педагоический материал

Булдина Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Тема: Многодетные дети

Содержание

        Введение

  1. Особенности развития многодетной семьи.
  1. Проблемы детей в многодетных семьях.
  1. Прожиточный минимум для многодетных семей.

                  1.1.3.Образование и здравоохранение.

        1.1.5.Взаимоотношения детей и их родителей.

1.1.6 Отдых и досуг детей.

  1. Отношение к детям в обществе.

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ.

        По оценкам специалистов развитие ребенка во многом предопределяют первые три – пять лет его жизни. Наиболее благоприятные условия для его воспитания в эти годы могут создать родители и семья в целом. Она формирует отношение человека к жизни, к людям, к трудовой деятельности, закладывает основы трудовых навыков, передает детям социальный, культурный, нравственный опыт. Семья обеспечивает преемственность духовной культуры. Именно в семье большинство детей узнает, что, значит, быть отцом, матерью, как складываются семейные отношения.

Семья подготавливает человека к жизни. Она выступает для ребенка первым и самым глубоким источником социальных идеалов и основой гражданского поведения. Именно здесь он впервые «видит» мир, пытается его осознать и понять. Это делает семью важнейшим инструментом социализации ребенка - « семья закладывает фундамент личности ».

Семья – это живой организм, который систематически претерпевает изменения.

Существенно меняются и функции семьи. Они связаны, прежде всего, с изменением ее экономической роли. Переход к рынку привел к тому, что семья все более  должна рассчитывать на свои собственные силы, она становится более независимой. Члены семьи становятся в меньшей степени зависимыми от своей семьи. Сокращаются и масштабы посреднической деятельности семьи во взаимоотношениях  « человек -  общество», каждый член семьи фактически напрямую связан с обществом.


1. Особенности развития многодетной семьи.

          Каждая семья с детьми имеет свои присущие только ей характеристики, особенности становления и развития. Однако между ними много общего, поэтому можно рассматривать положение детей на примере многодетной семьи, где они обострены до предела.

Рассматривая проблемы многодетных семей, необходимо отметить несколько принципиальных моментов.

Во – первых: положение многодетной семьи неодинаково как в различных регионах страны, так и для города и деревни. Имеется существенная специфика, характерная для территорий с высокой и низкой рождаемостью. Действенная помощь многодетной семье может быть оказана только с учетом местных особенностей, возможностей, пожеланий, мнений и обычаев местного населения.

Во – вторых, многодетные семьи очень разнородны. Можно выделить следующие типы:

a. семьи сознательного родительства. Многодетные семьи, в которых родители любят детей и хотели их иметь. В данном случае дети – одна из основных жизненных ценностей и родители делают все, чтобы их детям хорошо жилось;

б. семьи социально оправданного родительства. Это семьи, которые не планировали большое количество детей. Третьи, четвертые и последующие дети в таких семьях могли появиться в силу каких – либо внешних обстоятельств. Это может быть, например, рождение двойни или тройни, боязнь прервать беременность врачебный запрет по состоянию здоровья на аборт и тому подобное. Многодетность возникает также в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже был ребенок или несколько детей.

В  семьи социально неправильного родительства. Многодетные семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь являются лишь средством для получения разного рода благ. Родители в таких семьях могут «завести » еще одного ребенка для того, чтобы иметь право на получение квартиры вне очереди, а если они живут на селе, то и на строительство дома. Или родители рожают детей, считая, что на этом их миссия выполнена, не задумываясь, а может быть и, не понимая, что ребенка надо не только родить, но вырастить и воспитать. Хотя чему такие родители могут научить своих детей? В этих семьях родители как бы переходят на содержание к своим детям, живут на их пособия, а деньги подчас растрачивают так, что детям практически ничего не остается. Часто это асоциальные семьи, где родители сами не работают.

 


1.1 Проблемы детей в многодетных семьях.

Многодетные семьи имеют множество проблем. Одна из главных – это материальная. С рождением каждого ребенка доход резко сокращается, а расходы на содержание детей растут во много раз быстрее, чем семейный бюджет.

Многочисленные исследования показывают самую тесную корреляционную связь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящимися на каждого члена семьи, степень их обеднения. В семьях, состоящих из шести и более человек среднедушевой совокупный доход в 2,2 – 2,8 раз ниже, чем в семьях, состоящих из двух человек и в 1,8 – 2,1 раза меньше, чем в семьях, состоящих из трех человек. Можно сказать, что рождение в семье уже третьего ребенка в подавляющем большинстве приводит к мало обеспеченности, а в современных условиях и к нищете.

Данные выборочного обследования, проведенного ИСЭПН  РАН летом 1992 года показывают, что ни одна семья с четырьмя и более детьми не может быть высокообеспеченной: 69% из них – малообеспеченные, а 31% - среднеобеспеченные.

В особенно неблагоприятном материальном положении находятся многодетные молодые семьи: среди них доля малообеспеченных с доходом на уровне или ниже прожиточного и даже физиологического минимума в 2 – 3 раза выше, чем в среднем по всем семьям. Уровень потребления высококалорийных и витаминизированных продуктов в этих семьях значительно ниже. Они потребляют мяса и мясопродуктов почти в три раза, овощей и бахчевых в 12,6 раза, фруктов и ягод  почти в 2 раза меньше. В то же время хлебопродуктов в 1,2 раза больше, чем в среднем.

Особенно ухудшилось положение многодетных семей с переходом к рынку. Сейчас бедняки, а многодетные семьи в основном относятся к этой группе, находятся на грани недоедания. Повышение цен, недостаток продуктов питания привел к тому, что калорийность их суточного рациона снизилась почти на 20% - с 2600 до 2100 килокалорий в сутки. Этого недостаточно даже для 11 – летнего ребенка. Существенно ухудшилась структура питания.

Продовольственный набор, на котором сейчас живут в России примерно 40 млн. человек, имеет дефицит белков в рационе 25%, витамина С – 50%, витаминов группы В –20-30% , А – 30%.Прожиточный минимум, рассчитанный в 1992 году предусматривает потребление в год мяса и мясопродуктов – 27кг, хлеба и хлебопродуктов – 131 кг. Это практически не отличается от рациона рабочих и служащих промышленности в 1940 году, которые потребляли мяса и мясо продуктов – 23 кг, хлеба и хлебопродуктов – 190 кг. В 1992 году среднегодовое потребление мяса снизилось на 9 кг, молока и молокопродуктов на 48 литров, яиц - на 26 штук.

        В результате несбалансированного питания, уменьшения в рационе доли белков, жиров, углеводов увеличивается заболеваемость малокровием. Например, у беременных женщин этот показатель за 1987 – 1991 гг. вырос 2,5 раза. Возрастает число детей с неправильным физическим развитием. На такой диете человек, по мнению медиков, может прожить 2 – 3 года, а дальше начинается истощение, затем – деградация: сначала физическая, а впоследствии и умственная. Особенно тяжело это сказывается на детях, организм которых растет и, следовательно, требует усиленного питания. В наиболее тяжелом положении оказались дети в домах ребенка, интернатах.

        Основная масса семей лишена возможности покупать свежие и качественные продукты на рынке. Поданным опроса, проведенного среди москвичей в декабре 1992 года 95% населения никогда или редко покупают продукты на рынке, лишь5% - часто, в коммерческих магазинах – соответственно 95% и 4%.

        По данным опроса 4 тыс. семей, проведенного ИСЭПН РАН летом 1992г. в Петрозаводске, Астрахани, Самарской области, Удмуртии и Ханты – Мансийском автономном округе лишь 21,3% многодетных семей отметили, что их дети питаются нормально. В неполной многодетной семье эта цифра почти в 5 раз меньше и составляет 4,2% (табл.1.). Дети сыты, но не получают фрукты и сладости соответственно в 67,7% и 58,3% семей. Плохо питается и недоедает 11% детей из многодетной семьи и 37,5% - из неполной. Для сравнения: по всей выборочной совокупности эти цифры составляют, соответственно: 34% - питается нормально, 58% - сыты, но не получают фрукты и сладости, 8% -недоедают.

        Отрицательно складывается отсутствие полноценного питания и систематическое недоедание на новорожденном ребенке. Он «садится на годовой паек» уже в утробе матери. По данным органов здравоохранения, резко возросло число новорожденных с недостаточным весом. Это ослабленные дети, чей организм не способен бороться против инфекции. Следствием голодания детей является их возрастающая заболеваемость и смертность. В январе 1992г. смертность детей до одного года была на 9% выше, чем в январе 1991г. В 1993г. детская смертность в России составила 20,0 промилле. Недоедание сказывается и на интеллектуальном развитии ребенка.

Таблица 1.

Оценка родителями качества питания детей в зависимости от демографического типа семьи (%)

Оценка качества питания детей

демографический тип семьи

Семьи с 1-2 детьми

Семьи с 3 и более детьми

Неполные семьи с 1-2 детьми

Неполные семьи с 3 и более детьми

Всего по выборочной совокупности

Дети недоедают


4,5


11,0


9,2


37,5


8,0

Дети сыты, но не получают фрукты и сладости



53,1



67,7



57,7



58,3



58,0

Дети питаются нормально


42,4


21,3


32,7


4,2


34,0

        Не менее актуальной проблемой для многодетных семей является одежда. При современном уровне цен и доходов населения одеть трех и более детей чрезвычайно сложно. Данные обследования, проведенного ВЦИОМ в конце 1992 года свидетельствуют, что в семьях с тремя и более детьми, где потребность в одежде, обуви особенно высока, 72% респондентов отметили, что они не смогли вообще ничего приобрести из одежды и обуви, и всего 9% сообщили о покупке таких товаров впрок. Поэтому очень часто в многодетных семьях младшие дети практически никогда не носят новых вещей, так, как вынуждены, донашивать вещи старших братьев и сестер, или вещи, которые им отдали родственники и знакомые. Очень часто, будучи не в силах одеть, прокормить и поставить на ноги своих детей, родители (обычно одна мать) вынуждены оставлять детей в роддомах, отдавать их в детские дома. Причем число таких случаев растет.


1.1.2.   Прожиточный минимум для многодетных семей.

Динамика заработной платы и пособий на детей не успевают за ростом цен. Так, если  денежные доходы населения в мае 1993 г. по сравнению с декабрем1992 г. выросли в 2,1 раза, то индекс цен на продовольственные товары вырос в 2,8 раза, на непродовольственные товары – в 2,3 раза, а на услуги населению – в 7 раз.

Что же касается помощи детям, то субсидии государства в еще меньшей степени компенсируют затраты родителей. В январе 1993года прожиточный минимум, для новорожденного не считая первоочередных расходов на коляску, кроватку, определялся суммой около 17 тыс. рублей. Стоимость родов стоило еще 30 тыс. рублей (в Москве  - под шестьдесят). Государственное же пособие новорожденному составляло: единовременное – 6750 рублей, ежемесячные – до 1250 рублей. То же касается

компенсации пособий, выплачиваемых на одежду для ребенка в связи с повышением цен. Существующие пособия на детей распределяются согласно наших старых уравнительных принципов, а следствием этого является, что и для богатых, и для бедных эти прибавления к семейному бюджету ничего не меняют. По результатам обследования, проводимого ИСЭПИ РАН, в среднем доля пособий в совокупном денежном доходе семей составляет 13%. Однако она  дифференцирована по семьям с разным достатком: от 18%в малообеспеченных семьях, до 4% -  в высокообеспеченных.                


    Расчеты бюджета для средней семьи, состоящей из шести человек: отца, матери, дочерей 2,5 лет, 5 и 9 лет и сына 13 лет, где отец – рабочий промышленного предприятия и получал  среднюю заработную плату  в марте 1993 года 27 тыс. рублей, а мать – воспитывала детей и работала надомницей с окладом 10 тыс. рублей показали, что общий доход семьи в месяц, включающий как заработок родителей, так и пособия на детей, компенсации в связи с повышением цен на товары для детей и целевые суммы на приобретение детской одежды, составлял 30,9 тыс. рублей. Однако, прожиточный минимум (в ценах марта) для трудоспособного человека – 9,2 тыс. рублей, для детей (до 15 лет) – 7,8 тыс. рублей, т. е. семье из шести человек требовалось 49,6 тыс. рублей. Дефицит составлял 8,5 тыс. рублей ежемесячно, даже при расчете на минимум.                                                                          

С 1 января 1994 года введено новое единое ежемесячное пособие на детей, которое почти в три раза превышает существовавшие ранее. Однако соотношение прироста суммы пособий и прироста цен практически не изменилось. Доля пособий на детей в общем доходе семьи по-прежнему очень незначительна и они мало что могут изменить или как- то решить финансовые проблемы семьи.

Для помощи многодетным семьям шире должны использоваться местные источники финансирования, и в первую очередь местные бюджеты, а также целевые средства, предоставляемые из госбюджета в распоряжение местных органов власти. Средства для оказания помощи многодетным семьям могут выделять также предприятия.

Для получения необходимых средств целесообразно использовать спонсоров, различные благотворительные фонды, например, созданные по типу знаменитого фонда Г. Майнера, основной принцип которого « просить у многих немного». В современных условиях данный вариант был бы наиболее надежным источником помощи.        

Направления можно разделить на три группы: помощь денежная, натуральная и льготы в области жилья. Денежная помощь включает доплаты к пособиям, единовременные выплаты (при рождении ребенка, при его поступлении в школу). Натуральная помощь заключается в предоставлении бесплатных завтраков, обедов, продовольственных и вещевых наборов, организацию специальных магазинов с особым ассортиментом товаров. Льготы в области жилья предполагают  дополнительные скидки при его оплате, оказание всевозможных видов поддержки в личном строительстве.

1.1.3.Образование и здравоохранение.

Большинство проблем многодетной семьи являются производными, вытекающими именно из их тяжелого материального положения. Это касается в первую очередь, проблем здоровья. В многодетных семьях  дети значительно чаще, по сравнению с детьми из других семей болеют. В этих семьях, во-первых, значительно меньше материальных средств для ухода за детьми (имеется в виду не только питание, но и затраты на отдых, лекарство). Во-вторых, в многодетных семьях дети находятся в худших жилищных условиях. Скученность приводит к тому, что если заболеет один ребенок, то он заражает другого.

        Многодетные семьи сталкиваются и с проблемами образования. Здесь меньше условий для учебы, а, следовательно, и возможностей стать более образованным. В большинстве случаев это не связано с умственными способностями детей. Низкие доходы являются основной причиной, предопределяющей неравенство в развитии детей. В значительной степени все зависит от того, в какой семье рос ребенок. Если с ним с раннего детства занимались родители, а в последующем – учителя, репетиторы, если он мог посещать различные кружки и секции, ему были предоставлены возможности интересных поездок, общений, то он окажется более развитым и способным. А если он не видел дома ничего, кроме бедности и нищеты, измотанных или пьяных родителей, то он и в самом деле будет менее развит. В большинстве многодетных семей дети, именно в силу их причин, принадлежат к категории так называемых «запущенных». А в результате они оказываются неподготовленными к поступлению в специализированные, а в ряде случаев и обычные общие образовательные школы. Они хуже учатся, не приучены к систематическим занятиям, чтению книг. Это не будет способствовать дальнейшим жизненным успехам таких детей. У них значительно меньше возможностей и шансов к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения, во-первых, потому, что нет соответствующей подготовки, а, во-вторых, в связи с платностью обучения, которая не под силу их родителям.

        Часто дети из многодетных семей, чтобы помочь семье, а в ряде случаев, чтобы уйти из семьи, идут работать уже после 9 класса. Они вынуждены это делать даже имея способности и желание продолжать обучение. Именно эти семьи являются основными поставщиками детей асоциального поведения.

1.1.4.Проблема жилья для многодетной семьи.

Важная проблема для многодетной семьи – жилье. Особенно это сказывается на молодых многодетных семьях, которые часто вынуждены арендовать жилье. Однако даже наличие собственного жилья не снимает жилищных проблем молодой семьи. Материалы выборочного обследования молодых семей показали, что более чем у 62% молодых семей размер жилой площади приходящейся на человека не превышал 8 кв. м, в то время как среди всей семьи в таких условиях проживало менее 38%.

        В республике практически не строят специальные квартиры для многодетных. Например, в начале 70 –х годов доля жилищ, состоящих из 4-х и более комнат в общем, жилом городском фонде составляла в Великобритании – 86%, в США – 82%. По данным обследования, проведенного в Москве в 1980 году доля квартир из четырех и более комнат в структуре жилого фонда типовых домов, построенных в городе в 1961 – 1978 гг. составляла лишь 1,2% . Положение мало изменилось и в последующие годы. В основном , по прежнему строят 2 – 3-х комнатные квартиры. Так в 1990г. они составляли 75% от общего числа квартир построенных за счет государственных капитальных вложений, доля квартир с четырьмя и более комнатами составляла по 5%  (таблица 2).

Отсутствие соответствующего жилья приводит к тому, что многодетным семьям обычно предоставляют две квартиры на этаже. В лучшем случае это будут смежные квартиры, которые можно соединить. Однако часть многодетных семей не имеет даже этого и вынуждены проживать в стесненных условиях. Так, если в среднем на одного члена семьи в России приходится 7,4 кв.м. в семьях, не имеющих детей – 8,6 кв. м. то в семьях с тремя детьми 6,5 кв.м., с четырьмя – 5,6 кв. м, а в пятью и более – 5,2 кв.м.

Таблица 2

Число квартир, построенных за счет государственных капитальных вложений и средств жилищно-строительных кооперативов.

1980

1985

1990

1991

1992

За счет государственных  капитальных  вложений

Число квартир, тыс.


1005


921


852


658


501

Виды квартир в % от общего ввода.


однокомнатные

18

20

20

20

20

Двухкомнатные

42

39

34

34

34

Трехкомнатные

36

37

41

41

40

Черырехкомнатные и более

4

4

5

5

6

За счет средств жилищно-строительных кооперативов.

Число квартир, тыс.

52

82

52

42

37

Виды квартир в % от общего ввода.

однокомнатные

21

21

22

21

24

Двухкомнатные

45

44

38

39

38

Трехкомнатные

31

32

35

36

35

Черырехкомнатные и более

3

3

5

4

3

        Достаточно остро для многодетных семей стоит проблема наличия у детей специального места для игр и занятий. Это обусловлено тем, что семьи, как правило, получают квартиру один раз, и размеры предоставляемого жилья не предусматривают роста семьи   (таблица 3). Поэтому удовлетворено своими жилищными условиями лишь 19% молодых семей, более половины (52%) не удовлетворены, остальные – не совсем удовлетворены.

Таблица 3.

Наличие в семьях детских комнат или детских уголков (% семей)

Число детей в семье.

Семьи, имеющие детскую комнату.

Семьи, имеющие детский уголок.

Семьи, где нет специального места для игр и занятий.

1

43,3

20,1

36,6

2

52,1

13,1

34,4

3

45,8

11,0

43,2

4 и более

37,5

8,9

55,4

        В наилучших условиях находятся многодетные семьи, проживающие в сельской местности, где есть возможность приобрести собственный дом. Но в современных условиях это уже стало не под силу таким семьям. Сегодня, в связи с либерализацией цен семьи, которые не успели построить или даже достроить свои дома, вынуждены отказываться от них из-за отсутствия средств. Местный бюджет тоже очень ограничен, не приходится рассчитывать и на помощь общественности или предприятий, где работают родители.

        Жилищные условия оказывают влияние на развитие ребенка как непосредственно, так и опосредованно. Первое заключается в том, что если ребенок начинает овладевать собственным телом и осваивать жизненное пространство при стесненных жилищных условиях, он вынужден быть пассивным, а это нарушает процесс формирования его самосознания и индивидуальности. Опосредованное влияние заключается в том, что жизнь в ограниченных жилищных условиях потенциально более конфликтна: все члены семьи и, в первую очередь, дети подвержены эмоциональным влияниям и внушениям со стороны друг друга. Поэтому в стесненных жилищных условиях всякий семейный конфликт создает напряженную эмоциональную атмосферу, вызывающую в ребенке тревогу, психологический дискомфорт, что в свою очередь задерживает его гармоничное развитие.

Жилищные условия в значительной мере предопределяют здоровье ребенка. Статистика показывает, что существует большая связь между жилищными условиями и смертностью детей до 1 года жизни: 61% женщин, потерявших ребенка в этом возрасте в качестве одной из важнейших причин отметили плохие жилищные условия.


1.1.5.Взаимоотношения детей и их родителей.

Важной и очень сложной проблемой многодетной семьи является проблема взаимоотношений, включая взаимоотношения между детьми, детьми и родителями, прародителями. Многодетная семья в принципе обладает большими возможностями трудового, нравственного, эмоционального воспитания. Она воспитывает дружбу, чувство взаимной выручки, и поддержки. Большинство женщин (42% городских и 33% сельских) считает, что рождение третьего ребенка в семье дает возможность правильно их воспитывать, укрепляет брак (соответственно по 32%) . В то же время 39% городских и 31% сельских женщин ссылается на то, что рождение третьего ребенка отнимает у женщин часть свободного времени, материально ущемляет семью. Например, В.А. Борисов в своих исследованиях доказывает, что увеличение числа детей позитивно сказывается на развитии семьи, как группы единомышленников, и, напротив, отсутствие в семье детей или малодетность приводят иногда к развитию внесемейных интересов мужа и жены, к дестабилизации их брака. Статистика свидетельствует, что семья с несколькими детьми распадается намного реже, чем с одним ребенком. Отец в такой семье принимает более активное участие в ее жизни, в уходе за детьми и  в их  воспитании.

      Однако в последние годы появились новые тенденции. Данные статистики показывают, что наметилось определенное изменение системы ценностей и установок в этом вопросе. Дети уже не являются столь значительным препятствием при разводе, как ранее. Значение имеет не только их количество, сколько их возраст. Вероятность развода низка только в семьях, имеющих малолетних детей.

Многодетная семья имеет и обратную сторону, о которой обычно пишут не столь охотно, очевидно считая, что это не существенно. Дети в многодетной семье находятся под более жестким социальным контролем. За ними постоянно наблюдают и присматривают не только родители , но и их старшие братья и сестры Как следствие – дети в такой семье имеют меньше свободы в принятии решений, действиях, поведении как в семье,так и вне ее. В силу этого, они более скованы и закомплексованы. Но с другой стороны, эти дети, более контактны, общительны (при условии, что живут в хорошей дружной семье, в противном случае могут быть злобными и завистливыми). Кроме того, в многодетной семье дети находятся  не в равном положении. Очень часто на старших ложатся моральные и материальные трудности, необходимость помогать родителям по ведению домашнего хозяйства, а не редко и самим его вести, ухаживать за младшими, воспитывать их. Бывают случаи, а сейчас в связи с обеднением значительных масс населения это происходит все чаще, когда старшие дети после 9-11 класса вынуждены идти работать, чтобы помочь семье, даже если у них есть желание и способности продолжить учебу. Они так и останутся на всю жизнь малообученными, а не редко по причине этого – малообеспеченными, в отличие от младших братьев и сестер. Все это ухудшает взаимоотношения между старшими и младшими. Старшие вынуждены отказывать себе во многом и у них возникает чувство ограниченных возможностей, так как взрослые взвалили на них слишком много своих забот.

   Особую остроту в многодетной семье приобретают проблемы воспитания. Основная роль в этом как уже отмечалось, принадлежитсемье. Однако не каждая семья может дать своему ребенку необходимое воспитание. Так, в проведенном нами обследовании, посвещенном проблемам воспитания детей, мы спрашивали родителей о том «кто должен заниматься эстетическим, нравственным, языковым, половым воспитанием». Более 86% из них, отвечая на вопрос о языковом образовании, указали отца и мать. Можно предположить, что у этих родителей даже не возникло мысли, что речь идет об иностранном языке. Они это не поняли, так как не планируют этого для своих детей.            

Более 40% матерей с 3-4 детьми, а именно они в основном занимаются воспитанием детей, имеют лишь неполное среднее и общее среднее образование, в семьях же с пятью и более детьми, их доля возрастает до 60%.

Родители с низким уровнем общеобразовательной подготовки, как правило, замещают рабочие места малоквалифицированного труда, где оплата обычно низкая. Возможности для повышения квалификации и соответственно - заработной платы не имеется из-за низкойобщеобразовательнеой подготовки и пока еще высокого спроса на не квалифицированный труд. В результате возникает группа людей, круг социальных потребностей которых понижен. Их интересы и потребности ограничены, они удовлетворяют их узким набором товаров и услуг. Не редко эти люди кичатся своей бедностью. Для них характерно призрение к богатству и собственности, не желание трудится. Такие же установки получают и  их дети. Бедность, таким образом, как бы наследуется. А это означает, что ее преодоление в будущем будет связано не только с созданием изобилия продуктов и услуг. Главное заключается в формировании совершенно иных жизненных ценностей этих людей, на что уйдет много больше времени и будет сделать значительно труднее, чем просто их накормить и одеть.

Воспитание детей в многодетных семьях сталкивается и с такой трудностью, как загруженность матери. Конечно, это присуще всем семьям, но в многодетных – обострено особенно. По данным обследования, проведенного Институтом социологических исследований в московских семьях, только 10,8% из числа матерей не работает, 12,1% временно оставили работу (находятся в отпуске по уходу за ребенком), основная же масса женщин – 77% трудятся. Занятость женщин различается в зависимости от числа детей у них. Многие работающие многодетные матери заняты полный рабочий день: среди имеющих трех – четырех детей их доля составляет 46,7%, пять и более детей – 32,6%. Однако большинство предпочитает свободный режим.

На многодетных матерей ложится и основная тяжесть по ведению домашнего хозяйства. Эти затраты зависят от числа детей в  семье и их возраста: у матерей, имеющих грудного ребенка, они достигают 232 условных рабочих дня за год, у имеющих дошкольника – 163, школьника – 135, а у бездетных - 88

Внутрисемейное разделение обязанностей между супругами имеет традиционный характер, и сдвиги здесь происходят крайне медленно. Постоянно помогали жене, как показало исследование, в покупках 13,9% мужей, в уборке квартир – 21,3%, в приготовлении пищи – 9,3%, в стирке и глажении белья – 7,3%. Более 85% респондентов указали, что в семье ведением домашнего хозяйства чаще всего занимается жена и только в 6% случаев –муж. Эти исследования проводились в Латвии и Литве, но положение в России мало, чем отличается от описанной ситуации.

Обязанностью женщины являются и заботы по воспитанию детей и оказанию им помощи. Данные обследований, проведенных в Москве и Орловской области показывают, что 28% детей обращаются к матери, если им нужна помощь в выполнении домашних заданий, 25% - одинаково часто и к матери, и к отцу, к отцу обращается лишь 6% детей. Если детям необходимо рассказать о том, что их волнует, то 29% из них обращаются к матери, к отцу – лишь 1,5% детей. То же можно сказать и применительно к случаям, когда детям нужен практический совет, деньги требуется обсудить вопросы относительно их будущего, взаимоотношений с друзьями и др.

Приоритет матери в воспитании детей отмечается во всем мире. Однако в последнее время наметились некоторые изменения. В ряде стран, в частности в Норвегии, правительство применяет меры  мягкого« принуждения», чтобы поощрять отцов к большему участию в уходе за детьми и работе по дому. С 1993 г. они обязаны взять на себя по крайней мере четыре недели из оплачиваемого отпуска родителей по уходу за новорожденным. Иначе общая его продолжительность для семьи сокращается на эти четыре недели. Кроме того, отцы имеют право на двухнедельный неоплачиваемый отпуск сразу после рождения ребенка. Анализ, проведенный журналом «Женщины 1990-х годов» показывает, что 75% опрошенных мужчин согласны взять на себя одинаковую с женщинами ответственность за детей, но пока лишь 13% реализовали это на деле.

Сокращение семейных и бытовых нагрузок женщин, усилению их воспитательной роли могла бы способствовать передача части домашних работ сфере бытовых услуг. Однако в условиях тотального кризиса системы бытового обслуживания также находится в упадке. И раньше эта сфера находилась в загоне, а сегодня негативным образом сказываются снижение спроса, непомерный рост цен, обнищание населения. Многие услуги, которые способствовали бы решению трудоемких и отнимающих много времени и сил семейных проблем – присмотр за детьми, больными, уборка квартиры, покупка продуктов – практически вообще не предоставляются населению.

В последние годы и без того низкий уровень бытового обслуживания семей существенно сократился. Если в 1989 г. доля платных услуг в общем объеме потребления составляла 12,4% , то в 1992 году – лишь 6,9%, т. е. упала почти  вдвое. Основная причина этого – высокие цены, которые становятся не под силу многодетным семьям. Они все чаще  переходят на самообслуживание, отказываясь от услуг прачечных, ремонтных и швейных мастерских. Это ложится дополнительным бременем, прежде всего на женщину. Проблема бытовой нагрузки женщин обостряется и крайне низким уровнем обеспеченности семей бытовой техникой. Почти 90% женщин, по данным одного их опросов, устают от ведения домашнего хозяйства. В то время как для мужчин этот показатель составляет лишь 57%. При этом степень утомления женщин зависит от их семейного положения и числа детей.

Хозяйственные и бытовые заботы оставляют женщине мало времени для воспитания детей. Исследования показывают, что почти половина женщин в возрасте от 30 до 60 лет считают, что им следовало бы уделять больше внимания своим детям, когда они были маленькими. Однако это осознается в большей степени женщинами старших возрастов. Так, среди молодых женщин1/3 сожалеют о том, что не уделяют достаточного времени своим детям, а среди 30-тилетних - уже более половины. Проблема обостряется и том, что большинство родителей, особенно молодых, не имеют ни специальных знаний по воспитанию детей, ни каких-либо навыков. Отсутствие у родителей педагогических знаний наносит семейному воспитанию большой вред.

Перед родителями очень часто встают, казалось бы, простые вопросы, как должен питаться младенец, что ему полезно, а что нет; как быть с трехлетним, когда он обнаруживает, что взрослые не всесильны и что набор их наказаний скуден и ограничен; как быть с курящим 11-летним подростком; что такое выявление способностей, каких определять, где, и нужно ли вообще, это делать? Это вопросы, на которые у родителей нет однозначного ответа. Не всегда они могут использовать и опыт своих родителей. Опрос показывает, что большинство нынешних взрослых не удовлетворены тем как их воспитывали родители. По крайней мере, на вопрос: « Хотите ли Вы воспитывать своих детей так, как воспитывали Вас?» - респонденты, как правило, отвечали отрицательно. Чаще всего они пытаются решить возникающие у них воспитательные проблемы силами семьи, таких 20% среди опрошенных, обращаются за советом к своим родителям – 13%, к соседям, друзьям, сослуживцам по работе – 2%.

Нередко, будучи не в силах справиться с детьми разъяснениями, лаской или уговорами родители прибегают к телесным наказаниям. Ежегодно возбуждаются множество дел об истязании детей, лишении их еды, тепла. В 1/3 семей физические наказания используются «иногда». Молодые родители, как правило, ограничиваются легкими шлепками своих малышей.

Наказывая своего ребенка физически или морально, вымещая на нем свою злобу и раздражение, родители, по мнению сотрудника НИИ МВД Ю. Антоняна, воспитывают насильника, закладывают в нем психологическую предрасположенность к будущей жестокости. Любое самое мелкое и незначительное, по мнению взрослых, унижение, даже не связанное с физическим наказанием не забывается ребенком. «Можно сказать, что насилуют, чтобы отквитаться и самоутвердиться. Став взрослым этот человек насилует женщин и таким образом как бы сводит счеты со своей матерью. В его представлении женщина – грубая разрушительная сила, постоянно ему угрожающая. Причина такого воспитания женщины – деспотическое поведение его матери в детстве. Так данные обследований показывают, что 78% насильников находились в очень плохих отношениях с матерями. Психологический смысл нападения на детей также является способом уничтожения психотравмирующих переживаний. Убивая ребенка, преступник убивает свое собственное тяжелое и безрадостное детство». По существу, образ будущего преступника, насильника убийцы начинает формироваться примерно в 5-7 лет, - считает психиатр А. Бухановский. Таким образом, любое унижение, произведенное в мире, никуда не исчезает, а появляется через какое – либо время в неожиданном месте, в неожиданной форме и расплачиваться за это приходится родителям, а иногда и совершенно посторонним людям, не имеющим к этому никакого отношения.

 

1.1.6 Отдых и досуг детей.

     С большими трудностями в многодетной семье решается проблема отдыха детей, проведение каникул, досуга.

Индустрия детского и юношеского отдыха и досуга в условиях перехода к рынку ориентируется на платные услуги. Это сразу же сказывается на детях из семей с низкими доходами, в первую очередь – из многодетных семей. Средств для организации отдыха детей нет ни у родителей, ни у бюджетных организаций, ни у предприятий, где работают родители. Дети вынуждены оставаться в городе без полноценного отдыха. Дети, предоставленные сами себе, развлекаются в рамках своих представлений. Растет преступность среди детей. Наркомафия активно привлекает к своей деятельности праздношатающихся подростков. Возможность заработать деньги особенно привлекательна для детей из многодетных семей, живущих часто впроголодь, не имеющих карманных денег.

1.1.7.  Отношение к детям в обществе.

        Часто многодетным семьям приходится сталкиваться с такой проблемой, как изменение отношения к ним в обществе: они вызывают непонимание, а иногда и раздражение. И надо сказать откровенно, что в ряде случаев это имеет основание. Общеизвестно, что асоциальное поведение в большинстве случаев характерно для детей – выходцев из многодетных семей. То же касается и детей, попадабющих в детские спецприемники распределители, колонии для малолетних. Это в свою очередь сказывается и на мнении самих матерей о желаемом числе детей в семье. Если при рождении первого ребенка 48% женщин были уверены в том, что замужняя женщина должна иметь много детей, прирождении второго их число сокращается до 28%, то при рождении третьего ребенка так считают всего лишь 20%. Число матерей, уверенных, что надо иметь много детей сокращается более чем в 2 раза. Оценивая число детей в семье на основе собственного опыта, каждая третья женщина советовала бы иметь не более двух.

Заключение.

        Все сказанное свидетельствует о том, что очень часто в многодетных семьях имеется значительно меньше возможностей для развития детей, воспитания их образованными, культурными, здоровыми физически и нравственно, трудолюбивыми и доброжелательными. Очевидно, насколько важна помощь этим семьям со стороны государства и общества, представление им ряда льгот, особенно в сфере образования и медицинских услуг, а также оказание материальной поддержки. Принципиально важно предупредить появление в таких семьях иждивенческих настроений. Во всех случаях семья должна иметь социальные и трудовые условия для самообеспечения, достижения высокого уровня благосостояния и духовного развития, прежде всего – и главным образом – за счет собственных усилий.


Литература

  1. Проблемы супружеского благополучия. М., Прогресс. 1988
  2. Семейная политика в РСФСР. М., 1991
  3. Тенденция развития современной семьи. М., 1992
  4. Кон И.С. Ребенок и общество. М., Наука. 1988



Предварительный просмотр:

Содержание и формы проведения родительского собрания

Цель – оказание всемерной помощи своим воспитанникам в овладении знаниями;

- создание в классе микроклимата борьбы за качество учебы;

- участие в развитии познавательных интересов и познавательной деятельности учеников класса.

Задачи -  постоянное информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка;

- обучение родителей тому, как беречь помочь ребенку в учебе;

- привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.

Формы – родительские собрания;

- привлечение к участию в Днях открытых дверей;

-индивидуальная работа.

Содержание

Организация работы с родителями вызывает сложности у многих классных руководителей и связано это с целым рядом причин. Во-первых, данному направлению работы уделяется минимальное количество времени в учебных программах педагогических институтов. Во-вторых, многие учителя, становясь  классным руководителями, оказываются младше, чем родители ребят и в силу этого им бывает трудно наладить равноценное взаимодействие. Со временем данный «недостаток» проходит, но отношение к контактам с родителями остается прежний. И, наконец, в-третьих, именно в названой области деятельности учителя продолжают сохранять привычные представления стереотипы, старые приемы, способные вызвать лишь взаимное отчуждение лиц, в наибольшей степени влияющих на формирование развивающейся личности.

 Родитель в праве ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, непростого называния каких либо трудностей учебного или личного характера у ребенка (родитель часто сам их прекрасно видит), а обсуждение конкретных путей помощи ученику по их преодолению.    

Памятка классному руководителю к проведению родительского собрания.

  1. Не забывайте оповестить родителей о родительском собрание заранее, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся, что в случае если родители не могут присутствовать на собрание, чтобы они заранее передали записку. Явка родителей на собрание – знак уважения к школе, учителю.
  2. Если вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.
  3. Расскажите родителям о тех задачах, которые Вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах и целях школы.
  4. Посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.
  5.  Далее познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными, с конкретным планом работы на первую четверть. Договоритесь о помощи.
  6. Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа.
  7. Обязательно после собрания встретьтесь  с родителями, не явившимися на собрание.

Родительское собрание



Предварительный просмотр:

Тема: Учение Вернадского о биосфере.

Биосфера – нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы земли, населенные живыми организмами, «область существования живого вещества» (В.И. Вернадский); активная оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба.

Биосфера – самая крупная (глобальная) экосистема Земли – область системного взаимодействия живого и косного вещества на планете.

В жизни великих мыслителей, к числу которых, безусловно, относится Владимир Иванович Вернадский, главное – творчество. Казалось бы, рассказывать об их жизненном пути разумнее всего во взаимосвязи с творческой биографией.

Однако творческий путь Вернадского чрезвычайно трудно представить в виде последовательного ряда событий. Обычно Вернадский вел параллельно несколько научных исследований. Кроме того, занимаясь какой-нибудь наукой, он вовсе не ограничивался относящимся к ней конкретными проблемами, а охватывал мыслью огромные области знания, чаще всего на стыке нескольких наук. Об этом можно судить хотя бы по названиям наук, прославивших его имя: геохимия, радиология, биогеохимия.

Но самое важное: для Вернадского наука была средством познания природы. Он не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял над природными объектами, над их взаимосвязями.

За последние два десятилетия это слово все чаще встречается в биологической, геологической, философской литературе. Научное понятие «биосфера» становится одним из самых популярных в современном естествознании. По-видимому, и впредь биосфере будут посвящаться многочисленные и разнообразные научные, философские, научно-популярные труды.

Что такое биосфера? Каковы ее особенности и закономерности существования? Какое значение имеет учение  о биосфере, создает значительные трудности из-за разноголосицы авторов, произвольных толкований некоторых терминов и понятий, ошибок и упущений.

Наиболее полная и глубокая концепция биосферы принадлежит Вернадскому. Более поздние разработки касались и касаются преимущественно частностей и главным образом биологических и экологических проблем. А ведь в учении о биосфере сливаются воедино науки о Земле, о жизни и о Космосе. И все-таки, если биосфера – одна из планетных оболочек, познание ее должно проходить, прежде всего, в глобальном масштабе, с позиций обще планетных, характерных для наук о Земле.

Конечно, и до Вернадского, и после него высказывались и высказываются разные идеи о биосфере. Изданы соответствующие труды, более или менее обстоятельные. И все-таки учение Вернадского о биосфере продолжает оставаться наиболее цельным, завершенным, основополагающим. Хотя не все ученые и не во всем с ним согласны.

До сих пор часть ученых (преимущественно географы) продолжает толковать биосферу по-своему, понимая это научное понятие своеобразно: скажем, как совокупность всех организмов. Ясно, что подобные «двойные» и «тройные» толкования одного и того же термина создают излишнюю неразбериху. Терминологические споры, столь привычные и приятые для схоластиков, уводят ученых от существа проблем и сушат живую научную мысль. А ведь в учении о биосфере речь идет о той части нашей планеты, которая пронизана солнечными лучами и жизнью. Биосфера определяет изменчивый и прекрасный облик  Земли, соединяет в своем лоне все живое и освещается изнутри светом человеческого разума. Мы всецело принадлежим биосфере – телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования.

Вернадский первым из ученых понял это. Правда, сам он никогда не утверждал свое первенство. Напротив, постоянно упоминал о своих предшественниках.

Вернадского интересовали сначала частные проблемы биогеохимии, связанные, прежде всего с минералогией. Например, судьба так называемого каолинового ядра сложных силикатов (полимерных форм окиси кремния). Но вскоре он перешел к обобщениям, оценивая геохимическую роль живого вещества. Открывшиеся перспективы научных исследований поразили его. В конце 1919 года он написал в дневнике: «Сейчас я как-то ясно чувствую, что-то, что я делаю своей геохимией и живым веществом, есть ценное и большое. И готов это прямо утверждать, уверен, что если не оценят современники, оценит потомство».

Три месяца спустя он вновь отмечает: «Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в том учении о живом веществе, которое я создал, и что это есть мое призвание… Сейчас я знаю, что это учение может оказать такое же влияние, как книга Дарвина…»

Первыми услышали начала учения о биосфере студенты Сорбонны (Франция), которым Вернадский читал лекции по геохимии в 1923 – 1924 годах. Эти лекции вдохновили французских ученых – Тейяра де Шардена и Ле Руа – на глубокие раздумья о сущности человечества. Выборочно восприняв мысли, высказанные Вернадским, Ле Руа вскоре издал две свои научно-философские работы. В них он писал о ноосфере (сфере разума), оставив на втором плане идеи о биосфере.

В своих минералогических работах конца прошлого века В. Вернадский, характеризуя сферы Земли, не упоминал о биосфере. Тем не менее, он писал о значении минералов для человека, их использовании в промышленности и о влиянии хозяйственной деятельности на судьбу природных соединений. Вообще о воздействии человека на природу и даже об охране природы в конце прошлого – начале нашего века писали нередко; высказывались мысли о новой психозойской (антропогеновой) эре в истории Земли.

А биосфера, как мы знаем, тогда отождествлялась с пленкой жизни и потому она ускользала от глобальных взглядов геологов и географов ввиду своей ничтожности, очевидной малости по сравнению с привычными и величественными атмосферой, гидросферой, земной корой и глубокими горизонтами планеты.

Скажем, Ферсман в своих первых геохимических очерках лишь мимоходом упомянул о биосфере, толкуя ее в традиционном географо-биологическом смысле. Лишь десятилетия спустя, сразу же признав учение Вернадского о биосфере как фундаментальное достижение современного естествознания, Ферсман полностью принял основные положения этого учения.

Идеи Вернадского о живом веществе и биосфере быстро нашли отклик, но лишь в узком кругу специалистов. Общественный резонанс опоздал без малого на полвека – случай не характерный для нашего мобильного научно-технического века.

«Среди огромной геологической литературы отсутствует связный очерк биосферы, рассматриваемой как единое целое, как закономерное проявление механизма планеты, ее верхней области – земной коры».Так начинается книга В. Вернадского «Биосфера».

Однако о биосфере Вернадский начал писать еще до выхода в свет этой книги и продолжал писать до конца своих дней. Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество – это формы, уровни организации биосферы.

Надо исследовать не только внутреннюю структуру живого вещества, его составные части, но и более крупные структуры: биосферу, взаимодействующие сферы Земли и земную кору – область былых биосфер, великую каменную летопись геологической истории, хранилище информации о прошлом земли, об истории жизни.

«Решать биологические вопросы изучением только одного – во многом автономного организма нельзя, - писал Вернадский. – Мы знаем, что организм в биосфере – не случайный гость: он часть сложной закономерной организованности».

В биосфере динамическое равновесие неустойчивое. Другими словами, биосфера не только «работает и изнашивается», но и развивается в процессе работы, самосовершенствуется, все более полно, активно и в большем масштабе накапливает, трансформирует энергию, усложняет свою организацию, обогащается информацией.

В своих работах Вернадский не ограничился общим описанием биосферы и выяснением ее общих закономерностей. Он провел и частные, детальные исследования, выразив, как мы знаем в формулах и цифрах активность живого вещества, а также проследив судьбу некоторых химических элементов в биосфере. Он показал место биосферы в системе других геосфер планеты.

Учению Вернадского о биосфере суждено было стать ключевой, центральной концепцией современного естествознания. За последние десятилетия биосферу изучают – в разных аспектах – представители многочисленных биологических, географических, геологических наук, а также кибернетики , физики, химики, социологи, философы. И хотя при этом исследователи постоянно ссылаются на идеи Вернадского, это вовсе не мешает порой не только искажать его учение, но и неявно его отвергать, подменяя иными концепциями собственными гипотезами или теориями.

Например, сейчас учение о биосфере особенно популярно среди экологов и географов. И тут очень часто гипертрофируются именно эти – экологический и географический – аспекты. Подчас даже считается, что наиболее полная, все сторонняя концепция биосферы разработана представителями этих наук.

При этом иногда забывается, что биосфера охватывает иные, более значительные масштабы пространства (вся поверхность планеты, а не ее отдельные детали) и времени (вся геологическая история Земли). Тем более это важно помнить, анализируя геологическую деятельность человечества, преобразующего биосферу. Об этой деятельности сейчас тоже пишется немало и тоже преимущественно с экологических или географических позиций. А ведь человечество совершает, кроме всего прочего, великую геологическую работу, перерабатываем гигантские массы вещества земной коры.

Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества: «В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз». Все мы, люди – неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию, необходимая часть планеты и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети Солнца.

Использованная литература:

  1. Баландин Р.К. «Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие», -М.: Знание, 1988г.
  2. Дольник В.Р. «Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей.» - М.: Педагогика-Пресс, 1994г.
  3. Реймерс Н.Ф. «Охрана природы и окружающей человека среды»: слов.-прав. – М.: Просвещение, 1992г.