Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" по профессии Повар, кондитер

Клюева Алеся Михайловна

 

 

Рабочая Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» разработана в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ  изучается в  учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля  получаемого профессионального образования. И на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования (далее НПО) и специальностей среднего профессионального образования (автор Цветкова М.С.) ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г.  А так же  на основе Федерального Стандарта  (далее ГОСТ) по профессии начального профессионального образования: Повар, кондитер.

Максимальная учебная нагрузка 137 часов: обязательная аудиторная - 96 (теоритическое обучение - 50, практические занятия - 45).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТРУБЧЕВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю

Зам. директора по ООД

______________ В.А. Удина

«___» _____________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

Рассмотрена и одобрена на заседании

Предметной методической комиссии

естественно-научного цикла

Протокол № ______________

От «____» _________________ 2012 г.

Председатель МК__________Е.Ю. Морозова

2012 г.

Рабочая Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» разработана в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ  изучается в  учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля  получаемого профессионального образования. И на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования (далее НПО) и специальностей среднего профессионального образования (автор Цветкова М.С.) ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г.  А так же  на основе Федерального Стандарта  (далее ГОСТ) по профессии начального профессионального образования: Повар, кондитер.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Трубчевский автомеханический техникум».

Разработчик: Клюева А.М., преподаватель информатики ГБОУ СПО «Трубчевский автомеханический техникум».

Рекомендована: предметной методической комиссией естественно-научного цикла ГБОУ СПО «ТАТ».

Протокол заседания №______  от _____________  2012 г.

Содержание

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»        

2. Структура и содержание ученой дисциплины        

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы        

2.2. Тематический  план и содержание учебной дисциплины        

3. Условия реализации  программы учебной дисциплины        

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению        

3.2. Информационное обеспечение обучения        

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины        

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования: Повар, кондитер.

        1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

        Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» относится к циклу общеобразовательная подготовка.

        1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В  результате освоения  учебной  дисциплины обучающийся должен

уметь:

  1. перечислять виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности;
  2. производить инсталляцию программного обеспечения,  производить обзор профессионального образования в социально-экономической  деятельности, его лицензионное  использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных);
  3. представлять информацию в двоичной системе счисления;
  4. осуществлять процессы обработки, хранения, поиска и передачи информации;
  5.  создавать архив данных, извлекать данные из архива, производить запись информации на компакт-диски различных видов, выполнять организацию информации на компакт-диске с интерактивным меню;
  6. осуществлять поиск информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет;
  7.  создавать ящик электронной почты и настраивать его  параметры, осуществлять формирование адресной книги;
  8.  выполнять подключение внешних устройств к компьютеру и их настройку;
  9.  производить защиту информации, антивирусную защиту;
  10. производить профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности;
  11.   использовать системы проверки орфографии и грамматики, создавать компьютерные публикации на основе использования готовых шаблонов;
  12.  использовать различные возможности динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий;
  13.  формировать запросы для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей;
  14. производить организацию баз данных, заполнение полей баз данных;
  15.  создавать и редактировать графические и мультимедийные объекты средствами компьютерных презентаций;
  16.  использовать методы и средства создания и сопровождения сайта;
  17. использовать тестирующие системы в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.

 Студент должен знать:

  1. этапы развития технических средств и информационных ресурсов;
  2. правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения;
  3. информационные объекты различных видов,  универсальность дискретного (цифрового) представления информации, кредставление информации в двоичной системе счисления;
  4. процессы обработки, хранения, поиска и передачи информации;
  5. арифметические и логические основы работы компьютера, Алгоритмы и способы их описания;
  6. определение объемов различных носителей информации;
  7. программные поисковые сервисы, комбинации условия поиска;
  8. осуществление передачи информации между компьютерами посредством  проводной и беспроводной связи;
  9. представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности;
  10. основные характеристики компьютеров, многообразие компьютеров, многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру, виды программного обеспечения компьютеров;
  11. организацию работы пользователей в локальных компьютерных сетях;
  12. правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения на рабочем месте;
  13. возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста;
  14. математическую обработку числовых данных;
  15. структуру данных и систему запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др., использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
  16. программные среды компьютерной графики, мультимедийные среды;
  17. интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения к сети интернет;
  18. возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  2. автоматизации коммуникационной деятельности;
  3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

1.4.  Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

При освоении профессий НПО социально-экономического профиля информатика изучается как профильный учебный предмет в объеме 137 часов, при этом 42 часов отводится на самостоятельную работу обучающихся, обязательная аудиторная нагрузка составляет 95 часов, из них  на I курсе обучения – 40 часов, на II курсе – 55 часов, теоретическое обучение – 50 часов, лабораторно-практические занятия - 45.

Содержание каждого раздела  включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме  практических занятий с использованием средств ИКТ.

Программа предполагает использование разнообразных форм обучения: уроки-лекции, аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу с дополнительными источниками информации, практические работы.

После изучения более объемных и сложных тем предусмотрено проведение промежуточного контроля в виде письменной контрольной работы (тестирования).

2. Структура и содержание ученой дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

137

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:

    теоретическое обучение

50

    практические занятия

45

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:

  1. внеаудиторная самостоятельная работ: работа над материалом учебников, конспектом лекций;
  2. выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности;
  3. подготовка к и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам.

2.2. Тематический  план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа

обучающихся

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Уровень освоения

Всего часов

Теоретическое обучение

Практическое обучение

1 курс

58


Введение.

Содержание учебного материала:

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

2

1

Самостоятельная работа:

Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. -246 с.: ил. с. 218-227.

Подготовить доклад по теме: «Передача, преобразование, хранение и использование информации в технике».

2

Раздел 1. Информационная деятельность человека

12

8

4

4


Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества.

Содержание учебного материала:

Информационная деятельность человека. Информационные революции. Информационное общество. Основные черты информационного общества. Информационный кризис общества. Информационная культура. Задача информационного общества в сфере образования. Информационные ресурсы. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Национальные информационные ресурсы. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств Рынок информационных ресурсов и услуг.

Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

4

2

Практическая работа № 1 «Работа с программным обеспечением».

2

2

Самостоятельная работа:

Открыть Федеральный образовательный портал. Изучить структуру сайта.  

Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. -246с.: ил. С. 213-227.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. - М.: БИНОМ.  – М. Лаборатория знаний, 2003.- 512 с.: ил. с.13-17.

2


Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации.

Содержание учебного материала:

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Инсталляция программного обеспечения. Обзор профессионального образования в социально-экономической  деятельности, его лицензионное  использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных). Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.

4

2

Практическая работа № 2 «Работа  с лицензионным и свободным ПО».

2

2

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи».

2

Раздел 2. Информация и информационные процессы

22

12

10

11


Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации.

Содержание учебного материала:

Информация. Измерение информации. Информационные объекты различных видов. Дискретное представление информации.

6

2

Практическая работа № 3 «Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации».

2

3

Самостоятельная работа:

Решение вариативных задач  по теме: «Представление информации в двоичной системе счисления».

Решение вариативных задач  по теме: «Представление информации в различных системах счисления».

Подготовить доклады по темам: «Примеры компьютерных моделей различных процессов» и «Язык как способ представления информации, двоичная форма представления информации, ее особенности и преимущества».

3


Тема 2.2. Информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров.

Содержание учебного материала:

Обработка, хранение, поиск и передача информации. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов Неформальное и формальное описание.

2

2

Практическая работа  № 4 «Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессоров. Переход от неформального описания к формальному».

2

3

Практическая работа  № 5  «Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели».

2

3

Самостоятельная работа:

Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. -246с.: ил. С. 32-45 с. 46-49, 84-88 с. 119-122.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. - М.: БИНОМ.  – М. Лаборатория знаний, 2003. - 512 с.: ил. С. 140-145.

Подготовить доклад  на тему: «Запись информации на компакт-диски  различных видов» или «Определение объемов различных носителей информации. Архив информации».

2


Тема 2.3. Архивация. Запись информации.

Содержание учебного материала:

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов. Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.

2

2

Практическая работа  № 6  «Архивация. Запись информации».

2

2

Самостоятельная работа:

Создать архив данных всех практических работ на флеш-носителе.

Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. -246с.: ил. с. 38-41

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. - М.: БИНОМ.  – М. Лаборатория знаний, 2003.- 512 с.: ил. С. 119-121.

2


Тема 2.4. Поисковые системы. Электронная почта.  

Содержание учебного материала:

Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

2

2

Практическая работа  № 7  «Поисковые системы.  Электронная почта Применение автоматизированных систем управления».

2

3

Самостоятельная работа:

Зайти на портал http://www.gramota.ru/ и проверить правильности написания слов.

Подготовить электронное письмо.

Работа по учебнику:

Семакин И.Г., Хеннер Е.К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 246 с.: ил. С. 123-128, с. 154-159 с. 137-141.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов - 4 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2009. -120 с.: ил. С. 62-65,с. 65-69 с. 137-141.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл.-М.: БИНОМ.  – М. Лаборатория знаний, 2003.- 512с.: ил. С.408-441,с.452-457.

Подготовить доклады по темам: «Операционные системы семейства UNIX.», «Суперкомпьютеры и их применение».

Подготовиться к зачетному занятию по разделам: «Информационная деятельность человека» и «Информация и информационные процессы».

4

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

16

10

6

7


Тема 3.1. Персональный компьютер. Его состав и назначение.

Содержание учебного материала:

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Внешние устройства, подключаемые к компьютеру. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования.

4

2

Практическая работа  № 8 «Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка».

2

2

Самостоятельная работа:

Проверить, какие марки монитора и видеоадаптера установлены в Windows и соответствуют ли они реально установленным в компьютере. Результаты исследования представить в письменном виде.

Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. -246с.: ил.с. 91-104.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов- 4 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 120с.: ил. С. 7-11.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. - М.: БИНОМ.  – М. Лаборатория знаний, 2003.- 512 с.: ил. С.18-65.

3


Тема 3.2. ЛВС: структура и принцип работы.

Содержание учебного материала:

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Разграничение прав доступа в сети. Защита информации, антивирусная защита. Защита с использование паролей. Биометрические системы защиты.

4

2

Практическая работа № 9  «Защита информации, антивирусная защита».

2

2

Самостоятельная работа:

Предоставить полный доступ к личной папке на вашем компьютере для обмена информацией.

Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. -246с.: ил. с. 124-128.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. - М.: БИНОМ.  – М. Лаборатория знаний, 2003.- 512с.: ил. С.66-69, с.408-412.

А.А. Землянский и др. Практикум по информатике М.: КолосС 2003 г. - 384 с., с. 280-289.

Подготовить доклад по теме: ««Вредное воздействие компьютера. Способы защиты»».

2


Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

Содержание учебного материала:

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

2

2

Практическая работа № 10   «Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности».

2

2

Самостоятельная работа:

Разработать эксплуатационные требования к компьютеризированному рабочему месту продавца.

Работа по учебнику: Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл.-М.: БИНОМ.  – М. Лаборатория знаний, 2003.- 512 с.: ил.

2

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.

 8 из 30

6 из 12

2 из 18

15


Тема 4.1. Информационные системы.

Содержание учебного материала:

Понятие об информационных системах.  Классификация ИС. Назначение ИС. Автоматизация информационных процессов.

2

2

Самостоятельная работа:

Придумать область использования ИС в деятельности техникума.

Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. -246с.: ил. с. 137-139.

И.И. Сергеева, А.А. Музалевская Информатика: учебник- М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М 2007 г.-336 с, с. 10-21.

2


Тема 4.2 Назначение и принцип работы текстовых редакторов.

Содержание учебного материала:

Создание и редактирование документов: выбор параметров страницы, набор текста, форматирование абзацев, создание списков, вставка объектов в документ, проверка орфографии, сохранение исправлений, печать документа, гипертекст.  Программы переводчики. Системы распознавания текстов и их возможности. Гипертекстовое рпедставление информации.

2

2

Практическая работа № 11  «Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов».

1

3

Практическая работа № 12  «Программы переводчики. Возможности систем распознавания текстов. Гипертекстовое представление информации».

1

3

Самостоятельная работа:

Создать публикацию о редакторе Word.

Работа по учебнику: Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. - М.: БИНОМ.  – М. Лаборатория знаний, 2003.- 512 с.: ил. С.337-353.

Подготовиться к зачетному занятию по разделу  «Средства информационных и коммуникационных технологий» и теме «Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования текста.».

2

Резерв:

2

2 курс

55


Тема 4.3. Назначение и принцип работы электронных таблиц.

Содержание учебного материала:

Электронные таблицы. Структура окна программы. Основные типы и форматы данных. Выполнение расчетов. Копирование формул. Относительные и абсолютные ссылки. Математические и логические функции. Построение диаграмм и графиков.

2

2

Практическая работа № 13  «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий».

2

3

Практическая работа № 14  «Средства графического представления статистических данных - деловая графика».

2

3

Практическая работа № 15  «Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики. Система статистического учета».

2

3

Самостоятельная работа:

Построить график, который показывает рост количества серверов Интернета по годам.

Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов - 4 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2009. -120с.: ил. С. 21-29.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл.-М.: БИНОМ.  – М. Лаборатория знаний, 2003. - 512 с.: ил. С. 361-378.

2


Тема 4.4. Назначение и принцип работы СУБД.

Содержание учебного материала:

База данных. СУБД ACCESS. Таблицы, формы, запросы, связи, отчеты. Создание структуры базы данных. Ввод и редактирование данных. Создание форм, запросов, связей, отчетов. Поиск данных с помощью запросов и фильтров.

2

2

Практическая работа № 16  «Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы».

2

2

Практическая работа № 17  «Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности СУБД».

2

3

Практическая работа № 18  «Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных».  

2

3

Самостоятельная работа:

Создать проект: «База данных своей группы».

Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов- 4 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 120 с.: ил. С. 81-102.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. - М.: БИНОМ.  – М. Лаборатория знаний, 2003.- 512 с.: ил. С. 385-408.

2


Тема 4.5. Назначение и принцип работы графических и мультимедийных редакторов.

Содержание учебного материала:

Графические редакторы: растровые и векторные. Создание изображений в векторном редакторе, входящим в состав текстового редактора Word. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий. Создание презентации с помощью Power Point. Редактирование и сортировка слайдов.

2

2

Практическая работа № 19   «Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций. Использование презентационного оборудования».

4

3

Самостоятельная работа:

 Создать проект «Презентация о своей группе».

Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов- 4 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2009. -120с.: ил. С. 18-21.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл.-М.: БИНОМ.  – М. Лаборатория знаний, 2003.- 512с.: ил. С. 310-336.

Подготовить доклады по темам: «WWW. История создания и современность», «Проблемы создания искусственного интеллекта», «Поиск информации в Интернет. Web-индексы, Web-каталоги.» и «Системы электронных платежей, цифровые деньги.».

Подготовиться к зачетному занятию по разделу: «Технологии создания и преобразования информационных объектов».

4

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

13

6

7

8


Тема 5.1. Назначение и принцип работы телекоммуникационных систем.

Содержание учебного материала:

Технические средства телекоммуникационных технологий. Аппаратные средства Интернета. Доменная система имен. Каналы связи. Программное обеспечение Интернета. Технология WWW. Поиск информации в Интернете.

2

2

Практическая работа № 20   «Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр».

2

2

Самостоятельная работа:

Работа с интернет-библиотекой, поиск в   учебнике Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.  Информатика и ИКТ текста «Работа в интернете».

2


Тема 5.2. Методы создания и сопровождения сайта.

Содержание учебного материала:

Средства создания Web-страниц. Проектирование Web-сайта. Размещение Web-сайта на сервере.

1

2

Практическая работа № 21   «Средства создания и сопровождения сайта».

2

3

Самостоятельная работа:

Создать Web- сайт произвольной фирмы, состоящий не менее чем из четырех страниц

Работа по учебнику: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов- 4 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 120 с.: ил. с. 70-79.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов - 6 изд. – М.: БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 246 с.: ил. с. 160-162.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. - М.: БИНОМ.  – М. Лаборатория знаний, 2003.- 512 с.: ил. с. 467-487.

2


Тема 5.3. ПО для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях.

Содержание учебного материала:

Электронная почта. Функционирование электронной почты. Чат.

 Служба телеконференций. Видеоконференция. Интернет-телефония.

1

2

Практическая работа № 22   «Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения».

2

3

Практическая работа № 23 «Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.  Участие в онлайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.)».

1

2

Самостоятельная работа:

Подготовить электронное письмо.

Подготовиться к дифференцированному зачету.

2

Резерв:

2

Всего:

95

50

45

42

3. Условия реализации  программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности.

Оборудование кабинета информатики: 

  1. посадочные места обучающихся;
  2. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
  3. рабочее место преподавателя;
  4. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
  5. аудиторная мультимедийная доска для письма;
  6. вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.

Технические средства обучения: 

  1. мультимедийный проектор;
  2. аудиторная мультимедийная доска для письма;
  3. персональные компьютеры с установленным программным обеспечением;
  4. принтер струйный для цветной печати;
  5. принтер лазерный  для черно-белой печати;
  6. источник бесперебойного питания;
  7. наушники с микрофоном;
  8. видеокамера;
  9. сканер;
  10. колонки.

Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  1. правила техники безопасности  и производственной санитарии;
  2. инструкции по эксплуатации компьютерной техники;
  3. паспорт кабинета;
  4. паспорт аттестации рабочих мест;
  5. журнал по технике безопасности.

Программное обеспечение:

  1. текстовый редактор-конвертор Hieroglyph для перевода текстов из одной кодировки кириллицы в другую;
  2. текстовый редактор StarOffice Writer;
  3. программы для тестирования параметров соединения с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent, Modemgph;
  4. интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, Интернет-утилита NetSonic, ускоряющая загрузку Web-страниц;
  5. менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip;
  6. программа русификации приложений ICQ, мультимедиа-проигрователи  RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox;
  7. звуковой редактор Cool Edit 2000;
  8. растровый графический редактор StarOffice Image;
  9. векторный графический редактор StarOffice Player;
  10. мульмедийных презентаций StarOffice Impress;
  11. проигрователь презентаций StarOffice Player;
  12. программы перевода единиц измерения Versaverter и Advanced Converter;
  13. калькуляторы Wise Calculator, NumLock Calculator (для произведения вычислений в различных системах счисления);
  14. система управления базами данных StarOffice Base.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. – 5-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 246 с.: ил.

Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2006. – 240 с.

Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – 6-е изд. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2010. – 212 с.: ил.

 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – 4-е изд. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2010. – 187 с.: ил.

Цветкова М.С., Великович Л.С.  Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.: цв.ил.

Дополнительные источники:

Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.

Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.

Сапков В.В. Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства: учеб. пособие для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2004.

Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.

 Интернет-ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
  2. edu - "Российское образование" Федеральный портал
  3. edu.ru - ресурсы портала для общего образования
  4. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
  5. ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
  6. fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
  7. allbest -   "Союз образовательных сайтов" 
  8. fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
  9. ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
  10. obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
  11. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  12. rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". 
  13. edunews - "Все для поступающих"
  14. window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  15. Портал "ВСЕОБУЧ" 
  16. newseducation.ru - "Большая перемена"  
  17. vipschool.ru   СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр - школа имени А.Н. Колмогорова.
  18. rgsu.net  - Российский Государственный Социальный Университет.

Мультимедиа презентации:

  1. Информация и информационные процессы.
  2. Аппаратное обеспечение ПК.
  3. Операционные системы.
  4. Прикладное программное обеспечение:
  1. Текстовые редакторы
  2. Табличные редакторы
  3. СУБД
  4. Редактор презентаций
  1. Компьютерные сети.
  2. Интернет.
  3. Электронная почта.
  4. Сервисы Интернет.
  5. Поиск информации в Интернет.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль    и     оценка     результатов    освоения    учебной    дисциплины осуществляется   преподавателем   в   процессе   проведения   практических занятий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

После изучения более объемных и сложных тем предусмотрено проведение промежуточного контроля в виде письменной контрольной работы (тестирования), кроме этого для обучающихся по профессии «Продавец, контролер, кассир» I-й, II-й и III-й семестры заканчиваются зачетом, а итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  1. перечислять виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности;
  2. производить инсталляцию программного обеспечения,  производить обзор профессионального образования в социально-экономической  деятельности, его лицензионное  использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных);
  3. представлять информацию в двоичной системе счисления;
  4. осуществлять процессы обработки, хранения, поиска и передачи информации;
  5. создавать архив данных, извлекать данные из архива, производить запись информации на компакт-диски различных видов, выполнять организацию информации на компакт-диске с интерактивным меню;
  6. осуществлять поиск информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет;
  7. создавать ящик электронной почты и настраивать его  параметры, осуществлять формирование адресной книги;
  8. выполнять подключение внешних устройств к компьютеру и их настройку;
  9. производить защиту информации, антивирусную защиту;
  10. производить профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности;
  11. использовать системы проверки орфографии и грамматики, создавать компьютерные публикации на основе использования готовых шаблонов;
  12. использовать различные возможности динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий;
  13. формировать запросы для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей;
  14. производить организацию баз данных, заполнение полей баз данных;
  15. создавать и редактировать графические и мультимедийные объекты средствами компьютерных презентаций;
  16. использовать методы и средства создания и сопровождения сайта;
  17. использовать тестирующие системы в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.

Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Текущий контроль в форме:

- защиты практических работ;

-  отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета,  информационное сообщение).

Комбинированный контроль: аудиторная практическая работа (практикумы), поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации.

Индивидуальный контроль: проектная (исследовательская работа).

Знания:

  1. этапы развития технических средств и информационных ресурсов;
  2. правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения;
  3. информационные объекты различных видов,  универсальность дискретного (цифрового) представления информации, кредставление информации в двоичной системе счисления;
  4. процессы обработки, хранения, поиска и передачи информации;
  5. арифметические и логические основы работы компьютера, Алгоритмы и способы их описания;
  6. определение объемов различных носителей информации;
  7. программные поисковые сервисы, комбинации условия поиска;
  8. осуществление передачи информации между компьютерами посредством  проводной и беспроводной связи;
  9. представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности;
  10. основные характеристики компьютеров, многообразие компьютеров, многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру, виды программного обеспечения компьютеров;
  11. организацию работы пользователей в локальных компьютерных сетях;
  12. правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения на рабочем месте;
  13. возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста;
  14. математическую обработку числовых данных;
  15. структуру данных и систему запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др, использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
  16. программные среды компьютерной графики, мультимедийные среды;
  17. интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения к сети интернет;
  18. возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония.

Текущий контроль в форме:

- отчёты по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета,  информационное сообщение).

Взаимоконтроль по контрольным вопросам темы.

Комбинированный контроль: тестирование, устный опрос, фронтальный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем).

Групповая: заслушивание докладов.