Электронная презентация "Космические страницы" истории аэродрома Кряж"

Матыцина Ольга Фёдоровна

Время неумолимо,  уходит в прошлое история нашей страны, поэтому так важно не потерять ту живую нить, что связывает нас с пионерами космического ракетостроения, тем более что жители нашего родного Куйбышевского района вписали в летопись покорения космоса одну из самых славных страниц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskie_stranicy_kryazha_new2.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнила: ученица 10 класса МБОУ СОШ № 177 Булкина Алина Руководитель проекта Учитель ОБЖ высшей категории Матыцина О.Ф. «Космические» страницы истории аэродрома Кряж

Слайд 2

Время неумолимо, уходит в прошлое история нашей страны, поэтому так важно не потерять ту живую нить, что связывает нас с пионерами космического ракетостроения, тем более что жители нашего родного района вписали в летопись покорения космоса одну из самых славных страниц.

Слайд 3

В нашем городе не найдешь района, в котором не было бы памятных мест, связанных с космической историей! Кроме всем известной загородной гостиницы обкома партии , что на 1-й просеке , это и санаторий " Волга", в котором останавливались космонавты, и аэродром Смышляевка - именно оттуда шесть летчиков , кандидатов на первый полет в космос, вылетели на осмотр предполагаемого места посадки "Востока ". Это и аэродром Кряж - там находился штаб поисково-спасательных групп, которым руководил командующий ВВС ПриВО К.Т.Цедрик , и именно с Кряжского аэродрома вылетел в г. Энгельс самолет Ил-14, на котором доставили в Куйбышев Ю.А.Гагарина ....

Слайд 4

Кряж — военный аэродром на юго-западной окраине г. Самара. Расположен в Куйбышевском районе города, в 2.5 км к юго-востоку от железнодорожной станции Кряж. Аэродром существует с 1930-х годов. В годы Великой Отечественной войны являлся одним из аэродромов 1-й запасной авиабригады ВВС РККА.

Слайд 5

В далеком 1959 году он стал второй самой важной точкой, после космодрома Байконур. Здесь были сосредоточены поисково-спасательные группы, которым предстояло обеспечить поиск Юрия Гагарина и его эвакуацию с места высадки. Ю.А. Гагарин в салоне самолета Ил-14 при перелете в г. Куйбышев 12 апреля 1961 г. Фото А. Алексеева. РГАНТД. Арх. № П-302.

Слайд 6

Экипажем , который доставил Юрия Гагарина на аэродром Кряж, после приземления в районе деревни Смеловка Саратовской области, командовал Василий Григорьевич Баранов. Именно он одним из первых расспрашивал первого космонавта планеты о полете. Однако поделиться своими впечатлениями он долгое время не мог, всю информацию о спасательной операции строго засекретили на долгие годы. Лишь в 2004 году эти факты стали достоянием широкой общественности .

Слайд 7

Начальником парашютно-десантной службы (ПДС) Приволжского военного округа в те годы был подполковник Василий Иванович Сараев, участник Великой Отечественной войны. Он обучал молодых врачей-новобранцев из Москвы (среди них – Борис Егоров, студент-медик 6-го курса, будущий космонавт) парашютному искусству . - Отец никогда не рассказывал о том, как он руководил парашютной подготовкой первых космических медиков, - из воспоминаний Галины Васильевны, дочери В.И. Сараева . - Только недавно узнали мы, что отец вместе со своими сослуживцами 12 апреля 1961 года десантировались возле саратовской деревни Смеловка , где на свежевспаханной земле лежал обгоревший шар-корабль Юрия Гагарина. И наши военные парашютисты охраняли «Восток».

Слайд 8

Летчик Виктор Алексеевич Малыгин был вторым пилотом самолета Ил-14, на котором Гагарин был доставлен из Энгельса в Куйбышев. Как сам это объяснил подполковник ВВС: «Почему за Гагариным послали именно наш экипаж ? На Кряж накануне, 11 апреля, прилетел московский самолет-«салон » Ил-11 и, заруливая на стоянку , повредил центроплан. Иначе мы, конечно, за космонавтом не полетели бы, если бы все было нормально! Но когда уже с Гагариным на борту подлетали к Кряжу, получили команду - лететь на «Трехгорку», это был позывной заводского аэродрома на Безымянке». Вот такая история.

Слайд 9

Письмо второго пилота самолета Ил-14 В.А. Малыгина А.Т . Гагариной и Н.А. Варварову о доставке Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г. из г. Энгельса в г. Куйбышев. 31 октября 1983 г., г. Куйбышев . Уважаемые Анна Тимофеевна и Николай Алексеевич! Мне посчастливилось участвовать в транспортировке первого космонавта Ю.А. Гагарина из г. Энгельса в г. Куйбышев в составе экипажа в качестве второго пилота. Я и моя семья до сих пор бережно храним документы и память о том памятном дне 12 апреля 1961 года, о незабываемом рейсе, во время которого у нас на борту самолета находился Ю.А. Гагарин, впервые ступивший на борт самолета сразу после своего беспримерного полета в космос. В этот весенний день мы находились на аэродроме в готовности выполнить любое задание. По особым приметам, понятным, наверное, только нам, мы чувствовали, что участвуем в каком-то большом, грандиозном событии. Все были очень собраны, техника подготовлена, но волнение в ожидании чего-то не покидало нас. Прозвучала команда с КП, и мы заняли свои места в самолете. Взлетели после прибытия группы во главе с генерал-полковником Агальцовым. По команде с КП взяли курс на аэродром г. Энгельса. Уже следуя по маршруту, из радиограммы с Земли мы узнали, что нам поручено забрать первого космонавта Ю.А. Гагарина из г. Энгельса и доставить в г. Куйбышев. Предполетное волнение уступило место собранности и чувству огромной ответственности за порученное дело. Весь экипаж четко выполнял свои обязанности. Генерал-полковник Агальцов находился в пилотской кабине и вместе с экипажем чутко вслушивался в эфир, в котором тишина прерывалась лишь четкими командами с наземных пунктов управления нашим полетом. Незадолго до подлета к г. Энгельсу в эфире прозвучал доклад командира вертолета ПСС о том, что он следует на аэродром Энгельс с космонавтом на борту, что самочувствие космонавта хорошее. Ведь все и везде так волновались! Эта весть облетела группу, которая находилась на борту нашего самолета. Ликование было всеобщим. Уважаемые Анна Тимофеевна и Николай Алексеевич! Мне посчастливилось участвовать в транспортировке первого космонавта Ю.А. Гагарина из г. Энгельса в г. Куйбышев в составе экипажа в качестве второго пилота. Я и моя семья до сих пор бережно храним документы и память о том памятном дне 12 апреля 1961 года, о незабываемом рейсе, во время которого у нас на борту самолета находился Ю.А. Гагарин, впервые ступивший на борт самолета сразу после своего беспримерного полета в космос. В этот весенний день мы находились на аэродроме в готовности выполнить любое задание. По особым приметам, понятным, наверное, только нам, мы чувствовали, что участвуем в каком-то большом, грандиозном событии. Все были очень собраны, техника подготовлена, но волнение в ожидании чего-то не покидало нас. Прозвучала команда с КП, и мы заняли свои места в самолете. Взлетели после прибытия группы во главе с генерал-полковником Агальцовым. По команде с КП взяли курс на аэродром г. Энгельса. Уже следуя по маршруту, из радиограммы с Земли мы узнали, что нам поручено забрать первого космонавта Ю.А. Гагарина из г. Энгельса и доставить в г. Куйбышев. Предполетное волнение уступило место собранности и чувству огромной ответственности за порученное дело. Весь экипаж четко выполнял свои обязанности. Генерал-полковник Агальцов находился в пилотской кабине и вместе с экипажем чутко вслушивался в эфир, в котором тишина прерывалась лишь четкими командами с наземных пунктов управления нашим полетом. Незадолго до подлета к г. Энгельсу в эфире прозвучал доклад командира вертолета ПСС о том, что он следует на аэродром Энгельс с космонавтом на борту, что самочувствие космонавта хорошее. Ведь все и везде так волновались! Эта весть облетела группу, которая находилась на борту нашего самолета. Ликование было всеобщим. После посадки на аэродроме Энгельс нам было приказано ждать. Ю.А. Гагарин по ВЧ докладывал о выполнении полета ЦК и правительству. Естественно, волнение снова охватило весь экипаж, – а если он полетит другим самолетом? Но волнение оказалось напрасным. Вскоре к самолету через образовавшийся живой коридор подъехали машины. Люди, встречавшие космонавта № 1 Ю.А. Гагарина, еще теснее обступили наш самолет. А он, улыбающийся, в костюме голубого цвета, приветственно помахивая рукой собравшимся, подошел к нам и тепло поздоровался со всем экипажем. Ю.А. Гагарин в салоне самолета Ил-14 при перелете в г. Куйбышев 12 апреля 1961 г. Фото А. Алексеева. РГАНТД. Арх. № П-302. Ю.А. Гагарин поднялся по трапу, повернулся к провожающим, поднял руку, успокаивая ликующую массу людей, тепло поблагодарил за встречу, внимание, сказал, что чувствует себя хорошо, и что надо лететь. Затем попрощался со всеми. Экипаж быстро занял свои места, и начался рейс, память о котором навсегда останется в наших сердцах. Ю.А. Гагарин уютно сидел в кресле салона и неторопливо отвечал на вопросы. Мягкая улыбка не сходила с его чуть уставшего лица. Все присутствовавшие в самолете внимательно слушали рассказ этого необыкновенного человека, первого космонавта, проложившего дорогу в космос. Весенняя неустойчивая погода потребовала от экипажа максимум усилий, чтобы вести самолет плавно без болтанки. И вот показался впереди аэродром г. Куйбышева. С воздуха было видно, что на аэродроме множество людей, пришедших встретить первого в мире космонавта. Мы мягко приземлились и зарулили на стоянку. Ю.А. Гагарин проворно спустился по трапу (снимок в газете «За Родину» от 18.4.61) и очутился в теплых объятиях встречающих. Экипаж в строю замер у самолета. Ю.А. Гагарин подошел к нам, поблагодарил за полет, попрощался и направился к машине. Вскоре он уехал на кратковременный отдых перед полетом в Москву. Чувство гордости за выполненное задание, за доверие, оказанное нам, переполняло нас. Мы увидели, поздравили, заботились в числе первых о первопроходце космоса, первом космонавте в мире – Юрии Алексеевиче Гагарине. Вот вкратце о том памятном рейсе 12 апреля 1961 года. Немного о себе. Я военный летчик, подполковник запаса. Закончил Куйбышевское Суворовское военное училище в 1951 году. Закончив потом летное училище, летал до 1971 года. До 1981 года (10 лет) был начальником смены Куйбышевского Зонального центра ЕС УВД. В 1981 году уволен в запас. В настоящее время диспетчер по режиму и планированию гражданского сектора Куйбышевского Зонального центра УВД Приволжского Управления ГА. 31.10. 1983. С уважением Малыгин Виктор Алексеевич. РГАНТД. Ф. 31. Оп. 6 л/ф. Д. 669. Л. 1, 1об. Автограф.

Слайд 10

После посадки на аэродроме Энгельс нам было приказано ждать. Ю.А. Гагарин по ВЧ докладывал о выполнении полета ЦК и правительству. Естественно, волнение снова охватило весь экипаж, – а если он полетит другим самолетом? Но волнение оказалось напрасным. Вскоре к самолету через образовавшийся живой коридор подъехали машины. Люди, встречавшие космонавта № 1 Ю.А. Гагарина, еще теснее обступили наш самолет. А он, улыбающийся, в костюме голубого цвета, приветственно помахивая рукой собравшимся, подошел к нам и тепло поздоровался со всем экипажем. Ю.А. Гагарин поднялся по трапу, повернулся к провожающим, поднял руку, успокаивая ликующую массу людей, тепло поблагодарил за встречу, внимание, сказал, что чувствует себя хорошо, и что надо лететь. Затем попрощался со всеми. Экипаж быстро занял свои места, и начался рейс, память о котором навсегда останется в наших сердцах. Ю.А. Гагарин уютно сидел в кресле салона и неторопливо отвечал на вопросы. Мягкая улыбка не сходила с его чуть уставшего лица. Все присутствовавшие в самолете внимательно слушали рассказ этого необыкновенного человека, первого космонавта, проложившего дорогу в космос. Весенняя неустойчивая погода потребовала от экипажа максимум усилий, чтобы вести самолет плавно без болтанки. И вот показался впереди аэродром г. Куйбышева. С воздуха было видно, что на аэродроме множество людей, пришедших встретить первого в мире космонавта. Мы мягко приземлились и зарулили на стоянку. Ю.А. Гагарин проворно спустился по трапу ( снимок в газете «За Родину» от 18.4.61) и очутился в теплых объятиях встречающих. Экипаж в строю замер у самолета. Ю.А. Гагарин подошел к нам, поблагодарил за полет, попрощался и направился к машине. Вскоре он уехал на кратковременный отдых перед полетом в Москву. Чувство гордости за выполненное задание, за доверие, оказанное нам, переполняло нас. Мы увидели, поздравили, заботились в числе первых о первопроходце космоса, первом космонавте в мире – Юрии Алексеевиче Гагарине. Вот вкратце о том памятном рейсе 12 апреля 1961 года. С уважением Малыгин Виктор Алексеевич . 31.10. 1983. РГАНТД. Ф. 31. Оп. 6 л/ф. Д. 669. Л. 1, 1об. Автограф.

Слайд 11

Десантник Вениамин Петрович Расторгуев был в составе одной из поисково-спасательных групп, работавших на Кряже до начала 70-х годов, и в любой момент лучшие куйбышевские парашютисты были готовы вылететь туда, где потребуется их помощь в эвакуации космонавтов и космических аппаратов, которые возвращались на Землю, а не сгорали в атмосфере. Интересны воспоминания Вениамина Петровича: «Летом 1960 года заместитель командира нашей эскадрильи Маракин привез с места приземления Белку и Стрелку. В феврале 1961 года наши ребята летали за собачкой Чернушкой и манекеном «Иваном Ивановичем». И Чернушку, и манекен привезли к нам на Кряж, а потом отправили в Москву. Все это было, конечно, строго засекречено. Чернушка, кстати, «подписала» угол комнаты, куда ее запирали на ночь, и мы там в шутку прицепили флажок - историческое, можно сказать место!».

Слайд 12

Космических страниц в историю Куйбышевского района вписано немало. Многим будет интересно узнать, что именно на Кряжский аэродром в августе 1961 года доставили с места приземления «Востока-2» Германа Титова. 6-7 августа на корабле «Восток» Герман Титов совершил многовитковый полет вокруг Земли. Полет продолжался 25 часов 11 минут. Облетев 17 раз вокруг земли, приземлился он также в саратовской области в районе г. Красный Кут, но вскоре был доставлен на самолёте Ил-14 на аэродром Кряж, где летчикам посчастливилось увидеть космонавта № 2, тогда еще капитана Титова.

Слайд 13

Трудно передать словами, что творилось на аэродроме «Кряж». Словно весь Куйбышев высыпал на аэродром, и люди заполняли лётное поле. Ни милиция, ни военный кордон не смогли остановить нашествие людей на аэродром. Люди бежали, ехали на лошадях, на велосипедах, машинах со всех сторон аэродрома. Всем хотелось увидеть живого космонавта. Через некоторое время высокие чины, встречавшие Германа Титова, увезли его в военный санаторий «Волга ». Но и после этого люди оставались на аэродроме; они ликовали, целовались, радовались, гордились подвигом СССР в космосе. Это был триумф! В воздух летели фуражки , похоже было на День победы 1945 года на Красной площади .

Слайд 14

А в 1967-69 годах на нашем аэродроме совершил первые прыжки с парашютом студент Куйбышевского авиационного института Геннадий Манаков, будущий летчик-космонавт. Лётчик- космонавт Российской Федерации Геннадий Манаков

Слайд 15

На Кряже в начале 60-х годов тренировалась свердловская парашютистка Ирина Соловьева , член сборной команды СССР – она была потом дублером № 1 Валентины Терешковой. Соловьева Ирина Баяновна Полковник, мастер спорта

Слайд 16

Еще одна важная страница – создание школы юных летчиков-космонавтов , которую возглавлял широко известный в Самаре генерал Ф.Г. Кисель, бывший начальник Сызранского вертолетного училища . Она открылась 31 августа 1977 года и носила имя нашего земляка, дважды Героя Советского Союза Владимира Шаталова. Набор в школу шел на базе аэроклуба. На Кряжском аэродроме подростки, мечтающие связать жизнь с небом, совершали свои первые парашютные прыжки, и школа помогала им определиться с выбором будущей профессии. Первый в стране юношеский авиационно-космический комплекс имени дважды Героя Советского Союза В.А.Шаталова проработал 15 лет (1977-1992 ). Куйбышевский район очень гордился своим парашютным клубом .

Слайд 17

В 2003 году в Куйбышевском районе появился первый в Самаре районный космический музей. На открытие экспозиции тогда впервые собрались самарские ветераны- « гагаринцы » и члены семей тех, кто встречал на Земле первых советских космонавтов. Ветераны самарской космонавтики (слева направо): Ю.А. Инцин , В.Я. Стрельцов, В.А. Малыгин

Слайд 18

В 2007 году в музее "Самара Космическая" произошло торжественное открытие выставочного стенда , посвященного 30-летию создания Куйбышевской школы юных летчиков-космонавтов. В рамках открытия стенда состоялась церемония передачи знамени . За 15 лет существования через 30 эскадрилий (классов ) УПК и 15 эскадрилий ШЮЛК прошли тысячи школьников. Ежегодно около 200 выпускников получали Свидетельства о присвоении квалификация младшего авиационного специалиста широкого профиля. Выпускница школы юных лётчиков – космонавтов Ирина Свечникова отметила, что поступление в школу юных летчиков - это осознанный шаг навстречу к будущей профессии. - В то время, в 1977 году, мы все мечтали об авиации, о космосе. Школа помогла мне определиться с выбором моей дальнейшей профессии, вся моя жизнь так или иначе связана с авиацией. Я закончила Куйбышевский авиационный институт, затем уехала работать в Смоленский авиационный завод, где мы занимались разработкой космического корабля «Бурана». Хочу отметить, что мы до сих пор очень дружны с остальными выпускниками школы, встречаемся, посещаем салоны малой авиации. Осталось чувство единения, авиация нас сблизила. Все подробности жизни выпускников Юношеского авиационно-космического комплекса имени дважды Героя Советского Союза В.А.Шаталова, документы и фотоматериалы , повествующие о буднях курсантов и преподавателей школы, можно узнать в муниципальном музее « Самара Космическая», который расположился по адресу: проспект Ленина, 21.

Слайд 19

А потом космические полеты стали длительными, а корабли научились маневрировать на орбите . Была сформирована специальная поисковая «космическая» эскадрилья, разместившаяся в Чебеньках в Оренбургской области. Место встречи космонавтов переместилось из Поволжья в казахстанские степи, и вернувшиеся с орбиты экипажи стали доставлять на благоустроившийся Байконур, а оттуда в Подмосковье, на аэродром Чкаловский . И космический этап истории аэродрома Кряж завершился.

Слайд 20

Но сколько бы лет не прошло, маленький аэродром на окраине Самары навсегда останется в памяти современников, как участник исторического космического события.