Рабочая программа учебной дисциплины: "Компьютерное делопроизводство" по профессии: "Продавец, контролер-кассир"
Рабочая программа учебной дисциплины «Компьютерное делопроизводство» разработана на основе Федерального Стандарта (далее ГОСТ) по профессии начального профессионального образования: «Продавец, контролер, кассир».
При освоении специальностей социально-экономического профиля «Компьютерное делопроизводство» изучается как профильный учебный предмет в объеме 42 часов. Программа предполагает использование разнообразных форм обучения: уроки-лекции, аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу с дополнительными источниками информации, практические работы.
При изучении дисциплины «Компьютерное делопроизводство» проводится контрольная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kompyuterizacii_deloproizvodstva.docx | 56.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТРУБЧЕВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю Зам. директора по УПП ______________ Н.В. Свистунов «___» _____________ 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Компьютерное делопроизводство
Рассмотрена и одобрена на заседании Предметной методической комиссии по профессии: «Продавец, контролер, кассир» Протокол № ______________ От «____» _________________ 2012 г. Председатель МК__________Н.В. Абрамова |
2012 г.
Рабочая Программа учебной дисциплины «Компьютерное делопроизводство» разработана на основе Федерального Стандарта (далее ГОСТ) по профессии начального профессионального образования: «Продавец, контролер, кассир».
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Трубчевский автомеханический техникум».
Разработчик: Клюева А.М., преподаватель ГБОУ СПО «Трубчевский автомеханический техникум».
Рекомендована: предметной методической комиссией цикла ГБОУ СПО «ТАТ».
Протокол заседания №______ от _____________ 2012 г.
Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Компьютерное делопроизводство»
2. Структура и содержание ученой дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Компьютерное делопроизводство»
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.2. Информационное обеспечение обучения
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Компьютерное делопроизводство»
- Область применения рабочей программы
Данная рабочая учебная программа входит в состав учебного плана профессии «Продавец, контролер, кассир».
Рабочая учебная программа «Компьютерное делопроизводство» является интегрированной и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства, то есть обеспечить обучающемуся:
- умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;
- умение оперативно работать с информацией;
- умение организовать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;
- знание технологии работы в офисе с программными продуктами MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Outlook.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Рабочая дисциплина «Компьютерное делопроизводство» относится к профессиональному циклу, формирующая профессиональный уровень знаний для освоения других специальных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Цели курса:
- формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, информационного мировоззрения, необходимых для самообразования и для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности;
- овладение навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности
- изучение систем обработки текстовой информации, способов компьютерной обработки деловой информации, основ делопроизводства, методов организации делопроизводства, стандартов деловых документов.
Задачи курса:
- дать представление о современных подходах к организации делопроизводства;
- научить оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
- освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
- освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения
- заложить основы умений и навыков, востребованных на рынке труда.
Методы обучения:
Основная методическая установка - обучение навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи преподавателя входит создание условий для реализации ведущей групповой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для обучающихся, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами, ГОСТами. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники.
Формы организации учебных занятий:
Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа обучающихся. Основной тип занятий — комбинированный. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.
При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый обучающийся мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. В ходе обучения обучающимся предлагаются тесты и контрольные работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
В результате изучения компьютерного делопроизводства выпускник должен:
знать/понимать
- виды программных продуктов для организации работы офиса;
- правила организации автоматизированного документооборота;
- назначение электронных таблиц;
- элементы ЭТ (строка, столбец, ячейка, лист, книга) и их характеристики;
- типы данных и форматы их представления;
- понятие абсолютной и относительной ссылки;
- правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессоров;
- виды компьютерных сетей;
- понятие сервер, ссылка, электронный адрес, электронная почта;
- структуру и приемы работы в браузерах;
- способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);
- действия, выполняемые над файлами и папками, алгоритмы этих действий;
- характеристики файлов;
- приемы работы со стандартными программами;
- понятие текста его основных элементов и их характеристики (символ, абзац);
- назначение и основные возможности текстового процессора;
- структуру интерфейса текстового процессора и назначение его элементов;
- суть операций вставки, замены, удаления, копирования, перемещения объектов
- понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);
- методы быстрого создания документов средствами автоматизации (сканирование, слияние);
- виды программных продуктов для организации сканирования документов;
- общую характеристику средств оргтехники, их назначение;
- требования к размещению средств оргтехники в помещении офиса;
- назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной и пейджинговой связи.
- способы антивирусной защиты.
уметь
- организовывать рабочее место и соблюдать условия труда;
- выполнять построение сложных таблиц;
- использовать справочную систему для выяснения вопросов;
- осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;
- вести работу в стандартных программах Windows;
- создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;
- производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в тексте, вставлять оглавление;
- оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;
- разрабатывать формы документов как шаблоны;
- внедрять графические элементы в текст;
- организовать работу с редактором формул;
- производить настройку параметров программы;
- работать с таблицами;
- работать со сканером и программами, поддерживающими их работу;
- пользоваться приемами автоматизации при заполнении таблиц Microsoft Excel;
- составлять формулы для вычислений в таблице, используя стандартные функции;
- производить редактирование готовых табличных документов;
- представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование;
- организовать средствами поиск, сортировку, межтабличные связи.
- осуществлять обмен информацией по электронной почте;
- организовать поиск информации в сети Интернет.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
При освоении специальностей социально-экономического профиля «Компьютерное делопроизводство» изучается как профильный учебный предмет в объеме 42 часов. Программа предполагает использование разнообразных форм обучения: уроки-лекции, аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу с дополнительными источниками информации, практические работы.
При изучении дисциплины «Компьютерное делопроизводство» проводится контрольная работа.
2. Структура и содержание ученой дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 42 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего): | 42 |
теоретическое обучение | 12 |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа (всего) | 17 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Компьютерное делопроизводство»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа Обучающихся | Обязательная аудиторная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Уровень освоения | ||
Всего часов | Теоретическое обучение | Практическое обучение | ||||
Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы. Компьютерная техника в организации труда коммерческого агента. | Информационные технологии, их эффективность. Компьютерная техника в организации труда коммерческого агента. | 2 | 1 | |||
Самостоятельная работа: Посетите любой магазин (торговый центр):
| 2 | 1 | ||||
Раздел I. Средства информационных и коммуникационных технологий. | 2 | 2 | - | 2 | ||
Классификация ПЭВМ. Программное обеспечение персонального компьютера. Разновидности операционной системы. | Классификация ПЭВМ. Аппаратное обеспечение. Программное обеспечение. Роль персонального компьютера (ПК) в современной информационной технологии. Технические устройства персонального компьютера; их характеристики. Программное обеспечение персонального компьютера; классификация программ по функциональному признаку: операционные системы, прикладные программы. Разновидности операционной системы. Характеристика операций для пользователя и программ. Правила и приемы работы с командами ОС. Выполнение операций в системе Microsoft Windows с применением прикладных программ. | 2 | ||||
Раздел II. Работа с документами в текстовом редакторе Microsoft Word 2007. | 10 | 1 | 9 | 4 | ||
Графический интерфейс среды Microsoft Word 2007 и его объекты. Практическая работа № 1 «Оформление личных документов в Microsoft Word 2007». | Функциональные возможности редактора. Графический интерфейс среды Microsoft Word 2007 и его объекты. Порядок и приемы выполнения операций. Создание и редактирование документов: выбор параметров страницы, набор текста, форматирование абзацев, создание списков, вставка объектов в документ, проверка орфографии, сохранение исправлений, печать документа, гипертекст. Программы переводчики. Системы распознавания текстов и их возможности. Гипертекстовое представление информации. Выполнение работы по созданию и оформлению документации личного характера в текстовом редакторе Microsoft Word 2007: оформление объяснительной записки, оформление резюме при помощи Мастера резюме. | 1 | 1 | 2 | ||
Практическая работа № 2 «Создание бланка предприятия с эмблемой в Microsoft Word 2007». | Выполнение работы по созданию бланка предприятия с эмблемой: создание эмблемы, создание варианта эмблемы с расшифровкой аббревиатуры, сохранение вариантов эмблемы в глоссарии, создание шаблона бланка предприятия, пробное использование бланка. | 2 | 3 | |||
Практическая работа № 3 «Оформление информационного стенда в Microsoft Word 2007». | Выполнение работы по оформлению информационного стенда: создание названия стенда, создание информационного листа, создание структурной схемы при помощи векторной схемы при помощи векторной графики, оформление схемы при помощи приложения Microsoft Organization Chart, оформление указателей и надписей. | 2 | 3 | |||
Практическая работа № 4 «Проверка правописания Microsoft Word 2007». | Выполнение работы по проведении проверки правописания: проверка орфографии, автозамена, автоматическая проверка правил грамматики, проверка готового текста. | 2 | 3 | |||
Практическая работа № 5 «Создание сложных документов Microsoft Word 2007». | Выполнение работы по созданию сложного документа: оформление сложного документа, составление схемы «Основные составляющие рекламы», редактор формул Microsoft Equation, слияние документов. | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа: Подготовить шаблон электронного документа в Microsoft Word 2007 (по выбору 2 документа): Акт о приемке товаров, Упаковочный ярлык, Товарный ярлык, Товарный отчет, Карточка количественно-стоимостного учета. | 4 | |||||
Раздел III. Работа с документами в табличном процессоре Microsoft Excel 2007. | 14 | 2 | 12 | 4 | ||
Графический интерфейс Microsoft Exсel 2007. Функциональные возможности редактора. Порядок и приемы построения электронных таблиц. | Общая характеристика программных средств подготовки табличных документов. Основные требования к оформлению табличных документов. Основные понятия и технологии работы с табличными процессорами. Функциональные возможности редактора. Порядок и приемы построения электронных таблиц. Ввод и редактирование данных. Форматирование элементов таблицы. Вычисления в таблицах. | 2 | 2 | |||
Практическая работа № 6 «Использование электронных таблиц как формы для ведения отчетности Microsoft Excel 2007». | Выполнение работы по использованию электронных таблиц как формы для ведения отчетности: заполнение листа книги исходными и расчетными данными, копирование таблицы на другие листы книги, создание таблицы расходных материалов и средств на содержание оргтехники. | 4 | 3 | |||
Практическая работа № 7 «Создание диаграмм в табличном процессоре Microsoft Excel 2007». | Выполнение работы по созданию диаграмм в табличном процессоре: построение и настройка круговой диаграммы по данным одного листа, построение и настройка гистограммы по данным с разных листов, построение и настройка диаграммы по данным со всех листов. | 4 | 3 | |||
Практическая работа № 8 «Статистическая обработка данных Microsoft Excel 2007». | Выполнение работы по статистической обработке данных в MS Excel: заполнение исходными данными, статистические расчеты. | 4 | 3 | |||
Самостоятельная работа: Подготовить шаблон электронного документа в Microsoft Excel 2007 (по выбору 2 документа): Акт о приемке товаров, Упаковочный ярлык, Товарная накладная, Акт о списании товаров, Журнал учета движения товаров на складе. | 4 | |||||
Раздел IV. Создание презентаций в среде Microsoft Power Point 2007. | 6 | 1 | 5 | 4 | ||
Графический интерфейс Microsoft Power Point 2007. Практическая работа № 9 «Создание мультимедийной презентаций в Microsoft Power Point 2007». | Мультимедиа технологии. Разработка и создание презентации. Рисунки и графические примитивы на слайдах. Выбор дизайна презентации. Редактирование и сортировка слайдов. Интерактивная презентация. Выполнение работы по созданию презентации в Microsoft Power Point 2007: создание проекта «Мой магазин». | 1 | 1 | 3 | ||
Практическая работа № 9 «Создание мультимедийной презентаций в Microsoft Power Point 2007» (продолжение). | Выполнение работы по созданию презентации в Microsoft Power Point 2007: создание проекта «Мой магазин» (продолжение). | 4 | 3 | |||
Самостоятельная работа: Подготовить мультимедийную презентацию по теме «Я и моя профессия». | 4 | 4 | ||||
Раздел V. Телекоммуникационные технологии. | 8 | 4 | 4 | 2 | ||
Электронный офис. Подключение, настройка и обмен данными в локальной сети. | Классификация компьютерных сетей. Взаимодействие компьютеров в сети. Сетевые топологии и способы доступа к среде передачи данных. Базовые сетевые топологии. Доступ к среде передачи. Кабельные соединения. Беспроводные сети. Налаживание взаимодействия между компьютерами: настройка IP-адресации и маршрутизации. Налаживание работы в сети: сетевые службы, клиенты, ресурсы. Защита при работе в сети. | 2 | 2 | |||
Практическая работа № 10 «Подключение, настройка и обмен данными в обозревателе Internet Explorer». | Выполнение работы по подключению сети к Интернету. Работа в сети: подключение на сетевом уровне, доменная система имен в Интернете, всемирная паутина. | 2 | 3 | |||
Практическая работа № 11 «Настройка и использование почтовой программы Outlook Express». | Выполнение работы по настройке и использования почтовой программы Outlook Express: создание и отправка сообщений, просмотр почтовых папок и сообщений, использование подписи и визитной карточки, форматирование сообщения, отправка отчета на сообщение. | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа: Подготовиться к контрольной работе по данному курсу. | 2 | |||||
Контрольная работа. | 2 |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности.
Оборудование кабинета информатики:
- посадочные места обучающихся;
- компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
- аудиторная мультимедийная доска для письма;
- вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- аудиторная мультимедийная доска для письма;
- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- принтер цветной струйный;
- принтер черно-белый лазерный;
- сервер;
- блок питания;
- источник бесперебойного питания;
- наушники с микрофоном;
- видеокамера;
- сканер;
- колонки.
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- инструкции по эксплуатации компьютерной техники:
- журнал по технике безопасности.
Программное обеспечение:
- текстовый редактор-конвертор Hieroglyph для перевода текстов из одной кодировки кириллицы в другую;
- текстовый редактор StarOffice Writer;
- программы для тестирования параметров соединения с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent, Modemgph;
- интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, Интернет-утилита NetSonic, ускоряющая загрузку Web-страниц;
- менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip;
- программа русификации приложений ICQ, мультимедиа-проигрователи RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox;
- звуковой редактор Cool Edit 2000;
- мульмедийных презентаций StarOffice Impress;
- проигрователь презентаций StarOffice Player;
- программы перевода единиц измерения Versaverter и Advanced Converter;
- калькуляторы Wise Calculator, NumLock Calculator (для произведения вычислений в различных системах счисления).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Сапков В.В. Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2007
Киселев С.В., Киселев И.Л. Современные офисные технологии: Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.: цв.ил.
Дополнительные источники:
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2004.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.
Интернет-ресурсы:
- http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
- edu - "Российское образование" Федеральный портал
- edu.ru - ресурсы портала для общего образования
- school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
- ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
- fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
- allbest - "Союз образовательных сайтов"
- fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
- ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
- obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
- mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
- rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
- edunews - "Все для поступающих"
- window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- Портал "ВСЕОБУЧ"
- newseducation.ru - "Большая перемена"
- vipschool.ru СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр - школа имени А.Н. Колмогорова.
- rgsu.net - Российский Государственный Социальный Университет.
Мультимедиа презентации:
- Аппаратное обеспечение ПК.
- Операционные системы.
- Прикладное программное обеспечение:
- Текстовые редакторы
- Табличные редакторы
- Редактор презентаций
- Компьютерные сети.
- Интернет.
- Электронная почта.
- Сервисы Интернет.
- Поиск информации в Интернет.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
В конце изучения данной дисциплины проводится контрольная работа в форме тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
| Текущий контроль в форме: - защиты практических работ; - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции. Комбинированный контроль: аудиторная практическая работа (практикумы), поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации. Индивидуальный контроль: проектная (исследовательская работа). |
Знания: | |
| Текущий контроль в форме: - отчёты по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции. Взаимоконтроль по контрольным вопросам темы. Комбинированный контроль: тестирование, устный опрос, фронтальный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем). Групповая: заслушивание докладов. Итоговый контроль: контрольная работа в форме тестирования. |