Конспект межгруппового занятия по правилам дорожного движения с умственно отсталыми детьми (средний школьный возраст)

Водяницкая Светлана Давыдовна

Данный конспект имеет своей целью формирование основ безопасного поведения на улице у детей с умственной отсталостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchie_pravila_perehoda_ulic_i_dorog.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение

Детский дом-интернат

«Южное Бутово»

Конспект межгруппового занятия

по правилам дорожного движения

с умственно отсталыми детьми

(средний школьный возраст)

Разработала сценарий воспитатель

Водяницкая Светлана Давыдовна

Москва 2013


Тема: Основные правила поведения детей на улице и дороге.

Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором.

Цель: формирование основ безопасного поведения на улице.

Задачи:

Образовательные

  1. Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице;
  2. Через игру продолжать учить различать дорожные знаки;
  3. Закрепить с детьми знания правил дорожного движения, знать назначение и сигналы светофора;

Коррекционно-развивающие

  1. Доставить детям радость через эмоционально-окрашенное проведение занятия: развлечение;
  2. Развивать навыки связной речи в процессе выполнения игровых заданий, развивать внимание, память, сообразительность;
  3. Умение выслушивать собеседника, последовательно, четко высказывать свои мысли, давать полные ответы на вопросы;

Воспитательные

  1. Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения;
  2. Воспитывать умение действовать в коллективе;
  3. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, желание придти на помощь героям, попавшим в беду;
  4. Воспитывать культуру общения

Наглядно-дидактический материал

  1. Презентация с видеосюжетами (оживлённая городская улица, ДТП по вине детей, регулировщик на перекрёстке);
  2. Ноутбук

Оборудование

  1. Макет автобуса,
  2. Дорожные знаки на стойках,
  3. Модель действующего светофора;
  4. Фон (макеты домов, деревьев, знак «Въезд запрещён»);
  5. Пешеходный переход-зебра изображен в центре сцены на полу;
  6. Костюмы (регулировщик, Петрушка, Буратино, Ёж, Кот, Петух, Заяц, Лиса, Пёс, Светофорчик)


Ведущий: Здравствуйте. Дети, мы живем в большом, красивом городе с зелеными широкими улицами и проспектами. По ним движутся много легковых и грузовых машин, едут троллейбусы и автобусы и никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие строгие правила для водителей и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила безопасного дорожного движения. ( Показывает книгу). Сегодня мы с вами вспомним и закрепим правила поведения на улицах и дорогах.

Отгадайте загадки и вы догадаетесь, о чем мы будем с вами говорить.

То моргнет он красным глазом,

то зеленым он моргнет,

станет всем понятно сразу,

тем, кто едет и идет,

что за чудо, что за он

с разными глазами?

Это чудо     (светофор), догадались сами?

Очень нужен он в пути,

Где дорогу перейти?

Он расскажет «что» и «как»,

Звать его -      (дорожный знак).

Молодцы, всё отгадали! Будем говорить о том, что светофор и дорожные знаки помогут нам переходить улицу.

Звучит музыка

Ведущий:Ой, как здорово, к нам пришёл Светофорчик!

Действующие лица: Светофорчик, Ёж, Заяц, Петух, Лиса, Буратино, Петрушка, Пёс, кот Мурзик.

Ход спектакля.

Светофорчик: Здравствуйте, дети! Меня зовут Светофорчик. Сегодня я буду учить Ёжика, Лису, Зайца, Петуха и Буратино правилам дорожного движения. Ребята, они ещё не приходили?

Дети: Нет!

Светофорчик: Вот и Ёжик появился. Здравствуй, Ёжик!

Ёж: Здравствуй, Светофорчик!

Бежит Лиса

Лиса: Я не опоздала? Здравствуйте.

Все: Здравствуй, Лисонька!

Появляются Петух и Заяц

Петух и Заяц (хором): Здравствуйте!

Все: Здравствуйте!

Светофорчик: Все собрались?

Ёж: Братцы, а где же Буратино?

Все персонажи повторяют этот вопрос, обращаясь друг к другу.

Ёж уходит, затем возвращается на автобусе.

Ёж: Садитесь скорей, мы поедем и обязательно его найдём!

Все, кроме Светофорчика, садятся в автобус. Зажигается зелёный свет.

Светофорчик: Ехать можно, путь открыт!

Все (едут и поют):

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Ёж: Мы едем, Буратино.

Лиса: И мы его найдём.

Все (хором): И правила движения все вместе разберём!

Заяц: Я кого-то вижу!

Лиса: Это, кажется, кот Мурзик переходит улицу.

Ёж: Стой! Не смей переходить – красный свет впереди!

Лиса: Беги, беги скорей, успеешь, мы ещё далеко!

Петух: Ку-ка-ре-ку, скорей!

Заяц: Постой, не беги!

Автобус с шумом тормозит. Кот Мурзик, мяукая, убегает.

Светофорчик: Ребята! Можно было перебегать улицу или нет? Почему нельзя?

Дети: Горел красный свет!

Ёж: Правильно, ребята.

Зажигается зелёный свет, автобус продолжает движение.

Все (поют):

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Петух: Ку-ка-ре-ку!

Появляется Шарик. Он мчится за мячом, подбрасывает мяч.

Шарик:

Мне машина нипочём!

Буду здесь играть с мячом!

Пинает мяч, тот попадает под машину, с шумом лопается.

Шарик: Ой, бедный мой мячик, что с ним стало?

Ёж: Скажи спасибо, что с тобой ничего похожего не произошло.

Светофорчик: Ребята, помните: играть на проезжей части улицы нельзя. Это очень опасно!

Загорается зелёный свет, автобус уезжает под песню «Весёлые путешественники». (муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова), появляется Буратино.

Буратино: Странно, где же все?

Едет автомобиль

Буратино: Пойду я следом за машиной по дороге и найду их.

Выезжает автобус и чуть не сбивает его. Светофор мигает всеми глазами по очереди.

Светофорчик: Как тебе не стыдно, Буратино, ты разве не знаешь, что по проезжей части дороги ходить нельзя?

Заяц: Буратино, тебе не больно?

Петух: Нехорошо, нехорошо!

Ёж: Вечно с тобой что-то случается.

Лиса: Нельзя быть таким глупым.

Светофорчик: Я думаю, Буратино всё понял.

Буратино: Я, конечно, виноват и обязательно выучу правила дорожного движения.

Ведущий: А я тебе помогу! Слушайте внимательно. У светофора три глаза. Верхний – красный, под ним – жёлтый и внизу – зелёный. Стоит он на улицах и перекрёстках, открывает и закрывает поочерёдно глаза. И дорогой управляет. Красный свет – перехода нет. Жёлтый – подожди, посмотри, какой зажжётся сигнал, а зелёный – смело переходи улицу. Запомнили?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ведущий: А сейчас мы поиграем в игру.

Игра «Красный, жёлтый, зелёный»

Ведущий: Послушайте правила игры: на зелёный свет вы встаёте и шагаете на месте, на жёлтый – хлопаете в ладоши, на красный – стоите смирно. (проигрывается 3-4 раза).

Все: Мы всё поняли.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движения

Выполнять без возражения!

Светофорчик: Я рад, что вы всё поняли, до свидания!

Выбегает запыхавшийся Петрушка.

Петрушка: Здесь собрались ребята из детского дома «Южное Бутово»?

Дети: Здесь.

Петрушка: Я, ребята, к вам сегодня

Так спешил и так бежал!

Попрошу я извиненья,

Что немного опоздал.

Мне, Петрушке, очень надо

Вам загадки загадать,

Потому, что вы, ребята,

Должны правила все знать.

Петрушка: Будьте внимательны, я буду задавать вам вопросы, а вы должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!»

А если вы не согласны, то все молчите.

  1. Кто из вас идет вперёд только там, где переход?
  2. Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
  3. Знает кто, что свет зелёный означает: путь открыт?
  4. Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
  5. Знает кто, что красный свет – это значит – хода нет?

Петрушка: А загадки отгадывать умеете?

Там, где есть машин поток,

Дорожных знаков много,

Постовой свистит в свисток,

Значит там ……(дорога).

Напомни ротозею строго:

«Стоп! Здесь проезжая дорога!»

Кто так на улице резвится,

Тот окажется в ……..(больнице)

Посмотри – силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Многотонный грузовик……..(полицейский-регулировщик, постовой)

Петрушка: Правильно, ребята! Смотрите, к вам в гости идёт полицейский-регулировщик. Ну а мне пора бежать! До свидания!      (уходит)

РЕФЛЕКСИЯ

Полицейский-регулировщик: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я – полицейский-регулировщик или постовой. Моя задача – строго следить, чтобы пешеходы выполняли указания дорожных знаков и правила перехода улиц.

А вы знаете эти правила? Сейчас я строго проверю! Ответьте на мои вопросы:

  1. Где можно переходить улицу?
  2. Где нельзя играть?
  3. На какой свет можно переходить улицу?
  4. Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

Полицейский-регулировщик: Молодцы! А дорожные знаки вы знаете? Вот сейчас я проверю! (показывает знак и читает загадку)

1. По полоскам черно-белым

Пешеход шагает смело

Кто из вас, ребята, знает

Знак о чем предупреждает?

Дай машине тихий ход –

Дети: Пешеходный переход

2. Под дорогою нора

Кто быстрее всех смекнет

Почему под ней с утра

Ходят люди взад-вперед?

Дети: Подземный переход

3. Ездят здесь одни машины

Грозно их мелькают шины

У тебя велосипед?

Значит стоп! Дроги нет!

Дети: Движение на велосипедах запрещено

4. В белом треугольнике

С окоемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно

Этот знак дорожный

Знают все на свете

Будьте осторожны,

На дороге –

Дети: Дети

Полицейский-регулировщик: А где обычно ставят такие знаки?              (Около школ, детских садов, стадионов)

Машины мчат во весь опор,

И вдруг на встречу знак:

Изображён на нём забор…

И что это за знак?       (железнодорожный переезд)

Полицейский-регулировщик: На все мои вопросы вы ответили правильно. Помните, ребята, что игры на улице в любой момент могут обернуться бедой. Всегда выполняйте правила дорожного движения!

Дети едут на автобусе и поют (песня «Весёлые путешественники» муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова):

Мы ехали, мы пели,

И с песенкой смешной

Все вместе, как сумели,

Приехали домой!

Нам солнышко светило,

Нам ветер напевал,

В пути не скучно было,

И каждый напевал:

Тра-та-та, тра-та-та,

Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку, петьку – забияку,

Обезьяну, попугая-

Вот компания какая!

Вот компания какая!

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Все наши путешественники приехали домой, потому что они знают и выполняют правила движения.

Водитель автобуса:

На улице будьте внимательны, дети!

Твёрдо запомните правила эти.

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.


Список литературы

  1. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.
  2. Правила дорожного движения Российской Федерации. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями. 2013 г. (раздел 4. Обязанности пешеходов, раздел 6. Сигналы светофора и регулировщика)
  3. Семенюк В. И., Владимиров Н. В. Изучение Правил дорожного движения: Книга для учителя. – 2-ое изд., перераб. и доп. – Мн.: Народная асвета, 1986. – 88 с.
  4. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Три сигнала светофора: Дидакт. игры, сценарии вечеров досуга: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Сост. Т. Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 2009.

 ОО

О      то