СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Наталия Аркадьевна

 

Статья посвящена изучению акмеологических ресурсов управления развитием муниципальным образованием. В качестве экспериментальной модели предлагается акмеологический ресурсный центр управления развитием муниципальной образовательной системой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ

РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Н.А. Иванова

РАГС, Москва

Статья посвящена изучению акмеологических ресурсов управления развитием муниципальным образованием. В качестве экспериментальной модели предлагается акмеологический ресурсный центр управления развитием муниципальной образовательной системой.

The article is devoted Acmeological resource management development of municipalities. As an experimental model proposed acmeological Resource Centre for Development Administration of the municipal educational system.

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный состоянию проблемы исследования показал, что категории «ресурс» - «вспомогательные средства», производное от «подниматься»,  или  потенциальная возможность их участия в деятельности, развитии, производстве, потреблении и др. В каждый данный момент ресурсы ограничены и потому главной задачей  управления является распределение ресурсов.

Рассматривая акмеологический подход к личностно-профессиональному развитию человека, выявлено, что уже в определении акмеологии  заложены основы и возможности акмеологического развития. Исходя из того, что акмеологическое развитие индивида в исследовании понимается как особый самостоятельный процесс, многоступенчатая поуровневая самореализации в деятельности, тогда продуктивное акмеологическое развитие специалиста выступает как формирование оптимального уровня готовности субъекта акмеологического развития к самораскрытию человека.

Поэтому можно говорить об акмеологических ресурсах как о потенциальных средствах, запасах, источниках, возможностях акмеологического развития, понимаемого как многоступенчатая поуровневая самореализации в деятельности. Акмеологические ресурсы должны «вывести» к продуктивному акмеологическому развитию специалиста, которое выступает как формирование оптимального уровня готовности субъекта акмеологического развития к самораскрытию человека, а готовность к самораскрытию личности понимается как самоосознание собственного Я (самопознания, самоопределения, самооценки, самовосприятия, самоотношения), самопредставление своего Я: самовыражения, самопрезентации. Показано, что процесс формирования оптимального уровня готовности к самораскрытию является длительным и многоэтапным, включающим следующие процессы развития самосознания: самопознания, самоопределения и самоидентификации, самооценки, самовосприятия, самоотношения, самопредставления, самовыражения, самопрезентации, самореализации, самоактуализации, самоутверждения.

В исследовании под акмеологическими ресурсами управления развитием муниципальной образовательной системой мы будем понимать различные средства, запасы, источники, возможности, позволяющие оптимизировать управление развитием муниципальной образовательной системой и помочь специалистам этой системы состояться в жизни и профессии, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям.

Выявлены следующие особенности ресурсов: дефицитность ресурсов; разнонаправленность эффективности ресурсов; распределение ресурсов может быть оптимальным и нет; ресурсы взаимозаменяемы; ресурсам присуще эластичность замещения; возможна и аллокация ресурсов; существует предельная доходность ресурса;  имеется рационирование ресурсов; бытует иммобильный ресурс; существенно и размещение ресурсов.

Существует несколько классификаций ресурсов: первичные и вторичные ресурсы, трудовые и организационные (ресурс организации, ресурс фирмы, персонал-ресурс). Это позволило нам рассмотреть согласно Закону об образовании РФ  функции и содержание деятельности муниципальной образовательной системой, которое возглавляет отдел образования  администрации муниципального образования района области. В результате было показано, что сферы деятельности  отдела образования  администрации муниципального образования района области, который возглавляет муниципальную образовательную систему, достаточно разнообразны и поэтому имеется огромный потенциал в виде  акмеологических ресурсов.

Более того, в современных исследованиях муниципальная образовательная система рассматривается как социально-педагогическая система на уровне своего назначения, особенностей организации и функционирования (В.А. Сарапулов), как устойчивая, жизнеспособная и самоорганизующаяся инфраструктура, обладающая достаточным набором образовательных услуг (Г.Ф. Гребенщиков), как многомерная сфера, основными характеристиками которой являются социально-педагогическое сообщество, образовательные процессы, социум, разнообразие муниципальных институтов (М.Ж. Хасаинов). Муниципальная образовательная система играет ведущую роль в решении проблем детства как структура, включающая в себя основные направления формирования личности и т.д. Таким образом, муниципальная образовательная система как объект управленческого воздействия есть, прежде всего, совокупность субъектных взаимодействий, обладающая потенциалом качественного изменения взаимосвязей между структурными составляющими. Характер взаимодействия в управлении развитием муниципальной образовательной системы в условиях регионализации представляет собой организацию целенаправленной активности ее субъектов, обуславливающую становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и прогрессивную направленность процессов развития.

В результате исследования были выявлены следующие сущностные характеристики акмеологических ресурсов управления развитием муниципальной образовательной системой  (МОС). Во-первых, ресурс - возможность, средство (иногда  вспомогательное), и т.д., а не механизм. Во-вторых, необходима комбинация ресурсов, их система, которая будет отличаться целостностью, взаимосвязанностью, многоплановостью и другими качествами. В-третьих, в эту систему должны  входить следующие ресурсы: акмеологческое развитие педагогов и работников МОС и оптимизация обучения, воспитания и развития школьника, как двух субъектов МОС, затем оптимизация управления МОС и модернизация содержания и качества образования МОС. К не менее ключевым относятся и следующие ресурсы: информационные, запросы родителей к МОС, ресурс учета рабочего времени, современные мировые ориентиры в образовании человека и требование социума к выпускнику МОС (рис.1).

Рис.1.Система  акмеологических ресурсов управления развитием муниципальной образовательной системой (МОС).

Содержание и сущностную характеристику акмеологических ресурсов управления развитием МОС позволяет создать модель акмеологического ресурсного центра управления развитием МОС (рис.2). В данной модели под акмеологическим ресурсным центром управления развитием МОС мы будем понимать структурное подразделение МОС, которое концентрирует акмеологические ресурсы управления развитием МОС и способы их внедрения в деятельность МОС. При этом акмеологический ресурсный центр управления развитием МОС должен стать базовым, системообразующим компонентом  информационной среды МОС, обеспечи-

  Рис. 2. Модель акмеологического ресурсного центра управления развитием МОС

вающим взаимодействие всех субъектов МОС. В модели описаны: принципы, цели, задачи и функции (информационно-аналитическая, консультационно-методическая, организационная) и его и направления деятельности. Актуальный уровень распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС может быть выражен по-разному. Уровнями распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС выделены следующие: неоптимальный, нормальный, оптимальный.

Интегрированным критерием распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС выступает критерий оптимальности, который можно выявить через показатели: расширение образовательные возможности субъектов образования – учащихся, педагогов, родителей, руководителей и общественности. Кроме интегрированного критерия выделена система локальных критериев. К акмеологическим детерминантам, обеспечивающим оптимальное распределение акмеологических ресурсов управления развитием МОС, отнесены условия и факторы. К  акмеологическим условиям, обеспечивающим оптимальное распределение акмеологических ресурсов управления развитием МОС, отнесены следующие: социальные, организационные, собственно акмероологические, психологические и педагогические. К акмеологическим факторам, обеспечивающим оптимальное распределение акмеологических ресурсов управления развитием МОС, отнесены: объективный – информационный, объективно-субъективный - самообразовательный и субъективный – мотивационно-личностный.

В модель ресурсного центра входит и акмеологическая технология оптимизации распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС. В эту же технологию входят технологии, методы и приемы, формы и средства, техники, нетрадиционные и инновационные формы работы, система интегрированных занятий с использованием различных видов технологий и методов акмеологии, школа акмеолога и управленца, имитационные и деловые (акмеологические) игры, проектные работы, творческие задания, тренинги и др. Данная технология может быть внедрена только в рамках акмеологического ресурсного центра управления развитием МОС, что позволит оптимизировать внедрение этих ресурсов.

Данная модель акмеологического ресурсного центра управления развитием МОС была эмпирически апробирована при построении ресурсного центра при Управлении образования муниципального образования «Володарский район» Астраханской области под руководством авторов. В результате внедрения была показана эффективность данного центра для развития не только школьников и педагогов, но и всего района в целом.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОС

АКМЕЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МОС

АКМЕОЛОГЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ И РАБОТНИКОВ МОС

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МОС

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

ЗАПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ К МОС

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

СОВРЕМЕННЫЕ МИРОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА И ТРЕБОВАНИЕ СОЦИУМА К ВЫПУСКНИКУ МОС

РЕСУРС УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Организационная.

Консу-льтационно-методическая

Инфо рмационно-аналитическая

Нетрадиционные и инновационные  формы работы: поэтапное «активное изучение акмеологии», система интегрированных занятий с использованием различных видов технологий и методов акмеологии, школа акмеолога и управленца, имитационные и деловые (акмеологические) игры, проектные работы, творческие задания, акмеологические и психологические тренинги и др.

Алгоритм и методы распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС

Критерии, показатели и уровни распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АРЦУРМОС)

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗЦЕЛЬ                     ЗАДАЧИ

Изучение актуального уровня распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС

Учет акмеологических детерминант, обеспечивающие оптимальное распределение акмеологических ресурсов управления развитием МОС

Акмеологические технологии, методы и приемы. формы и средства, техники

ПРИНЦИПЫ: Субъкт-субъектные отношения в процессе развития МОС; непрерывность и преемственность; единство теории и практики; гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса междисциплинарность, системность, природо- и культуросообразность, интегративность и др.

Внедрение акмеологической технологии оптимизации распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ  РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (АРЦУРМОС)