Внеучебная практическая деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций, профессионального самоопределения и развития личности обучающихся.

 

       Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности.
       Студент, включаясь во внеучебную практическую деятельность, не только качественно вступает в профессиональную деятельность, но и “входит в новую ситуацию развития”, поднимается на новые ступени нравственного и профессионального совершенствования.                                                                                                                                 
        Интеграция педагогической среды в общее социокультурное пространство на всех этапах внеучебной практической деятельности субъектов образовательного процесса способствует формированию профессиональных компетенций, профессиональному самоопределению, профессиональному становлению и развитию личности обучающихся.      
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Кикина Инга Анатольевна

 преподаватель специальных дисциплин  ГБОУ СПО ЛО

 «Беседский сельскохозяйственный       техникум»

Внеучебная практическая деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций, профессионального самоопределения и развития личности обучающихся.    

    Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности.                                                  

Осознание того, что поступательное развитие общества, экономическое развитие страны, профессиональная состоятельность выпускника не могут быть успешно осуществлены без воспитательного базиса привело к тому, что мотивация в профессиональном образовании смещается в сторону формирования выпускника как сознательного и активного гражданина, патриота своей страны. Востребована новая личность, ориентированная на общечеловеческие, нравственные, духовные ценности, обладающая такими качествами как самостоятельность, сознательность, толерантность, коммуникабельность, интеллигентность, контактность в различных социальных группах. Учитывая, что в период обучения студенты проходят важнейший этап социализации, гражданственности, у них развиваются личностные качества, связанные с активным формированием социальной зрелости, интенсивным нравственно-эстетическим становлением, моделированием профессионального жизненного пути, ценным становится развитие и таких личностных качеств обучаемых как гибкое мышление, установка на диалог и сотрудничество, критическое отношение к себе, умение работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций, готовность к нестандартным жизненным ситуациям, умение анализировать ситуацию и прогнозировать последствия.  

 Таким образом, видим, что логика и потребности настоящего времени позволяют по-новому рассматривать вопрос профессионального обучения и воспитания личности, представляя профессиональное образование как динамичную подвижную систему, сочетающую в себе традиции и новаторство. Объект образования становится центральной фигурой, рассматриваемый на уровне отдельного человека во всём богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей, устремлений. В условиях СПО одним из средств формирования востребованных качеств личности обучающихся, выпускников является создание в ССУЗе системы внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность обучающихся-это понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых заложена возможность и целесообразность решения задач их воспитания и социализации. Внеучебная деятельность это возможность использования свободного от учёбы времени для собственного развития путём  самообразования, самовоспитания, самообучения, профессионального становления. В силу своей сущности внеучебная деятельность обучающихся не является обязательной, а считается формой проведения свободного времени обучаемых по интересам и желанию (досугом).

 Анализ методической литературы показывает, что важность обозначенной  проблемы осознана на государственном и общенаучном уровнях. В науке созданы предпосылки для решения обозначенной проблемы в работах классиков отечественной педагогики Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского. В научной  литературе рассмотрены: влияние внеучебной воспитательной деятельности на процесс  социализации студенческой молодёжи (О.Р.Жоголева [8], М.В.Артемьев [2]);   профессионально-педагогическая направленность внеаудиторной деятельности студентов (Н.Р.Селиванова [20], Б.Э.Вульфов [6], И.В.Демакова, В.И.Попова [18]); формирование организационных способностей и социально значимых качеств личности студента во внеурочной деятельности (Н.А. Галеева [7], Г.А.Бурцева [5]); обоснованы теоретические основы сопровождения личности в учебном пространстве (Л.М.Митина, М.Р.Битиянова [4], Э.Ф.Зеер [10], А.Б.Орлов [17], С.Н.Чистякова [24], В.А.Горянина); выявлены особенности студенчества как особой социальной группы (И.С.Кон); создана теория педагогической культуры (В.А.Сластенин [22]); концепция культуры педагогической деятельности как рефлексивного профессионализма (Л.Б. Соколова[23]). Собственный педагогический опыт, его анализ и осмысление, опыт коллег показывает, что внеучебная деятельность обучающихся должна быть педагогически организована. В этом случае учебно-воспитательный процесс ССУЗа более устойчив, нежели в случае ориентации досуга только на развлечение. Студенты,  как правило, не видят возможности использования внеучебной деятельности для эффективности профессионального самоопределения и становления, часто и в ССУЗах внеучебная деятельность воспринимается как “довесок” учебной деятельности, выполняющий дублирующие функции. Кроме того важно заметить, что связь учебной и вне-учебной деятельностей студентов вообще не обсуждалась в отечественной литературе. Диверсификация образования, происходящие перемены в СПО требуют перевода задачи вне-учебной деятельности из проблемной ситуации в область её практического решения.    

        Единой  модели внеучебной деятельности студентов нет, и, тем не менее необходимо учитывать, что внеучебная деятельность с одной стороны дополняя учебную  деятельность, сохраняя свободу для развития индивидуальности  с другой стороны дополняет и имеет возможность корректировать теоретическое и практическое обучение. Отвечая инновационным потребностям студента, внеучебная деятельность позволяет сочетать классические и новые подходы в организации системы внеучебной деятельности студентов. В условиях СПО имеются преимущества и противоречия организации внеучебной деятельности. К преимуществам относятся: целенаправленная учебно-воспитательная работа, создающая условия для систематического педагогического взаимодействия; большое количество практических занятий и практическая направленность ССУЗа в целом; институт классных руководителей, деятельность которых направлена на взаимодействие со студентами. К противоречиям, по мнению Г.Л. Иванайской, относятся:  отсутствие научно-методического обеспечения профессионального самоопределения; недостаточная теоретическая разработанность форм, содержания, методов организации внеучебной деятельности в ССУЗе [12]. С.Г. Заец дополняет эти противоречия, указывая на    следующее: преподаватели СПО являясь хорошими преподавателями-предметниками как правило показывают недостаточную психолого-педагогическую подготовку, что не соответствует современным требованиям образовательного учреждения; недостаточно развивается система внеклассной работы со студентами, не прививается активного социально-ценного отношения к досуговой деятельности будущим студентам – система государственных и общественных институтов участвующих в реализации региональной социальной молодёжной политики должна стать субъектом педагогизации студенческого социума, семья, где есть ребёнок студент СПО, должна также использовать возможности для активного проявления, повышения своей субъективности в педагогизации студенческого социума [9]. Хочется добавить и свои трудности, выявленные при формировании образовательной среды вне-учебной деятельности в техникуме; влияние социально-психологической адаптации на эффективность начального этапа профессионального образования студентов нового набора (первого года обучения); выявление индивидуально-психологических особенностей студента; несоответствие развития студента.                                                                                                                                

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач профессионального воспитания, а также вопросов развития индивидуальных особенностей личности студента. Учитывая, что внеучебная деятельность это, в первую очередь, активное взаимодействие педагога с детьми, мы должны направлять его на достижение определённой цели. При организации внеучебной деятельности по специальности “Ветеринария“, определяя цель и  задачи внеучебной деятельности, мы  опирались на общие концепции воспитания (В.И. Андреев, А.В. Донцов, В.А. Караковский, Г.Н.Лихачёв и др.), учитывали проблемные явления в молодёжной среде, тенденции развития СПО, в результате сформулирована цель и доминирующие воспитательные задачи  и пути её достижения. Разделяя взгляды Т.Н.Мальковской, определяем для себя главную цель внеучебной деятельности. Цель системы внеучебной деятельности заключается в целенаправленном создании условий для профессионального становления и развития личности студента, соответствующей комфортной  атмосферы для инновационной деятельности студентов в  сфере свободного времени, преобразующей их в субъектов собственной и общественной жизни. Для достижения этой цели от преподавателей ССУЗа требуется:

  1. использование традиций и позитивного опыта коллектива ССУЗа, их сочетание с поиском новых форм и направлений для становления, функционирования и развития системы внеучебной деятельности в современных условиях;                      
  2. планирования внеучебной деятельности и её совершенствование на всех уровнях (общетехникумовском, внутри специальностей, групп, индивидуальном уровне);
  3. создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность, определяющей её направления, осуществляющей контроль, несущей ответственность за её результаты;                
  4.  реализация в системе внеучебной деятельности возможности студенческого самоуправления;                                                                                                                                                                        
  5. разработка методического, психологического, информационного сопровождения, обеспечивающего функционирование и развитие системы внеучебной деятельности;
  6. использование методологических подходов при работе со студентами: личностно - ориентированный, гуманистический, деятельностный, социокультурный, творческий, коммуникативный подход[15].                                                                                                              

      Задачи внеучебной деятельности можно условно поделить на две группы: педагогические, отражающие содержательные направления внеучебной деятельности и организационные, предполагающие создание организационно-педагогических условий для становления компетентной, гуманистически ориентированной, академически мобильной, с сформированным чувством патриотизма, обладающей мировоззренческим потенциалом личности.

Ставим перед собой следующие задачи:  

  1. создание условий для профессиональной адаптации будущих специалистов;                                      
  1. направление студентов на продолжение образования внеучебной деятельности;              
  1. создание условий для развития способностей, склонностей, интересов каждого студента;
  2. обучение студентов полезно использовать свободное время;                                                  
  3. гуманизация среды жизнедеятельности, проявление социальной мобильности;                  
  4. обеспечение самореализации и мотивации поведения и деятельности;                              
  5. осуществление социального выбора профессиональных и общественных ценностей и формирование на их основе устойчивой, непротиворечивой индивидуальной системы ориентации;                                                                                                                                    
  6. развитие чувства ответственности за жизнь и развитие малой родины, окружающих людей и судьбу Отечества;                                                                                                                    
  7. развитие чувства патриотизма;                                                                                              
  8. ориентация студентов на гуманистические и смысловые жизнеутверждающие ценности общества, определение своего места в нём и целей жизнедеятельности;                                      
  9. воспитание потребности в здоровом образе жизни;                                                                                  
  10. формирование внутренней свободы и чувства собственного достоинства;                          
  11. выявление и развитие индивидуально-личностных задатков студентов, формирование на их основе общих и специфических способностей, творческого потенциала и способности к самореализации;                                                                                                                            
  12. формирование мотива изучения, освоения и использования информационных технологий;                                                                                                                                        
  13. вовлечение студентов в процесс формирования единого воспитательного пространства ССУЗа в союзе  с наукой, производством, обществом.

    Внеучебную деятельность нельзя организовывать только для галочки. Со студентами ветеринарного отделения техникума  по освоению рабочей профессии техника искусственного осеменения самок крупного рогатого скота организуем целенаправленное взаимодействие преподавателя с каждым студентом и группой в целом и направляем свои усилия на решение воспитательных задач. Во главу угла ставим перед собой цель развития личности студента, учитывая интересы и потребности студента, формируем на этой основе профессиональные качества и умения. В своей работе учитываем, что оценка качества подготовки студентов и выпускников осуществляется по двум направлениям: по уровню освоения дисциплины и приобретённым компетенциям. Учитываем и тот факт, что профессиональные компетенции формируются после приобретения навыков в ходе выполнения практической работы или после приобретения практического опыта. Поэтому ориентируем внеучебную деятельность студента на практическое обучение, на формирование профессиональных компетенций. Собственный педагогический опыт позволяет утверждать, что в этом случае внеучебная деятельность даёт возможность создать благоприятные условия для развития познавательных и социальных мотивов общения и взаимодействия друг с другом, с другими людьми, группами, коллективами и т.п. Педагог новатор выстраивает отношения преподаватель-студент, студент-студент, студент-специалист производства. На основе уважения личности студента, признания его индивидуальности, прав и свобод, опирается на потенциальные личные возможности, внутреннюю активность студента в процессе формирования его личности. Внеурочная практическая деятельность студентов организована в условиях производства на пунктах искусственного осеменения крупного рогатого скота АОЗТ племзавода ”Агробалт“ Кингисеппского района Ленинградской области (др. хозяйства Ленобласти). Чтобы сохранить образовательный, развивающий, воспитательный потенциал внеучебной деятельности и повысить педагогический потенциал техникума умело используем воспитательные функции института социализации, иных институтов, при этом субъектами педагогизации образовательного пространства становятся студент, студенты учебной группы, студенты данной специальности, коллектив внеучебной практической деятельности студента, преподаватель и педагогический коллектив, коллективы иных институтов социализации молодёжи. При этом важную роль в образовательном пространстве техникума играет педагогическое партнёрство всех субъектов в социально-педагогическом взаимодействии. Таким образом, становление компетенций, необходимых для успешного решения профессиональных  проблем происходит в условиях конкретного производства будущей профессиональной деятельности, в специально созданной образовательной среде. При этом педагоги и другие субъекты образовательной среды должны моделировать такие поведенческие ситуации, как взаимодействие и рефлексия, вовлекая участников в развитие профессиональных интересов. Не стоит забывать, что культура профессиональной деятельности трансформируется  в нравственное, личностное качество. Внеучебная деятельность позволяет расширить культуротворческое пространство образования и личностных достижений студента если объединить педагогические усилия техникума и социума, тем самым обеспечить эффективность профессионального самоопределения студента. По мнению Г.Л.Иванайской[12]  данные установки воплотятся в жизнь если:                                                                        

  1. цели внеучебной деятельности конкретизируются в контексте профессионального самоопределения, что развивает положительные мотивы студента стать компетентным профессионалом;                                                                                                                          
  2.  гуманитарные технологии профессионального самоопределения студента обуславливаются нормами культуры профессиональной деятельности, что активизирует целеполагание и умения субъекта соотносить культурно-образные нормы с его реальными действиями, поведением, индивидуальными способностями;                            
  3.  инициируется рефлексия профессионального самоопределения студента во внеучебной деятельности ССУЗа, что даёт возможность выявить многогранность будущей профессиональной деятельности и её значение в решении социокультурных задач общества и личности.                                                                                                                                

       В реализации этих требований помогают модели педагогического сопровождения. Разделяя мнение А.К.Лукина, Р.В.Богданова включаем в модель педагогического сопровождения внеучебной практической деятельности следующие элементы: презентация возможностей внеучебной деятельности в техникуме; демонстрация студентами своих способностей и притязаний; кураторство студентов старших курсов над младшими; рефлексия социальной деятельности и её результатов; конвертирование достижений внеучебной деятельности в учебные результаты в виде зачёта по предмету “Акушерств, гинекология и биотехника размножения“ и экзамена по получению рабочей профессии при оценке профессиональных навыков.                                                                            

Воспитательное пространство в нашем техникуме наполнено разными средами и их элементами: среда ССУЗа (лаборатории, кабинеты, мастерские, библиотек, музеи, условия быта, оформление территории и помещений наглядными средствами и т.п.), медиасреда, образовательно-воспитательная среда (семья, техникум, социум), развивающая среда. В нашем примере при формировании развивающей среды внеучебной деятельности наиболее значимыми стали исследования в этой области Дж.Равена[19], поэтому в своей работе мы руководствуемся его идеями характеристики развивающей среды:                                                                                                            

  1. на пути к воплощению намерений не ставятся произвольные ограничения (возможность выбора и содержания действий человека);                                                        
  2. создаются условия, требующие проявления и развития талантов и способностей (выражается в востребованности талантов и умений личности);                                            
  3. личность в стремлении к своей цели не стеснена жёсткими рамками правил и предписаний  (свобода выбора действий);                                                                            
  4.  поощряется проявление себя с самой лучшей стороны (взаимодействие между участниками, запрос на высокий уровень общения и коммуникативных связей, востребованность талантов и умений);                                                                                                  
  5.  оказание поддержки индивиду, потерявшему ориентиры (указание условий ответственности, тесное и дружеское взаимодействие членов коллектива);                      
  6.  участие личности в принятии решений (это даёт повышение качества принимаемых решений и обеспечивает распределение ответственности; возможность достигать заинтересованным студентам более высокого уровня компетентности и приобрести необходимые для специалиста знания).                                                                                  

Свою деятельность в направлении организации внеучебной деятельности начинаем с проведения обследования (анкетирование, беседа, тестирование, глубинный опрос, интервьюирование и т.п.) студентов нового набора  и их родителей. Начальная диагностика проводится с целью планирования работы и управления процессом внеучебной практической деятельности, проводится как в отношении коллектива группы, так и в отношении каждого студента. Надо сказать, что  планирования и проектирования внеучебной практической деятельности нет или же они  очень трудоёмки. К планированию стараемся привлекать все заинтересованные стороны: студентов, родителей, педагогов, администраторов образования, специалистов производства. Важно добавить, что планирование и проектирование становятся, по сути, групповыми и требуют согласованности. Присоединяемся к мнению В.С.Безрукова, что нужны новые и эффективные нормы педагогического проектирования внеучебной деятельности, c учётом потребностей педагога, обучающегося, семьи, региона, страны [3]. Далее уже в процессе внеучебной практической деятельности получаем экспресс-информацию - корректирующая диагностика и к концу учебного года проводится обобщающая (итоговая) диагностика. Состояние внеучебной практической деятельности преподавателя оцениваем в течении учебного года по результатам мониторинга основных показателей учебно-воспитательного процесса. В конце учебного года определяем эффективность работы преподавателя и студента. Нужно отметить, что оценивание воспитательной работы,  внеучебной практической деятельности, развития личностных качеств обучаемых весьма  сложная проблема (нет процедур, критериев, алгоритмов и т.п., отсутствуют стандартизация и нормирование). Поэтому мы используем целенаправленное педагогическое наблюдение за студентом (студентами), учитываем его социальную активность, участие в мероприятиях техникума (конференции, фестиваль науки, конкурсы и т.п.) и в работе производственных коллективов. Для оценки своей работы используем опыт Г.Л. Иванайской и берём следующие показатели: стремление студента быть человеком культуры, компетентным профессионалом; студент знает педагогическую сущность понятий “профессионального самоопределения“, “рефлексия“, способы профессионального самоопределения, имеет представление о своём месте в профессиональном сообществе, обязательствах совершаемого выбора и реализации принятого решения, студент умеет: соотнести  свои способности профессиональной деятельности с нормами культуры, скорректировать целеполагание; студент испытывает положительные эмоции, адекватно оценивает процесс профессионального самоопределения;

        Нами замечено, что  повышение уровня эффективности профессионального воспитания, внеучебной практической деятельности зависит от учёта преподавателем принципов  внеучебной деятельности. Рассматривая внеучебную деятельность как часть учебно-воспитательного процесса, учитывая анализ научной и методической литературы, используем следующие принципы: cвязь теории с практикой; научность; систематичность; последовательность; доступность и посильность труда; сознательность и активность студентов; прочность усвоения знаний, умений, навыков ;наглядность; воспитание в процессе внеучебной деятельности. Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом[13]. Внеучебная деятельность по освоению рабочей профессии “Техник искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы“ позволяет реализовать указанные принципы в полном объёме. Принцип связь теории с практикой реализуется соединением обучения и практической деятельности, участие в профессиональном труде порождает у обучающихся потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным, студент осознаёт в условиях практической деятельности необходимость приобретения знаний как руководства к деятельности, полученные знания востребованы, что делает обучение более осмысленным, знания конкретизируются, становятся более жизненными, в свою очередь профессиональный труд по рабочей профессии обогащает жизненный опыт студентов, даёт конкретный пример по формированию и использованию научных понятий и обобщений. При этом реализуется и принцип научности, требующий для успешного освоения рабочей профессии изучения биотехнологии и биотехники на строго научной основе, когда студентам даются только достоверные, проверенные практикой научные знания. В своей работе учитываем достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов производства. Студенты знакомятся с новым оборудованием, принципами использования и применения в условиях производства и имеют возможность использовать его в процессе практической деятельности. В ходе выполнения работ пользуемся только научной (профессиональной) терминологией, употребляем принятые в биологической науке обозначения, формулы, размерности, это относится и к специалистам производства, когда изложение ведётся в популярной форме на строгой основе биологической науки, без вульгаризации. В процессе практической деятельности студенты овладевают наиболее целесообразными приёмами её выполнения и способами самоконтроля своих действий и их результатов. Дополнительно для реализации принципа научности студентам предложено самостоятельно ознакомиться с историей научного и изучаемого явления, методами его открытия внедрения в производство. Принцип систематичность и последовательность в овладении рабочей профессией отражён в системе учебных программ и учебной литературе.

 Важно помнить, что только систематические знания усваиваются сознательно и появляется возможность их свободного использования в своей практической деятельности. Для устранения пробелов в знаниях организуем самостоятельную проработку пропущенного или неусвоенного материала, преподавателем и студентами разработаны тесты и вопросы для самоконтроля усвоения материала. При  организации практической деятельности в условиях производства обязательно учитываем индивидуальные особенности и состояние здоровья  обучаемых, чтобы избежать вредное влияние на здоровье разных факторов, контролируем соблюдение правил по охране труда, технике безопасности  и производственной санитарии. Также педагог учитывает познавательные возможности студента и способность развить их. Это достигается постепенным усложнением заданий-работ, добавлением новых операций. Систематизация знаний достигается обобщающим повторением материала по теме, опорой профессиональных действий на теоретические знания. Доступность и посильность труда. Трудовые знания по содержанию, объёму, и методам при освоении рабочей профессии соответствуют возрасту и уровню подготовки студентов, их физическим силам и познавательным возможностям. Для реализации этого принципа учитываем дифференциацию знаний: для “слабых“ -  более лёгкие задания, которые помогут студенту восполнить имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ, “сильные“, быстрее могут продвигаться к выполнению заданий повышенной трудности. Сознательность и активность. Реализацию этих принципов начинаем с постановки конкретной цели  и задач внеучебной практической  деятельности по освоению рабочей профессии техника искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы. Самостоятельность и активность проявляются в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, решением творческих задач, организации рабочего места биотехника,  приёмами творческой деятельности. Это позволяет студентам сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивалась творческая инициатива и самостоятельность, мышление,  речь и формировалась трудовая культура. Прочность усвоения студентами знаний, умений, навыков.

       Прочность усвоения достигается в ходе всего процесса внеучебной практической деятельности. Студенты знают цель материала и выполняют практические, трудовые задания. Одновременно применяем и дидактические средства:  закрепление материала, закрепление показанных приемов работы биотехника. Наглядность. В ходе внеучебной практической деятельности опираемся на чувственно-практический опыт студента, идёт непосредственное восприятие ими трудовых процессов, следующий этап-абстрактное мышление, когда восприятие сопровождается и направляется активным мышлением. Выдвинуты познавательные задачи, разработан план наблюдений и выполнения заданий, ожидается результат (например, оттаивание спермы производителя - оценка качества спермы - использование спермы производителя для искусственного осеменения самок крупного рогатого скота; выявление самок в состоянии половой охоты - осеменение самок крупного рогатого скота -плодотворное осеменение - рождение телёнка ).          

          Сейчас, когда качество образования связывают с формированием компетенций, весьма актуальны сформулированные А.М.Новиковым[16] идеи развития профессионального образования (гуманизация, демократизация, опережающий характер образования и его непрерывность), диверсификация как общепедагогический принцип развития ПО, обоснованный Т.Ю.Ломакиной [14]. Внеучебная практическая деятельность по освоению рабочей профессии позволяет реализовать основные направления развития диверсификационных процессов:                                                        

  1. усиление практической направленности подготовки обучающихся в соответствии с потребностями региона;                                                                                                            
  2.  своевременное обновление моделей социального и профессионального облика специалиста в соответствии с социальным заказом;                                                                
  3.    создание условий для формирования (c учётом региональных условий, возможности профессиональных образовательных учреждении) личности специалиста, обладающего профессиональной и социальной мобильностью, конкурентоспособностью;                                                                                                          
  4.       организация системы трудоустройства выпускников, обеспечение их вторичной занятости.                                                                                                                                    

         Психологическая структура любой деятельности состоит из основных элементов: цели (результата), на достижение которого направлена эта деятельность; мотива, побуждающего студента осуществлять эту деятельность; способа с помощью которого осуществляется эта деятельность и результата. Результаты организации внеучебной практической деятельности по освоению рабочей профессии  в нашем примере следующие: продвижение студента от низкого уровня через допустимый и оптимальный уровень к сформированности профессиональных компетенций  средний балл на экзамене по приcвоению рабочей профессии “Техник искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы“ – 3,8  -  4,3  (данные последних 15 лет); оформление раздела “Техника искусственного осеменения самок сельскохозяйственных животных и птицы“ в дневниках – отчетах студентов в период прохождения технологической практики, качество и объём выполненных работ высоко оцениваются  рецензентами – преподавателями; выпускники ветеринарного отделения участвуют в смотрах – конкурсах по рабочей профессии на уровнях района и области и занимают призовые места; выпускникам присваивается квалификация техника искусственного осеменения  с/х животных и птицы -  4-5 разряд; часть выпускников (10-15 %) успешно реализуется на рынке труда по рабочей профессии.                                

             Процесс формирования профессиональных компетенций длительный, сложный и целостный. Для обеспечения высокого уровня результативности внеучебной практической деятельности по овладению рабочей профессией процесс профессиональной подготовки проходит три этапа: мотивационно- ценностный этап;  когнитивно - деятельностный этап: рефлексивно-преобразующий этап. Внеучебная деятельность это специфический вид деятельности, требует от преподавателя больших затрат времени. Актуализация внеучебной практической деятельности в профессиональном самоопределении студента ССУЗа раскрывает перед каждым педагогом следующие её возможности:                                                                                            

  1. побуждает студента проявлять субъективную позицию в осуществлении выбора содержания, методов, форм самообразования в целях профессиональных компетенций и профессионального самоопределения;
  2. преодолевать внутренние противоречия, затруднения в профессиональном самоопределении;                                                                                                                          
  3.   получать возможность углубления представлений о себе как о личности, о профессионале;                                                                                                                                
  4.   способствует развитию креативных организаторских качеств, культуры мышления, формированию профессиональных компетенций, которые затруднительно или невозможно развить в процессе учебной деятельности;                                                                              
  5.  совершенствовать способности рефлексию и самооценку.                                                                      

     Студент, включаясь во внеучебную практическую деятельность, не только качественно вступает в профессиональную деятельность, но и “входит в новую ситуацию развития”, поднимается на новые ступени нравственного и профессионального совершенствования.                                                                                                                                  

            Таким образом,  интеграция педагогической среды в общее социокультурное пространство на всех этапах внеучебной практической деятельности субъектов образовательного процесса способствует формированию профессиональных компетенций, профессиональному самоопределению, профессиональному становлению и развитию личности обучающихся.      

Список литературы:

1. Андреева Е.В. Педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов ССУЗа в процессе внеучебной деятельности.: дис. кандидат пед. наук. -Якутск, 2010. -с.193                                                                                    

2. Артемьев М.В. Внеучебная деятельность как фактор, влияющий на выбор будущей профессии. Психологическая наука и образование.2003.№3.-с. 100-105                                3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург, Деловая книга.1999.-с.329                                              

4. Битянова М.Р. Социальная психология. Учебное пособие.-СПб.: Питер-Юг,2008.-с.368

5. Бурцева Т.А. Формирование социально-значимых качеств личности студента во внеаудиторной деятельности студента вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома.2005.-с.23

6. Вульфов Б.Э. Педагогика рефлексии.2-е изд.,М.: Магистр,1999.-с.112                                                                                                                                                  

7. Галеева Н.А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Красноярск, 2008.-с.24

8. Жоголева О.Р. Влияние внеучебной деятельности вуза на процесс социализации молодёжи. Автореф.дисс.канд.социол.наук.Тюмень,2007.-с.25

9. Заец С.Г. Внеучебная деятельность как фактор педагогизации студенческого социума.:дис. на канд.пед.наук.Калуга,2002.-с.224

10. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. -М.: Академический проект, 2006.-с.228

11. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения. Педагогическая психология. Учебник 21 века.М.:Логос,2006.-с.384.

12. Иванайская Г.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента.: дисс. канд. пед. наук. Оренбург. 2010. -с.206                                                                           13. Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 2001.-с.223                                                    

14. Ломакина Т.Ю. Современные принципы развития  непрерывного образования. -М.: Наука,2006  

15. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика,1988. -с.144

 16. Новиков А. М. Методология образования. -М.: Эгвес,2006.-с.668

17. Орлов А.Б. Психология индивидуальности: новые модели и концепции. Под ред. А.Б.Орлов, В.Б.Шумской, М.:НОУ ВПО МПСИ.2009,-c332

18. Попова В.И. Профессионально - педагогическая направленность внеаудиторной  деятельности студентов. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. -с.364

19. Равен.Дж Компетентность в современном обществе. Пер. с англ.-М.: Когито-центр, 2002, -с.396.5.

20. Селиванов В.С. Воспитательная деятельность педагога.под ред. В.А.Сластенина В.А.Колесниковой учебное пособие для студентов вузов. М.:Магистр,1997.-с.224                                      

 21. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. М.:Академия,2008.-с.336                                                                                                                                                                                  22. Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность. -М.: Магистр,997.-с.224

23. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя. Монография. Оренбург. Изд-во ОГПУ,2003.-с.352  

24. Чистякова С.Н. Технология: профессиональный успех. Учебник 10-11 класс. М.: Просвещение,2007.-с.98