Значение патриотического воспитания в формировании личности выпускника как сознательного и активного гражданина, патриота своей страны.

Статья опубликована в сборнике  Международного Фестиваля методических идей «Принципы и подходы к обучению и воспитанию в условиях модернизации образования» стр.84-93,ссылка http://umc21.ru/pp 

Кикина Инга Анатольевна, преподаватель специальных дисциплин  ГБОУ СПО ЛО«Беседский сельскохозяйственный  техникум»

Значение патриотического воспитания в формировании личности выпускника как сознательного и активного гражданина, патриота своей страны. 
 
       Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Задача образования сводится к тому, чтобы создавать условия для формирования совокупности компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.
     Исторический опыт показал, что поступательное развитие общества, экономическое развитие страны, профессиональная состоятельность выпускника не могут быть успешно осуществлены без воспитательного базиса, без учета духовного потенциала личности и общества. В 90-е гг. вопросы воспитания отошли на второй план ,а образовательные учреждения практически отказались от прежней, сложившейся годами системы воспитательной работы. В результате состояние духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи угрожает национальной безопасности страны [9,5] Общество вынуждено было осознать давно известную истину: обучение, воспитание, развитие - это три неразрывные составляющие образовательного процесса [15,2]. Нельзя изолировать одно от другого. Обучение, воспитание, развитие должны быть органическим процессом формирования личности студента. Изменившиеся условия жизни (гражданское общество, правовое государство) выдвигают перед профессиональным    образованием новые требования, важность и острота которых очевидны. Необходимо ориентироваться на то, что выпускник – это не просто копилка компетентностей, а процесс обучения – не просто развитие опыта личности (знаний, умений, навыков, привычек) [12,2].Особое внимание следует обратить на профессиональное воспитание, как на процесс формирования  профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения индивида к профессиональной деятельности [9,5]. Востребована новая личность, ориентированная на общечеловеческие, нравственные и духовные ценности, обладающая такими качествами, как самостоятельность, сознательность, ответственность, толерантность, коммуникабельность, контактность в различных социальных группах. Мотивация в профессиональном воспитании смещается в сторону формирования выпускника  как сознательного и активного гражданина, патриота своей страны. 
      И так мы видим, что перед профессиональным воспитанием стоит острая проблема  гражданского воспитания, его важной составляющей-патриотического воспитания. Нужно сказать, что воспитание сама по себе трудная задача, да и патриотическое воспитание не менее сложная задача, своеобразный феномен, в смысле сложности этого явления как в содержании, так и  в оценке. Анализ методической литературы показывает, что важность обозначенной проблемы осознана на государственном и общенаучном уровнях. В науке созданы предпосылки для решения данной проблемы в работах классиков отечественной педагогики Л.С. Выготского, А.С. Макарено, В.А. Сухомлинского,  К.Д. Ушинского. Основные аспекты гражданского воспитания, патриотического воспитания сформулированы в трудах Ю.К. Бабанского, Н.Воскресенской [2],  А.М.Новикова [11], В.А.Сластенина[16], Г.П.Беликова[1] 
А. М. Новиков рассматривает воспитание как развитие направленности личности, высший ее уровень, определяет формы и классификацию направленности личности, указывает направления воспитания в системе отношений человека к самому себе и к окружающему миру. Самоотношение образует триаду отношений личности: к своему сознанию, к своей деятельности, к своему телу и далее отношения: к окружающим людям; к обществу в целом; к государству как механизму организации общества; к производству, к природе.  В основе классификации форм направленности личности А. М. Новиков использует два атрибута психики: сознательность и активность. Одной из важнейших сторон воспитания считает воспитание гражданина. Гражданское воспитание при этом разделяется на три составляющие: политическое воспитание, правовое воспитание и воспитание патриотизма, что объясняется выделением отношений человека-гражданина к обществу, государству, к страны. То есть, человек-гражданин это активный участник общественно-политической жизни страны, у него развиты и сформированы стремления: к улучшению и защите страны; к соблюдению установленных государством норм поведения [15,7]. Необходимо понимать, что гражданское образование и воспитание не сводится к сумме знаний о государстве, праве, обществе, институтах и отношениях, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни и не укладываются в содержание определенной дисциплины (дисциплин). Оно предполагает воспитание думающих, обладающих определенной информацией, критическим мышлением граждан, и самое главное воспитание мировоззрения личности, ценностей, идеалов, ценностных ориентаций, жизненной позиции и жизненных принципов личности, высшей формы направленности личности - убеждений.
        В период обучения студенты проходят важнейший этап социализации, гражданственности, развиваются личностные качества.  Ценным становится развитие следующих личностных качеств обучаемых: гибкое мышление, установка на диалог и сотрудничество, критическое отношение к себе, интеллигентность, толерантность, умение работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций. В этой связи уместно дополнение Г. В. Мухаметзянова о формировании у обучаемых гражданского согласия по духовно-нравственным ценностям. Духовно-нравственная культура определяется как развивающаяся совокупность духовно-нравственных ценностей, норм, установок, знаний, регулирующая жизнедеятельность человека в семье, обществе, мире и обеспечивающая его жизнестойкость[9,5] .
Таким образом, видим, что логика и потребности настоящего времени позволяют по-новому рассматривать вопрос профессионального воспитания личности, представляя воспитание как динамичную, подвижную систему, сочетающую в себе традиции и новаторство. Объект воспитания становится центральной фигурой, рассматриваемый на уровне отдельного человека во всем богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей, устремлений. Педагогу отводится роль реализации педагогической поддержки, суть и этапы которой раскрыты Г. Б. Коретовым. Воспитатель устанавливает контакт, налаживает продуктивную коммуникацию, разбирается во внутреннем мире обучаемого, выявляет те потребности, интересы, которыми он уже обладает, на этой основе помогает понять самого себя, осознать и осмыслить свой потенциал, определить и вербализировать цель собственного развития [4,47].
         Анализ литературы показывает, что методике профессионального воспитания, воспитания патриотизма у обучающихся в системе среднего профессионального обучения (СПО) уделено очень мало внимания. Практика доказывает, что хорошие результаты воспитания, как составляющей образовательного процесса, могут быть получены путем разработки модулей, особенно в вариативной составляющей образовательного стандарта третьего поколения, обеспечивающих интеграцию учебной, профессиональной, научно-исследовательской, вне учебной деятельности студентов и направленные на профессиональное воспитание, особый упор следует сделать на патриотическое воспитание [9,5].
При формировании  у обучающихся профессиональных идеалов,  духовно-нравственной культуры, ценностно-эмоционального отношения к профессиональной деятельности, чувства патриотизма, готовности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда мы опираемся на традиционные принципы учебно-воспитательного процесса, а именно:
принцип развития, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности студентов;
принцип самостоятельности, основной целью которого является деятельностный подход, когда студент становится соучастником учебно-воспитательного процесса;
принцип самоорганизации.
       Однако, чтобы «идти в ногу со временем», «не остаться в хвосте» необходимо использовать и адаптивные механизмы развития и управления СПО. Свою роль в этом процессе видим как координирующую, организующую, консультирующую деятельность и использование новых принципов[9,5]:
принцип субъективной интеграции, т.е. деятельностное развитие студентов, позволяющее им путем выполнения разных социальных ролей стать активными субъектами социальной реальности и принять участие в целеполагании, формировании, корректировке политической, правовой, духовно-нравственной культуры, патриотизма;
принцип событийности, подразумевающий включение субъектов учебно-воспитательного процесса в совокупность событий, служащих предметом оценки, поводом к раздумью, основанием для жизненных выводов, влияющее на их самоопределение и самосовершенствование.
Мы полностью согласны с П. С. Медведевым [7,53-55], что традиционное воспитание не может отвечать в полной мере вызовам современных социально-экономических реалий (гражданское общество, правовое государство), глубинным потребностям личности. Требуются новые подходы к воспитанию, к организации воспитательной работы в ССУЗах; новые задачи воспитания; создание оптимальных условий, нацеленных на изменение мотивации студента к делу (учебе, работе), к самому себе, другим людям, окружающему миру; формирование воспитательного пространства, обладающего мощным социализирующим потенциалом, позволяющего личности студента развиваться в гармонии с общественной культурой, реализуя право свободного выбора, добровольности, самостоятельности, приобретения собственного опыта позитивных действий, самоорганизации в социальном окружении, культурной жизни.
      Определяя цели и задачи гражданского воспитания, мы опирались на общие концепции воспитания (В. И. Андреев, А. В. Донцов, В. А. Караковский, Г. Н. Лихачев и др.), учитывали проблемные явления в молодежной среде, тенденции развития СПО, в результате сформированы цели и доминирующие воспитательные задачи. Цель гражданского воспитания (патриотического воспитания) имеет двоякий характер и отражает личностный вектор, нацеленный на формирование гражданских качеств личности и общественный вектор, направленность которого определяется созданием условий для становления и развития в России гражданского общества. Разделяя взгляды П. С. Медведева [7,53], определяем для себя главную цель гражданского воспитания: становление компетентной, гуманистически ориентированной, академически мобильной, со сформированным чувством патриотизма обладающей мировоззренческим потенциалом личности. Задачи гражданского воспитания (патриотического воспитания) также можно условно поделить на две группы: педагогические, отражающие содержательные направления гражданского воспитания и организационные, предполагающие создание организационно-педагогических условий для становления и развития гражданского общества, развития чувства патриотизма:
формирование активной гражданской позиции молодых граждан, гражданского самосознания;
повышение интереса к решению актуальных проблем российского общества;
формирование политической культуры, гражданской зрелости, осмысления политических ценностей, создание эффективности влияния масс на политическую жизнь страны;
вовлечение молодежи в демократический процесс преобразования жизни, осознание своей причастности к этим изменениям;
формирование правосознания и обеспечения на этой основе правомерного поведения;
развитие чувства патриотизма;
развитие чувства ответственности за жизнь и развитие малой родины, окружающих  людей и судьбу Отечества;
осуществление социального выбора общественных ценностей и формирование на их основе устойчивой, непротиворечивой индивидуальной системы ориентации;
обеспечение саморегуляции и мотивации поведения и деятельности;
приобщение к отечественной культуре, ценностям мировой культуры;
формирование толерантности и гражданского согласия по духовно-нравственным ценностям;
ориентация студентов на гуманистические и смысловые жизнеутверждающие ценности общества, определение своего места в нем и целей жизнедеятельности;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
формирование национального самосознания, внутренней свободы и чувства собственного достоинства;
выявление и развитие индивидуально-личностных задатков студентов, формирование на их основе общих и специфических способностей творческого потенциала и способности к самореализации;
формирование мотивации изучения, освоения и использования информационных технологий;
вовлечение студентов в процесс формирования единого воспитательного пространства СПО в союзе с наукой, производством, обществом.
         Преподаватель, как воспитатель, должен отдавать себе отчет в том, что для успешного решения поставленных задач в ходе гражданского воспитания (патриотического воспитания) обучающихся возникает необходимость в изменении менталитета преподавателей и администраторов образования, повышения их политико-правовой культуры, совершенствовании профессионального мастерства, повышения профессиональной компетентности, обеспечения творческого взаимодействия отношений « преподаватель-студент», «студент- студент», «студент - специалист», «студент - представитель общественности»; установления связей и взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ) и медиасредой.
        Теперь, когда мы признаем очевидное обстоятельство детерминирования целей, задач и принципов гражданского воспитания, по-прежнему сохраняется актуальная проблема выбора средств, форм, методов, содержания, оценки качества, способов организации (технологий, моделей, систем и т.д.) воспитательного процесса в ССУЗе. В этой связи логично учитывать мнение Г. В. Мухаметзянова об использовании средств, повышающих качество образования, в полной мере относящихся и к профессиональному воспитанию, а именно:
дуально-целевая профессиональная форма подготовки студентов;
персонализированные модели подготовки с тремя структурообразующими компонентами персонализации обучения;
развитие блочно-модульного обучения, информационно-коммуникационное обеспечение профессионального обучения, научно-методическое обеспечение, психологическое обеспечение, модернизация механизмов управления, развитие государственно-общественного управления в системе профессионального  обучения  [10,8-9].
       Рассматривая воспитание как развитие направленности личности, а аспекты воспитания как ее развитие в системе отношений человека к окружающему миру и к самому себе - самоотношение, отношение личности к собственному «Я», философию «самости» - «Я - концепцию» [15,6], нужно отметить, что она была обозначена и ранее в работах Н. М. Таланчука. Организация воспитательной работы по системе Н. М. Таланчука в нашем техникуме является базой профессионального воспитания.
      Собственный педагогический опыт, его анализ и осмысление, изучение научной, методической литературы позволяют утверждать, что формирование воспитательного пространства гражданского воспитания в ССУЗе помогает решить противоречие между традиционными методами и формами воспитания и инновационными потребностями студенчества. В педагогической науке воспитательное пространство рассматривают как организацию высокогуманной, личностно значимой атмосферы взаимоотношений субъектов воздействия, оптимизацию и широкую вариативность коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы, обеспечение социально-психологической поддержки студентов. Л.М. Федоряк, к педагогически значимым элементам такого пространства относит социальную среду воспитания, жизни и общения студентов в учебном заведении и за его стенами, это система проживания своей жизни каждым студентом в условиях воспитательного пространства, это система внутренних и внешних условий, способствующих развитию каждого студента на основе его адаптации к требованиям воспитательного процесса, индивидуализации и дифференциации форм и методов воспитательной работы с целью развития активности каждой личности, ее способности к самоуправлению, самореализации не только в учебной деятельности, но и в общении и окружающей действительности [18,173-174]. Пространство пронизано различными видами образовательных сред и ими задается. Г. М. Максимовой рассматривается термин «медиа-воспитание», когда используются медиасредства, создающие пространство художественными ценностями и образами, пробуждающими творческие состояния и смысловые переживания в процессе воспитания [6]. Как отмечает Н. Б. Кириллова, медиасреда, посредством массовых коммуникаций (печать, телевидение, радио, интернет и т.д.) связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует нравственно-эстетические ценности, оказывает воздействие на социальное поведение людей [3]. Преподаватели нашего техникума активно  используют медиасредства в учебно-воспитательном процессе. Целесообразность использования медиасреды очевидна: мультимедийность (сочетание визуальной, текстовой и аудио информации); интерактивность (взаимодействие) компонентов среды; легкость и убедительность чувственного (образного) восприятия; интенсивность и доступность информации (учебной, методической, научной). Мы полностью согласны с Г. П. Максимовой, что воспитательная среда находится в тесном соотношении, взаимосвязи и взаимозависимости с информационной средой, социально-культурной, коммуникативной, субкультурной средой студенчества, с улицей. Хотя каждая среда имеет свое наполнение, они абсолютно дополняют друг друга и взаимодействуют (влияют одна на другую) [6]. Когда мы говорим о воспитательной среде образовательного учреждения, мы предполагаем ее целенаправленную организацию и адекватное наполнение смыслами, представлениями, ценностными ориентациями. Добавим к этому, что вся атмосфера ССУЗа также должна воспитывать с ее действенным механизмом воспитания — культурой. Велика роль в этой среде преподавателя, его личный пример, его культура, манеры поведения, его компетенция (образовательная, воспитательная, исследовательская). Г.П. Максимова определяет воспитательную среду образовательного учреждения как культурную коммуникацию субъектов воспитания,  указывает ее наполнение -гражданское, гуманитарное, этическое, эстетическое, моральное. [7,53-55] Нет сомнений, что воспитательная среда ССУЗа - это определенная педагогическая система, которая должна базироваться не на принципах доминирования или противостояния, а на принципах сотрудничества [6],c учетом специфики социальной среды региона, национальной, религиозной, ее полового и возрастного состава.
       Воспитательное пространство в нашем техникуме наполнено разными средами и их элементами: медиасреда, среда ССУЗа (лаборатории, кабинеты, мастерские, библиотека, музеи, условия быта, оформление территории и помещений наглядными средствами и т.п.), образовательно-воспитательная среда (семья, школа, техникум, социум), включающая культурно-развивающие, спортивно-оздоровительные и другие общественные организации и культовые учреждения. Взаимодействие техникума с окружающей средой это сложная структура связей, сложность обусловлена многообразием отношений. Основным звеном в системе этих отношений мы считаем организационно-педагогический аспект. Для эффективного взаимодействия субъектов воспитательного пространства необходимо создавать социально-педагогические ассоциации, союзы, центры, объединения и т.п.
        В нашем примере с учетом региональных особенностей и географических условий (сельская местность, расположение на границе района, отдаленность от районного центра) нами создана методическая комиссия, основными направлениями деятельности которой являются следующие: объединение воспитательного потенциала учебных заведений (школа, музыкальная школа, техникум), культурно-досугового центра, муниципального образования «Беседская волость», общественности по формированию гражданско-правовой культуры и патриотизма молодежи; координация их деятельности для обеспечения формирования гражданского самосознания, активной гражданской позиции, правовой культуры, чувства патриотизма; совершенствование духовно-нравственного образа жизни в семейно-бытовой сфере и в сфере свободного общения в социальной среде; повышение педагогической, духовно-нравственной, гражданско-правовой культуры в семье, различных группах населения; реализация воспитательных функций всех субъектов воспитательного пространства; повышение роли государства и общественного контроля за семейным воспитанием в сфере гражданского воспитания; обеспечение комплексности, непрерывности, преемственности гражданского воспитания; связь с государственными и общественными организациями на уровне муниципального образования «Волосовский муниципальный район» (сектор по культуре и молодежной политике, дом культуры «МКУК», ГДЦ «Родник», редакция газеты «Сельская новь», совет ветеранов, комитет образования, отдел министерства внутренних дел и т.п.).
       Деятельность преподавателя (воспитателя, классного руководителя) в нашем техникуме в направлении профессионального воспитания, гражданского воспитания начинается с проведения обследования (анкетирование, беседа, глубинный опрос и т.п.) студентов нового набора, их родителей, изучения и анализа состояния реальной воспитательной работы в сфере гражданско-правовой культуры, патриотизма. Начальная диагностика проводится с целью планирования воспитательной работы и управления группой, проводится не только в отношении каждого обучающегося, но и в отношении коллектива в целом. Далее в процессе работы классный руководитель получает экспресс-информацию-корректирующая диагностика и в конце учебного года проводится обобщающая (итоговая) диагностика. Состояние воспитательной деятельности преподавателя определяется в течение учебного года по результатам мониторинга основных показателей учебно-воспитательного процесса. В конце учебного года определяем эффективность воспитательной работы (индивидуально и коллектива преподавателей в целом). Важно отметить, что оценивание воспитательной деятельности, ее качество и эффективность не менее сложная проблема (нет оценочной шкалы, алгоритмов, процедур, критериев и т.п., отсутствует стандартизация и нормирование). Поэтому мы  используем метод наблюдение, учитываем социальную активность студента, его участие во всех мероприятиях как в техникуме, так и за его пределами. Все «отрицательные» моменты также подлежат учету.
       Патриотическое воспитание в техникуме осуществляется в соответствии с целевой программой  «Патриотическое воспитание студентов на 2009-2012гг.» Для реализации задач, позволяющих развивать гражданственность, патриотизм мы используем все возможности воспитательного пространства. Возьмём для примера даты, посвящённые  событиям Великой Отечественной войны 1941-1945гг.: начало войны 22 июня, конец войны 9 мая День Победы, с учётом региональных особенностей снятие блокады Ленинграда 27 января. Теоретические и практические методы воспитательной деятельности обучающихся получили своё воплощение в таких мероприятиях, как: проведение конкурсов рисунка для студентов 1курса,     плакатов- 2 курса, стенгазет и фотогазет, презентаций  для 3-4 курсов; выпуск стенгазет по отделениям, общетехникумовской газеты,   конкурсов чтецов и военно-патриотической песни, проведение тематических викторин, олимпиад, уроков мужества, классных часов, вечеров с приглашением ветеранов армии и флота, блокадников, тружеников тыла, детей войны; проведение общетехникумовских линеек, праздников, митингов, посвященных знаменательным датам; участие в акциях «Cвеча памяти», «Георгиевская ленточка», «Зелёная ленточка»; уход за  обелиском д. Котино, памятными знаками, возложение траурных венков на братские могилы, поздравление ветеранов на дому, участие в работе поисковых отрядов, проведение со студентами и студентами экскурсий, связанных с историческими датами, посещение музеев, экскурсии по местам боевой славы; проведение научно-исследовательской работы(cбор информации об участниках войны, проведение конференций и т.п.); оказание бытовой помощи ветеранам, участие в мероприятиях поселения, района, областного центра; проведение спортивных мероприятий, приуроченных к памятным датам, пополнение фонда музея экспонатами, оформление стендов, экспозиций, участие в поисковых экспедициях. Важно отметить, что большинство из указанных методов воспитательной деятельности носят статус традиции техникума. Комплексность, систематичность, преемственность мероприятий по патриотическому воспитанию, активное участие в них обучающихся способствует внесению патриотических идей в сознание, в дальнейшем происходит  превращение этих идей в убеждения, и реализация их в социальной практике. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы студенческая молодёжь могла глубже осмыслить великий подвиг нашего народа во имя мира на земле, понимать патриотизм в более широком социальном контексте, при  этом особый упор следует сделать на процесс формирования   профессиональных идеалов, идеалов служения Отечеству, осознания своего долга  и ответственности за будущее страны.    
          Нами замечено, что повышение уровня эффективности профессионального воспитания, гражданского воспитания зависит от  определенных педагогических условий, среди них:
ориентирование гражданского воспитания на удовлетворение доминирующих базовых потребностей студентов в сфере гражданско-правовой, духовно-нравственной культуры, патриотизма;
актуализация для студентов значения гражданско-правовой и духовно-нравственной культуры, чувства патриотизма в формировании выпускника активного гражданина своей страны;
обеспечение взаимосвязи всех направлений воспитания (теоретической, методической, мотивационно-потребностной, нравственно-психологической, практической) студентов к формированию гражданско-правовой, духовно-нравственной культуры, чувства патриотизма, предусматривающей использование современных педагогических и информационных технологий в учебно-воспитательном процессе ССУЗа;
создание в ССУЗе развивающей среды для студентов в целях непрерывного развития у них потребности в гражданско-правовой, духовно-нравственной культуре и чувства патриотизма и обеспечение постоянной включенности каждого воспитуемого в систему гражданско-правовых отношений;
приобщение студентов к гражданско-правовой деятельности с учетом региональных особенностей, направленной на формирование гражданско-правовой, духовно-нравственной культуры, чувства патриотизма;
осуществление целенаправленного индивидуального и дифференцированного подхода к студентам в процессе поэтапной подготовки специалиста к формированию гражданско-правовой, духовно-нравственной культуры, чувства патриотизма;
обеспечение интеграции воспитательного потенциала семьи, школы, ССУЗа культурно-просветительных, общественно-социальных учреждений, в том числе религиозных институтов в сфере гражданского воспитания. 
        На этой базе создаются условия для индивидуального развития, обеспечивается психологическая безопасность, атмосфера комфорта, сотрудничества и что самое важное, формируется устойчивая мотивация к гражданско-правовой, духовно-нравственной культуре, чувству патриотизма.
Проведенный анализ литературы, наш педагогический опыт позволяет сформулировать еще одну проблему профессионального воспитания, гражданского воспитания, а именно: процесс воспитания и процесс развития психических процессов обучающихся малоисследованная область. А. М. Новиков прямо указывает, что аспекты воспитания и развития вообще никак не проектируются (не программируются). На сегодняшний день процесс воспитания программируется каким-то образом лишь в образовательных программах дошкольного образования [14,2-5].  Учитывая,  что образовательная программа — совокупность учебно-методической документации, методических материалов процесса воспитания, гражданского воспитания отсутствует, остается надежда на образовательную деятельность педагога (преподавателя, воспитателя), уместно добавить педагога-новатора, осознающего, что обучающийся — субъект и соучастник образовательного процесса (обучения, воспитания, развития). Каждый преподаватель может внести свой вклад в решение трудной задачи гражданского воспитания. Не секрет, что как любая исследовательская деятельность, гражданское воспитание потребует больших затрат времени, на этом пути достаточно «подводных камней». Поэтому необходима психологическая готовность преподавателя ССУЗа к самовоспитанию, получению новых знаний, восприятию информации «новыми глазами», повышению профессионального мастерства, принятию активной жизненной позиции. Добавим к этому, что результативность воспитательной деятельности преподавателя возрастает при сохранении активности и возможности широкого привлечения к решению задач гражданского воспитания не только преподавателей ССУЗов, обучающихся, но и ветеранов, специалистов производства, государственных служащих, опытных практиков, научных работников, всех кто имеет необходимую подготовку и опыт обсуждения получаемых результатов в средствах массовой информации, интернете, на съездах, конференциях, семинарах, совещаниях и т.п.  Это позволяет интегрировать педагогическую среду в общее социо-культурное пространство на всех этапах деятельности человека-гражданина.
         Бесспорно, принимаем утверждение, что гражданское воспитание очень сложная задача, но задача решаемая. Знаем, что ожидаемый обществом результат выпускник - активный гражданин, патриот своей страны, высоконравственная личность, а это превосходит все педагогические затраты деятельности преподавателя, заслуживает уважения и признания профессии педагога.
Список литературы:
1.Беликова Т.П. Управление воспитательным процессом среднего специального учебного заведения. : дис., кандидат социол. наук. -Белгород: БГУ, 1999. 
2.Гражданское образование; содержание и активные методы обучения / под ред. Н. Воскресенской, С.Шехтера. -М.: Межрегиональная ассоциация за гражданское образование, 2005. -с. 85
3.Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. Учебное пособие. -М.: Академический проект, 2008.-с.496
4.Коретов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса.//Педагогика 1999 №3, с.47
5.Макаев В. В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы. // Педагогика 1999 №4, с.6-9
6. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: дис., доктор пед.наук. -Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2007
7. Медведев П. С. Становление качества жизни студентов в воспитательном пространстве вуза.//Среднее профессиональное образование 2011 № 4, с.53-55
8. Мудрик А. В., Бодаев А. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Под ред. А. В. Мудрик. -М. 1999.- с.368
9.Мухаметзянов Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике.//Среднее профессиональное образование 2010 №10, с.2-7
10. Мухаметзянов Г.В. Основные тенденции развития профессионального образования. //Специалист. 2009 №11, с.2-9
11. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. -М.: Синтег,2007.-с.668
12. Новиков А. М.Обучение опыта личности.//Специалист. 2010 №8,с.2-6
13.Новиков А.М. Развитие обучающегося, что же у него развивается?//Специалист 2010  № 9, с. 2-7
14.Новиков А. М. Об образовательной деятельности обучающегося.//Специалист. 2010 №11.- с.2-5, №12, с.2-7
15.Новиков А.М. Воспитание: что воспитывается в обучающемся?//Специалист. 2010. №7, с.2-7
16.Педагогика профессионального образования:Учебное пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2006.-с.368  
17. Пятый съезд Союза директоров ССУЗов России. Приоритеты  развития НПО и СПО в повышении качества кадров для современной экономики.//Специалист  2009 №7.- с.2-8
18.Федоряк Л. М. Качество жизни и познавательная деятельность: монография. СПб, 2004.-с. 173-176