именно в части задания, где нужно было назвать обозначение слов.

                                                                                                                            21

Второе упражнение (назвать имена детей класса) практически всеми детьми было выполнено. Однако, это упражнение было не письменным.

Выполнение детьми третьего упражнения (прочитать фамилии, имена и обратить внимание на их правописание) оцениваем как наиболее удачное. Возможно это произошло потому, что все задания, по сути, являлись повторяющими друг друга.

     Результаты диагностики сформированности понятия «Заглавная буква» в именах собственных на втором этапе  эксперимента представлены в таблице  2.

Таблица 2

Оценка сформированности понятия «Заглавная буква» у учащихся на втором этапе эксперимента.

Имя ребенка

Оценка уровня сформированности знаний

1 упражнение

2 упражнение

3 упражнение

Общий результа

 Мария А.

2

2

2

6

2

Сергей А.

1

2

1

5

1

Настя Б.

1

2

2

5

2

Степан Б.

0

1

0

1

0

Галя Г.

0

1

0

1

0

Рома Г.

1

2

1

4

1

КристинаД.

1

1

1

3

Егор М.

1

1

1

3

Руслан М.

1

1

1

3

Андрей П.

1

1

2

4

Руслан П.

1

1

1

3

Максим Ф.

1

2

2

5

Никита Я.

1

2

2

5

Общий бал

50

Таблица 3

  Оценка сформированности понятия «Заглавная буква» у учащихся на

                                                                                                                           22третьем этапе эксперимента.

Имя ребенка

Оценка уровня сформированности знаний

1 упражнение

2 упражнение

3 упражнение

Общий результа

 Мария А.

2

2

2

6

Сергей А.

2

2

2

6

Настя Б.

2

2

2

6

Степан Б.

1

2

2

5

Галя Г.

1

2

2

5

Рома Г.

1

2

2

5

КристинаД.

2

2

2

6

Егор М.

1

2

1

4

Руслан М.

1

2

1

4

Андрей П.

1

2

2

5

Руслан П.

1

2

1

4

Максим Ф.

2

2

2

6

Никита Я.

2

2

2

6

Общий бал

68

Как видно из таблиц 1,2,3 уровень сформированности понятия «Заглавная буква» у учащихся  составил 41  балллов, после проведения первого урока уровень сформированности понятия «Заглавная буква» вырос незначительно, в общем  - на 8 балла, а после проведения урока с использованием наглядности данный уровень вырос на 18 баллов, что является очень хорошим показателем.

Таким образом,  по результатам опытно-экспериментальной работы   можно сделать вывод о том, что использование наглядных пособий в начальных классах коррекционной школы VIII вида на уроках русского языка приносит положительные результаты в формировании  знаний и умений детей.

                                                                                                                            23

2.3. Методические  рекомендации по использованию наглядных пособий в начальных классах коррекционной школы VIII вида на уроках русского языка

Условиями эффективности обучения и воспитания учащихся коррекционных школ является вовлечение учащихся а практическую деятельность последовательным путем:

-адаптация содержания обучения к познавательным возможностям детей с нарушением интеллекта;

-обеспечение наглядности обучения;

-организация процесса обучения в замедленном темпе;

-организация систематического повторения в обучении;

-последовательное включение ученика в учебную деятельность с использованием разнообразных видов упражнений;

-индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-использование игры как дидактического подхода к овладению знаниями.

На основе проведенного исследования мы сформулировали несколько методических рекомендаций по использованию наглядных пособий в начальных классах коррекционной школы VIII вида на уроках русского языка для учителей и студентов-практикантов:

1. Наглядные средства, используемые на уроках русского языка, чтения и развития речи должны быть яркими, красочными и по возможности, подвижными. Это позволяет организовать работу по усвоению и закреплению нового материала на основе деятельностного подхода, т.е. включения в процесс различных анализаторов.

2. Наглядность конкретного и абстрактного характера должна комбинироваться в соответствии с возрастом учащихся, с конкретными задачами урока.

  1. Использование наглядных пособий, изготовленных собственными руками, также повышает у детей мотивацию к обучению. Пособия могут изготовить старшие дети для младших.

                                                                                                                                      24

4. В процессе изготовления элементарных индивидуальных пособий (помощь учителя дозирована для каждого ученика) дети уже запоминают основной материал.

Таким образом, по второй главе курсовой работы можно сделать выводы о том, что организованная опытно-экспериментальная работа с целью практического изучения  использования наглядного дидактического материала на уроках русского языка у учащихся 3 класса в специальной коррекционной школы VIII вида на примере темы   «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» показала, что   использование наглядных пособий в начальных классах коррекционной школы VIII вида на уроках русского языка приносит положительные результаты в формировании  знаний и умений детей .

                                                                                                                                    25

Заключение

Таким образом,  принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников.

 Учащиеся усваивают на доступной им уровне определенный круг знаний по общеобразовательным предметам, овладевают несложной профессией, могут приспособиться к общественно полезной деятельности. Главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности: речи, памяти, абстрактно-логическом мышлении. У детей VIII вида фразовая речь развивается, однако словарный запас ограничен, чтение и письмо затруднено, имеются специфические ошибки (замены звуков и букв, пропуски и перестановки слогов). Память младших школьников VIII вида характеризуется небольшим объемом запоминаемого материала, некачественным воспроизведением, мышление носит конкретный, наглядно- действенный характер.

Принцип наглядности – один из основных дидактических принципов на уроках русского языка в младших классах в специальной коррекционной школы VIII вида. В соответствии с этим принципом обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному, причём, имеет свои особенности у школьников с нарушенным интеллектом. Исследователи рекомендуют также соблюдать умеренность в использовании наглядности, чтобы не рассеивать внимание детей и не сдерживать развития их абстрактного мышления. Наглядность организует

                                                                                                                           26

восприятие и наблюдение детей, способствует развитию интереса к обучению, позволяет наполнить абстрактные понятия конкретным содержанием.

В работе с младшими школьниками VIII вида используются  средства зрительной (натуральной, иллюстративной, графической), слуховой (собственно слуховой и специфической), динамической и комбинированной наглядности.

Учить наизусть определения и правила – запрещённый приём в коррекционной школе, но автоматически запомнить материал на сознательном уровне позволяют именно средства динамической наглядности.

Реализация принципа наглядности в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется по этапам:

-обогащение чувственного познавательного опыта, способствующего развитию умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражая их в речи;

-обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;

-использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

По результатам проведенного эксперимента  можно сделать вывод о том, что использование наглядных пособий в начальных классах коррекционной школы VIII вида на уроках русского языка приносит положительные результаты в формировании  знаний и умений детей.

Таким образом, задачи работы решены, гипотеза подтвердилась.

                                                                                                                                     27

Список литературы

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
  2. Ананиев Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания.- М: Просвещение , 1999.  – 300 с.
  3. Барская Н.М. Учет индивидуальных особенностей умственно отсталых учащихся при объяснении нового материала на уроках русского языка. // Коррекционная работы в процессе обучения и  воспитания.  –  Ленинград. 1974. – 180 с
  4. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. Учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 1997.  – 321 с.
  5. Воронкова В.В. Повышение эффективности обучения учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: НИИ дефектологии, 2006. – 211 с.
  6. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М.: Просвещение, 1999. – 200 с.
  7. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. – СПб.: Питер 2002. – 212 с.  
  8. Занков Л.В. Дидактика и жизнь.- М.: Просвещение, 1968.- http://www.zankov.com/works/works-did11.htm
  9. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. – М.,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –  245 с
  10. Луцкина Р.К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения. Автореферат дис. …канд. пед. наук. – М., 1974. – 15 с.
  11. Мингазов Э. Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения.. –  Л, 2005. 120 с.                                                                                                                          
  12. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студ. сред.   Учеб. Заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина.- М. Академия, 2006. - 41-42 с.                                                                                                  28
  13. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 2005. – 400 с.
  14. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –245 с.

   Ссылки:

[1] Занков Л.В. Дидактика и жизнь.- М.: Просвещение, 1968.- http://www.zankov.com/works/works-did11.htm

[2] Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка// Пед.соч.-М., 1989.-Т.4.-С.10

[3] Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С.27-28

[4] Луцкина Р.К. Особенности развития устной и  письменной  речи  учащихся вспомогательной школы в процессе  обучения.  Автореферат  дис.  …канд. пед. наук.  М., 1974.

29

 Министерство образования и науки Российской федерации

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова                          

                           

         

       

        Курсовая работа по специальной методике русского языка :

Роль наглядного дидактического материала на уроках русского языка в младших классах специальной(коррекционной) школы VIII вида

                                                                     

                                                                       студентки IV курса (з/о)

                                                                       дефектологического факультета

                                                                       отделения олигофренопедагогики

                                                                       Адигезаловой Ольги Михайловны

                                                                                   Научный руководитель доцент,к.п.н.,

                                                                       Шишкова Маргарита Игоревна

                                                                     

                                                                     

                                                                     

  Москва  

      2012        

Приложение 1.

Результаты эксперимента.

Диаграмма 1.

       Баллы

Диаграмма 2.

           Баллы