организация досуга в общежитии

Крупина Татьяна  Андреевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_organizaciya_dosuga_dlya_pechati.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Статья  «Организация досуга в общежитии»

Крупина Т. А. воспитатель общежития Новокузнецкого училища (техникума) олимпийского резерва.

Проблема развития творческих способностей была и остаётся одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки и труда, техники и искусства претерпевает коренные изменения, связанные с необходимостью адаптации к быстро меняющимся динамичным условиям. Кроме того, это связано с постоянно лавинно увеличивающимся потоком информации, требующим от человека не только обширных знаний, но и более креативного  уровня развития мышления.  Хочу напомнить, что креативность –   это способность подходить к любому процессу творчески. Это качество, которое в какой-то мере присутствует у всех людей.

Формирование  креативных способностей проживающих в общежитии тесно связано со сферой досуга, система  организации которой  в учебном заведении предполагает выявление, развитие и формирование широких и устойчивых интересов  воспитанников.

Организуя жизнедеятельность учащихся, воспитателю общежития важно акцентировать своё внимание на видах и формах деятельности, которые способствуют самоутверждению личности, формированию мировоззрения, помогают сплотить коллектив в общежитии.

Главное в организации досуга  воспитанников не в том, чтобы их отвлечь от пустого времяпровождения, а занять, развлечь и вызвать ответную мысль, побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной организации свободного времени. Практика работы в общежитии с  воспитанниками показала, что если воспитатель акцентирует внимание на создание и укрепление традиций, то мероприятия в рамках этих традиций проходят на высоком уровне и дают значительный педагогический эффект.

Уже несколько лет  подряд я провожу в стенах училища выставки работ «Осенняя ярмарка талантов», которые сделаны руками воспитанников, занимающихся в Центре Развития Творческих Способностей (ЦРТС). ЦРТС был организован мной в 2005году, а  в 2010 мы его переименовали в «Волшебный мир творчества». Мои коллеги – воспитатели вносят свой вклад в развитие многообразия видов декоративно-прикладного творчества.

 Приходят туда все желающие дети, вне зависимости от способностей. Участие в работе кружка  поможет воспитаннику почерпнуть много поучительного, углубить свои знания, заполнить досуг. Занятия  в «Волшебном мире творчества» несут в себе огромный воспитательный заряд, ибо воспитание творчеством решает не только учебные, но и нравственные задачи.

Формирование состава коллектива творческой мастерской провожу после сбора информации о  поступивших учеников в общежитии. Количество воспитанников занимающихся  зависит от всякого  рода    объективных  условий,  однако,  наиболее  оптимальны занятия с 2-3 подростками одновременно. определенной Я обязательно учитываю складывающийся психологический микроклимат, опираясь на учащихся, которые имеют тягу к творчеству. Эти дети являются моими ближайшими помощниками.

Однако нельзя закрывать доступ мальчикам и неподготовленным ребятам, так как будет потеряна воспитательная цель.

Тематика занятий основывается на тщательно продуманном плане работы. Так было выбрано направление работы  «Соленое тесто», «Вышивка крестом», «Акварель». В последние два года стали заниматься открытками ручной работы в технике «скрапбукинг»  и «квиллинг». Тематику заданий выбираю такую, которая выполнима в течение одного учебного года и представляет собой  интерес для ребят. При выборе  работ учащимся  предоставляется полная свобода мышления, авторское   исполнение, а также изменения определенных схемных решений по мере необходимости. В некоторых случаях я даю задания на дом (во время отъезда домой на выходные дни, каникулы или сборы) с периодической проверкой хода работы и  необходимой консультацией.

Выполняя рисунок акварелью или вышивку, учащийся нередко приходит к  необходимости изменения своей работы в отдельных деталях. На этой стадии творческие элементы являются необходимым условием деятельности подростка. При  работе над большой темой ( схемой, рисунком) опытные члены творческой мастерской, сталкиваясь с проблемной ситуацией, предлагают своё решение, нередко весьма оригинальное. В некоторых случаях я разрешаю небольшие поделки, изготовленные самими детьми, взять домой для личного пользования. Это не только стимулирует труд учащихся, но и создаёт благоприятный психологический микроклимат  в  мастерской.

Что даёт работа в «Волшебном мире творчества»?

Во-первых, развитие творческой увлеченности каждого участника художественной деятельностью, снятие эмоционального стресса после трудных тренировок, да и просто пообщаться со своими сверстниками.

Во-вторых, дети  расширяют и углубляют свои знания и умения.

В-третьих, занятия в творческой мастерской позволяют учиться и выполнять сложные и объемные работы с соленым тестом, вышивке крестом, приобретать навыки при создании высокохудожественных работ по флористике, делать открытки и пригласительные к праздникам, проходившим в училище.

В – четвёртых, развивается коллективизм, умение работать в группе.  Совместное творчество - это прекрасная возможность добиться внимания воспитанников и заложить прочную основу для  общения. Рукоделие ведь может стать хобби  для них на всю жизнь.

Я всегда помню, что подросток не может долго сосредоточиться на одной работе, он   просто устаёт. Поэтому я предусматриваю кратковременное переключение  с одного вида деятельности  на другой (например, делаем поделки из соленого теста, а затем возвращаемся к исходной работе).

Члены коллектива мастерской также принимают участие в общественной жизни училища - оказываем помощь учителям в проведении предметных недель (неделя русской словесности, естественных наук), оформляем  к праздникам помещение училища, проводим  традиционные выставки к «8 Марта», «Осенние ярмарки талантов» где они проявляют свои таланты и возможности.  

В моих планах на будущее в работе творческой  мастерской  «Волшебный  мир творчества» освоить основные приёмы и навыки новых видов декоративно – прикладного творчества: составления коллажей в технике «Терра», холодный фарфор и  валяние игрушек из шерсти.

Воспитанники, занимающиеся в  мастерской, как правило, успешны в спорте и учебе. Пусть  в наших детях всегда горит огонь творчества! Он всегда будет согревать и нас, педагогов!

 


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Какая замечательная работа!Голосую с удовольствием!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020