Конспект коррекционно –развивающего занятия по развитию речи умственно отсталых детей. Тема:» Составление рассказа по картине « Ранняя весна»»

Водяницкая Светлана Давыдовна

 

Данное занятие имеет цель учить составлять предложения об увиденном на картине с последующим  объединением их в рассказ.Учить  рассматривать картину, выделять на ней отдельные объекты и составлять предложения о них. Обеспечивать целостное восприятие картины.Совершенствование грамматического  строя речи, уточнение и расширение словаря по теме  " Приметы ранней весны», развитие творческого воображения,  связной речи .

·Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_kartiny1.doc21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Казенное Учреждение

Детский дом- интернат для умственно отсталых детей

                        « Южное Бутово»

 Департамента социальной защиты населения города Москвы

Конспект

                        коррекционно –развивающего занятия

                 по развитию речи умственно отсталых детей.

        Тема:» Составление рассказа по картине « Ранняя весна»»

                                                 Подготовила  воспитатель

                                        Высшей квалификационной категории

                                        Водяницкая Светлана Давыдовна

Москва 2013

Цель .Учить составлять предложения об увиденном на картине с последующим  объединением их в рассказ.

Задачи.

  1. Образовательные .Учить  рассматривать картину, выделять на ней отдельные объекты и составлять предложения о них. Обеспечивать целостное восприятие картины.
  2. Развивающие.

Совершенствование грамматического  строя речи, уточнение и расширение словаря по теме» Приметы ранней весны», развитие творческого воображения,  связной речи .

  1. Воспитательные .Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа Наблюдения примет ранней весны во время прогулок по территории, рассматривание  оттаявших участков земли и первых весенних цветов. Выкапывание и посадка в горшок  цветка мать- и - мачехи. Словарная работа: оттаяли, проталина, первоцветы, «солнечный цветок» ,комочек, хрупкий стебелек.

Оборудование.  Картина М. Пришвановой « Ранняя весна»,предметные картинки первоцветов, горшочек с  растением мать- и – мачехи, указка.

                        Ход занятия.

  1.  Организационно- мотивационный момент. Отгадайте загадки и скажите, в какое время года это бывает.
  1. Из- под снега расцветает, раньше всех весну встречает. ( Подснежник)
  2. Рос шарик белый, пушистый, а подул ветерок- остался стебелек.

 ( Одуванчик)

_Эти цветы цветут весной.

Посмотрите на этот цветок ( В горшочке, на столе) Мы его выкопали на прошлой прогулке. Как он называется?

_Мать- и – мачеха.

Мы будем наблюдать за этим  растением. Сейчас у него красивые цветки. Какого они цвета?

  Они желтые

Скоро они  отцветут, и  появятся листочки. С одной стороны они мягкие и теплые, как руки мамы, с другой – гладкие и холодные, как руки мачехи в  сказке. Поэтому растение и называется мать- и – мачеха. Послушайте стихотворение  об этом растении.

                        МАТЬ- И –МАЧЕХА.

Золотые лепестки, хрупкий стебелек.

Распустился у реки солнечный цветок.

Только тучка набежала – сжались лепесточки,

На зеленых стебельках круглые комочки..

 Как вы думаете, почему мать- и мачеху называют солнечным цветком?

 -Она желтая, как солнышко.

2.Рассматривание картины М. Плешаковой  « Ранняя весна». Составление предложений.

Посмотрите на картину. Сегодня мы не просто будем ее рассматривать ,но  и составим интересный рассказ о том, что на ней увидим. Это будет очень интересно.  Посмотрите внимательно и скажите, кого вы видите на картине?

МЫ видим детей.

Что они делают?

Они гуляют.

Они гуляют рядом со своим детским садом или детским домом. Посмотрите на девочку в красном пальто. Что она держит в руке?

Цветочки мать- и мачехи.

Она принесет их в группу и поставит в водичку. А где девочка собирала цветы?

Она собирала их на полянке, на проталинке.

Правильно, на проталинке, где уже растаял снег. А почему снег растаял?

Пришла весна. Дни стали длиннее. Солнышко стало пригревать.

Да, солнышко поднимается выше, светит ярко и греет сильнее, поэтому снег тает, появились проталинки, побежали ручейки. А кого вы видите на березе?

 На березе сидят грачи. Они  совьют гнездо и будут выводить птенцов

Правильно, это грачи, они первыми прилетают к нам. А что делает мальчик в полосатой шапочке?

Он пускает кораблик в ручейке.

Рядом с ним стоит еще мальчик. Что он делает? Расскажите о нем.

Он смотрит на кораблик и улыбается – ему весело.

А вот девочка, что она делает?

Она сидит на скамейке и держит в руках Петрушку.

Наверное она рассказывает ему о весне. А что еще возле нее вы видите?

Рядом  стоит ведерочко и лежат формочки. Она хочет лепить из снега куличики.

Скоро снега совсем не будет – он растает. А пока его еще много, потому, что весна только вступает в свои права. Про такую весну говорят, что она ранняя. Рассмотрите, как одеты дети.  Теплая  у них одежда или легкая?

 Дети одеты в теплые куртки и вязаные шапки.

Почему они одеты тепло?

На улице еще холодно, еще лежит снег

Правильно, ранней весной на улице еще холодно. Давайте представим, что мы тоже на улице и немного замерзли. Надо погреться.

( Дети выходят из-за парт и становятся в круг)

3. Физкультурная пауза.

Воробей с березы                                Дети ритмично прыгают,

На дорогу – прыг!                                Хлопают руками по бокам.

Больше нет мороза, чик-  чирик !

Вот журчит в канавке                                 Бегут по кругу, взявшись за руки.

,быстрый ручеек,

 И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки –                                 Ритмично прыгают по кругу

Прыг, прыг, прыг!        Сначала по часовой стрелке, потом  -  против.

Вылезут букашки - -

 Чик  -  чирик!

                                                                 М Клокова.

4Рассказ воспитателя по картине.

Мы с вами рассмотрели картину, составили предложения о том, что увидели, и у нас получился рассказ. Послушайте, я его сейчас вам прочитаю.

                                 РАННЯЯ   ВЕСНА.

Наступила ранняя весна. Солнышко ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились проталинки, побежали ручейки На проталинках зацвела мать  - и –мачеха. На кустах и деревьях начали набухать почки. Прилетели грачи  и стали строить гнезда.

Собрались дети на прогулку. Они оделись потеплее, потому, что на улице еще холодно. Вышли дети на полянку. Одна девочка сорвала несколько цветочков мать - -и –мачехи. В группе она поставит цветы в воду .Мальчик пускает кораблик в ручейке. Его друг стоит рядом и улыбается. Девочка в зеленом пальто  сидит на скамеечке и рассказывает своему Петрушке о весне. Она хочет сделать куличики из последнего снега.

Детям интересно и весело весной на прогулке.

 5. Подведение итогов занятия.

Чем мы сегодня занимались? Вам понравилось составлять рассказ по картине? Хороший рассказ мы вместе составили? Кому он понравился?

 Сегодня на прогулке мы посмотрим, как тает снег,  какие побежали ручейки, есть ли проталинки, как набухли почки на деревьях. Мы возьмем кораблики и будем пускать их в ручейке..Как вы думаете, нам будет весело на прогулке?

 Вы, молодцы. Хорошо поработали на занятии. А теперь будем отдыхать.