Интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста

Мень Анастасия Николаевна

Статья об особенностях познавательного развития ребенка-дошкольника с позиции педагогов прошлого (Я.А. Коменского) и педагогов современности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.

Интеллект ребенка - специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Отсюда задача семьи - повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания - восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека.

Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.

Познавательная активность есть высшее проявление общей активности (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, A.M. Маттошкин, С.Л. Рубинштейн, E.H. Соколов и др.). Это состояние готовности к познавательной деятельности, которое предшествует деятельности и порождает ее (B.C. Егоров, М.И. Лисина). Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.

«Интеллектуальная активность» - мыслительная деятельность, развертывающаяся за пределами требований условия задачи или в условиях надситуативной активности (A.M. Матюшкин).

«Интеллектуальная активность» - отражение процесса взаимодействия познавательных и мотивационных характеристик деятельности (прежде всего, творчества) в их единстве (Д.Б. Богоявленская).

Знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский написал о развитии ребенка в своих «Материнской школе» и «Великой дидактике». Основными принципами развития он считал наглядность, применение в обучении чувственного опыта ребенка, учёт возрастных особенностей детей, использование тщательно продуманной и четко организованной системы работы с маленькими детьми, включение элементов физического труда, обучение и воспитание через общение со сверстниками, развитие речи. А также огромнейшей заслугой Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности, т.е. ещё одним принципом воспитания в ребенке интеллектуальных способностей является самостоятельная деятельность детей.

Таким образом, развивать интеллект ребенка необходимо целенаправленно, систематически, с учётом возрастных особенностей, во всех видах детской деятельности, привлекая к этому развитию всех участников педагогического процесса.